Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
рассмотрев жалобу ООО "Пилот Медикал" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ "ККБ N2" МЗ КК (далее - Заказчик) при проведении ГКУ КК "Дирекция государственных закупок" электронного аукциона: "Поставка медицинских изделий для аппаратного гемодиализа (диализаторы, фильтр, адсорбер, устройство)" (извещение N 0818500000821002007) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Закона о контрактной системе. Заявитель обжалует положения документации электронного аукциона. Заявитель считает, что Заказчик неправомерно объединил в один лот товары, функционально несвязанные между собой. Заказчиком установлены требования, ограничивающие количество участников закупки.
Уполномоченным органом представлены письменные пояснения по существу доводов жалобы. Представители уполномоченного учреждения, Заказчика не согласны с доводами жалобы и считают, что аукционная документация соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения, Комиссия пришла к следующим выводам.
Уполномоченным органом - ГКУ КК "Дирекция государственных закупок" проводился электронный аукцион: "Поставка медицинских изделий для аппаратного гемодиализа (диализаторы, фильтр, адсорбер, устройство)" (извещение N 0818500000821002007). Заказчик - ГБУЗ "ККБ N2" МЗ КК.
Начальная (максимальная) цена контракта - 27 480 330,72 рублей.
Согласно ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В силу ч. 1 ст. 65 Закона о контрактной системе в случае проведения электронного аукциона заказчик размещает в единой информационной системе документацию о таком аукционе в сроки, указанные в частях 2 и 3 статьи 63 настоящего Федерального закона, одновременно с размещением извещения о проведении такого аукциона.
В соответствии с п. 1) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
На основании п. 1), 2) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Из пояснений, представленных Заказчиком следует, что "Описание объекта закупки" содержит сведения о характеристиках, которые отвечают потребностям Заказчика и необходимым для качественного и безопасного оказания медицинской помощи.
В отделении хронического гемодиализа и палатах интенсивной терапии ГБУЗ "ККБ N2" для удаления водорастворимых уремических токсинов у пациентов с почечной недостаточностью (как с хронической, так и с острой) используются высококачественные диализаторы с синтетической мембраной.
Диализаторы являются важнейшим компонентом комплекта расходного материала, от характеристик которого напрямую зависит качество проведенного лечения и время, затраченное на достижение положительной динамики течения заболевания.
В соответствии с ГОСТом 31508-2012 "Изделия медицинские. Классификация в зависимости от потенциального риска применения. Общие требования" аппараты гемодиализа относятся к классу 3 - "изделия с высокой степенью риска", в связи с этим использование расходных материалов, не одобренных производителем, помимо потенциальной угрозы жизни и здоровья диализных пациентов, может привести к выходу из строя диализного оборудования, что приведет к снижению мощности ГБУЗ "ККБ N2" в части своевременного оказания помощи всем нуждающимся пациентам с острой и терминальной стадией хронической почечной недостаточности.
Документация электронного аукциона содержит Раздел 2 "Описание объекта закупки", где Заказчиком установлены требования к поставляемому товару, а именно:
N п/п |
Наименование товара, входящего в объект закупки |
Наименование показателя, ед. изм. показателя |
Описание, значение |
1 |
Диализатор |
Совместимость*** |
гемодиализный аппарат "Искусственная почка" Dialog + (Диалог+) с функцией ГДФ On-Line |
Мембрана |
синтетическая |
||
Площадь эффективной поверхности мембраны, кв.м |
не менее 1,4 не более 1,6 |
||
Объем заполнения, мл |
не более 100 |
||
Коэффициент ультрафильтрации, мл/час/мм.рт.ст |
не менее 40 |
||
Клиренсовые характеристики (при скорости кровотока 300 мл/мин, потоке диализата 500 мл/мин, ультрафильтрации 0 мл/мин): | |||
Мочевина, мл\мин. |
не менее 272 |
||
Креатинин, мл\мин. |
не менее 252 |
