В целях осуществления контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в связи с поступлением обращения Областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Усть-Ордынский областной противотуберкулёзный диспансер" от 19 мая 2021 года, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N44-ФЗ), на основании приказа Иркутского УФАС России N___________ от 19 мая 2021 года "О проведении внеплановой проверки" инспекцией Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области (далее - Инспекция) в составе:
руководитель Инспекции:
члены Инспекции:
проведено внеплановое контрольное мероприятие (проверка) в отношении заказчика - Областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Усть-Ордынский областной противотуберкулёзный диспансер", уполномоченного органа - Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Иркутской области на предмет соблюдения требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при проведении электронного аукциона на право заключение контракта на проведение строительного контроля при осуществлении капитального ремонта здания ОГБУЗ Усть-Ордынский противотуберкулезный диспансер, по адресу: Иркутская область, Эхирит-Булагатский район, п. Усть-Ордынский, ул. Ербанова, 26 Литера А2 (6 этап), извещение N 0134200000121001476.
Место нахождения Областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Усть-Ордынский областной противотуберкулёзный диспансер" - 669001, Иркутская область, п. Усть-Ордынский, ул. Содружества, 30
Место нахождения Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Иркутской области - 664003, г. Иркутск, ул. Сухэ-Батора, 15.
В ходе проведения внеплановой проверки инспекцией Иркутского УФАС России изучены копии следующих документов:
- обращение Областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Усть-Ордынский областной противотуберкулёзный диспансер" от 19 мая 2021 года;
- извещение о проведении электронного аукциона для закупки N 0134200000121001476 "Проведение строительного контроля при осуществлении капитального ремонта здания ОГБУЗ Усть-Ордынский противотуберкулезный диспансер, по адресу: Иркутская область, Эхирит-Булагатский район, п. Усть-Ордынский, ул. Ербанова, 26 Литера А2 (6 этап)";
- документация о проведении электронного аукциона для закупки N 0134200000121001476 "Проведение строительного контроля при осуществлении капитального ремонта здания ОГБУЗ Усть-Ордынский противотуберкулезный диспансер, по адресу: Иркутская область, Эхирит-Булагатский район, п. Усть-Ордынский, ул. Ербанова, 26 Литера А2 (6 этап)";
- иные документы.
Описательная часть
В ходе проведения внеплановой проверки Инспекцией установлено следующее.
Министерством по регулированию контрактной системы в сфере закупок Иркутской области 15 апреля 2021 года в единой информационной системе в сфере закупок, размещены извещение о проведении электронного аукциона для закупки N0134200000121001476, а также документация об электронном аукционе на право заключения контракта на проведение строительного контроля при осуществлении капитального ремонта здания ОГБУЗ Усть-Ордынский противотуберкулезный диспансер, по адресу: Иркутская область, Эхирит-Булагатский район, п. Усть-Ордынский, ул. Ербанова, 26 Литера А2 (6 этап)" (далее-документация об электронном аукционе).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 980 611 руб. 55 коп.
На участие в электронном аукционе подано 7 заявок.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 30.04.2021 N0134200000121001476-3, победителем признано Общество с ограниченной ответственностью "ИНЖЕНЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ИНТЕГРА".
Инспекцией установлено, что Общество с ограниченной ответственностью "ИНЖЕНЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ИНТЕГРА" является также победителем электронного аукциона на капитальный ремонт здания ОГБУЗ Усть-Ордынский противотуберкулезный диспансер, по адресу: Иркутская область, Эхирит-Булагатский район, п. Усть-Ордынский, ул. Ербанова, 26 Литера А2 (6 этап).
Согласно Разъяснений Федеральной антимонопольной службы от 23 декабря 2019 г. "О правомерности выполнения строительно-монтажных работ и проведения строительного контроля одной организацией" установлено, что отклонение участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) или отказ от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в случае если исполнитель по выполнению функций строительного контроля и подряда является одним и тем же лицом, Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" не установлено.
Вместе с тем, статьей 6 Федерального закона N44-ФЗ предусмотрено, что контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона N44-ФЗ контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Частью 1 статьи 12 Федерального закона N44-ФЗ установлено, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В силу части 1 статьи 2 Федерального закона N44-ФЗ законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 Федерального закона N44-ФЗ. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Обязанность по проведению строительного контроля при осуществлении строительных работ предусмотрена статьей 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N190-ФЗ (далее - ГрК РФ).
