Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
заседание проводилось посредством системы видеоконференцсвязи в соответствии с письмом ФАС России от 29 мая 2020 г. N МЕ/45732/20 "О рассмотрении жалоб, проведении внеплановых проверок, рассмотрении обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков",
от Муниципального казенного учреждения "Агентство по культуре и спорту Дубровского городского поселения" (далее - Заказчик):
от ИП Фельдман И.Д. (далее - Заявитель, Предприниматель):
рассмотрев в соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, п.п. 6.4-6.6. Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15, жалобу Заявителя и в результате проведения в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановой проверки
УСТАНОВИЛА:
В Ленинградское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. N 5057 от 11.05.2021) на положения документации электронного аукциона N 0845300009021000001 на приобретение и монтаж покрытия спортивной площадки по адресу: п. Дубровка, ул. Школьная, уч.17Б.
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 30.04.2021 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС).
Начальная (максимальная) цена контракта - 2 631 578,95 рублей.
На момент рассмотрения жалобы контракт Заказчиком не заключен.
Рассмотрев представленные документы, Комиссия пришла к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе гласит, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При этом в соответствии с частью 2 указанной статьи конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором (часть 1 статьи 59 Закона о контрактной системе).
В силу положений пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). Пунктом 2 той же части установлено, что использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.
В первом доводе жалобы Заявитель указывает, что в Приложением N1 к проекту контракта Заказчиком неправомерно установлено следующее требование:
"3.3. Подрядчик обязан до начала производства работ разработать и согласовать с Заказчиком проект производства работ, схему организации движения транспорта и расстановки дорожных знаков на период строительства, согласовав ее с УГИБДД УМВД по Всеволожскому району, администрацией, установить вышеуказанные дорожные знаки в соответствии с согласованной схемой".
Общество считает, что в полномочия Госавтоинспекции МВД России, ее территориальных органов не входят функции по согласованию указанной в проекте контракта схемы организации движения, равно как и других актов в области обеспечения безопасности дорожного движения. Данному государственному органу лишь предоставлено право по их разработке и внесению предложений по их совершенствованию, а также возложена обязанность по осуществлению государственного контроля и надзора за соблюдением нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения, в том числе: при ремонте дорог и к установке и эксплуатации технических средств организации дорожного движения.
В качестве обоснования своих доводов Общество ссылается на общедоступную информацию, согласно которой он пришел к выводу, что территория школы - является огороженной территорией и работы, проводимые по смете, никаким образом не влияют на схему движения транспорта т.к. будут проводиться на закрытой территории, а установленное Заказчиком требование разработки схемы организации движения, и согласование ее с УГИБДД УМВД по Всеволожскому району и администрацией - являются неправомерными, ограничивают конкуренцию и нарушают права участников.
Комиссия проанализировала вышеуказанную информацию, и не может полностью согласиться с позицией Предпринимателя, поскольку Заявитель предполагает, что спортивная площадка находится на закрытой территории школы. Вместе с тем, спортивная площадка расположена за пределами школы (о чем свидетельствует приобщенный в материалы дела Заказчиком Ситуационный план), то есть через автомобильную дорогу.
Согласно сведений о правах на земельные участки содержащихся в открытом доступе на публичной кадастровой карте спортивная площадка расположена на обособленном земельном участке с кадастровым N 47:07:0801024:23 граничащим с автомобильными проездами.
Поскольку рядом со спортивной площадкой расположена МОУ "Дубровская СОШ" Комиссия считает, что помимо всего прочего у Заказчика существует потребность и необходимость соблюсти все правила безопасности дорожного движения (во избежание непоправимых последствий и безопасности в том числе учащихся).
Письмом Департамента ОБДД МВД России от 18 сентября 2009 года N 13/6-5240 согласованы Методические рекомендации "Организация движения и ограждение мест производства дорожных работ в населенных пунктах" (далее - Методические рекомендации).
Настоящий методический документ определяет порядок и способы организации движения транспортных средств и пешеходов в местах производства дорожных работ в населенных пунктах, обеспечивающие безопасность как работающих на дороге, так и участников дорожного движения.
Организацию движения и ограждение мест производства дорожных работ следует осуществлять на всех дорогах и улицах независимо от их категории и ведомственной принадлежности. При этом следует руководствоваться настоящими отраслевыми нормативами и другими нормативными документами по организации и обеспечению безопасности движения на автомобильных дорогах.
Пунктом 6.2. Методических рекомендаций установлено, что: "Органом, осуществляющим контрольные и надзорные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения, является Государственная инспекция безопасности дорожного движения МВД России, действующая на основании "Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации"
В соответствии с п.6.3. Методических рекомендаций: "Контроль за обеспечением требований безопасности дорожного движения при проектировании схем организации движения и ограждения мест производства дорожных работ осуществляют ГИБДД в процессе согласования указанных схем и органы управления автомобильными дорогами или владельцы автомобильных дорог при проектировании и утверждении схем".
Пункт 6.4. Методических рекомендаций: "Согласование с ГИБДД производится при выполнении всех видов работ, в пределах полосы отвода или в "красных линиях", за исключением работ по содержанию дорог. При использовании типовой схемы исполнитель работ заблаговременно информирует соответствующее подразделение ГИБДД о номере используемой схемы и границах участка, на котором намечено производство работ, и сроках их проведения.
Схемы организации дорожного движения и ограждения мест производства работ, составленные на основании типовых схем и по индивидуальной схеме, рассматриваются и согласовываются органами ГИБДД".
