На основании ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев жалобу ИП Девяткина А.Н. (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ "Отрадненская ЦРБ" МЗ КК при проведении Уполномоченным учреждением - ГКУ КК "Дирекция государственных закупок" открытого конкурс в электронной форме: "Капитальный ремонт помещений первого этажа, пятого этажа и лестничного марша пятиэтажного лечебного корпуса ГБУЗ "Отрадненская ЦРБ" МЗ КК по адресу: Краснодарский край, Отрадненский район, ст. Отрадная, ул. Пионерская, 61" (извещение N 0818500000821001825) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Заказчиком Закона о контрактной системе.
Заявитель указывает, что документация электронного аукциона составлена с нарушениями Закона о контрактной системе.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
Уполномоченным учреждением - ГКУ КК "Дирекция государственных закупок" проводился открытый конкурс в электронной форме: "Капитальный ремонт помещений первого этажа, пятого этажа и лестничного марша пятиэтажного лечебного корпуса ГБУЗ "Отрадненская ЦРБ" МЗ КК по адресу: Краснодарский край, Отрадненский район, ст. Отрадная, ул. Пионерская, 61" (извещение N 0818500000821001825).
Заказчик - ГБУЗ "Отрадненская ЦРБ" МЗ КК.
Начальная (максимальная) цена контракта - 26 976 253,50 руб.
Заявитель указывает, что Раздел 10 "Критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме и величины их значимостей" составлены с нарушением Закона о контрактной системе, а именно: Заказчиком в числе документов, подтверждающих квалификацию участника, не указаны контракты, относящиеся к капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства, относящихся к виду объекта, который является предметом закупки.
Согласно ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В силу ч.1 ст.8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Ч.2 ст.8 Закона о контрактной системе гласит, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Частью 1 статьи 54.1 Закона о контрактной системе под открытым конкурсом в электронной форме понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме и конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.
Согласно ч. 2 ст. 48 Закона о контрактной системе заказчик во всех случаях осуществляет закупку путем проведения открытого конкурса, за исключением случаев, предусмотренных статьями 56, 57, 59, 72, 83, 84 и 93 настоящего Федерального закона.
На основании п. 8) ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать: критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе указано, что для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
- цена контракта;
- расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
- качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
- квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
Частями 4 и 5 статьи 32 Федерального закона N 44-ФЗ установлено, что в документации о закупке заказчик обязан указать используемые критерии и их величины значимости. При этом количество используемых критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта.
Порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, установлены постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила оценки заявок).
Оценка - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В соответствии с ч. 4 в целях настоящих Правил для оценки заявок (предложений) заказчик устанавливает в документации о закупке следующие критерии оценки:
а) характеризующиеся как стоимостные критерии оценки:
цена контракта;
расходы на эксплуатацию и ремонт товаров (объектов), использование результатов работ;
стоимость жизненного цикла товара (объекта), созданного в результате выполнения работы в случаях, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил (далее - стоимость жизненного цикла);
предложение о сумме соответствующих расходов заказчика, которые заказчик осуществит или понесет по энергосервисному контракту;
б) характеризующиеся как нестоимостные критерии оценки:
качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Пунктом 27 Правил предусмотрено, что показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть следующие показатели (с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 27(1) настоящих Правил):
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
Пунктом 28 Правил предусмотрено оценка заявок (предложений) по нестоимостному критерию оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" производится в случае установления в документации о закупке в соответствии с п.10 Правил показателей, раскрывающих содержание соответствующего критерия оценки, с указанием (при необходимости) предельно необходимого Заказчику минимального или максимального значения, предусмотренного п.11 Правил.
Так, в п.11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
Пунктами 23 и 24 Правил установлен порядок расчета количества баллов, присуждаемых участникам закупки при оценке заявок таких участников по нестоимостным критериям оценки.
В Разделе 10 "Критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе" Заказчиком установлено, что: "Оценка заявок производится в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 г. N1085 "Об утверждении правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N1085)
В соответствии с ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
В ч.2 Раздела 10 "Критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме и величины их значимостей" указано:
2. Критерий "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации".
Наименование показателя критерия |
Значение |
Величина значимости показателя критерия оценки в процентах |
Формула расчета количества баллов и (или) шкала оценки или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения |
Документы, подтверждающие квалификацию участника** |
1. Опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера* и объема |
Общее количество исполненных контрактов (договоров)
|
100 |
Количество баллов, присуждаемых по значению показателя, определяется по формуле:
где: Ki - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается; Kmax - максимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки; КЗ - коэффициент значимости значения показателя. В случае если используется один показатель, КЗ = 1 Максимальный балл при наибольшем значении. |
- Копия исполненного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта) либо копия контракта (договора), сведения о котором содержатся в реестрах контрактов и/или договоров на сайте ЕИС www.zakupki.gov.ru, заключенных заказчиками в соответствии Федеральным законом N 44-ФЗ от 5 апреля 2013 года "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и/или Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и/или Постановлением Правительства РФ от 1 июля 2016 года N 615 "О порядке привлечения подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядке осуществления закупок товаров, работ, услуг в целях выполнения функций специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах" на выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта) за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке. Копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке; Копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности). Указанный документ должен быть подписан не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Документы должны быть представлены в полном объеме со всеми приложениями и дополнительными соглашениями, являющимися их неотъемлемой частью и подписаны обеими сторонами. Представленные документы должны быть в виде неповторяющихся, полночитаемых копий, на которых видны необходимые сведения. |
ИТОГО |
|
100 |
|
|
* Под выполнением работ сопоставимого характера понимается выполнение работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейного объекта), проведение работ по сохранению объектов культурного наследия, относящихся к виду объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта), выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу которого является объектом закупки.
