Комиссия Московского областного УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия, Управление),
рассмотрев обращение ООО "РДМ Строй" (далее - Заявитель) о признаках нарушения законодательства Российской Федерации в сфере закупок в действиях (бездействии) ГБУЗ МО "Раменская ЦРБ" (далее - Заказчик) при проведении закупок у единственного поставщика на демонтажно-восстановительные работы временного инфекционного стационара (реестровые записи N 3504003484821000158 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт)), в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в соответствии с Административным регламентом утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступило обращение Заявителя содержащее информацию о признаках нарушения Заказчиком законодательства Российской Федерации о контрактной системе при заключении контрактов с единственным поставщиков.
В результате рассмотрения обращения и осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
Согласно части 5 статьи 24 Закона о контрактной системе Заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями настоящей главы. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.
Пунктом 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе предусмотрено, что закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться Заказчиком на закупки товаров, работ, услуг при необходимости оказания медицинской помощи в неотложной или экстренной форме либо вследствие аварии, обстоятельств непреодолимой силы, для предупреждения (при введении режима повышенной готовности функционирования органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций) и (или) ликвидации чрезвычайной ситуации, для оказания гуманитарной помощи. При этом заказчик вправе осуществить закупку товара, работы, услуги в количестве, объеме, которые необходимы для оказания такой медицинской помощи либо вследствие таких аварии, обстоятельств непреодолимой силы, для предупреждения и (или) ликвидации чрезвычайной ситуации, для оказания гуманитарной помощи, если применение конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), требующих затрат времени, нецелесообразно.
05.04.2021 между Заказчиком и ООО "Фибробетон" заключен Контракт N 48 ЕП-21 на проведение демонтажно-восстановительных работ временного инфекционного стационара (далее - Контракт).
Цена контракта составляет 144 219 528,79 рублей.
На заседании Комиссии Заказчик пояснил, что контракт заключен на основании пункта 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе в соответствии с приказом министра здравоохранения Московской области N 98 от 10.02.2021 "О закрытии временного инфекционного стационара государственного бюджетного учреждения здравоохранения Московской области "Раменская центральная районная больница" (далее - Приказ).
В соответствии с совместным письмом Минфина России, МЧС России и Федеральной антимонопольной службы от 03.04.2020 N 24-06-05/26578, N 219АГ-70, МЕ/28039/20 "О позиции Минфина России, МЧС России, ФАС России об осуществлении закупок товара, работы, услуги для обеспечения государственных и муниципальных нужд в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV" распространение новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, по мнению Минфина России, МЧС России, ФАС России носит чрезвычайный и непредотвратимый характер, в связи с чем является обстоятельством непреодолимой силы.
Согласно письму Минфина России от 19.03.2020 N 26-06-06/21324 "Об осуществлении закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) при введении режима повышенной готовности", поскольку распространение новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019nCoV, является обстоятельством непреодолимой силы, заказчик вправе осуществить закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на основании пункта 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.
На основании Постановления Губернатора Московской области от 12.03.2020 года N108-ПГ на территории области введен режим повышенной готовности, вследствие чего данная ситуация признана обстоятельством непреодолимой силы (форс-мажором).
При этом, обстоятельства, приведенные Заказчиком, не обладают свойствами внезапности, чрезвычайности и непредотвратимости и не являются основанием для осуществления закупки у единственного исполнителя на проведение демонтажно-восстановительных работ временного инфекционного стационара.
Кроме того, причинно-следственная связь между объектом закупки и его использованием для предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции не установлена.
Вместе с тем, Комиссией установлено, что, учитывая дату издания Приказа, а также срок заключения Контракта в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, признаки чрезвычайности и непредотвратимости закупки отсутствуют.
Заказчиком на заседании Комиссии доказательств обратного не представлено.
Таким образом, Заказчиком неправомерно выбран способ определения поставщика, что повлекло создание условий по ограничению доступа иных участников закупки и привело к ограничению конкуренции.
На основании изложенного, действия Заказчика нарушают часть 5 статьи 24 Закона о контрактной системе, выразившегося в неправомерном выборе способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) повлекшего сокращение числа участников закупки.
Таким образом, действия Заказчика, выразившиеся в нарушении требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок при выборе способа определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение, которого предусмотрена частью 2 статьи 7.29 КоАП.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Заказчика нарушения части 5 статьи 24 Закона о контрактной системе.
2. Заказчику, Оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений не выдавать, в связи с заключенным контрактом.
3. Передать материалы дела от 30.04.2021 N 04-07-14618/21 соответствующему должностному лицу Управления для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в трёхмесячный срок.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 11 мая 2021 г. N 04-07-14618/21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.05.2021