Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
с участием в заседании представителей по доверенностям:
от Заказчика - Ленинградского областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Детская Клиническая Больница",
от Заявителя - ФБУН "Северо-Западный научный центр гигиены и общественного здоровья",
заседание проводилось посредством системы видеоконференцсвязи в соответствии с письмом ФАС России от 29 мая 2020 г. N МЕ/45732/20 "О рассмотрении жалоб, проведении внеплановых проверок, рассмотрении обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков",
рассмотрев в соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, п.п. 6.4-6.6. Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15, жалобу Заявителя и в результате проведения в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановой проверки
УСТАНОВИЛА:
В Ленинградское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. N 4885 от 29.04.2021) на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона на оказание услуг по обязательному периодическому медицинскому осмотру работников в центре профпатологии (обязательный периодический медицинский осмотр работников, занятых на работах с вредными условиями труда 1 раз в 5 лет) для нужд ЛОГБУЗ "ДКБ".
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 29.03.2021 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт).
Начальная (максимальная) цена контракта - 1 061 340,00 рублей.
Как следует из жалобы, Заявитель оспаривает результаты рассмотрения аукционной комиссией вторых частей заявок участников электронного аукциона.
Представитель Заказчика возражал против доводов Заявителя, просил признать жалобу необоснованной.
На момент рассмотрения жалобы контракт Заказчиком не заключен.
Рассмотрев представленные документы, заслушав доводы, Комиссия пришла к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе гласит, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При этом в соответствии с частью 2 указанной статьи конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором (часть 1 статьи 59 Закона о контрактной системе).
Согласно части 2 статьи 69 Закона о контрактной системе аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей. Для принятия указанного решения аукционная комиссия рассматривает информацию о подавшем данную заявку участнике такого аукциона, содержащуюся в реестре участников такого аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке.
В доводах жалобы Заявитель указывает, что его заявку неправомерно признали несоответствующей требованиям документации об электронном аукционе.
Комиссия установила, что согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 21.04.2021 N0345200000221000108-3 Заявителя признали несоответствующей требованиям аукционной документации по следующим основаниям:
"Основание отклонения: пп. 2 п. 12.1.1. документации об электронном аукционе, пункт 2 части 6 статьи 69 Федерального закона N 44-ФЗ. Заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией об аукционе за несоответствия участника аукциона требованиям, установленным в соответствии со статьей 31 Федерального закона N 44-ФЗ.
Обоснование отклонения: в нарушение требований пп. 3 п. 9.2. документации об электронном аукционе - участником в составе второй части заявки представлены сведения, не соответствующие требованиям документации об электронном аукционе: документы (или копии таких документов), подтверждающие соответствие участника аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе. А именно, в лицензии на осуществление медицинской деятельности отсутствуют в перечне работ (услуг) следующие виды работ:
-бактериология; -медицинский осмотр профилактический; -наркология; -стоматология профилактическая".
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Комиссия установила, что в пункте 11 документации об электронном аукционе Заказчиком установлено, в том числе, следующее требование к участникам закупки - "соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим оказание услуги, являющихся объектом закупки: наличие лицензии на осуществление медицинской деятельности. Требование установлено подпунктом 46 п. 1 ст. 12 Федерального закона от 4.05.2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности". Постановление Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 г. N 291 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")".
В перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, должны входить:
-акушерство и гинекология (за исключением использования вспомогательных репродуктивных технологий и искусственного прерывания беременности) (в ред. Постановления Правительства Российской Федерации от 08.12.2016 N 1327)
-бактериология;
-дерматовенерология;
-клиническая лабораторная диагностика;
-лабораторная диагностика;
-лабораторное дело;
-медицинский осмотр (предварительный, периодический);
-медицинский осмотр профилактический;
-наркология;
-неврология;
-организация сестринского дела;
-оториноларингология (за исключением кохлеарной имплантации);
-офтальмология;
-паразитология;
-профпатология;
-психиатрия;
-психиатрия-наркология;
-рентгенология;
-сестринское дело;
-стоматология;
-стоматология профилактическая;
-сурдология-оториноларингология;
-терапия;
-ультразвуковая диагностика;
-функциональная диагностика;
-хирургия;
-экспертиза профессиональной пригодности;
-экспертиза связи заболевания с профессией".
В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию: документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).
