Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
с участием в заседании представителей по доверенностям:
от Заказчика - Государственного казённого учреждения здравоохранения Ленинградской области бюро судебно-медицинской экспертизы:
от Заявителя - ООО "ПромЭкоБезопасность":
заседание проводилось посредством системы видеоконференцсвязи в соответствии с письмом ФАС России от 29 мая 2020 г. N МЕ/45732/20 "О рассмотрении жалоб, проведении внеплановых проверок, рассмотрении обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков",
рассмотрев в соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, п.п. 6.4-6.6. Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15, жалобу Заявителя и в результате проведения в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановой проверки
УСТАНОВИЛА:
В Ленинградское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. N 4718 от 27.04.2021) на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона на оказание услуг по сбору, транспортировке, обработке имущества (оргтехники и электрооборудования) с целью дальнейшей утилизации.
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 12.04.2021 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт).
Начальная (максимальная) цена контракта - 47 076,67 рублей.
Как следует из жалобы, Заявитель оспаривает результаты рассмотрения аукционной комиссией вторых частей заявок участников электронного аукциона.
Представитель Заказчика возражал против доводов Заявителя, просил признать жалобу необоснованной.
На момент рассмотрения жалобы контракт Заказчиком не заключен.
Рассмотрев представленные документы, заслушав доводы, Комиссия пришла к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе гласит, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При этом в соответствии с частью 2 указанной статьи конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором (часть 1 статьи 59 Закона о контрактной системе).
Согласно части 2 статьи 69 Закона о контрактной системе аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей. Для принятия указанного решения аукционная комиссия рассматривает информацию о подавшем данную заявку участнике такого аукциона, содержащуюся в реестре участников такого аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке.
В доводах жалобы Заявитель указывает, что его заявку неправомерно признали несоответствующей требованиям документации об электронном аукционе.
Комиссия установила, что согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 23.04.2021 N0345200013521000031-3 заявку ООО "ПромЭкоБезопасность" (далее - Общество) признали несоответствующей требованиям аукционной документации по следующим основаниям:
"Несоответствие участника аукциона требованиям, установленным в соответствии со статьей 31 Федерального закона N44-ФЗ, пунктом 11.1.1. документации об электронном аукционе (Отклонен по п.2 ч.6 ст.69 44-ФЗ).
Согласно пункта 3.2. контракта, исполнитель обязан оказать услуги лично.
Согласно Разделу 11 документации, Лицензия участника должна содержать следующие виды работ:
- сбор отходов II класса опасности;
- сбор отходов IV класса опасности;
- транспортирование отходов II класса опасности;
- транспортирование отходов IV класса опасности;
- обработка отходов II класса опасности;
- обработка отходов IV класса опасности;
- утилизация отходов II класса опасности;
- утилизация отходов IV класса опасности.
Лицензия участника не содержит следующие виды работ:
обработка отходов II класса опасности;
утилизация отходов II класса опасности".
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Комиссия установила, что в пункте 11 документации об электронном аукционе Заказчиком установлено, в том числе, следующее требование к участникам закупки - "соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектом закупки: наличие действующей Лицензии на право осуществления деятельности сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, выданной в соответствии с Федеральным законом N 99-ФЗ от 04.05.2011 г. "О лицензировании отдельных видов деятельности", Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления". Лицензия должна содержать следующие виды работ:
- сбор отходов II класса опасности;
- сбор отходов IV класса опасности;
- транспортирование отходов II класса опасности;
- транспортирование отходов IV класса опасности;
- обработка отходов II класса опасности;
- обработка отходов IV класса опасности;
- утилизация отходов II класса опасности;
- утилизация отходов IV класса опасности".
В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию: документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).
Комиссия установила, что в пункте 9.2 документации об электронном аукционе установлено, в том числе, следующее требование к содержанию и составу второй части заявки на участие в электронном аукционе - "документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, или копии этих документов.
а) копия лицензии на право осуществления деятельности сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности. Лицензия должна содержать следующие виды работ:
- сбор отходов II класса опасности;
- сбор отходов IV класса опасности;
- транспортирование отходов II класса опасности;
- транспортирование отходов IV класса опасности;
- обработка отходов II класса опасности;
- обработка отходов IV класса опасности;
- утилизация отходов II класса опасности;
- утилизация отходов IV класса опасности".
Комиссия установила, что в составе второй части заявки Заявителя предоставлена лицензия в которой отсутствуют следующие виды работ: "обработка отходов II класса опасности; утилизация отходов II класса опасности".
