Резолютивная часть решения объявлена 14.05.2021 года.
Решение в полном объеме изготовлено 19.05.2021 года.
Комиссия Иркутского УФАС России по контролю соблюдения законодательства о закупках, торгах, порядке заключения договоров, порядке осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: <...>;
Члены Комиссии: <...>;
в отсутствие представителей Общества с ограниченной ответственностью "ЛВД" (далее - ООО "ЛВД", заявитель), представителей ОГБУЗ "Усть-Кутская районная больница" (далее - заказчик);
рассмотрев жалобу заявителя на положения документации о проведении электронного аукциона на поставку расходных материалов (шовный материал), извещение N 0334300173321000106 (далее - электронный аукцион), в порядке, предусмотренном статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Федеральный закон N 44-ФЗ), Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Регламент ФАС), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии со статьей 99 Федерального закона N 44-ФЗ,
УСТАНОВИЛА:
В Иркутское УФАС России года поступила жалоба заявителя на положения документации о проведении электронного аукциона.
Из доводов заявителя следует, что Заказчиком:
1. В позициях 1-13 установил требования не соответствующие ГОСТ 31620-2012, ГОСТ 26641-85, указанных в пунктах технического задания, а именно: размер нити, длина нити, длина иглы и требование к упаковке.
2. в позициях 15-20 заказчиком установлен такой параметр, как Диаметр тела иглы 0,7366 мм. Данный параметр может быть установлен только при проведении испытании, так как ни отражается ни в одном из документов требуемых заказчиком, в том числе не отражен ни на групповой, ни на индивидуальной упаковке шовного материала.
3. Заказчик умышленно водит в заблуждение потенциальных участников, указывая цвет нити. Желтый цвет нити обусловлен наличием антимикробного препарата нитроксолин и не имеет аналогов.
Заказчиком представлены возражения на жалобу заявителя, в которых он считает доводы жалобы необоснованными.
Изучив представленные материалы, Комиссия Иркутского УФАС пришла к следующему выводу.
В единой информационной системе в сфере закупок, на сайте www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) опубликовано извещение о проведении электронного аукциона N 0334300173321000106, и аукционная документация на поставку расходных материалов (шовный материал) (далее-документация об электронном аукционе).
Начальная (максимальная) цена контракта составила 366 112,40 рублей.
Комиссия, проанализировав доводы жалобы и возражения Заказчика приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно части 3 статьи 66 Федерального закона N 44-ФЗ первая часть заявки на участие в электронном аукционе, за исключением случая, предусмотренного частью 3.1 настоящей статьи, должна содержать:
1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:
а) наименование страны происхождения товара;
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
Согласно Письму Минфина России от 29.06.2020 N 24-03-07/55769 "Об указании в первой части заявки на участие в электронном аукционе информации о конкретных показателях товара в соответствии с подпунктом "б" пункта 2 части 3 статьи 66 Закона N 44-ФЗ при осуществлении закупки товаров, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, первая часть заявки на участие в электронном аукционе, за исключением случая, предусмотренного частью 3.1 указанной статьи, должна содержать конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе. Таким образом, информация о конкретных показателях товара предоставляется участником закупки в первой части заявки только в случае, если условиями контракта предусмотрена поставка товара, в том числе при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг.
Таким образом, Федеральный закон N 44-ФЗ не запрещает Заказчикам устанавливать конкретные характеристики товара.
Частью 1 статьи 1 Федерального закона N 44-ФЗ установлено, что настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Согласно статьи 10 Федерального закона N 44-ФЗ заказчики при планировании и осуществлении закупок должны исходить из приоритета обеспечения государственных и муниципальных нужд путем закупок инновационной и высокотехнологичной продукции.
Согласно части 1 статьи 12 Федерального закона N 44-ФЗ государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Следовательно, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения закупок, является не только обеспечение максимально широкого круга участников закупки, но и выявление в результате закупки лица, исполнение контракта которым в большей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд.
В зависимости от своих потребностей заказчик в документации об аукционе в праве установить требования, в частности, к качеству, техническим характеристикам (потребительским свойствам) товара с учётом специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств, при соблюдении установленных законодательством Российской Федерации положений, направленных на обеспечение при проведении торгов конкурентной среды.
