Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия)
рассмотрев в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Финансовый Кит" на действия аукционной комиссии Управления государственных закупок Тюменской области при проведении совместного электронного аукциона на поставку одноразового медицинского белья стерильного (реестровый номер закупки в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 0167200003421001656) (далее - электронный аукцион),
У С Т А Н О В И Л А:
В Тюменское УФАС России 28.04.2021 г. поступила жалоба заявителя на действия аукционной комиссии Управления государственных закупок Тюменской области при проведении указанного электронного аукциона.
Жалоба заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным ст. 105 Закона о контрактной системе, и принята к рассмотрению. Информация о месте и времени рассмотрения настоящей жалобы размещена на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru www.zakupki.gov.ru, в адрес уполномоченного органа, заказчика и заявителя направлены уведомления о рассмотрении жалобы.
Согласно жалобе, заявитель не согласен с решением аукционной комиссии, отклонившей его заявку на участие в электронном аукционе по причине непредставления сертификата о происхождении товара, выданного уполномоченным органом (организацией) государств- членов Евразийского экономического союза (форма СТ-1), указывает, что на товар представлена Выписка из реестра российской промышленной продукции, регистрационное удостоверение на медицинское изделие из которых следует, что предлагаемый к поставке товар произведен в России; аукционной документацией установлен запрет на предоставление иностранного товара в соответствии с Постановление Правительства N 616 участнику закупки достаточно предоставить информацию из реестра российской промышленной продукции, что обществом и сделано.
Уполномоченный орган с доводами, изложенными в жалобе заявителя, не согласился, факт нарушения Закона о контрактной системе не признал, представил письменные пояснения (письмо от 12.05.2021), пояснил, что аукционной документацией установлено ограничение (запрет) в соответствии с Постановлением Правительства N 102, Постановлением Правительства N 616.
В соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства N 102 подтверждением страны происхождения медицинских изделий, включенных в перечень N 1, является сертификат о происхождении товара, выдаваемый уполномоченным органом (организацией) государств - членов Евразийского экономического союза.
Вместе с тем заявителем в составе заявки на участие в закупке не предоставлен сертификат о происхождении товара, в связи с чем заявка отклонена от участия в закупке.
Исследовав материалы дела, заслушав представителя уполномоченного органа, заявителя, исследовав и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия по результатам проведенной внеплановой проверки по жалобе заявителя приходит к следующим выводам.
Процедура определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) путем проведения аукционом в электронной форме регламентирована разделом 2 главы 3 Закона о контрактной системе.
Как следует из части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Согласно ч.3 ст.14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей Правительством Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.
При осуществлении закупки медицинских изделий, включенных в перечень, утвержденный Постановлением Правительства от 05.02.2015 N 102 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Постановление N 102) заказчики обязаны устанавливать соответствующее ограничение в документации о закупке.
Согласно п.2 Постановления N 102 для целей осуществления закупок отдельных видов медицинских изделий, включенных в Перечень, заказчик отклоняет все заявки, содержащие предложения о поставке медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, за исключением Республики Армения, Республики Белоруссия и Республики Казахстан, при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 удовлетворяющих требованиям документации о закупке заявок, которые одновременно:
- содержат предложения о поставке одного или нескольких видов медицинских изделий, включенных в перечень, страной происхождения которых является Российская Федерация, Республика Армения, Республика Белоруссия или Республика Казахстан;
- не содержат предложений о поставке одного и того же вида медицинского изделия одного производителя.
Согласно п.3 Постановления N 102 подтверждением страны происхождения медицинских изделий, включенных в Перечень, является сертификат о происхождении товара, выдаваемый уполномоченным органом (организацией) Российской Федерации, Республики Армения, Республики Белоруссия или Республики Казахстан по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г., и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными указанными Правилами.
В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 30.04.2020 N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства" (далее Постановления N 616) установлен запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд по перечню согласно приложению.
Согласно подпункту "а" пункта 6 Постановления N 616 подтверждением производства продукции на территории Российской Федерации является наличие сведений о такой продукции в реестре промышленной продукции, произведенной на территории Российской Федерации (далее - реестр российской промышленной продукции).
Согласно п.6 ч.5 ст.66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе, документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со ст.14 настоящего Федерального закона, в случае закупки товаров, работ, услуг, на которые распространяется действие указанных нормативных правовых актов, или копии таких документов.
Порядок рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе урегулирован статьей 69 Федерального закона N 44-ФЗ.
В силу части 1 статьи 69 Федерального закона N 44-ФЗ аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе и документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 Федерального закона N 44-ФЗ, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
В соответствии с частью 2 статьи 69 Федерального закона N 44-ФЗ аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей. Для принятия указанного решения аукционная комиссия рассматривает информацию о подавшем данную заявку участнике такого аукциона, содержащуюся в реестре участников такого аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке.
Частью 6 статьи 69 Федерального закона N 44-ФЗ предусмотрено, что заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены частью 11 статьи 24.1, частями 3 или 3.1, 5, 8.2 статьи 66 Федерального закона N 44-ФЗ, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ.
