На основании части 3 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ), Постановления Правительства РФ от 1 октября 2020 г. N 1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений", приказа Иркутского УФАС России N 038/2211/21 от 29.04.2021 г. о проведении внепланового контрольного мероприятия (проверки),
инспекцией Иркутского УФАС России в составе:
руководитель Инспекции: <_..>;
участники Инспекции: <_..>;
проведено внеплановое контрольное мероприятие (проверка) в отношении заказчика - Администрации Байкальского городского поселения на предмет соблюдения требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в связи с заключением на основании пункта 9 части 1 статьи 93 Федерального закона N 44-ФЗ муниципального контракта N 002 на выполнение аварийно-восстановительных работ по ремонту моста через реку Харлакта, расположенного по адресу: РФ, Иркутская область, Слюдянский район, г. Байкальск от 27 января 2021 года.
Место нахождения Администрации Байкальского городского поселения - 665930, Иркутская обл., Слюдянский район, г. Байкальск, мкр. Южный, 3 кв-л, д.16.
В ходе проведения внеплановой проверки инспекцией Иркутского УФАС России изучены копии следующих документов:
- письменные пояснения о правомерности заключения данного контракта на основании пункта 9 части 1 статьи 93 Федерального закона N 44-ФЗ;
- муниципальный контракт N 002 на выполнение аварийно-восстановительных работ по ремонту моста через реку Харлакта, расположенного по адресу: РФ, Иркутская область, Слюдянский район, г. Байкальск от 27 января 2021 года с приложениями;
- распоряжение администрации Байкальского городского поселения от 28 июля 2019 года N 166-р;
- акт обследования объекта, поврежденного (разрушенного) в результате чрезвычайной ситуации от 20 августа 2019 года;
- требование прокуратуры Слюдянского района от 18 октября 2019 года;
- уведомление администрации Байкальского городского поселения контролирующего органа о заключении данного контракта.
Описательная часть
14 апреля 2021 года в Иркутское УФАС России от ООО "Северо-Западное Строительное-монтажное Эксплуатационное Управление" поступило обращение исх. N 1 от 07 апреля 2021 года (вх. N 5053/21 от 14 апреля 2021 года) о проведении внеплановой проверки в отношении Администрации Байкальского городского поселения.
На основании вышеназванного обращения Инспекцией Иркутского УФАС России в отношении Администрации Байкальского городского поселения проведена внеплановая проверка на предмет соблюдения требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в связи с заключением на основании пункта 9 части 1 статьи 93 Федерального закона N 44-ФЗ муниципального контракта N 002 на выполнение аварийно-восстановительных работ по ремонту моста через реку Харлакта, расположенного по адресу: РФ, Иркутская область, Слюдянский район, г. Байкальск от 27 января 2021 года.
По результатам проведенной проверки Инспекцией установлено следующее.
27 января 2021 года между Администрацией Байкальского городского поселения (далее - заказчик) и Обществом с ограниченной ответственностью "СТРОЙМОНТАЖСАЯНС" заключен муниципальный контракт N 002 на выполнение аварийно-восстановительных работ по ремонту моста через реку Харлакта, расположенного по адресу: РФ, Иркутская область, Слюдянский район, г. Байкальск (далее - Контракт).
Согласно пункту 3.1 Контракта общая стоимость работ по настоящему Контракту составляет 150 970 320, 00 рубля (Сто пятьдесят миллионов девятьсот семьдесят тысяч триста двадцать рублей 00 копеек), в том числе НДС..
Согласно пункту 5.1 Контракта сроком выполнения работ является следующее:
"-начало выполнения работ - с даты заключения контракта;
-окончание работ - 30.08.2022 г".
Указанный контракт заключен на основании пункта 9 части 1 статьи 93 Федерального закона N 44-ФЗ.
В соответствии с частью 1 статьи 24 Федерального закона N 44-ФЗ заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
В соответствии с частью 5 статьи 24 Федерального закона N 44-ФЗ заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями настоящей главы. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.