Соответственно, заказчик вправе включить в аукционную документацию такие характеристики и требования, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупок.
Из системного толкования приведённых норм следует, что на сегодняшний день законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование заказчиком своего заказа, исходя из потребностей последнего.
Так, Федеральный закон N 44-ФЗ не обязывает заказчика при определении характеристик поставляемого товара устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям, маркам товара, не предусматривает ограничения по включению в документацию электронного аукциона требований к товарам, являющихся значимыми для заказчика, равно как и не предусматривает обязанность заказчика в аукционной документации обосновывать свои потребности и причины при установлении требований к товарам и их характеристикам. Выбор показателей и характеристик объекта закупки остается за заказчиком.
Аналогичная позиция подтверждена Президиумом Верховного суда РФ в "Обзоре судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Обзор). Согласно указанному Обзору по общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
Согласно правовой позиции, отраженной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28.12.2010 г. N11017/10 по делу N А06-6611/2009, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Таким образом, заказчиком в аукционной документации установлены требования к товарам с учетом собственных потребностей и исходя из специфики осуществляемой деятельности.
Вместе с тем, из технического задания аукционной документации следует, что Заказчику требуется:
1) Позиция N 1: нить хирургическая полипропиленовая диаметром 0,200-0,249 мм, длиной нити 75-80 см, с одной атравматической режущей иглой, длина которой должна быть 30_1 мм, окружность 3/8;
2) Позиция N 2: нить хирургическая полипропиленовая диаметром 0,150-0,199 мм, длиной нити 45-50 см, с одной атравматической колющей иглой, длина которой должна быть 22_1 мм, окружность 1/2;
3) Позиция N 5: нить хирургическая из полиэфира диаметром 0,350-0,399 мм, длиной нити 75-80 см, с одной атравматической колющей иглой, длина которой должна быть 30_1 мм, окружность 1/2;
4) Позиция N 15: нить хирургическая полиамидная, мононить метрический размер 3, длиной нити 40-50 см, с режущей иглой, длина которой должна быть 39,5 - 40,5 мм, окружность 3/8.
В силу ч. 2 ст. 33 Закона "О контрактной системе" документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товаров установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В рассматриваемом случае Заказчик, во исполнение вышеуказанной нормы, установил максимальные и минимальные значения показателей закупаемого товара, а также показатели, которые не могут изменяться.
Согласно таблице диаметров шовных материалов, приведенной в п. 5.4. ГОСТ 31620 - 2012 "Материалы хирургические шовные", диаметр шовного материаламожет быть следующим: 0,150-0,199 мм (метрический размер 1,5), 0,200-0,249 мм (метрический размер 2), 0,300-0,349 мм (метрический размер 3), 0,350-0,399 мм (метрический размер 3,5).
Таким образом, указанный в аукционной документации диаметр нити соответствует ГОСТу 31620-2012, что опровергает доводы Заявителя жалобы. Заказчику не ясно, чем он ввел в заблуждение Заявителя. В ГОСТе есть данные диаметра и есть метрический размер. Заказчику для выполнения возложенных на него обязанностей необходимы нити с диаметром, входящим в данный диапазон, что не противоречит ГОСТ 31620-2012.
Длина нити 75-80 см. Потенциальный Поставщик должен указать значение, которое входит в данный диапазон, а именно: 75, 76, 77, 78, 79 или 80 см.
Конкретные показатели длины шовного материала ГОСТом 31620-2012 не предусмотрены, поэтому указаны Заказчиком исходя из своих потребностей.
Считаем необоснованной ссылку ООО "ЛВД" на необходимость применения Заказчиком п. 6.5, 6.5.1. ГОСТа 31620-2012 в части определения длины шовного материала с помощью измерительной линейки. Указанные нормы применяются при испытании шовного материала и расположены в разделе "Методы испытаний". Заказчик в данном случае приобретает товар, а не осуществляет его производство и последующее испытание.
Согласно п. 1.1. ГОСТа 26641-85 "Иглы атравматические" хирургические иглы выпускаются прямые, прямые с изогнутым концом острия, изогнутые на 2/8, 3/8, 4/8 и 5/8 окружности. Таким образом, указанные в аукционной документации окружности атравматических игл соответствуют требованиям ГОСТа 26641-85.
