Комиссия по контролю в сфере закупок на территории Астраханской области, утвержденная приказом руководителя Астраханского УФАС России (далее - Комиссия), в составе:
председателя комиссии
Камакиной Т.Н.- заместителя руководителя - начальника отдела финансовых рынков и рекламы Астраханского УФАС России (далее также - Управление);
членов комиссии:
Балтыковой Е.М. - начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
Умеровой Р.Р.- главного специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
в присутствии представителей государственного заказчика ФКУ Упрдор "Каспий" Лукьяница А.В. (доверенность от 17.02.2021 N26-ЮК), Дибаева М.М. (доверенность от 22.01.2021 N8-ЮК), Веселова Н.О. (доверенность от 22.01.2021 N7-ЮК) и в отсутствие представителя заявителя ООО "Алеф", рассмотрев жалобу ООО "Алеф" на действия государственного заказчика ФКУ Упрдор "Каспий" при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на капитальный ремонт автомобильной дороги Р-22 "Каспий" автомобильная дорога М-4 "Дон" - Тамбов - Волгоград - Астрахань км 1078+000 - км 1092+000 в Астраханской области (реестровый N0318100043421000025), на основании статей 99, 105, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе; Закон 44-ФЗ),
УСТАНОВИЛА:
В Астраханское УФАС России 11.05.2021 поступила жалоба ООО "Алеф" (далее - Заявитель; Общество) на действия государственного заказчика ФКУ Упрдор "Каспий" при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на капитальный ремонт автомобильной дороги Р-22 "Каспий" автомобильная дорога М-4 "Дон" - Тамбов - Волгоград - Астрахань км 1078+000 - км 1092+000 в Астраханской области (реестровый N0318100043421000025) (далее - электронный аукцион).
По мнению Заявителя, аукционная документация на право заключить контракт на капитальный ремонт автомобильной дороги Р-22 "Каспий" автомобильная дорога М-4 "Дон" - Тамбов - Волгоград - Астрахань км 1078+000 - км 1092+000 в Астраханской области (реестровый N0318100043421000025) (далее - аукционная документация) не соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
По результатам рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки установлено следующее.
Заказчик разместил 30.04.2021 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru извещение о проведении электронного аукциона и документацию об этом аукционе.
Заявитель указывает, что Заказчиком нарушены сроки окончания подачи заявок с учетом Указа Президента РФ "N242 "Об установлении на территории РФ нерабочих дней в мае 2021 года".
Комиссия считает данный довод необоснованным по следующим основаниям.
Закон о контрактной системе не регулирует правила исчисления сроков для целей Закона N44-ФЗ, с учетом статьи 2 Закона N 44-ФЗ следует руководствоваться общими нормами гражданского законодательства Российской Федерации. По общему правилу вопросы исчисления сроков регулируются главой 11 ГК РФ, из анализа которой следует, что во всех случаях, когда закон не содержит специального указания, сроки должны исчисляться в календарных днях.
Согласно статьям 191, 193 ГК РФ течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало. Если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
Пунктом 2 части 1 статьи 63 Закона о контрактной системе установлено, что извещение о проведении электронного аукциона размещается заказчиком в единой информационной системе, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает триста миллионов рублей либо начальная (максимальная) цена контракта на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства не превышает двух миллиардов рублей.
Указанная норма права не содержит оговорки об обязательном использовании в качестве даты окончания срока подачи заявки на участие в электронном аукционе рабочего дня.
Комиссией установлено, что извещение о проведении аукциона опубликовано заказчиком с соблюдением требований пункта 2 части 1 статьи 63 Закона о контрактной системе (не менее чем за 7 дней до окончания срока подачи заявок).
Заявителем не представлены доказательства того, что указанный срок подачи заявок не обеспечивал разумный и достаточный период для подачи заявки.
Доступ к электронной площадке обеспечивается в любое удобное для участников время. Действия по подаче заявки происходят в электронном виде и не зависят от работы иных лиц, Зарегистрироваться на площадке можно в выходной день. Заявку на участие в аукционе можно подать и в выходные (праздничные) дни.
