Резолютивная часть решения объявлена 18.05.2021 года.
Решение в полном объеме изготовлено 21.05.2021 года
Комиссия Иркутского УФАС России по контролю соблюдения законодательства о закупках, торгах, порядке заключения договоров, порядке осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: <_>;
Члены Комиссии: <_>;<_>;
В отсутствии представителей Администрации города Иркутска (далее-заказчик), Комитета по экономике и стратегическому планированию администрации города Иркутска (далее -уполномоченный орган), ООО "АйТи-Сервис" (далее - заявитель, ООО "АйТи-Сервис");
рассмотрев жалобу заявителя на положения документации об электронном аукционе "Услуги по сопровождению, консультационному обслуживанию, доработке и настройке отчетов, анализу бухгалтерских баз программных продуктов "1С:Предприятие"", извещение N 0134300097521000153 (в порядке, предусмотренном статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Федеральный закон N 44-ФЗ), Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Регламент ФАС),
УСТАНОВИЛА:
В Иркутское УФАС России поступила жалоба заявителя на положения документации об электронном аукционе.
Из доводов заявителя следует, что Заказчиком, уполномоченным органом допущены следующие нарушения Федерального закона N 44-ФЗ:
Разделом 7 Приложения N 1 к Муниципального контракта на право заключения контракта на оказание услуг по сопровождению, консультационному обслуживанию, доработке и настройке отчетов, анализу бухгалтерских баз программных продуктов "1С: Предприятие" установлено, что для эффективного сопровождения ИС исполнитель услуг должен обеспечить наличие у специалиста определенный перечень сертификатов, вместе с тем, документацией об электронном аукционе N 165/21-ЭА такие требования Заказчиком не установлены. Помимо этого, ч. 1, 1.1 ст. 31 Федерального закона N 44-ФЗ отсутствуют положения о необходимости наличия у Исполнителей каких-либо сертификатов.
Уполномоченным органом представлены возражения на жалобу заявителя, из содержания которых следует, что уполномоченный орган считает доводы жалобы необоснованными.
Изучив представленные материалы, Комиссия Иркутского УФАС пришла к следующему выводу.
В единой информационной системе в сфере закупок, на сайте www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) опубликовано извещение о проведении электронного аукциона N 0134300097521000153, и аукционная документация Услуги по сопровождению, консультационному обслуживанию, доработке и настройке отчетов, анализу бухгалтерских баз программных продуктов "1С:Предприятие"", (далее-документация об электронном аукционе).
(Начальная (максимальная) цена контракта составила 406 000 рублей.
Комиссия, исследовав материалы дела, доводы заявителя, возражения уполномоченного органа, приходит к выводу о необоснованности доводов жалобы на основании следующего.
Требования к содержанию документации о проведении электронного аукциона установлены в статье 64 Федерального закона N 44-ФЗ.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Федерального закона N 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, наименование и описание объекта закупки.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Частью 1 статьи 1 Федерального закона N 44-ФЗ установлено, что настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Согласно статьи 10 Федерального закона N 44-ФЗ заказчики при планировании и осуществлении закупок должны исходить из приоритета обеспечения государственных и муниципальных нужд путем закупок инновационной и высокотехнологичной продукции.
Согласно части 1 статьи 12 Федерального закона N 44-ФЗ государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Следовательно, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения закупок, является не только обеспечение максимально широкого круга участников закупки, но и выявление в результате закупки лица, исполнение контракта которым в большей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд.
Согласно части 2 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом (часть 3 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ).
В зависимости от своих потребностей заказчик в документации об аукционе в праве установить требования, в частности, к качеству, техническим характеристикам (потребительским свойствам) товара с учётом специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств, при соблюдении установленных законодательством Российской Федерации положений, направленных на обеспечение при проведении торгов конкурентной среды.
Соответственно, заказчик вправе включить в аукционную документацию такие характеристики и требования, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупок.
Из системного толкования приведённых норм следует, что на сегодняшний день законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование заказчиком своего заказа, исходя из потребностей последнего.
Установление требований к участникам закупки регулируются положениями статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ.
Так, согласно пункту 1 части 1 статьи Федерального закона N 44-ФЗ при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в т.ч. о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Частью 2 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ определено, что Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования. Дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, установлены постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 N 99.
В пункте 24 "Требования, предъявляемые к участникам аукциона и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 44-ФЗ" раздела II "Информационная карта электронного аукциона" документации об электронном аукционе к участникам закупки указано, что в составе заявки необходимо предоставить документ, подтверждающий право участника электронного аукциона на оказание услуг, являющихся предметом контракта, в соответствии со статьей 1238 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В пункте 25 "Требования, предъявляемые к участникам аукциона и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками аукциона в соответствии с частью 2 статьи 31 44-ФЗ" раздела II "Информационная карта электронного аукциона" документации об электронном аукционе к участникам обжалуемой закупки определено, что такие дополнительные требования не установлены.
Таким образом, документация об аукционе не содержит специальных дополнительных требований о наличии у участников обжалуемой закупки каких-либо сертификатов и о необходимости их предоставления в составе заявки на участие в аукционе, что опровергает доводы Заявителя.
Установлено, что раздел 7 Приложения N1 к проекту Контракта является Техническим заданием к оказанию услуг по сопровождению, консультационному обслуживанию, доработке и настройка отчетов, анализ зарплатных и бухгалтерских баз программных продуктов "1С:Предприятие". В указанном разделе проекта контракта определено, что для эффективного сопровождения Исполнителю услуг (не участнику закупки) необходимо обеспечить наличие специалистов с соответствующими сертификатами.
Таким образом, Комиссия, проанализировав положения документации об электронном аукционе, не находит нарушений Федерального закона N 44-ФЗ.
В соответствии с частью 9 статьи 105 Федерального закона N 44-ФЗ к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Согласно пункту 3.33 Приказа ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд" решение принимается Комиссией простым большинством голосов членов Комиссии, присутствовавших на заседании Комиссии, на основании документов и сведений, представленных на заседание Комиссии.
Из приведенных положений Федерального закона N 44-ФЗ следует, что обязанность доказывания нарушения своих прав и законных интересов лежит на подателе жалобы.
Вместе с тем, в нарушение указанных норм Федерального закона N 44-ФЗ заявителем не представлено документальных подтверждений обоснованности доводов жалобы, а также доказательств того, каким образом действия заказчика, уполномоченного органа нарушают его права и законные интересы, доказательств наступления последствий в виде ограничения конкуренции.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Регламентом ФАС, Комиссия по контролю за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "АйТи-Сервис" необоснованной;
2. Направить копии решения сторонам по жалобе;
3. Оператору электронной площадки отменить процедуру приостановления
определения поставщика в части подписания контракта.
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 21 мая 2021 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.05.2021