Частью 1 статьи 53 ГрК РФ предусмотрено, что строительный контроль проводится в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в целях проверки соответствия выполняемых работ проектной документации (в том числе решениям и мероприятиям, направленным на обеспечение соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов), требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также разрешенному использованию земельного участка и ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 53 ГрК РФ строительный контроль проводится лицом, осуществляющим строительство. В случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительного подряда строительный контроль проводится также застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором либо привлекаемыми ими на основании договора индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом. Застройщик или технический заказчик по своей инициативе может привлекать лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, для проверки соответствия выполняемых работ проектной документации.
Согласно Письма Минстроя России от 20.12.2018 N 55067-ОГ/08 "По вопросам строительного контроля" проведение строительного контроля и непосредственного строительства объекта капитального строительства одним и тем же лицом противоречит положениям Гражданского кодекса Российской Федерации.
Положение о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 г. N 468, описывает порядок проведения строительного контроля, при котором обязанностью подрядчика является осуществление непосредственно строительного контроля, обязанностью заказчика при этом является осуществление строительного контроля с учетом проведения соответствующих контрольных мероприятий в отношении работы подрядчика.
Очевидно, в этой связи, что соответствующие контрольные мероприятия, осуществляемые в рамках строительного контроля заказчиком в отношении подрядчика, не могут осуществляться самим подрядчиком.
Данная позиция подтверждается Разъяснением ФАС России "О правомерности выполнения строительно-монтажных работ и проведения строительного контроля одной организацией", если строительство осуществляется на основании договора, строительный контроль должен осуществляться как лицом, непосредственно осуществляющим строительство (то есть подрядчиком, генеральным подрядчиком), так и заказчиком (застройщиком) - наряду, но никак не вместо подрядчика.
Это следует и из норм Положения о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 N 468 (далее - Положение). Конкретный перечень мероприятий, которые проводятся подрядчиком в рамках осуществления строительного контроля, приведен в пункте 5 Положения. Применительно к заказчику соответствующий перечень содержится в пункте 6 Положения. Как видно из последнего перечня, именно на заказчика (застройщика) возложен "итоговый" контроль. В частности, согласно подпункту "а" пункта 6 Положения именно заказчик в ходе проведения строительного контроля проверяет полноту и соблюдение сроков выполнения подрядчиком входного контроля, а также достоверность документирования его результатов.
Таким образом, подрядчику (генеральному подрядчику) по договору строительного подряда не могут быть переданы функции заказчика по контролю за строительством. Заказчик (застройщик) обязан обеспечить строительный контроль либо путем личного его осуществления, либо путем возложения данной обязанности на лицо, не выполняющее работы по договору строительного подряда.
Следовательно, заключение контракта с Обществом с ограниченной ответственностью "ИНЖЕНЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ИНТЕГРА" не будет способствовать достижению целей и принципов контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В этой связи, Инспекция приходит к выводу, о нарушении требований статьи 6, части 1 статьи 8, части 1 статьи 12 Федерального закона N44-ФЗ.
Инспекция приходит к выводу о необходимости выдачи предписания об устранении допущенных нарушений.
Заключительная часть
По результатам внеплановой (камеральной) проверки Инспекцией Иркутского УФАС России в действиях заказчика - Областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Усть-Ордынский областной противотуберкулёзный диспансер", уполномоченного органа - Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Иркутской области выявлены нарушения статьи 6, части 1 статьи 8, части 1 статьи 12 Федерального закона N44-ФЗ.
Инспекцией Иркутского УФАС России принято решение выдать предписание
Областному государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Усть-Ордынский областной противотуберкулёзный диспансер", Министерству по регулированию контрактной системы в сфере закупок Иркутской области выдать предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд путем отмены протокола подведения итогов электронного аукциона от 30.04.2021 N0134200000121001476-3 и проведения процедуры рассмотрения вторых частей повторно.
Руководитель инспекции |
|
Участники инспекции |
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 19 мая 2021 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.05.2021