Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
в отсутствие представителей Заказчика - Администрации Отрадненского городского поселения Кировского муниципального района Ленинградской области Администрация МО "Город Отрадное", Заявителя - ООО "НПО "МЕГАПОЛИС", извещенные о времени и месте заседания Комиссии надлежащим образом,
Заседание проводилось посредством системы видеоконференцсвязи в соответствии с письмом ФАС России от 29 мая 2020 г. N МЕ/45732/20 "О рассмотрении жалоб, проведении внеплановых проверок, рассмотрении обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков",
рассмотрев в соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, п.п. 6.4-6.6. Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15, жалобу Заявителя и в результате проведения в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановой проверки
УСТАНОВИЛА:
В Ленинградское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. N 4870 от 29.04.2021) на действия заказчика при проведении электронного аукциона на оказание услуг по корректировке "Генеральной схемы санитарной очистки территории МО "Город Отрадное".
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 21.04.2021 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС).
Начальная (максимальная) цена контракта - 400 000,00 рублей.
Как следует из жалобы, Заявитель оспаривает положения документации об электронном аукционе.
На момент рассмотрения жалобы контракт Заказчиком не заключен.
Рассмотрев представленные документы, Комиссия пришла к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе гласит, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При этом в соответствии с частью 2 указанной статьи конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором (часть 1 статьи 59 Закона о контрактной системе).
В силу положений пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). Пунктом 2 той же части установлено, что использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.
В первом доводе жалобы Заявитель указывает, что Заказчиком в аукционной документации использованы недействующие технические регламенты и стандарты.
Комиссия установила, что в описании объекта закупки Заказчиком указано, в том числе, следующее: Основания для выполнения работ: "Санитарные правила содержания территорий населенных мест", СанПиН 42-128-4690-88;
"Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях", СанПиН 2.1.2.2645-10".
Комиссия установила, что СанПиН 2.1.2.2645-10 отменен с 1 марта 2021 года на основании постановления Правительства Российской Федерации от 8 октября 2020 года N 1631 (с изменениями, внесенными постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 года N 2403).
СанПиН 42-128-4690-88 отменен 4 декабря 2020 года на основании постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.12.2020 N 42 "О признании не действующими на территории Российской Федерации отдельных актов СССР".
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
В третьем доводе жалобы Заявитель указывает, что описание объекта закупки составлено Заказчиком с нарушением требований Закона о контрактной системе.
Комиссия установила, что в описании объекта закупки, в разделе "Порядок согласования и передачи схемы санитарной очистки заказчику" установлено следующее:
"Откорректированную Схему очистки Исполнитель направляет ее в адрес Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека с целью получения положительного заключения. Результатом выполненных работ является откорректированная Схема санитарной очистки, на которую получено положительное заключение Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Результат выполненных работ подлежит передаче Заказчику".
Согласно пункту 6 порядока рассмотрения и утверждения схемы (МДК 7-01.2003. Методических рекомендаций о порядке разработки генеральных схем санитарной очистки территорий населенных пунктов Российской Федерации" (утв. Постановлением Госстроя РФ от 21.08.2003 N 152)
Генеральная схема очистки подлежит согласованию с органами архитектуры и градостроительства и другими заинтересованными организациями.
Представление схемы на согласование возлагается на заказчика.
Организации, которым направлены схемы на согласование, должны в месячный срок с момента представления им материалов согласовать их или сообщить свои заключения заказчику. При неполучении замечаний в указанный срок, схема считается согласованной.
По представлению заказчика генеральная схема очистки утверждается органами местного самоуправления.
Согласно вышеизложенному, представление схемы на согласование возлагается на Заказчика, проектировщик сопровождает согласование проектной документации и при необходимости вносит обоснованные корректировки. Исполнитель не имеет права подавать и согласовывать планировочные документы муниципального образования, без прямого участия уполномоченного органа местного самоуправления.
В четвертом доводе жалобы Заявитель указывает, что в описании объекта закупки, в разделе "Порядок предоставления и состав исходных данных" изложен и конкретизирован перечень предоставляемых исходных данных, который не соответствует требованиям действующего законодательства.
Заявитель в жалобе также указывает, что в представленном перечне отсутствуют сведения, что Заказчик предоставляет материалы реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 N 1039 "Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра", а также Замечания Роспотребнадзора и действующую проектную документацию 2014 года, корректировку которой необходимо выполнить.
Комиссия установила, что в описании объекта закупки, в разделе "Задачи" указано, в том числе следующее - "Проведение обследования мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов Отрадненского городского поселения Кировского муниципального района Ленинградской области с предоставлением фотоотчета".
В аукционной документации в качестве исходных данных для разработки проекта Заказчик не указывает предоставление обязательной информаций, необходимой для выполнения проектной документации, являющейся объектом закупки. Кроме того, Заказчик указывает, что необходимо провести обследования мест (площадок) ТКО и произвести фотоотчет, и одновременно с этим не предоставляет в качестве исходных данных материалы Реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 N 1039 "Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра", и соответственно количество и расположение площадок на территории муниципального образования.
При этом, комиссия установила. что в соответствии с рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 30.04.2021 N0145300007321000023-1 на участие в электронном аукционе подано 9 заявок.
При этом согласно статье 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. Заявителем не было представлено доводов, обосновывающих нарушение прав и законных интересов участников закупки.
Таким образом, Комиссия пришла к выводу, что выявленные нарушения не повлияли на процедуру осуществления закупки.
В шестом доводе жалобы Заявитель указывает, что в описании объекта закупки и в техническом задании содержатся отличные требования.
В пункте 1.3 проекта контракта указано следующее - "Срок (периоды) выполнения работ: 6 (шесть) месяцев с даты заключения Контракта. Результатом выполненных работ является откорректированная схема санитарной очистки и положительное заключение экспертизы, выданное Территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека".
При этом, в техническом задании указано о необходимости "положительного заключения" без описания требований о необходимости прохождения экспертизы.
Комиссия пришла к выводу, что в действиях Заказчика усматривается нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Во втором и пятом доводах жалобы Заявитель указывает, что документация об электронном аукционе составлена с нарушениями Закона о контрактной системе.
При этом, Заявителем на заседании Комиссии в материалы дела доказательств наличия в аукционной документации противоречий, не позволяющих подготовить заявку и принять участие в электронном аукционе.
Кроме того, согласно правовой позиции, сформированной еще в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.12.2010 N 11017/10 по делу N А06-6611/2009, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.
В силу части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе обязанность доказывания нарушения Заказчиком своих прав и законных интересов лежит на подателе жалобы, вместе с тем Заявителем не представлены документы и сведения, свидетельствующие о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе
На основании изложенного, а также учитывая тот факт, что Заявитель явку представителей на заседание Комиссии не обеспечил, материалов и сведений в обоснование довода в составе жалобы не предоставил, Комиссия приходит к выводу, что довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения.
На основании изложенного и, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "НПО "МЕГАПОЛИС" обоснованной в части доводов.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе;
3. Не выдавать Заказчику предписание, так как не представлено доказательств, что выявленные нарушения повлияли на процедуру осуществления закупки;
4. Передать уполномоченному должностному лицу Ленинградского УФАС России материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 14 мая 2021 г. N 047/06/64-945/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.05.2021