Согласно пункту 9 части 1 статьи 93 Федерального закона N 44-ФЗ закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в следующем случае: осуществления закупок товаров, работ, услуг при необходимости оказания медицинской помощи в неотложной или экстренной форме либо вследствие аварии, обстоятельств непреодолимой силы, для предупреждения (при введении режима повышенной готовности функционирования органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций) и (или) ликвидации чрезвычайной ситуации, для оказания гуманитарной помощи. При этом заказчик вправе осуществить закупку товара, работы, услуги в количестве, объеме, которые необходимы для оказания такой медицинской помощи либо вследствие таких аварии, обстоятельств непреодолимой силы, для предупреждения и (или) ликвидации чрезвычайной ситуации, для оказания гуманитарной помощи, если применение конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), требующих затрат времени, нецелесообразно.
Таким образом, необходимым условием заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) по пункту 9 части 1 статьи 93 названного закона является нецелесообразность применения иных, конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) ввиду их значительной временной длительности.
Подтопление на территории Байкальского муниципального образования, повлекшее в том числе необходимость проведения предусмотренных Контрактом работ, произошло в июле 2019 года. Режим чрезвычайной ситуации введен распоряжением Администрации Байкальского городского поселения от 28 июля 2019 года N 166-р.
20 августа 2019 года Комиссией по обследованию объекта в составе Должикова А.В., Гончарова И.А., Исаевой Л.П., Зырянова В.Н., Лощининой А.М., Хромых С.В. произведено обследование моста через реку Харлакта, расположенного по адресу: РФ, Иркутская область, Слюдянский район, г. Байкальск, по результатам которого составлен акт обследования объекта, поврежденного (разрушенного) в результате чрезвычайной ситуации от 20 августа 2019 года.
06 ноября 2019 года между заказчиком и ООО "Гильдия инженеров проектировщиков" на основании пункта 9 части 1 статьи 93 Федерального закона N 44-ФЗ заключен муниципальный контракт N 071 на разработку проектно - сметной документации на капитальный ремонт моста через реку Харлахта, расположенный по адресу: Российская Федерация, Иркутская область, Слюдянский район, г. Байкальск, микрорайон Гагарина, мост через р. Харлахта.
Вместе с тем, рассматриваемый Контракт на выполнение аварийно-восстановительных работ по ремонту моста через реку Харлакта, расположенного по адресу: РФ, Иркутская область, Слюдянский район, г. Байкальск заключен 27 января 2021 года, то есть по истечении полутора лет после возникновения указанных обстоятельств непреодолимой силы.
Сроки для осуществления закупок конкурентными способами определения поставщика (подрядчика, исполнителя) определены Федеральным законом N 44-ФЗ.
Согласно части 1 статьи 54.2 Федерального закона N 44-ФЗ извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме размещается заказчиком в единой информационной системе не менее чем за пятнадцать рабочих дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком конкурсе.
В силу части 1 статьи 54.5 Федерального закона N 44-ФЗ срок рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме конкурсной комиссией не может превышать пять рабочих дней, а в случае, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает один миллион рублей, один рабочий день с даты окончания срока подачи указанных заявок. В случае проведения открытого конкурса в электронной форме на поставку товара, выполнение работы либо оказание услуги в сфере науки, культуры или искусства этот срок не может превышать десять рабочих дней с даты окончания срока подачи указанных заявок независимо от начальной (максимальной) цены контракта.
Частью 3 статьи 54.6 Федерального закона N 44-ФЗ установлено, что днем подачи окончательных предложений о цене контракта является рабочий день, следующий после истечения одного рабочего дня с даты окончания срока рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме. В случае, если дата проведения процедуры подачи окончательных предложений о цене контракта приходится на нерабочий день, день проведения указанной процедуры переносится на следующий за ним рабочий день.
