Резолютивная часть решения оглашена "17" мая 2021 года.
В полном объеме решение изготовлено "19" мая 2021 года. г. Тамбов
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области в составе:
председатель: руководитель управления Гречишникова Е.А.,
члены комиссии:
заместитель руководителя-начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Колодина Н.Н.,
ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Четверткова Т.В.,
в присутствии на рассмотрении жалобы представителей:
Управления по физической культуре и спорту Тамбовской области <_>,
Комитета государственного заказа Тамбовской области <_.>,
в отсутствие ООО "Джули", уведомленного надлежащим образом о рассмотрении дела,
рассмотрев посредством системы видеоконферец-связи жалобу ООО "Джули" (далее - Заявитель) на действия Управления по физической культуре и спорту Тамбовской области при проведении электронного аукциона "Строительство физкультурно-оздоровительного комплекса в городе Мичуринске" (извещение N 0164200003021001422) и проведя в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановую проверку,
УСТАНОВИЛА:
Комитет государственного заказа Тамбовской области (далее также Уполномоченный орган) 29.04.2021 опубликовал на официальном сайте в Единой информационной системе в сфере закупок и на электронной торговой площадке АО "Единая электронная торговая площадка" извещение N 0164200003021001422 о проведении электронного аукциона "Строительство физкультурно-оздоровительного комплекса в городе Мичуринске" (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена контракта - 13 091 437,43 руб.
Заказчик - Управление по физической культуре и спорту Тамбовской области.
ООО "Джули", считая документацию об аукционе несоответствующей требованиям законодательства о контрактной системе, обратилось с жалобой в антимонопольный орган. По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, включившего в состав одного лота оборудование, которое технологически и функционально не связано с предметом закупки.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа с доводом жалобы не согласились и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, с учетом своих потребностей.
Комиссия Тамбовского УФАС России, рассмотрев представленные материалы, доводы заявителя, возражения Заказчика, Уполномоченного органа, установила следующее.
Статья 8 Закона о контрактной системе определяет, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем), как установлено в части 1 указанной статьи.
Частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе закреплено, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг, а также запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Также в соответствии с ч. 1 ст. 27 Закона о контрактной системе установлено, что участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) может быть ограничено только в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Частью 1 статьи 17 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) установлено, что при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Частью 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции установлено, что наряду с установленными частью 1 настоящей статьи запретами при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений, если организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, а также при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах, запросе котировок, запросе предложений.
Нормы Закона о контрактной системе и Закона о защите конкуренции в указанной части предполагают конкуренцию как среди поставщиков, так и среди производителей товаров.
Из норм законодательства о контрактной системе следует, что в зависимости от своих потребностей заказчик в документации об аукционе должен установить требования к закупаемым товарам, работам, услугам с учетом специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств, при соблюдении установленных законодательством Российской Федерации положений, направленных на обеспечение при проведении торгов конкурентной среды.
Заказчик самостоятельно определяет предмет закупки и его состав в соответствии со своей потребностью в том или ином товаре, работе, услуге. При формировании предмета закупки Заказчик определяет свою потребность в необходимом к поставке товаре, работе, услуге, а участники закупки не вправе в той или иной форме воздействовать на волю Заказчика, как не вправе определять государственные и муниципальные нужды.
При этом, законодательство о контрактной системе определяет, что установление заказчиком параметров, характеристик, требований к товару, работам, услугам может повлечь невозможность принять участие того или иного юридического, физического лица в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), ограничить число участников закупки, поскольку не все поставщики (исполнители) могут иметь возможность поставить товар, выполнить работу, оказать услугу, соответствующую всем условиям документации об электронном аукционе.
Объектом рассматриваемой закупки является "Строительство физкультурно-оздоровительного комплекса в городе Мичуринске".
Согласно технической документации и сводному сметному расчету в состав рассматриваемой документации об аукционе включены следующие виды выполняемых работ: строительно-монтажные работы, пусконаладочные работы и др.
