Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
рассмотрев жалобу ИП Коныгина Г.В. (далее - Заявитель) на действия ФГБУ "ОС "Русь" УД Президента РФ при проведении электронного аукциона: "Поставка продуктов питания (сыры полутвердые)" (извещение N 0318100037121000014) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Закона о контрактной системе.
Заявитель указывает, что Заказчик в описании товара неправомерно установил ограничение в отношении запаса срока годности товара на момент поставки, а именно: "не менее 90%", согласно Разделу 2 - "не менее 90 суток".
Заказчиком представлены письменные пояснения по существу жалобы, с доводами которой Заказчик не согласен.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения, Комиссия пришла к следующим выводам.
Заказчиком - ФГБУ "ОС "Русь" УД Президента РФ проводился электронный аукцион: "Поставка продуктов питания (сыры полутвердые)" (извещение N 0318100037121000014).
Начальная (максимальная) цена контракта - 968 390,10 рублей.
На основании ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Согласно п. 1) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
Согласно п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе, за исключением случая, предусмотренного частью 3.1 настоящей статьи, должна содержать:
1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:
а) наименование страны происхождения товара;
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
Документация электронного аукциона содержит Раздел "Описание объекта закупки", где Заказчиком установлены требования в к техническим, качественным характеристикам товара, входящего в объект закупки (показатели, в соответствии с которыми будет устанавливаться эквивалентность/соответствие). Заказчиком установлено:
N п/п |
Наименование товара, входящего в объект закупки |
код ОКПД 2/ код позиции КТРУ |
Требования, установленные к техническим, качественным характеристикам товара, входящего в объект закупки (показатели, в соответствии с которыми будет устанавливаться эквивалентность/соответствие) |
Ед. изм. |
Кол-во |
|
Наименование и ед.изм. показателя |
Описание, значение |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1 |
Сыры полутвердые |
10.51.40.120-00000002 |
Характеристики согласно КТРУ |
кг |
780 |
|
Вид сыра |
Цельный |
|||||
Вид сыра в зависимости от массовой доля жира в пересчете на сухое вещество |
Жирные |
|||||
Вид сырья |
Коровье молоко |
|||||
Наименование сыра из коровьего молока |
"Голландский" |
|||||
Форма сыра |
Брусок |
|||||
Дополнительные характеристики* | ||||||
Внешний вид |
Корка ровная, тонкая, без повреждений и толстого подкоркового слоя, покрытая парафиновыми, полимерными, комбинированными составами или полимерными материалами |
|||||
Масовая доля жира в пересчете на сухое вещество, %, не менее |
45_ (1,6) |
|||||
Упаковка |
Полимерные упаковки для пищевых продуктов и другие емкости из полимерных материалов |
|||||
Фасовка, кг |
не менее 1,5 |
|||||
Запас срока годности товара на момент поставки, от срока, становленного производителем, суток |
не менее 90 |
|||||
2 |
Сыры полутвердые |
10.51.40.120-00000002 |
Характеристики согласно КТРУ |
кг |
1045 |
|
Вид сыра |
Цельный |
|||||
Вид сыра в зависимости от массовой доля жира в пересчете на сухое вещество |
Жирные |
|||||
Вид сырья |
Коровье молоко |
|||||
Наименование сыра из коровьего молока |
"Российский" |
|||||
Форма сыра |
Брусок |
|||||
Дополнительные характеристики* | ||||||
Внешний вид |
Корка прочная, ровная, без повреждений и толстого подкоркового слоя, покрытая парафиновыми, полимерными, комбинированными составами или полимерными материалами |
|||||
Масовая доля жира в пересчете на сухое вещество, %, не менее |
50_ (1,6) |
|||||
Упаковка |
Полимерные упаковки для пищевых продуктов и другие емкости из полимерных материалов |
|||||
Фасовка, кг |
не менее 1,0 |
|||||
Запас срока годности товара на момент поставки, от срока, становленного производителем, суток |
не менее 90 |
|||||
*Обоснование использования дополнительной информации, а также дополнительных потребительских свойств, в том числе функциональных, технических, качественных, эксплуатационных характеристик товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 г., которые не предусмотрены в позиции каталога товаров, работ, услуг, на основании п. 5 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (Утв. постановлением Правительства РФ от 8 февраля 2017 г. N 145): |
Заявитель в жалобе указывает, что Заказчик в описании товара установил ограничение в отношении запаса срока годности товара на момент поставки, а именно "не менее 90%". Согласно разделу 2 "Описание объекта закупки" документации о проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку продуктов питания (сыры полутвердые) установлено требование к запасу срока годности на момент поставки от срока, установленного производителем - "не менее 90 суток".
Документация электронного аукциона содержит Раздел 10 "Проект контракта". В соответствии с пунктом 3.1. "Проекта контракта" (Раздел 3 документации) товар Заказчику поставляется партиями в соответствии с условиями настоящего Контракта. Поставка Товара по Заявкам осуществляется с даты заключения контракта по "15" апреля 2022 года, в течение 2 дней со дня отправки Заявки Заказчиком. Заказчик подает заявки по мере поступления потребностей в данном товаре, и заявка должна быть исполнена в течение 2 дней со дня ее отправки Заказчиком.
Заявитель указывает в жалобе, что Заказчик требует к поставке сыр от "даты рождения за максимум 8 дней 3 раза в неделю".