||
Фосфат, мл\мин. |
не менее 251 |
||
Витамин В12, мл\мин. |
не менее 171 |
||
Инулин, мл\мин. |
не менее 110 |
||
Стерильность |
наличие |
||
2 |
Диализатор |
Совместимость*** |
гемодиализный аппарат "Искусственная почка" Dialog + (Диалог+) с функцией ГДФ On-Line |
Мембрана |
синтетическая |
||
Площадь эффективной поверхности мембраны, кв.м |
не менее 1,7 не более 1,9 |
||
Объем заполнения крови, мл |
не менее 100 |
||
Коэффициент ультрафильтрации, мл/час/мм.рт.ст |
не менее 40 |
||
Клиренсовые характеристики (при скорости кровотока 300 мл/мин, потоке диализата 500 мл/мин, ультрафильтрации 0 мл/мин): | |||
Мочевина, мл\мин. |
не менее 281 |
||
Креатинин, мл\мин. |
не менее 263 |
||
Фосфат, мл\мин. |
не менее 263 |
||
Витамин В12, мл\мин. |
не менее 184 |
||
Инулин, мл\мин. |
не менее 122 |
||
Стерильность |
наличие |
||
3 |
Диализатор |
Совместимость*** |
гемодиализный аппарат "Искусственная почка" Dialog + (Диалог+) с функцией ГДФ On-Line |
Мембрана |
синтетическая |
||
Площадь эффективной поверхности мембраны, кв.м |
не менее 1,9 не более 2,1 |
||
Коэффициент ультрафильтрации, мл/час/мм.рт.ст |
не менее 40 |
||
Объём заполнения, мл. |
не менее 100 |
||
Клиренс (показатель скорости очищения биологических жидкостей и тканей организма) при потоке диализата 500 мл/мин, скорости кровотока 300 мл/мин и при отсутствии ультрафильтрации: | |||
Мочевина, мл\мин. |
не менее 287 |
||
Креатинин, мл\мин. |
не менее 271 |
||
Фосфаты, мл\мин. |
не менее 271 |
||
Витамин В12, мл\мин. |
не менее 195 |
||
Инулин, мл\мин. |
не менее 133 |
||
Стерильность |
наличие |
||
4 |
Диализатор |
Описание |
Высокопоточный диализатор,повышенной проницаемости |
Совместимость*** |
гемодиализный аппарат "Искусственная почка" Dialog + (Диалог+) с функцией ГДФ On-Line |
||
Мембрана |
синтетическая |
||
Площадь мембраны, м |
не менее 2,2 не более 2,4 |
||
Объем заполнения крови, мл |
не менее 100 |
||
Коэффициент ультрафильтрации, мл/час/мм.рт.ст |
не менее 40 |
||
Клиренсовые характеристики (при скорости кровотока 300 мл/мин, потоке диализата 500 мл/мин, ультрафильтрации 0 мл/мин): | |||
Мочевина, мл\мин. |
не менее 290 |
||
Креатинин, мл\мин. |
не менее 276 |
||
Фосфат, мл\мин. |
не менее 277 |
||
Витамин В12, мл\мин. |
не менее 204 |
||
Инулин, мл\мин. |
не менее 144 |
||
Стерильность |
наличие |
Действующее законодательство предоставляет заказчику возможность организации определения поставщика по закупке именно того товара, который является для него необходимым.
Как следует из определения Верховного Суда Российской Федерации от 04.05.2017 "...Основой задачей норм, содержащихся в Законе о контрактной системе, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников определения поставщика (подрядчика, исполнителя), сколько выявление в результате такого определения лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени удовлетворит потребности заказчика в необходимом товаре, работе, услуге...".
Заявитель считает, что в п. 5 неверно указано наименование товара и его необходимо переименовать с диализатора на фильтр для системы стерилизации диализата.
В соответствии с частью 3 статьи 38 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон об охране здоровья) производитель (изготовитель) медицинского изделия разрабатывает техническую и (или) эксплуатационную документацию, в соответствии с которой осуществляются производство, изготовление, хранение, транспортировка, монтаж, наладка, применение, эксплуатация, в том числе техническое обслуживание, а также ремонт, утилизация или уничтожение медицинского изделия.
В разделе 2 "Описание объекта закупки" документации аукциона в электронной форме указано: "*** Согласно Руководства пользователя медицинские изделия совместимы гемодиализный аппарат "Искусственная почка" Dialog + (Диалог+) с функцией ГДФ On-Line в соответствии со статьей 33 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ , услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд")", таким образом установленные заказчиком характеристики направлены на реализацию положений Закона об охране здоровья.
