Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок (далее по тексту - Комиссия) в составе:
*
посредством использования интернет-видеоконференции, которая обеспечивает возможность участия сторон, в 16-30 при участии представителей:
- заказчика в лице Министерства здравоохранения Свердловской области *
- уполномоченного органа в лице Департамента государственных закупок Свердловской области *
- заявителя в лице ООО "ЭНДОМАРКЕТ" *
- слушателя в лице Уральской торгово-промышленной палаты *
рассмотрев жалобу ООО "ЭНДОМАРКЕТ" (443125, Самарская обл., г. Самара, ул. Губанова, д. 3, эт. 3, оф. 306) о нарушении заказчиком в лице Министерство здравоохранения Свердловской области (620014, Свердловская обл., г. Екатеринбург, ул. Вайнера, д. 34Б), уполномоченным органом в лице Департамента государственных закупок Свердловской области (620004, Свердловская обл., г. Екатеринбург, ул. Малышева, д. 101), закупочной комиссией при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на закупку системы эндоскопической визуализации (извещение N 0162200011821000390), Федерального Закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области поступила жалоба ООО "ЭНДОМАРКЕТ" (вх. N 01-13294 от 11.05.2021 г.) о нарушении заказчиком в лице Министерства здравоохранения Свердловской области, уполномоченным органом в лице Департамента государственных закупок Свердловской области, закупочной комиссией при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на закупку системы эндоскопической визуализации (N 0162200011821000390), Закона о контрактной системе, соответствующая требованиям статьи 105 Закона о контрактной системе.
В своей жалобе заявитель ООО "ЭНДОМАРКЕТ" указал, что закупочная комиссия не правомерно признала заявку заявителя несоответствующей требованиям закупочной документации, Закона о контрактной системе, просил признать жалобу обоснованной.
Представители заказчика и уполномоченного органа с доводом жалобы не согласились, просили признать ее необоснованной.
Жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном ст.106 Закона о контрактной системе. Проведя анализ представленных материалов на рассмотрение жалобы, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области пришла к следующим выводам.
29.03.2021 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в сети "Интернет" (http://zakupki.gov.ru) (далее по тексту - единая информационная система) заказчиком размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0162200011821000390 и закупочная документация на закупку системы эндоскопической визуализации.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 204 794 962,38 рублей.
30.04.2021 г. аукционной комиссией была проведена процедура рассмотрения вторых частей заявок на участие в аукционе, по ее итогам составлен Протокол подведения итогов электронного аукциона от 30.04.2021 N0162200011821000390-3, подписанный присутствующими на заседании членами комиссии.
В соответствии с указанным протоколом заявка с идентификационным номером 109702480 участника закупки ООО "ЭНДОМАРКЕТ" признана не соответствующей требования закупочной документации на основании "ч. 6.1 ст. 66 Федерального закона N 44-ФЗ: представление недостоверной информации, содержащейся в документах, представленных в соответствии с пп. "б" п. 2 ч. 3 ст. 66 Федерального закона N 44-ФЗ, а именно:
"Участник закупки в первой части заявки предлагает Систему видеоэндоскопическую HD-500, страна происхождения Китай (согласно регистрационному удостоверению от 05.07.2018 NРЗН 2018/7326 производителем данной системы является SonoScape Medical Corp.) со следующими характеристиками, предусмотренными Частью II "Описание объекта закупки": "п. 3.1 Электронный блок для подключениявидеоэндоскопов: диагностические для взрослых, для детей; терапевтические; широко-канальные; двух-канальные (видеогастроскопы, видеоколоноскопы, видеодуоденоскопы, видеобронхоскопы, ультразвуковые видеоэндоскопы) - наличие; п. 3.12 Возможность сопряжения с ультразвуковой системой для использования ультразвуковых видеоэндоскопов - наличие; п. 6.2 Оптическая система визуализации сосудов в узком спектре освещения - наличие".
Согласно письма от 28.04.2021 N 17, полученного от официального дистрибьютера SonoScape Medical Corp ООО "Современные технологии", у предложенного участником закупки оборудования:
- электронный блок видеопроцессора не поддерживает подключение видеоэндоскопов: диагностических для детей; двух-канальных (видеодуоденоскопы, видеобронхоскопы, ультразвуковые видеоэндоскопы);
- отсутствуют возможность сопряжения с ультразвуковой системой для использования ультразвуковых видеоэндоскопов и оптическая система визуализации сосудов в узком спектре освещения видеогастроскоп (поддерживается виртуальная система визуализации сосудов).