Анализ технической документации на строительство физкультурно-оздоровительного комплекса в городе Мичуринске показывает, что наряду со строительными работами закупается также технологическое оборудование для спортивного объекта (локальная смета на технологическое оборудование N 02-01-08): стол офисный, стул полумягкий, стол со стойкой охранника, кресло мягкое, стол письменный, шкаф для документов, шкаф для одежды, диван мягкий и т.д.
Заказчик и Уполномоченный орган пояснили, что при объявлении электронного аукциона на строительство физкультурно-оздоровительного комплекса в городе Мичуринске в один лот включены товары и работы, которые технологически и функционально связанны между собой, так как предмет закупки является единым комплексом работ, все стадии выполнения которых неразрывно связаны между собой. Деление объекта закупки на выполнение работ по строительству и поставку товара невозможно, так как закупка осуществляется на основании прошедшей государственную экспертизу проектно-сметной документации, что предусматривает результатом объект строительства, готового к эксплуатации. Кроме того, строительство объекта спорта предполагает завершение комплекса работ, которые не были выполнены в рамках государственного контракта от 16.09.2019 N 0164200003019002433. Объём закупаемого оборудования составляет около 2% от общего объёма работ по контракту, т.е. является незначительным. Заказчик считает, что осуществление одной закупочной процедуры приведет к достижению более эффективного результата в отличие от нескольких самостоятельных закупок, которые могут привести к срыву ввода объекта в эксплуатацию и затягиванию реализации мероприятия нацпроекта в целом.
При описании объекта закупки в рассматриваемой документации, сообщили представители Заказчика, не использованы указания на товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а указаны необходимые функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики товара, поставляемого в рамках исполнения контракта.
Комиссия Тамбовского УФАС России, проанализировав документацию о закупке, считает, что указанные в аукционной документации требования к товарам не нарушают прямых запретов, установленных статьей 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, направлены на определение потребностей Заказчика, поэтому спорные положения документации не могут быть признаны нарушающими требования законодательства. К тому же поставка товара составляет малую долю от цены контракта, а требуемые к поставке товары широко представлены на соответствующих товарных рынках и не требуют наличия у поставщика специальной квалификации или праворазрешительных документов при их покупке-поставке.
Заказчик вправе включить в документацию о проведении электронного аукциона такие характеристики услуги, которые отвечают его потребностям, также вправе в необходимой степени детализировать предмет электронного аукциона.
Согласно правовой позиции, выраженной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28.12.2010 N 11017/10, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения.
Кроме того, Комиссия Тамбовского УФАС России констатирует, что проектная документация на строительство физкультурно-оздоровительного комплекса в городе Мичуринске получила положительное заключение в ТОГАУ "Тамбовгосэкспертиза" от 23.04.2019 N 68-1-0040-19, от 08.10.2020 N 68-1-1-2-050383-2020 (повторное).
Комиссия Тамбовского УФАС России отмечает, что Заявитель - ООО "Джули" не явился на рассмотрение жалобы и не представил необходимых доказательств нарушения его прав и законных интересов как участника закупки, что предусмотрено частью 9 статьи 105 Закона о контрактной системе.
Доказательств ограничения условий конкуренции и обоснований довода жалобы Общество также не представило.
Кроме этого, Заявитель и иные участники закупки, в том числе потенциальные, не обосновали и не представили доказательств невозможности в силу обстоятельств, не зависящих от воли участников закупки (законодательные, торговые ограничения), принять участие в закупке и исполнить контракт.
Таким образом, на основании изложенного Комиссия Тамбовского УФАС России считает рассматриваемый довод Заявителя необоснованным.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ч.8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Тамбовского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Джули" необоснованной.
В соответствии с ч. 9 ст. 106 Закона о контрактной системе настоящее решение в течение трех месяцев со дня его принятия может быть обжаловано в арбитражный суд Тамбовской области по адресу: 392000, г. Тамбов, ул. Пензенская, 67/12.
Председатель комиссии Е.А. Гречишникова
Члены комиссии Н.Н. Колодина
Т.В. Четверткова
Исп.: Четверткова Т.В. тел: 8 (4752) 72-73-44
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от 19 мая 2021 г. N 068/06/31-399/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.05.2021