Комиссия установила, что в пункте 9.2 документации об электронном аукционе установлено, в том числе, следующее требование к содержанию и составу второй части заявки на участие в электронном аукционе - "документы, подтверждающие соответствие участника аукциона требованиям, установленным пунктом 11.1.1 документации, или копии этих документов: действующая лицензия на осуществление медицинской деятельности. Требование установлено подпунктом 46 п. 1 ст. 12 Федерального закона от 4.05.2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности". Постановление Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 г. N 291 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")".
В перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, должны входить:
-акушерство и гинекология (за исключением использования вспомогательных репродуктивных технологий и искусственного прерывания беременности) (в ред. Постановления Правительства Российской Федерации от 08.12.2016 N 1327)
-бактериология;
-дерматовенерология;
-клиническая лабораторная диагностика;
-лабораторная диагностика;
-лабораторное дело;
-медицинский осмотр (предварительный, периодический);
-медицинский осмотр профилактический;
-наркология;
-неврология;
-организация сестринского дела;
-оториноларингология (за исключением кохлеарной имплантации);
-офтальмология;
-паразитология;
-профпатология;
-психиатрия;
-психиатрия-наркология;
-рентгенология;
-сестринское дело;
-стоматология;
-стоматология профилактическая;
-сурдология-оториноларингология;
-терапия;
-ультразвуковая диагностика;
-функциональная диагностика;
-хирургия;
-экспертиза профессиональной пригодности;
-экспертиза связи заболевания с профессией".
В соответствии с частью 1 статьи 69 Закона о контрактной системе аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе, информацию и электронные документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 настоящего Федерального закона, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
Комиссия установила, что в составе лицензии на осуществление медицинской деятельности, представленной Заявителем в составе второй части заявки Заявителя отсутствуют в перечне работ (услуг) следующие виды работ:
-бактериология; -медицинский осмотр профилактический; -наркология; -стоматология профилактическая
На основании изложенного Комиссия пришла к выводу, что в действиях аукционной комиссии не усматриваются нарушения Закона о контрактной системе, а доводы Заявителя относительно неправомерности признания его заявки несоответствующей требованиям аукционной документации не находит своего подтверждения.
В ходе внеплановой проверки, проводимой в соответствии с положениями статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссия установила, что в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно абзацу 3 части 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации от 30.11.1994 N 51-ФЗ (далее - ГК РФ) в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.
В соответствии с пунктом 46 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) соответствии с настоящим Федеральным законом лицензированию подлежит медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково").
Объектом настоящей закупки является оказание услуг по обязательному периодическому медицинскому осмотру работников в центре профпатологии (обязательный периодический медицинский осмотр работников, занятых на работах с вредными условиями труда 1 раз в 5 лет) для нужд ЛОГБУЗ "ДКБ".
В соответствии с пунктом 7 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017) если выполнение работ, оказание услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, является самостоятельным объектом закупки, заказчик устанавливает требования к участникам закупки о наличии у них лицензии на такой вид деятельности.
Таким образом, включение требования к предоставлению в составе второй части заявки на участие в электронном аукционе требования о том, что такая лицензия должна содержать следующие виды работ: бактериология; дерматовенерология; клиническая лабораторная диагностика; лабораторная диагностика; лабораторное дело; медицинский осмотр (предварительный, периодический); медицинский осмотр профилактический; наркология; неврология; организация сестринского дела; оториноларингология (за исключением кохлеарной имплантации); офтальмология; паразитология; профпатология; психиатрия; психиатрия-наркология; рентгенология; сестринское дело; стоматология; стоматология профилактическая; сурдология-оториноларингология; терапия; ультразвуковая диагностика; функциональная диагностика; хирургия; экспертиза профессиональной пригодности; экспертиза связи заболевания с профессией является излишним, так как указанная деятельность не является отдельным предметом закупки.
В соответствии с требованиями части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Комиссия пришла к выводу, что в действиях Заказчика усматривается нарушение части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного и, руководствуясь частью 8 статьи 106, пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ФБУН "Северо-Западный научный центр гигиены и общественного здоровья" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе;
3. Выдать Заказчику предписание об устранении выявленного нарушения путем отмены протоколов, составленных в ходе осуществления закупки, внесения изменений в аукционную документацию;
4. Передать уполномоченному должностному лицу Ленинградского УФАС России материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 14 мая 2021 г. N 047/06/69-938/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.05.2021