Таким образом, в составе заявки участника закупки на участие в электронном аукционе содержатся недостоверные сведения".
Описание объекта закупки с указанием всех функциональных характеристик (потребительских свойств) поставляемого товара содержится в разделе II документации об аукционе.
Пунктом 13.1 Части I документации об аукционе установлены требования к первой части заявки на участие в аукционе: Первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать:
1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) наименование страны происхождения товара;
3) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии).Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
Как установлено Комиссией Свердловского УФАС России и не оспаривается заявка ООО "ЭНДОМАРКЕТ" содержала характеристики системы эндоскопической визуализации производителя SonoScape Medical Corp., соответствующие требованиям Описания объекта закупки.
Согласно ч.6.1 ст.66 Закона о контрактной системе в случае установления недостоверности информации, содержащейся в документах, представленных участником электронного аукциона в соответствии с частями 3, 5, 8.2 настоящей статьи, аукционная комиссия обязана отстранить такого участника от участия в электронном аукционе на любом этапе его проведения.
Согласно п.1 ч.4 ст.67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации.
Представителями заказчика по основаниям отклонения заявки заявителя пояснено, что согласно официального сайта ООО "Соноскейп" (г. Самара, г. Москва, г. Санкт-Петербург) является представителем производителя. Также был направлен запрос ООО "Соноскейп", но ответ от официального представителя предоставлен не был.
В рамках проверки достоверности поступившей от участника в составе его заявки сведений о предлагаемо к поставке товаре заказчиком была проанализирована информация содержащаяся в государственном реестре медицинских изделий и организаций (индивидуальных предпринимателей), осуществляющих производство и изготовление медицинских изделий (https://roszdravnadzor.gov.ru/). По результатам данного анализа заказчиком установлено, что на территории России отсутствуют зарегистрированные видеодуоденоскопы производства SONOSCAPE MEDICAL CORP. в связи с чем, заказчик пришел к выводу о том, что участник декларирует возможность использования системы эндоскопической визуализации производства SONOSCAPE MEDICAL CORP с несуществующими видеодуоденоскопами.
Кроме того, заказчиком 28.04.2021 в адрес ООО "Современные Технологии" было направлено письмо с просьбой предоставить технические характеристики на систему видеоэндоскопическую HD-500. В ответ на указанное обращение 28.04.2021 от ООО "Современные технологии" Министерством здравоохранения Свердловской области получено письмо, в котором, в частности, указано следующее: "ООО "Современные технологии" является официальным дистрибьютором завода производителя эндоскопического оборудования "Соноскейп Медикал Корп".
Характеристики эндоскопической системы SonoScape HD-500 (в соответствии с регистрационным удостоверением РЗН 2018/7326) не в полном объеме соответствует требованиям, установленным в Приложении к запросу.
Для организации закупки просим изменить следующие параметры:
1. п. 2.3 "Диагональ, дюйм" - внести корректировку в содержание показателя с "Не менее 26" на "Не менее 24". Фактическое значение системы - 24 дюйма.
2. п. 3.1 "Электронный блок для подключения видеоэндоскопов: диагностические для взрослых, для детей; терапевтические; широко-канальные; двух-канальные (видеогастроскопы, видеоколоноскопы, видеодуоденоскопы, видеобронхоскопы, ультразвуковые видеоэндоскопы)" заменить на "Электронный блок для подключения видеоэндоскопов: диагностические для взрослых; терапевтические; широко-канальные; двух-канальные (видеогастроскопы, видеоколоноскопы)"
В соответствии с РУ РЗН 2018/7326 система поддерживает видеоэндоскопы диагностические для взрослых; терапевтические; широко-канальные; двух-канальные (видеогастроскопы, видеоколоноскопы).
3. п. 3.12 "Возможность сопряжения с ультразвуковой системой для использования ультразвуковых видеоэндоскопов" исключить.
4. п. 6.2 "Оптическая система визуализации сосудов в узком спектре освещения" заменить на "Виртуальная хромоэндоскопия (Виртуальная система визуализации сосудов)".
При принятии закупочной комиссией решения о допуске или отклонении заявки участника, в т.ч. в части предоставления таким участником в составе своей заявки недостоверных сведений, бремя доказывания правомерности и обоснованности таких действий лежит на закупочной комиссии. При этом правомерность действий закупочной комиссии должна основываться в т.ч. на доказательствах, подтверждающих обоснованность такого решения, которое принимает закупочная комиссия. Под доказательствами, в свою очередь, понимаются любые фактические данные, на основании которых представляется возможным установить наличие или отсутствие определенных обстоятельств, имеющих значение для принятия решения.
