Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
с участием в заседании представителей по доверенностям:
от Заказчика - Администрации Кировского муниципального района Ленинградской области:
от Заявителя - ИП Сперанского Д.Н.:
заседание проводилось посредством системы видеоконференцсвязи в соответствии с письмом ФАС России от 29 мая 2020 г. N МЕ/45732/20 "О рассмотрении жалоб, проведении внеплановых проверок, рассмотрении обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков",
рассмотрев в соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, п.п. 6.4-6.6. Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15, жалобу Заявителя и в результате проведения в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановой проверки
УСТАНОВИЛА:
В Ленинградское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. N 4705 от 26.04.2021) на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона на оказание услуг по подготовке граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством РФ формах.
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 05.04.2021 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт).
Начальная (максимальная) цена контракта - 572 000,00 рублей.
Как следует из жалобы, Заявитель оспаривает результаты рассмотрения аукционной комиссией вторых частей заявок участников электронного аукциона.
Представитель Заказчика возражал против доводов Заявителя, просил признать жалобу необоснованной.
На момент рассмотрения жалобы контракт Заказчиком не заключен.
Рассмотрев представленные документы, заслушав доводы, Комиссия пришла к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе гласит, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При этом в соответствии с частью 2 указанной статьи конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором (часть 1 статьи 59 Закона о контрактной системе).
Согласно части 2 статьи 69 Закона о контрактной системе аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей. Для принятия указанного решения аукционная комиссия рассматривает информацию о подавшем данную заявку участнике такого аукциона, содержащуюся в реестре участников такого аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке.
В доводах жалобы Заявитель указывает, что его заявку неправомерно признали несоответствующей требованиям документации об электронном аукционе.
Комиссия установила, что согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 23.04.2021 N0145300005421000041-3 заявку индивидуального предпринимателя Сперанского Д.Н. (далее - Индивидуальный предприниматель) признали несоответствующей требованиям аукционной документации по следующим основаниям:
"Несоответствие участника аукциона требованиям, установленным в соответствии со статьей 31 Федерального закона N44-ФЗ (Отклонен по п.2 ч.6 ст.69 44-ФЗ), на основании Федерального Закона N 48-ФЗ от 16.04.2008 "Об опеке и попечительстве", Приказа Минобрнауки России от 13.03.2015 N 235 "Об утверждении Порядка организации и осуществления деятельности по подготовке лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей": участником не подтверждено, что он является индивидуальным предпринимателем, осуществляющим образовательную деятельность непосредственно, без привлечения педагогических работников: - не приложены документы, подтверждающие образование или квалификацию участника, как педагогического работника, а также по какой программе участником осуществляется образовательная деятельность; - среди видов экономической деятельности, заявленных участником в регистрационных документах отсутствуют сведения о видах деятельности в сфере образования; - в реестре контрактов исполненных участником отсутствуют сведения об исполнении контрактов на образовательные услуги; - отсутствуют сведения об официальном сайте образовательной организации в сети "Интернет", требование о наличии которого установлено ст. 29 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ.Таким образом, у комиссии нет оснований полагать, что участник является образовательной организацией".
Представитель Заказчика пояснил, что конкретный перечень организаций, которые могут осуществлять подготовку граждан, желающих стать опекунами, установлен в п. 4 Порядка организации и осуществления деятельности по подготовке лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 13.03.2015 N 235.
Так, согласно п. 4 указанного Порядка подготовка граждан, желающих стать опекунами, осуществляется органами опеки и попечительства и (или) образовательными организациями, медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные услуги, или иными организациями (социально-реабилитационными центрами для несовершеннолетних, центрами помощи детям, оставшимся без попечения родителей, некоммерческими организациями, специализирующимися на оказании психолого-педагогической, социальной, правовой и иной помощи детям, оставшимся без попечения родителей, и семьям, принявшим на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей), в том числе организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которым органами опеки и попечительства переданы полномочия по подготовке кандидатов в усыновители или опекуны в порядке, установленном Правилами осуществления полномочий, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 18.05.2009 N 423, за счет и в пределах средств, которые предусматриваются на эти цели в бюджете субъекта Российской Федерации.