В разделе 10 Критерии оценки заявок критерия опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема. Под выполнение работ сопоставимого характера понимается выполнение работ по строительству, реконструкции, объектов капитального строительства (за исключением линейного объекта), проведение работ по сохранению объектов культурного наследия, относящихся к виду объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта), выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу которого является объектом закупки. Документы, подтверждающие квалификацию участника - копия исполненного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта) либо копия контракта (договора), сведения о котором содержатся в реестрах контрактов и/или договоров на сайте ЕИС, заключенных в соответствии с Законом о контрактной системе и /или N223-ФЗ и/или постановлением Правительства РФ от 01.06.2016 N615 на выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта).
Так заказчик указывает, какие работы являются сопоставимыми. Вместе с тем, указывая документы, подтверждающие квалификацию, ограничивает предоставление участниками договоров на капитальный ремонт, снос, которые не заключены в соответствии Законом о контрактной системе или 223-ФЗ, а также предоставление в заявке договоров на строительство, реконструкцию, снос контрактов, которые заключены в соответствии с Законом о контрактной системе, 223-ФЗ. Предметом закупки является капитальный ремонт. Участники, имеющие опыт выполнения работ по строительству, реконструкции, по контрактам, заключенным в соответствии с Законом о контрактной системе, 223-ФЗ, обладают не меньшей квалификацией, которая необходима для выполнения капитального ремонта.
Таким образом, раздел 10 документации закупки Критерии оценки заявок нарушает ч.3 ст.7, п.8) ч.1 ст.54.3 Закона о контрактной системе, содержит противоречивую информацию.
Допущенное нарушение содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.4.2 ст.7.30 КоАП.
Заявитель указывает, что в п.1.1 Раздела "Проект контракта" конкурсной документации отсутствует информация о валюте оплаты, в п.45 Раздела 1 "Информационная карты" конкурсной документации содержится требование о наличии действующей выписки из реестра членов СРО в области строительства и при этом не установлено требование к сроку ее действия, что является нарушением Закона о контрактной системе.
Согласно п.2) ч.1 ст.54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать: информацию о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В силу ч.3 ст.54.3 Закона о контрактной системе к конкурсной документации должен быть приложен проект контракта, который является неотъемлемой частью конкурсной документации.
В п.1.1 Проекта контракта конкурсной документации указано:
"1.1.По условиям настоящего Контракта Подрядчик обязуется выполнить по заданию Заказчика работы по капитальному ремонту (далее - работы) объекта: " Капитальный ремонт помещений первого этажа , пятого этажа и лестничного марша пятиэтажного лечебного корпуса ГБУЗ "Отрадненская ЦРБ" МЗ КК по адресу: Краснодарский край, Отрадненский район, ст. Отрадная, ул. Пионерская, 61. (далее - Объект) на основании технической документации, являющейся неотъемлемой частью настоящего Контракта (Приложение N 1) и передать их Заказчику, а Заказчик обязуется принять и оплатить выполненные работы в порядке и размере, установленном настоящим Контрактом, за счет средств бюджета Краснодарского края на 2021 -2022 год (субсидии на осуществление капитального ремонта зданий и сооружений) : 2021 г - 13 793 103,00 р. и 2022 г.- 13 183 150,50".
В извещении открытого конкурса в электронной форме указана информация о валюте оплаты, в разделе 1"Информационная карты" конкурсной документации содержится данная информация и в Разделе 2 "Описание объекта закупки" в разделе "цена контракта".
Отсутствие в п.1.1 "Проекта контракта" конкурсной документации слова "рублей" применительно к сумме 13 183 150, 50 являющейся размером субсидии, выделяемой бюджетом Краснодарского края на осуществления капитального ремонта зданий и сооружений на 2022 год.
Согласно п.1) ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В силу ч.6 ст.31 Закона о контрактной системе Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
В п.45 Раздела "Информационной карты" конкурсной документации указано:
Если позиция 19 содержит требования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющимся объектом закупки |
Действующая выписка из реестра членов саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства (или ее копия). Выписка должна содержать сведения об уровне ответственности члена саморегулируемой организации по обязательствам по договорам строительного подряда, заключенным с использованием конкурентных способов заключения договоров, в соответствии с которым указанным членом внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств. Если при проведении закупки участником закупки предложена цена контракта, которая не превышает трех миллионов рублей, требование о представлении действующей выписки из реестра членов саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства (или ее копии) не предъявляется. |
Нормативные положения, обязывающие Заказчика устанавливать в конкурсной документации конкретное требование о сроке выдачи и действия выписки из СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства законодательствам не установлены.
Таким образом, довод необосван.
Комиссия, руководствуясь ч.1, ч.4 ст.105 и на основании ч.15 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. По результатам внеплановой проверки в действиях Заказчика - ГБУЗ "Отрадненская ЦРБ" МЗ КК установлены нарушения ч.3 ст.7, ст.8, п. 8) ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе.
2. В связи с тем, что указанные нарушения на результат определения поставщика (подрядчика) не повлияли, предписание не выдавать.
3. Передать материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному должностному лицу.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 17 мая 2021 г. N ВП-142/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.05.2021