ООО "ЭНДОМАРКЕТ" в качестве обоснования соответствия предложенного к поставке товара требованиям документации об аукционе предоставлено письмо от 06.05.2021 года б/н завода производителя SonoScape Medical Corp.
В соответствии с представленным SonoScape Medical Corp. ответом от завода изготовителя от 06.05.2021 г. Nб/н, наличие заявленных технических характеристик предоставляемого к поставке ООО "ЭНДОМАРКЕТ" товара (Soon Scape HD-500) подтверждается следующим:
- Система HD-500 имеет технические возможности подключения видеоэндоскопов, таких как: диагностические для взрослых, педиатрические; видеогастроскопы/видеоколоноскопы с несколькими каналами; эндоскопы с увеличенным каналом; (видеодуоденоскопы, видеобронхоскопы, ультразвуковые видеоэндоскопы)
- Видеоэндоскопическая система HD-500 сопрягается с ультразвуковой системой по средствам ультразвукового эхоэндоскопа EG-UR5.
- Оптическая система визуализации сосудов в узком спектре реализована на Видеоэндоскопической системе HD-500 режимом VIST.
Также компания SonoScape Medical Corp., сообщает что на сегодняшний день не уполномочивала ни какие юридические и физические лица, находящиеся на территории Российской Федерации, представлять интересы, принимать решения, и выступать от имени SonoScape Medical Corp. в спорных вопросах, касающихся продукции компании SonoScape Medical Corp.
Комиссия Свердловского УФАС России, рассматривая действия закупочной комиссии в совокупности с доказательствами, представленными заказчиков в подтверждение оснований отклонения заявки ООО "ЭНДОМАРКЕТ" с учетом вышеуказанного письма от 06.05.2021 года б/н завода производителя SonoScape Medical Corp. считает действия закупочной комиссии по отклонению заявки заявителя жалобы как представившего недостоверные сведения необоснованными, не подтвержденными достаточными для этого доказательсвами.
Согласно ч.6 ст.66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 или 3.1 и 5 настоящей статьи документов и информации, не допускается.
Следовательно, участник закупки не должен дополнительно подтверждать достоверность предоставляемых в составе заявки сведений.
Заказчиком Комиссии Свердловского УФАС России не представлено каких-либо прямых доказательств, подтверждающих факт недостоверности представленных заявителем сведений (официальное письмо производителя товара, техническая документация на предлагаемый к поставке товар и т.п.). Все доказательства, которыми руководствовалась закупочная комиссия, являются косвенными, основанными на сравнительном анализе и сопоставлении товара, предложенного в заявке участника, с письмом ООО "Современные Технологии" от 28.04.2021 и реестром медицинских изделий и организаций.
Комиссии Свердловского УФАС заказчиком не представлены документы, подтверждающие факт того, что ООО "Современные технологии" является официальным дистрибьютором завода производителя эндоскопического оборудования "Соноскейп Медикал Корп", а также дистрибьюторского договора либо иного документа из которого следует, что указанная организация уполномочена SonoScape Medical Corp. на представление информации третьим лицам, в т.ч. в части возможности изготовления, поставки, наличия на рынке определенных товаров SonoScape Medical Corp. с указанием товарных знаков производителя, конкретных характеристик таких товаров.
Комиссия Свердловского УФАС России расценивает информацию, содержащуюся в письме SonoScape Medical Corp. от 06.05.2021 г. Nб/н как подтверждение соответствия товара предложенного ООО "ЭНДОМАРКЕТ" в составе своей заявки требованиям документации об аукционе, а также как подтверждение достоверности представленных участником сведений.
Согласно ч.1 ст.94 Закона о контрактной системе исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом, в том числе:
1) приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги (далее - отдельный этап исполнения контракта), предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с настоящим Федеральным законом экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта.
Согласно ч.3 ст.94 Закона о контрактной системе для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчик обязан провести экспертизу. Экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно ч.5 ст.94 Закона о контрактной системе для проведения экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги эксперты, экспертные организации имеют право запрашивать у заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) дополнительные материалы, относящиеся к условиям исполнения контракта и отдельным этапам исполнения контракта.
При этом согласно п.1 ч.15 ст.95 Закона о контрактной системе заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в случае если в ходе исполнения контракта установлено, что поставщик (подрядчик, исполнитель) и (или) поставляемый товар не соответствуют установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке требованиям к участникам закупки и (или) поставляемому товару или представил недостоверную информацию о своем соответствии и (или) соответствии поставляемого товара таким требованиям, что позволило ему стать победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок (ч.2 ст.8 Закона о контрактной системе).