Согласно частям 1 и 2 статьи 54.7 Федерального закона N 44-ФЗ в течение одного часа с момента формирования протокола, предусмотренного частью 7 статьи 54.6 Федерального закона N 44-ФЗ, оператор электронной площадки направляет заказчику вторые части заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, поданные участниками такого конкурса, а также документы и информацию этих участников, предусмотренные частью 11 статьи 24.1 Федерального закона N 44-ФЗ. Срок рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме не может превышать три рабочих дня, а в случае, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает один миллион рублей, указанный срок не может превышать один рабочий день с даты направления заказчику вторых частей заявок на участие в таком конкурсе. В случае проведения открытого конкурса в электронной форме на поставку товара, выполнение работы либо оказание услуги в сфере науки, культуры или искусства этот срок не может превышать пять рабочих дней с даты направления заказчику вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме независимо от начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно части 10 статьи 54.7 Федерального закона N 44-ФЗ в течение одного часа после размещения в соответствии с частью 8 статьи 54.7 Федерального закона N 44-ФЗ протоколов оператор электронной площадки направляет заказчику протокол подачи окончательных предложений, указанный в части 7 статьи 54.6 Федерального закона N 44-ФЗ, за исключением случая признания конкурса несостоявшимся.
В соответствии с частью 11 статьи 54.7 Федерального закона N 44-ФЗ не позднее следующего рабочего дня после дня получения от оператора электронной площадки протокола подачи окончательных предложений, указанного в части 7 статьи 54.6 Федерального закона N 44-ФЗ, конкурсная комиссия на основании результатов оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, содержащихся в протоколах, указанных в части 6 статьи 54.5 Федерального закона N 44-ФЗ и части 7 статьи 54.7 Федерального закона N 44-ФЗ, присваивает каждой заявке на участие в открытом конкурсе в электронной форме порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в открытом конкурсе в электронной форме, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер. В случае, если в нескольких заявках на участие в открытом конкурсе в электронной форме содержатся одинаковые условия исполнения контракта, меньший порядковый номер присваивается заявке на участие в открытом конкурсе в электронной форме, которая поступила ранее других заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, содержащих такие же условия. Результаты рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме фиксируются в протоколе подведения итогов открытого конкурса в электронной форме, который подписывается всеми присутствующими на заседании членами комиссии. Оценка заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме не осуществляется в случае признания конкурса не состоявшимся в соответствии с частью 9 статьи 54.7 Федерального закона N 44-ФЗ.
Частями 2, 3 статьи 63 Федерального закона N 44-ФЗ установлено, что в случае, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает триста миллионов рублей либо начальная (максимальная) цена контракта на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства не превышает двух миллиардов рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за семь дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 63 Федерального закона N 44-ФЗ.
В соответствии с частью 2 статьи 67 Федерального закона N 44-ФЗ срок рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе не может превышать три рабочих дня с даты окончания срока подачи указанных заявок, за исключением случая, предусмотренного частью 2 статьи 63 Федерального закона N 44-ФЗ, при котором такой срок не может превышать один рабочий день с даты окончания срока подачи указанных заявок.
В силу части 3 статьи 68 Федерального закона N 44-ФЗ днем проведения электронного аукциона является рабочий день, следующий за датой окончания срока рассмотрения первых частей заявок на участие в таком аукционе. При этом электронный аукцион в случае включения в документацию о закупке в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ проектной документации проводится через четыре часа после окончания срока подачи заявок на участие в указанном электронном аукционе.
Частью 5 статьи 69 Федерального закона N 44-ФЗ урегулировано, что общий срок рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе не может превышать три рабочих дня с даты размещения на электронной площадке протокола проведения электронного аукциона.
Согласно части 8 статьи 69 Федерального закона N 44-ФЗ результаты рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе фиксируются в протоколе подведения итогов такого аукциона, который подписывается всеми участвовавшими в рассмотрении этих заявок членами аукционной комиссии, и не позднее рабочего дня, следующего за датой подписания указанного протокола, размещаются заказчиком на электронной площадке и в единой информационной системе.
Частью 9 статьи 83.2 Федерального закона N 44-ФЗ установлено, что контракт может быть заключен не ранее чем через десять дней с даты размещения в единой информационной системе указанных в части 12 статьи 54.7, части 8 статьи 69 Федерального закона N 44-ФЗ, части 13 статьи 83.2 Федерального закона N 44-ФЗ протоколов, а в случае определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения запроса котировок в электронной форме или запроса предложений в электронной форме не ранее чем через семь дней с даты размещения в единой информационной системе указанных в части 8 статьи 82.4, части 23 статьи 83.1 Федерального закона N 44-ФЗ протоколов.