При этом, Законом о контрактной системе обязанность заказчика изменить установленные им сроки в зависимости от того, приходится ли их окончание на нерабочий, праздничный день не предусмотрена.
При таких обстоятельствах, определив дату окончания подачи заявок 11.05.2021 в 00 час. 00 мин., Заказчик не нарушил требования действующего законодательства в сфере закупок.
Комиссия считает, что участники электронного аукциона имели возможность подать заявку на участие в нем в любое время, в том числе и в выходные дни, поскольку не связаны с работой лиц, оказывающих услуги по доставке корреспонденции, в любое время, в том числе выходные дни, участник закупки имел доступ к электронной площадке. Срок окончания подачи заявок является публичным и должен обеспечивать разумный и достаточный период времени для подачи заявки на участие в нем потенциальным участникам аукциона.
На основании вышеизложенного, Комиссия считает, что окончание срока подачи заявок установленный в извещении о проведении электронного аукциона, не может расцениваться как допущенное Заказчиком нарушение Закона о контрактной системе, поскольку установленный в календарных днях срок соответствует требованиям законодательства, регламентирующим проведение аукциона, у потенциальных участников имелся разумный и достаточный срок для подготовки и подачи заявок.
Данная позиция подтверждается Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 16.04.2013 года N2823/11, Постановлением Семнадцатого Арбитражного апелляционного суда N17АП-19204/2017-АК от 02.02.2018 года, Постановлением Четвертого Арбитражного апелляционного суда от 23.01.2017 по делу NА58-4894/2016, Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 15.08.2019 года NФ07-6731/2019 по делу NА44-9511/2018, Решением Арбитражного суда Астраханской области от 20.11.2019 NА06-5626/2019.
Кроме того, согласно письму Министерства финансов РФ от 27.04.2021 N24-01-07/32282 в отношении закупок, срок подачи заявок на участие в которых исчисляется в Законе N44-ФЗ исключительно рабочими днями, и если истечение такого срока, предусмотренного извещением об осуществлении закупки, приходится на (или включает) определенные в соответствии с Указом N242 нерабочие дни, - заказчикам необходимо обеспечить установленный Законом о контрактной системе минимальный срок подачи заявок на участие в таких закупках, в связи с чем заказчикам рекомендуется внести в соответствии с Законом о контрактной системе изменения в извещение об осуществлении закупки, документацию о закупке в части продления срока подачи заявок с учетом нерабочих дней, определенных в соответствии с Указом N242.
Даты проведения электронных аукционов, при которых в документацию о закупке в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе включена проектная документация, вышеизложенному в пункте 1.2 настоящего письма переносу не подлежат, поскольку в силу части 3 статьи 68 Закона о контрактной системе такие аукционы проводятся через 4 часа после окончания срока подачи заявок на участие в указанном электронном аукционе вне зависимости от отнесения дня к рабочему либо нерабочему дню.
Учитывая вышеизложенное, а также то, что указанное письмо Министерства финансов РФ носит рекомендательный характер, Комиссия считает, что в действиях Заказчика отсутствует нарушение пункта 2 части 1 статьи 63 Закона о контрактной системе.
При таких обстоятельствах оснований для выдачи Заказчику предписания об устранении нарушений Закона о контрактной системе не имеется.
Основываясь на изложенном, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99 и частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Алеф" на действия государственного заказчика ФКУ Упрдор "Каспий" при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на капитальный ремонт автомобильной дороги Р-22 "Каспий" автомобильная дорога М-4 "Дон" - Тамбов - Волгоград - Астрахань км 1078+000 - км 1092+000 в Астраханской области (реестровый N0318100043421000025) не обоснованной.
2. Предписание не выдавать.
Примечание: настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель комиссии Т.Н.Камакина
Члены комиссии Е.М.Балтыкова
Р.Р.Умерова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 17 мая 2021 г. N 030/06/64-639/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.05.2021