Таким образом, в случае возникновения у заказчика, его комиссии сомнений в достоверности предоставляемых участником сведений, с учетом того, что бремя доказывания таких обстоятельств лежит на заказчике (закупочной комиссии) последнему необходимо либо до заключения контракта однозначно убедиться в этом в связи с чем получить прямые и относимые доказательства подтверждающие факт недостоверности представленных сведений, либо на стадии исполнения и приемки товара в ходе осуществления экспертизы удостовериться в несоответствии поставляемого товара условиям заключенного контракта, документации об аукционе, что будет являться основанием для принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта. Иное будет способствовать необоснованному ограничению числа участников закупки, нарушению принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок.
Согласно ч.1 ст.69 Закона о контрактной системе аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе, информацию и электронные документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 настоящего Федерального закона, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
Согласно ч.6 ст.69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены частью 11 статьи 24.1, частями 3 или 3.1, 5, 8.2 статьи 66 настоящего Федерального закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
Согласно ч.7 ст.69 Закона о контрактной системе принятие решения о несоответствии заявки на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по основаниям, не предусмотренным частью 6 настоящей статьи, не допускается. Заявка на участие в электронном аукционе не может быть признана не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в связи с отсутствием в ней информации и электронных документов, предусмотренных пунктом 5 части 5 статьи 66 настоящего Федерального закона, а также пунктом 6 части 5 статьи 66 настоящего Федерального закона, за исключением случая закупки товаров, работ, услуг, в отношении которых установлен запрет, предусмотренный статьей 14 настоящего Федерального закона.
С учетом вышеизложенного, в действиях закупочной комиссии усматривается факт нарушения ч.7 ст.69 Закона о контрактной системе, что выразилось в необоснованном признании заявки ООО "ЭНДОМАРКЕТ" не соответствующей документации об аукционе в отсутствие достаточных на то оснований.
В данных действиях закупочной комиссии содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.30 КоАП РФ.
В ст. 83.2 Закона о контрактной системе установлен порядок заключения контракта по результатам электронной процедуры.
Комиссия Свердловского УФАС России, проверив процедуру заключения контракта по правилам ст. 83.2 Закона о контрактной системе, нарушений не усматривает.
Жалоба ООО "ЭНДОМАРКЕТ", среди прочего. содержит также указание на признаки нарушения в действиях Министерства здравоохранения Свердловской области антимонопольного законодательства.
Жалоба ООО "ЭНДОМАРКЕТ" подана и рассмотрена Комиссией Свердловского УФАС России по контролю в сфере закупок в соответствии с главой 6 Закона о контрактной системе. При этом заявления о нарушении антимонопольного законодательства рассматриваются в порядке главы 9 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
В связи с изложенным, жалоба ООО "ЭНДОМАРКЕТ" в части указания на признаки нарушения антимонопольного законодательства будет передана уполномоченному должностному лицу Свердловского УФАС России для рассмотрения в указанной части.
На основании вышеизложенного и руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N 727/14, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия,
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу ООО "ЭНДОМАРКЕТ" признать обоснованной в части доводов о признании заявки Общества не соответствующей требованиям документации об аукционе.
2. В действиях заказчика в лице Министерства здравоохранения Свердловской области, уполномоченного органа в лице Департамента государственных закупок Свердловской области нарушений Закона о контрактной системе не выявлено.
3. В действиях закупочной комиссии выявлены нарушения ч. 7 ст. 69, ч. 6.1 ст. 66 Закона о контрактной системе.
4. Заказчику в лице Министерства здравоохранения Свердловской области, уполномоченному органу в лице Департамента государственных закупок Свердловской области, закупочной комиссии предписания об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать ввиду заключенного на момент рассмотрения жалобы ООО "ЭНДОМАРКЕТ" контракта по итогам электронного аукциона.
5.Обязать заказчика / уполномоченный орган обеспечить явку членов закупочной комиссии, осуществлявших процедуру рассмотрения заявок по закупке N 0162200011821000390 с документами, удостоверяющими личность, с документами, закрепляющими за данными лицами служебную обязанность по совершению таких действий, письменными объяснениями по обстоятельствам дела на составление протокола об административном правонарушении по адресу: г. Екатеринбург, ул. 8 Марта, 5 / Химиков, 3, 4 этаж, с объяснением по факту выявленного нарушения _______________ 20____ г. в ________.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
* |
Члены Комиссии |
*
* |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 17 мая 2021 г. N 066/06/69-1720/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.05.2021