Конкретные показатели длины атравматических игл ГОСТом 26641-85 не предусмотрены, поэтому указаны Заказчиком исходя из своих потребностей.
Показатель диаметра тела иглы по п. 15 аукционной документации установлен с учетом метрического размера (диаметра) хирургической нити. Диаметр иглы должен превышать диаметр хирургической нити. Кроме того, такая игла применяется для сшивания наиболее плотных тканей, кожи, поэтому её диаметр должен быть достаточно большим, чтобы игла могла выдерживать нагрузку.
ООО "ЛВД" пришло к выводу о нарушении при составлении аукционной документации требований и. 7.2.2, 7.2.3. ГОСТа 31620-2012, которые касаются маркировки продукции.
Маркировкой товара занимается его производитель, который обязан соблюдать требования п. 7.2.2, 7.2.3. ГОСТа 31620-2012.
Довод заявителя о нарушении описания объекта закупки в соответствии с ГОСТ 31620-2012, ГОСТ 26641-85 не находит своего подтверждения в связи с тем, что Заказчик устанавливает требование о том, что товар должен быть изготовлен, упакован и маркирован в соответствии с ГОСТ 31620-2012, ГОСТ 26641-85; данные ГОСТы, устанавливают общие требования к шовным материалам, иглам атравматическим, их упаковке, маркировке, стерилизации, информации для потребителя и предназначен для применения при разработке, производстве, регистрации и сертификации. Заявитель или не до конца разобрался в данном вопросе, либо намеренно вводит в заблуждение комиссию У ФАС.
Единственное требование к упаковке, установленное Заказчиком в оспариваемых позициях аукционной документации -шовный материал должен быть упакован в индивидуальный стерильный блистер, открывающийся путем разделения на верхний и нижний лепестки.
При этом Заказчиком приведено обоснование указанного требования: открывание путем разделения на верхний и нижний лепестки не требует использования стерильного инструмента и обеспечивает быстрый и комфортный доступ оперирующего специалиста к изделию.
Также стоит отметить, что товар закупается для использования его при хирургических вмешательствах, в том числе при оказании высокотехнологичной медицинской помощи, экстренной медицинской помощи. Обзор продукции многих отечественных и зарубежных производителей шовных материалов свидетельствует о большом разнообразии видов упаковок. Но для Заказчика является принципиальным использование упаковки, открывающейся путем разделения на верхний и нижний лепестки. Так как, открывание путем разделения на верхний и нижний лепестки не требует использования стерильного инструмента и обеспечивает быстрый и комфортный доступ оперирующего специалиста к изделию. Упаковка является функциональной характеристикой. Использование подобной упаковки исключает потребность использовать дополнительные инструменты. Упаковка шовного материала, открывающаяся путем разделения на верхний и нижний лепестки, позволяет в ходе проведения операций и хирургических вмешательствах минимизировать время для извлечения шовного материала из стерильного носителя с целью снижения риска постоперационных осложнений и осложнений, которые могут возникнуть в ходе хирургических операций.
В данном случае упаковка товара в индивидуальный стерильный блистер, открывающийся путем разделения на верхний и нижний лепестки, является для Заказчика значимой характеристикой. Насечки для вскрытия упаковки с шовным материалом не так удобны, поскольку очень часто при отрывании по насечке упаковка рвется не ровно и отрываемый край не доходит до второй насечки, что приводит к отрыванию только угла упаковки. В результате медицинскому персоналу приходится прикладывать дополнительные усилия и время для вскрытия упаковки. При открывании упаковки путем разделения на верхний и нижний лепестки такого не происходит.
Следует отметить, что изделия с вышеуказанной упаковкой широко представлены на рынке и выпускаются рядом производителей, например: Этикон (Джонсон и Джонсон), Балумед, Ковидиен (Медтроник), Ангиолайн, Политехмед, Атрамат , Элемаар, и др.
Таким образом, Комиссия Иркутского УФАС России приходит к выводу о необоснованности довода жалобы.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 106 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу заявителя необоснованной;
2. Направить копии решения сторонам по жалобе;
3. Прекратить процедуру приостановления определения поставщика, (подрядчика, исполнителя) введенное в связи с поступлением рассмотренной жалобы.
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии |
<...> |
Члены комиссии |
<...> <...> |
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 19 мая 2021 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.05.2021