В соответствии с частью 1 статьи 69 Закона о контрактной системе аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе, информацию и электронные документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 настоящего Федерального закона, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
На основании изложенного Комиссия пришла к выводу, что в действиях аукционной комиссии не усматриваются нарушения Закона о контрактной системе, а доводы Заявителя относительно неправомерности признания его заявки несоответствующей требованиям аукционной документации не находит своего подтверждения.
В ходе внеплановой проверки, проводимой в соответствии с положениями статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссия установила, что в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно абзацу 3 части 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации от 30.11.1994 N 51-ФЗ (далее - ГК РФ) в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.
В соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) в соответствии с настоящим Федеральным законом лицензированию подлежат следующие виды деятельности: эксплуатация взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности.
Объектом настоящей закупки является "Оказание услуг по сбору, транспортировке, обработке имущества (оргтехники и электрообо-рудования) с целью дальнейшей утилизации".
Таким образом, в рамках настоящей закупки необходимо требование лицензии на право осуществления деятельности сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности.
Лицензия в сфере обращения с опасными отходами согласно 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" выдается на деятельность с конкретными видами отходов с указанием ФККО в приложении, являющимся неотъемлемой частью лицензии. Поскольку в техническом задании конкретизирован перечень отходов, подлежащих передаче для осуществления сбора, транспортирования, обработки, утилизации, размещению и обезвреживанию, Заказчик вправе требовать предоставление документа подтверждающего право выполнения работ на определенный вид деятельности и вид отхода. Но по каждому виду отхода техническим заданием не определен вид обращения с опасным отходом. Также предоставление лицензии является окончательным подтверждением права выполнения работ до момента предоставления паспорта отхода Заказчиком, так как именно в паспорте отхода указан вид отхода и код ФККО, согласно которому именно Исполнитель, обладающий правом работы с опасными отходами, определяет возможность его сбора и транспортирования и только после этого идет выбор деятельности с данным отходом согласно 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" в соответствии с его компонентным составом и агрегатным состоянием - либо утилизации, либо размещению, либо обезвреживанию с определенным классом опасности отхода. Поскольку в каждой лицензии в приложении, являющимся неотъемлемой частью лицензии есть свой перечень отходов, который может не включать виды деятельности на отходы, образованные у Заказчика, а Заказчиком в техническом задании прописаны виды деятельности с определенным классом опасности, но не конкретизирован вид деятельности по каждому виду отхода, исходя из перечня утилизируемого оборудования, Исполнитель имеет право предоставить лицензию в сфере обращения с опасными отходами на деятельность с конкретными видами отходов с указанием ФККО в приложении, являющимся неотъемлемой частью лицензии на момент подачи заявки, либо копию договора с подрядной организацией, имеющей лицензию на вид деятельности по обращению с конкретным видом отхода.
Следовательно, требование лицензии только на ограниченный вид деятельности "сбор, транспортирование, обработка и утилизация" является неправомерным, поскольку согласно 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" обязательным является наличие лицензии по обращению с опасными видами отходов в части сбора и транспортирования отходов I-IV классов опасности, дающее право допуска к работам с отходами и право привлечения подрядчиков, имеющих лицензию на конкретный вид деятельности с конкретным видом отхода в части обработки, утилизации, обезвреживания и размещения в зависимости от компонентного состава и агрегатного состояния конкретного отхода, указанного в паспорте отхода. До момента предоставления паспортов отходов с указанием кодов ФККО привлечение исполнителя, имеющего в приложении к лицензии соответствующие коды ФККО, определяющие классы опасности отхода, в отношении ограниченного вида деятельности является недопустимым.
Таким образом, включение требования к предоставлению в составе второй части заявки на участие в электронном аукционе требования о том, что такая лицензия должна содержать следующие виды работ: сбор отходов II класса опасности; сбор отходов IV класса опасности; транспортирование отходов II класса опасности; транспортирование отходов IV класса опасности; обработка отходов II класса опасности; обработка отходов IV класса опасности; утилизация отходов II класса опасности; утилизация отходов IV класса опасности является излишним, так как указанная деятельность не является отдельным предметом закупки.
В соответствии с требованиями части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Комиссия пришла к выводу, что в действиях Заказчика усматривается нарушение части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного и, руководствуясь частью 8 статьи 106, пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ПромЭкоБезопасность" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе;
3. Выдать Заказчику предписание об устранении выявленного нарушения путем отмены протоколов, составленных в ходе осуществления закупки, внесения изменений в аукционную документацию;
4. Передать уполномоченному должностному лицу Ленинградского УФАС России материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 12 мая 2021 г. N 047/06/69-896/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.05.2021