Резолютивная часть решения оглашена 19 мая 2021 года
Решение изготовлено в полном объеме 20 мая 2021 года.
На заседании производилась видеозапись.
Комиссия Псковского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу с использованием системы видеоконференц - связи ООО "Контракт" на положение документации об электронном аукционе на Капитальный ремонт, в том числе благоустройство, МБДОУ "Центр развития ребенка-детский сад" (асфальтирование прилегающей территории, установка прогулочных беседок) (номер извещения:0157300007921000019) (далее-Аукцион) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с п.1 ч.15 ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной
системе), пунктом 3.31 административного регламента, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
05 мая 2021 года Заказчиком объявлен электронный аукцион. Извещение N 0157300007921000019 о проведении вышеуказанного Аукциона размещено в Единой информационной системе (далее ЕИС) в сети Интернет www.zakupki.gov.ru 05.05.2021 09:15.
Начальная (максимальная) цена контракта - 6 634 308,00 рубля.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе - 13.05.2021 года до 15.00.
12.05.2021 года в 15.09 (вх. N 453-з) поступила жалоба от Заявителя.
Рассмотрение жалобы состоялось 19 мая 2021 года в 11 часов 00 минут, По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика (жалоба в материалах дела):
В положении документации об аукционе не установлено дополнительное требование о наличии опыта выполнения работ соответствующих предмету контракта, в соответствии с Постановление Правительства РФ от 4 февраля 2015 г. N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям".
Представитель Уполномоченного органа не согласился с доводом Заявителя и сообщил следующее (письменные объяснения в материалах дела от 17. 05. 2021 ):
Жалоба носит формальный характер, документация содержит все сведения для подачи документов участнику, Заявитель злоупотребляет правом, его права не нарушены, дополнительные требования к участникам не должны быть установлены.
В результате рассмотрения жалобы и проведении внеплановой проверки в соответствии со ст. 99 Закона о контрактной системе установлены следующие нарушения:
Согласно п. 2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению.
В силу п.2 ч.5 ст.66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе определено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки о соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с ч.2 ст.31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Согласно ч.3 ст.31 Закона о контрактной системе перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации.
В силу ч.4 ст.31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Указанные дополнительные требования к участникам закупки установлены Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление Правительства N 99).
Пунктом 1 Постановления Правительства РФ N 99 установлено, что к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, предъявляются дополнительные требования согласно приложению N 1. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными приложением N 1 к настоящему постановлению.
Так, согласно пункту 2.2 приложения N1 к Постановлению Правительства N 99 к участникам закупки на выполнение работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) для обеспечения муниципальных нужд - 5 млн. рублей, устанавливается требование о наличии за последние 5 лет до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, в том числе линейного объекта, либо одного контракта (договора), заключенного в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" или Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" на выполнение работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории.
Стоимость такого исполненного контракта (договора) должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
При этом к документам, подтверждающим соответствие участников закупки дополнительным требованиям, относятся:
- копия исполненного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, в том числе линейного объекта, либо копия контракта (договора), сведения о котором содержатся в реестре контрактов, заключенных заказчиками в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", или в реестре договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", на выполнение работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории;
- копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке;
- копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).
Указанный документ должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
Исследовав содержание аукционной документации, Комиссия установила, что в аукционной документации, извещении дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 N 99, не установлены, что свидетельствует о нарушении части 3,4 статьи 31, пункта 2 части 1 статьи 64, п. 2.2 Постановления Правительства N 99.
Довод Ответчика о том, что при проведении спорного аукциона не требуется установления дополнительных требований к участнику не основан на нормах права.
В соответствии с Градостроительным кодексом РФ ст. 1 п. 36: благоустройство территории - деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного правилами благоустройства территории муниципального образования, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий;
В соответствии с п. 38) ст. 1 ГРкРФ элементы благоустройства - декоративные, технические, планировочные, конструктивные устройства, элементы озеленения, различные виды оборудования и оформления, в том числе фасадов зданий, строений, сооружений, малые архитектурные формы, некапитальные нестационарные строения и сооружения, информационные щиты и указатели, применяемые как составные части благоустройства территории;
В соответствии с п. 10.2) ст. 1 ГРкРФ некапитальные строения, сооружения - строения, сооружения, которые не имеют прочной связи с землей и конструктивные характеристики которых позволяют осуществить их перемещение и (или) демонтаж и последующую сборку без несоразмерного ущерба назначению и без изменения основных характеристик строений, сооружений (в том числе киосков, навесов и других подобных строений, сооружений).
Изучив предмет контракта, Локально сметный расчет N 1, обоснование НМЦК, было установлено, что предметом контракта является комплекс мероприятий по благоустройству территории, включая: устройство асфальтно бетонного полотна на проездах, к мусорным контейнерам (виды покрытия территории), установка бортового камня (сопряжения поверхностей), устройство покрытия из щебня у здания Д/С, данная смета предусматривает 40% финансирования от НМЦК контракта. Согласно Локально сметного расчета N 2, предусмотрено строительство и установка, сборка, некапитальных строений - летних веранд, включая земляные работы, устройство фундамента, монтаж металлоконструкций навесов, укладка лаг, устройство покрытий, монтаж кровли и т д.
В соответствии с ГРк РФ практически все работы, которые необходимо выполнить относятся к благоустройству территории. Все работы по контракту являются технологически взаимосвязанными, выполняются на одних и тех же участках территории детского сада.
Из материалов дела следует, что начальная цена аукциона превышала 5 миллионов рублей, следовательно, дополнительные требования должны быть установлены и приведен перечень требуемых документов, подтверждающих соответствие участников аукциона дополнительным требованиям, установленным Постановлением N 99.
Доводы ответчика о злоупотреблении правом Заявителя, о формальном составе нарушения не основаны на нормах права и документов, а лишь являются предположением представителей Администрации Плюсского района. Жалоба подана надлежащим лицом, в установленные законом сроки.
Пунктом 3.35 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы от 19 ноября 2014 г. N 727/14 установлено, что в случаях, если при рассмотрении жалобы или проведения внеплановой проверки выявлены нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, Комиссия выдает предписание об устранении допущенных нарушений.
Комиссия вправе не выдавать предписание в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе, которые не повлияли или не могли повлиять на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Согласно протоколу рассмотрения заявок, на участие в электронном аукционе от 14.05.2021 на участие в аукционе не подано заявок.
Исходя из вышеизложенного, Комиссия принимает решение о нецелесообразности выдачи предписания об устранении нарушений Закона о контрактной системы и Постановления Правительства N99.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Псковского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Контракт" обоснованной.
2. Установить в действиях Заказчика нарушение части 3,4 статьи 31, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, п. 2.2 Постановления Правительства N 99.
3. Материалы дела передать уполномоченному сотруднику для проведения административного расследования в отношении виновного должностного лица Заказчика, утвердившего положение документации об аукционе.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления федеральной антимонопольной службы по Псковской области от 20 мая 2021 г. N 060/06/31-268/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.05.2021