Таким образом, разработка схемы дорожного движения на дороге между школой и спортивной площадкой является неотъемлемой частью подготовки к началу производства работ в составе согласовательной деятельности и, не являясь предметом контракта, а являясь только условием начала работ не требует упоминания в локальном сметном расчете.
Согласно пункту 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2017, потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении требований к объекту закупки.
Заказчик вправе определить такие требования к работам, которые соответствуют его потребностям с учетом специфики деятельности и обеспечивают эффективное использование бюджетных средств.
В Законе о контрактной системе и иных нормативных правовых актах не предусмотрено каких- либо ограничений по включению в документацию о закупке требований значимых для Заказчика. Таким образом, действия Заказчика, установившего в документации об Аукционе требования к согласованию схемы организации движения транспорта с УГИБДД УМВД, не противоречат положениям Закона о контрактной системе.
Второй довод Заявителя сводится к тому, что в приложении N1 к Контракту (Техническое задание) установлены требования к предоставлению цифровых фотографии в формате jpeg, на электронном носителе (CD, DVD) с разрешением не менее 1920х1280, однако отсутствуют конкретные условия о содержании таких фотографий, может послужить формальной причиной для отказа приемки работ.
Вместе с тем, пункт 3.15 Технического задания, устанавливает, что Подрядчик обязан предоставить Заказчику по завершению работ: заверенные копии паспортов (сертификатов, накладных) на используемый материал и оборудование, протоколы испытаний (акты отбора, аттестат аккредитации и область аккредитации), акт о вывозе мусора и механизмов, исполнительную и иную документацию, относящуюся к выполненным работам согласно условиям Контракта.
Таким образом, фотофиксация выполненных работ не ограничивает права исполнителя по контракту, а является лишь гарантией и соответствующим доказательством исполнения обязательств и при наличии разногласий между сторонами может являться соответствующим аргументом, поэтому данный довод не находит своего подтверждения и не противоречит действующему законодательству.
Третий довод Заявителя сводится к пунктом 3.2. приложение N1 к Контракту (Техническое задание), в котором Заказчиком установлено:
"Подрядчик обязан перед началом производства работ оформить в администрации "Разрешения на производство земляных работ", произвести все необходимые согласования, в том числе в местах прохождения коммуникаций с их владельцами.
Согласно п. 1.2.2. того же приложения Заказчиком установлено:
Сроки выполнение работ:
Срок начала выполнения работ: Подрядчик обязан приступить к производству работ не позднее 2-х рабочих дней с даты заключения контракта.
Срок окончания выполнения работ: не позднее 10 дней с даты заключения контракта".
Предприниматель считает указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, так как Заказчик устанавливает условия практически неисполнимые в установленные сроки.
Представитель Заказчика пояснил, что "Разрешение на производство земельных работ" выдает местная администрация (МО "Дубровское городское поселение"). Также вместе с разрешением она выдает лист согласования, который содержит полный перечень организаций и их адрес. Разрешение на производство земляных работ необходимо получить в соответствии с Административным регламентом администрации муниципального образования "Дубровское городское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области по предоставлению муниципальной услуги "Предоставление разрешения на осуществление земляных работ" утвержденного Постановлением администрации МО "Дубровское городское поселение" N 408 от "09" ноября 2016 г. (с изм. от 10.03.2017 N60; от 13.12.2017 N474; от 24.12.2018 N359), что укладывается в 2 рабочих дня, а срок высчитывался в том числе из коммерческих предложений.
Комиссия считает, что что доводы Заявителя, основаны исключительно на личном опыте выполнения работ, относящихся к предмету закупки, который не учитывает возможность выполнения работ квалифицированными участниками закупки, располагающими необходимыми материальными и трудовыми ресурсами, надлежащим образом в указанные в документации сроки способные завершить работы. Следовательно, не могут быть приняты во внимание при рассмотрении жалобы, так как эти доводы имеют в своей основе исключительно умозрительные заключения и не обладают никакими подтверждениями.
Более того, согласно части 1 статьи 706 Гражданского кодекса Российской Федерации от 26.01.1996 N 14-ФЗ (далее - ГК РФ) если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика.
Также, Комиссия учитывает, на участие в электронном аукционе подано 8 заявок, таким образом, имеется как минимум 8 исполнителей, готовых выполнить работу Заказчику в указанные сроки.
Дополнительно Комиссией установлено, что сам Участник подал заявку на участие в аукционе и выразил согласие на выполнение работ с вышеуказанными условиями, однако, как пояснил представитель, Заявитель не предоставлял конкретные показатели, в результате чего его заявка была правомерно отклонена.
Из совокупности обстоятельств Комиссия пришла к выводу, что Заявитель не приводит конкретных аргументов, в которых установлены ненадлежащие требования документации, препятствующие участию или заполнению заявки, Управление воспринимает такие доводы, как необоснованное желание Заявителя переделать документацию изменив набор обязательств, при этом не учитывая потребности Заказчика.
При рассмотрении дела и принятии решения Комиссия ФАС России изучила представленные Заказчиком и Заявителем в устной и письменной форме доказательства и дала по ним свою оценку, а материальный интерес заявителя к принятому решению имеет абстрактный характер, так как отсутствует неопределенность в сфере правовых интересов, поскольку Заявитель подал заявку, зная, что она будет отклонена.
На основании изложенного и, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ИП Фельдман И.Д. необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 18 мая 2021 г. N 047/06/64-982/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.05.2021