Таким образом, в соответствии с нормативно-правовыми актами, регулирующими указанную деятельность, установлено, что услуги по подготовке граждан, желающих стать опекунами, могут оказывать образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Комиссия установила, что во второй части заявки Индивидуального предпринимателя отсутствует документ, указывающий, что Заявитель является организацией, уполномоченной на осуществление деятельности по подготовке граждан, желающих стать опекунами.
На основании изложенного Комиссия пришла к выводу, что в действиях аукционной комиссии не усматриваются нарушения Закона о контрактной системе, а доводы Заявителя относительно неправомерности признания его заявки несоответствующей требованиям аукционной документации не находит своего подтверждения.
При этом, в ходе внеплановой проверки, проводимой в соответствии с положениями статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссия установила, что Заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона размещено две отличные редакции документации "Документация электронного аукциона от 09.04.2021 N ИД1" и "Изменения извещения о проведении электронного аукциона от 09.04.2021 NИИ1".
Комиссией установлено, что в указанных двух версия аукционной документации отличается, в том числе, пункт 7.2 общей части аукционной документации, регламентирующий состав и содержание вторых частей заявок участников электронного аукциона.
Кроме того, Комиссией установлено, что в аукционной документации "Изменения извещения о проведении электронного аукциона от 09.04.2021 NИИ1" Заказчиком в пункте 7.2 документации об электронном аукционе установлено, в том числе, следующее:
"Вторая часть заявки на участие в аукционе должна содержать следующие документы и информацию:
документы, подтверждающие соответствие участника требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки (или копии этих документов):
Если участник относится к образовательным организациям, к медицинским организациями: лицензия на право осуществления образовательной деятельности или лицензия на право осуществления медицинской деятельности соответственно.
Если участник относится к индивидуальным предпринимателям, осуществляющим образовательную деятельность непосредственно, то предоставление лицензии на образовательную деятельность не требуется. В этом случае участник предоставляет в составе заявки документ на свое усмотрение, подтверждающий, что он осуществляет образовательную деятельность непосредственно.
Если участник относится к организациями, оказывающими социальные услуги, или иными организациями (социально-реабилитационными центрами для несовершеннолетних, центрами помощи детям, оставшимся без попечения родителей, некоммерческими организациями, специализирующимися на оказании психолого-педагогической, социальной, правовой и иной помощи детям, оставшимся без попечения родителей, и семьям, принявшим на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей), в том числе организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: выписка из Реестра поставщиков услуг социального обслуживания или лицензия на право осуществления образовательной деятельности или лицензия на право осуществления медицинской деятельности".
В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию: документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).
При этом, требования, установленные Заказчиком не позволяют однозначно определить сведения, необходимые к предоставлению участниками закупки в составе второй части заявки на участие в электронном аукционе.
Кроме того, в пункте 9.1.1. документации об электронном аукционе Заказчиком установлено следующее требование - "соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки - установлено в соответствии Федеральным Законом N 48-ФЗ от 16.04.2008 "Об опеке и попечительстве", Приказом Минобрнауки России от 13.03.2015 N 235 "Об утверждении Порядка организации и осуществления деятельности по подготовке лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей"
- Подготовка осуществляется образовательными организациями, медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные услуги, или иными организациями (социально-реабилитационными центрами для несовершеннолетних, центрами помощи детям, оставшимся без попечения родителей, некоммерческими организациями, специализирующимися на оказании психолого-педагогической, социальной, правовой и иной помощи детям, оставшимся без попечения родителей, и семьям, принявшим на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей), в том числе организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Таким образом, единые требования к участникам закупки, указанные в аукционной документации не позволяют однозначно определить организации, имеющие возможность учувствовать в закупке и порядок предоставления документов для подтверждения соответствия установленным требованиям.
В соответствии с требованиями части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Комиссия пришла к выводу, что в действиях Заказчика усматривается нарушение части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного и, руководствуясь частью 8 статьи 106, пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Сперанского Д.Н. необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе;
3. Выдать Заказчику предписание об устранении выявленного нарушения путем отмены протоколов, составленных в ходе осуществления закупки, внесения изменений в аукционную документацию;
4. Передать уполномоченному должностному лицу Ленинградского УФАС России материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 12 мая 2021 г. N 047/06/69-893/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.05.2021