Представитель Заказчика с указанным доводом не согласен, так как Заявитель имеет ввиду периодичность заявок в то время как проектом Контракта установлен срок исполнения заявки с момента ее поступления Поставщику.
Согласно ст. 473 Гражданского кодекса РФ срок годности товара определяется как период со дня его изготовления, в течение которого товар пригоден для использования, либо как дата, до наступления которой товар остается пригодным.
В межгосударственном стандарте ГОСТ 32260-2013 "Сыры полутвердые. Технические условия" применены следующие термины с соответствующими определениями:
Дата выработки: дата, проставляемая изготовителем, используемая для внутрипроизводственного учета и контроля и информирующая о моменте начала технологического процесса производства сыра.
Возраст сыра: промежуток времени, определяемый от даты выработки сыра до момента его реализации или переработки.
Заказчик в "Описании объекта закупки" не использует данные термины, так как к поставке планируется готовый продукт - сыр, изготовленный в соответствии с действующими регламентами в пищевой продукции. Заявитель же приводит доводы, а именно: "Сыр "Российский может выпускаться минимум на 60-е сутки с момента созревания" имея в виду технологический процесс изготовления сыра.
В соответствии с пунктом 8.5. ГОСТ 32260-2013 "Межгосудартсвенный стандарт. Сыры полутвердые. Технические условия" рекомендуемый срок годности сыра - 30 сут. Срок годности сыра конкретного наименования с момента окончания технологического процесса устанавливает изготовитель с учетом требований нормативных правовых актов в области безопасности пищевой продукции. Способствовать производству пищевых продуктов с пролонгированными (удлинёнными по сравнению с традиционными) сроками годности могут: совершенствование технологии производства продукта (минимизация ручных операций, автоматическая мойка и пр.)
В соответствии с СанПиН 2.3.2.1324-03 "Гигиенические требования к срокам годности и условиям хранения пищевых продуктов" изготовитель пищевой продукции должен обосновать (подтвердить) установленный на изготавливаемый пищевой продукт срок годности, в случае если он отличается от "традиционного", регламентируемого вышеуказанными санитарными нормами и правилами. Сведения об установленном сроке годности закрепляются в технической документации на продукцию (технические условия, технологические инструкции и пр.)
Таким образом, изготовители пищевой продукции, имея индивидуальные условия для производства пищевых продуктов, применяя различные технологические приемы переработки сырья (пастеризация, стерилизация, ультравысокотемпературная обработка, термизация и пр.), используя способы упаковки (вакуумная, парогазонепроницаемая и пр.), внося пищевые добавки (консерванты, антиокислители, стабилизаторы, инертные газы и пр.), ужесточая требования к используемому сырью, устанавливают различные сроки годности.
При проведении анализа рынка Заказчиком были направлены запросы коммерческих предложений трем потенциальным поставщикам (исх. N 01-10/203/11 от 09.04.2021 г., N 01-10/206/1 от 09.04.2021 г., N 01-10/207/3 от 09.04.2021 г.) на поставку сыров полутвердых, в которых устанавливались характеристики товара, соответствующие потребностям Заказчика, в том числе с показателем запаса срока годности товара на момент поставки, от срока, установленного производителем, суток не менее:
-Сыр "Российский" - 90;
-Сыр "Голландский" - 90;
Поставщики предоставили коммерческие предложения (вх. N 01-10/361/6 от 21.04.2021 г., вх.N 01-10/365/1 от 21.04.2021 г., вх. N 01-10/360/5 от 21.04.2021 г.) о поставке запрашиваемого товара на указанных в запросе условиях.
Остаточный срок годности товара на момент поставки, указанный Заказчиком в описании объекта закупки установлен так, чтобы товар был пригоден необходимое количество времени после состоявшихся торгов и произведенной поставки.
Более того, остаточный срок годности на момент поставки товара является неконкретным показателем. В разделе документации "Описание объекта закупки" он указан как "_.не менее 90 суток". В соответствии с Инструкцией по заполнению заявки, участник имеет право оставить слово "_не менее". В связи с чем, довод Заявителя об указании конкретного значения не находит своего подтверждения.
Заявителем не представлены доказательства, свидетельствующие о нарушении его прав и законных интересов, в том числе в части невозможности подачи заявки на участие в аукционе при установлении вышеуказанных требований, а также свидетельствующие о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе. Также Заявителем не представлено доказательств, что содержащиеся в аукционной документации требования необоснованно создали одним участникам закупки преимущество перед другими, являются непреодолимыми для некоторых участников закупки, а также каким-либо иным образом повлекли за собой ограничение количества участников закупки.
Следовательно, участником закупки могло выступить любое лицо, в том числе и не являющееся производителем требуемого к поставке товара, готовое поставить товар, отвечающий требованиям документации об аукционе и удовлетворяющий потребности Заказчика.
Согласно с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Доказательства, подтверждающие невозможность подачи заявки, Заявителем не предоставлены.
Комиссия, руководствуясь ч. 1, 3, 4 ст. 105 и на основании ч. 22, 23 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. 1. Признать жалобу ИП Коныгина Г.В. необоснованной.
2. Отменить приостановление определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в части подписания контракта (извещение N 0318100037121000014).
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 14 мая 2021 г. N 686/2021-КС (ключевые темы: срок годности товара - товарный знак - участники закупок - документация об электронном аукционе - государственные и муниципальные нужды)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.05.2021