В соответствии с ч. 4 ст. 38 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" на территории Российской Федерации разрешается обращение медицинских изделий, зарегистрированных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.
Согласно регистрационного удостоверения от 24.12.2008 NФСЗ 2008/03244 наименование медицинского изделия, установленного Заказчиком в п. 5 раздела N 2 "Описание объекта закупки" и требуемого к поставке звучит как "Диализатор Diacap (Диакап)".
Таким образом, доводы Заявителя относительно наименования медицинского изделия, необоснованы.
Довод Заявителя о том, что Заказчиком не применены положения постановления Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 145) несостоятелен, по следующим основаниям.
Пунктом 6 статьи 23 Закона о контрактной системе определено, что порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением N 145 утверждены Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила).
Пункт 4 Правил гласит, заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением N 145, с указанной в ней даты начала обязательного применения.
В пункте 6 Правил, установлено, что в случае предоставления иной и дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Согласно пункту 7 Правил, в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона.
В качестве кода каталога товара, работы, услуги, на которые в каталоге отсутствует соответствующая позиция, указывается код такого товара, работы, услуги согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014.
По позици 5 Заказчиком применен код согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014: 32.50.13.190 "Инструменты и приспособления, применяемые в медицинских целях, прочие, не включенные в другие группировки" в связи с тем, что в каталоге товаров работ, услуг отсутствует соответствующая информация, что не противоречит положениям Федерального закона, а направлены во исполнение положений Постановления N 145.
Данные в приложенном заявителем сравнительном анализе не содержат перечень всех зарегистрированных диализаторов в РФ, но сравнение даже 4-х производителей показывает, что указание клиренсовой характеристики по инулину не является ограничивающим фактором, т.к. большинство производителей указывают эту характеристику.
Таким образом, требования сформированы с учетом потребностей Заказчика. Характеристики не являются эксклюзивными и не ограничивают количество участников закупки.
Заказчик самостоятельно определяет функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные свойства объекта закупки исходя из собственных нужд, в наибольшей степени удовлетворяющих своим потребностям.
Таким образом, технические, функциональные характеристики и иные требования, установленные Заказчиком к предмету закупки и зафиксированные в Описании объекта закупки, аукционной документации, направлены на максимальное удовлетворение нужд (потребностей) Заказчика. При этом, в полном соответствии с действующим законодательством, технические требования сформулированы таким образом, чтобы исключить необоснованные ограничения конкуренции.
Заказчик вправе закупать те товары, которые ему требуются, и устанавливать требования к характеристикам товара, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных функций, при этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупок.
Закон о контрактной системе допускает установление в аукционной документации таких требований, которые являются существенными для Заказчика.
Все технические параметры, указанные в техническом задании, являются существенными и обоснованы потребностями Заказчика.
Таким образом, требования, установленные Заказчиком в Разделе "Описание объекта закупки" не противоречат положениям Закона о контрактной системе.
Заявителем не представлены доказательства, свидетельствующие о нарушении его прав и законных интересов, в том числе в части невозможности подачи заявки на участие в аукционе при установлении вышеуказанных требований, а также свидетельствующие о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе. Также Заявителем не представлено доказательств, что содержащиеся в аукционной документации требования необоснованно создали одним участникам закупки преимущество перед другими, являются непреодолимыми для некоторых участников закупки, а также каким-либо иным образом повлекли за собой ограничение количества участников закупки.
Следовательно, участником закупки могло выступить любое лицо, в том числе и не являющееся производителем требуемого к поставке товара, готовое поставить товар, отвечающий требованиям документации об аукционе и удовлетворяющий потребности Заказчика.
Согласно с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Доказательства, подтверждающие невозможность подачи заявки, Заявителем не предоставлены.
Комиссия, руководствуясь ч. 1, 3, 4 ст. 105 и на основании ч. 22, 23 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Пилот Медикал" необоснованной.
2. Отменить приостановление определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в части подписания контракта (извещение N 0818500000821002007).
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 12 мая 2021 г. N 674/2021-КС (ключевые темы: государственные и муниципальные нужды - изделия медицинского назначения - участники закупок - электронный аукцион - аукционная документация)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.05.2021