3) предусмотренном нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
Согласно части 7 статьи 69 Федерального закона N 44-ФЗ принятие решения о несоответствии заявки на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по основаниям, не предусмотренным частью 6 статьи 69 Федерального закона N 44-ФЗ, не допускается.
Из материалов дела усматривается, что Управление государственных закупок Тюменской области, являясь уполномоченным органом, в интересах заказчиков - ГБУЗ ТО "Областная больница N24", ГБУЗ ТО "Областная больница N 3", ГБУЗ ТО "Областная больница N 9" , ГБУЗ ТО "Областная больница N 20" выступило организатором проведения совместного электронного аукциона на поставку одноразового медицинского белья стерильного. Начальная (максимальная) цена контракта- 1 018 840,00 рублей.
Информация об электронном аукционе 08.04.2021 г. была размещена на официальном общероссийском сайте ЕИС: http://zakupki.gov.ru, с реестровым номером закупки 0167200003421001656.
Согласно Приложению N1 к аукционной документации (Описание объекта закупки) к поставке требуются: шапочки хирургические, одноразового использования, стерильные, халаты операционные, одноразового использования, фартуки хирургические, одноразового использования.
Разделом 4 аукционной документации установлены условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, выполняемых, оказываемых иностранными лицами в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 05.02.2015 N 102, Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 N 616.
Пунктом 3.2.3 Главы 3 аукционной документации установлены требования к содержанию, составу второй части заявки на участие в электронном аукционе, в частности установлено, следующее.
При установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства", определенных постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 N 616 для подтверждения соответствия закупки промышленных товаров требованиям, установленным указанным постановлением, участник закупки представляет в составе заявки на участие в закупке выписку из реестра российской промышленной продукции.
При установлении ограничения допуска товаров, происходящих из иностранных государств определенные постановлением Правительства РФ от 05.02.2015 N102 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" - Сертификат СТ-1.
Из протокола подведения итогов электронного аукциона от 21.04.2021 следует, что заявка заявителя на основании п.3 ч.6 ст. 69 Федерального закона N44-ФЗ признана несоответствующей требованиям, установленным требованиям раздела 4 главы 1, раздела 3.2.3 главы 3 документации об электронном аукционе, положениям Постановления Правительства РФ от 05.02.2015 N102 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд", принятого в соответствии с требованиями статьи 14 Федерального закона N44-ФЗ.
Представитель уполномоченного органа пояснил, что в заявке участника закупки отсутствовал сертификат о происхождении товара, выдаваемый уполномоченным органом (организацией) государств - членов Евразийского экономического союза (форма СТ-1).
Комиссия Тюменского УФАС России, изучив вторую часть заявки заявителя на участие в спорном аукционе, установила, что заявителем в составе заявки представлены выписки из реестра российской промышленной продукции на предлагаемой к поставке товар (реестровые записи N 2404/4/2020, N 2404/7/2020, N 2404/12/2020, N 2404/27/2020), регистрационное удостоверение на медицинское изделие N ФСР 2012/14194.
Материалами дела установлено, что предметом закупки является поставка одноразового медицинского белья стерильного, отнесенного к коду ОКПД 2: 14.19.32.120 "Одежда из нетканых материалов", которое в свою очередь включено в Перечень Постановления N 616, Перечень Постановления N 102.
В Перечне Постановления N 102 предусмотрен идентичный код ОКПД 2 закупаемого товара (14.19.32.120), Перечень Постановления N 616 содержит более "укрупненный" код ОКПД 2 (14.1 затем 14.19.32.120).
Комиссия отмечает, что в законодательстве отсутствуют условия неприменения Постановления N 102 при установлении иных ограничений (запретов) условий допуска товара. Законодательство не содержит и правовых оснований не применения Постановления N 102 в случае совпадения кода ОКПД 2 Постановления N 102 с кодом Постановления N 616. В связи с чем у заказчика отсутствуют основания не применения Постановления N 102 и Постановления N 616 в случае совпадения кода закупаемого товара.
Комиссия указывает, что в случае осуществления Заказчиком медицинских изделий, включенных в перечень, утвержденный Постановлением N 102, участник закупки, который предлагает товар, происходящий из стран Евразийского экономического союза, с целью подтверждения страны происхождения товара должен предоставить в составе заявки сертификат формы СТ-1, в свою очередь заявителем не предоставлен в составе заявки сертификат формы СТ-1 в связи с чем Комиссия не усматривает в действиях аукционной комиссии нарушений требований законодательства о контрактной системе при признании заявки не соответствующей требованиям аукционной документации.
На основании изложенного, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе,
Р Е Ш И Л А:
Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Финансовый Кит" на действия аукционной комиссии Управления государственных закупок Тюменской области при проведении совместного электронного аукциона на поставку одноразового медицинского белья стерильного (реестровый номер закупки 0167200003421001656) необоснованной.
В соответствии с ч.9 статьи 106 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 13 мая 2021 г. N 072/06/44/82/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.05.2021