Следовательно, срок проведения открытого конкурса в электронной форме и электронного аукциона с момента размещения извещения до момента подписания контракта составляет не более двух месяцев, что значительно меньше срока, прошедшего с момента возникновения обстоятельств непреодолимой силы и до момента заключения Контракта.
Указанное опровергает суждение о нецелесообразности проведения конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и свидетельствует об отсутствии условий для заключения контракта по пункту 9 части 1 статьи 93 Федерального закона N 44-ФЗ.
Таким образом, заказчиком допущено нарушение части 5 статьи 24 Федерального закона N 44-ФЗ.
Довод ООО "Северо-Западное Строительно-монтажное Эксплуатационное Управление" о том, что ООО "Строймонтажсаянск" не может быть исполнителем по Контракту в силу того, что имеет первый уровень ответственности по компенсационному фонду возмещения вреда и стоимость работ по одному договору строительного подряда составляет не более 60 миллионов рублей, в то время, как цена по данному Контракту составляет 150 970 320 рублей, не нашел своего подтверждения на основании следующего.
Так, в соответствии с частью 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, по договору подряда на осуществление сноса, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Согласно части 1 статьи 55.16 ГрК РФ саморегулируемая организация в целях обеспечения имущественной ответственности членов саморегулируемой организации по обязательствам, возникшим вследствие причинения вреда личности или имуществу гражданина, имуществу юридического лица вследствие разрушения, повреждения здания, сооружения либо части здания или сооружения, формирует компенсационный фонд возмещения вреда.
Частью 2 статьи 55.16 ГрК РФ предусмотрено, что саморегулируемая организация в случаях, установленных настоящим Кодексом, в целях обеспечения имущественной ответственности членов саморегулируемой организации по обязательствам, возникшим вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения ими обязательств по договорам подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договорам строительного подряда или договорам подряда на осуществление сноса, заключенным с использованием конкурентных способов заключения договоров, дополнительно формирует компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в случаях, предусмотренных частями 2 и 4 статьи 55.4 настоящего Кодекса.
При этом пунктом 1 части 13 статьи 55.16 ГрК РФ установлено, что минимальный размер взноса в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств на одного члена саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, выразившего намерение принимать участие в заключении договоров строительного подряда, договоров подряда на осуществление сноса с использованием конкурентных способов заключения договоров, в зависимости от уровня ответственности члена саморегулируемой организации составляет двести тысяч рублей в случае, если предельный размер обязательств по таким договорам не превышает шестьдесят миллионов рублей (первый уровень ответственности члена саморегулируемой организации).
Таким образом, из вышеназванных положений ГрК РФ следует, что указанные требования распространяются на обязательства, заключенные с использованием конкурентных способов заключения договоров, в то время, как данный Контракт заключен с единственным поставщиком без использования конкурентных способов заключения договоров, что не может свидетельствовать об обоснованности довода.
На основании вышеизложенного, по результатам внеплановой проверки Инспекцией Иркутского УФАС России в действиях заказчика установлены нарушения части 5 статьи 24 Федерального закона N 44-ФЗ.
Резолютивная часть
По результатам внеплановой (камеральной) проверки Инспекцией Иркутского УФАС России в действиях Администрации Байкальского городского поселения в связи с заключением на основании пункта 9 части 1 статьи 93 Федерального закона N 44-ФЗ муниципального контракта N 002 на выполнение аварийно-восстановительных работ по ремонту моста через реку Харлакта, расположенного по адресу: РФ, Иркутская область, Слюдянский район, г. Байкальск от 27 января 2021 года выявлены нарушения части 5 статьи 24 Федерального закона N 44-ФЗ.
Инспекцией принято решение предложить руководителю Иркутского УФАС России передать материалы настоящей проверки уполномоченному должностному лицу Иркутского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновных лиц, допустивших установленные нарушения, к административной ответственности.
Руководитель инспекции |
<_..> |
Участники инспекции |
<_..> |
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 18 мая 2021 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.05.2021