Комиссия Московского областного УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Управление, Комиссия),
рассмотрев жалобу ИП Матвеева Дмитрия Николаевича (далее - Заявитель) на действия (бездействие) Муниципального бюджетного учреждения городского округа Химки "Аварийно-спасательная служба" (далее - Заказчик), Муниципального казенного учреждения "Управление централизации закупок" (далее - Уполномоченное учреждение) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения АО "ЭТС" (далее - Оператор электронной площадки) открытого конкурса в электронной форме на оказание в 2021 году услуг по санитарной очистке пожарных водоемов на территории городского округа Химки механизированным способом для нужд МБУ "ХимСпас" (извещение N 0848300044521000086 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт)) (далее - Конкурс) и в результате осуществления внеплановой проверки в части доводов жалобы Заявителя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в соответствии с Административным регламентом утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Уполномоченным учреждением, Оператором электронной площадки Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, утвердившего положения Конкурсной документации в противоречие нормам Закона о контрактной системе.
В соответствии с извещением о проведении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Конкурса размещено на Официальном сайте - 20.04.2021;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 25 600 000,00 рублей;
3) дата окончания подачи заявок - 14.05.2021.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 54.3 Конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе Конкурсная документация должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 2 статьи 54.5 Закона о контрактной системе Конкурсной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок, документов и информации, предусмотренных частью 11 статьи 24.1 Закона о контрактной системе, принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком конкурсе требованиям, установленным конкурсной документацией, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей.
Согласно части 6 статьи 54.7 Закона о контрактной системе Конкурсная комиссия осуществляет оценку вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, в отношении которых принято решение о соответствии требованиям, установленным конкурсной документацией, для выявления победителя такого конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации и относящихся ко второй части заявки (при установлении этих критериев в конкурсной документации).
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом, согласно пункту 3 Правил "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 27 Правил установлено, что Показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть следующие показатели:
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
1. Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком в Конкурсной документации ненадлежащим образом установлен порядок оценки заявок участников закупки по показателям "Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами" предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг" и "Деловая репутация участника закупки".
В Критериях оценки заявок на участие в Конкурсе в рамках нестоимостного критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом договора, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (далее - "Квалификация участников закупки") по показателю "Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами" предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг" установлено, в том числе, следующее:
"По вышеуказанному показателю предметом оценки является количество сотрудников.
Подтверждением наличия у участника открытого конкурса специалистов предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг, является предоставление участником настоящего конкурса документа:
- копия штатного расписания или выписка из штатного расписания, заверенная печатью (при наличии) и подписью участника настоящего конкурса и или привлекаемых к исполнению на основании гражданско-правовых договоров.
Не представление в составе заявки на участие в конкурсе такого документа не является основанием для отказа в допуске к участию в конкурсе, однако при оценке по настоящему показателю учитываются только те сведения, заявленные участниками закупки, которые подтверждены документально в составе заявки на участие в конкурсе".
При этом, Комиссия приходит к выводу о неправомерности положений порядка оценки заявок по показателю "Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами" предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг", в виду того, что порядок оценки по указанному показателю не позволяет выявить лучшее предложение об условиях исполнения контракта в связи с отсутствием предмета оценки, позволяющего определить перечень специалистов, подлежащих оценке Конкурсной комиссией и, соответственно, подлежащих представлению участниками закупки в своих заявках для получения оценки.
Кроме того, представление сведений о количестве состоящих в штате участника закупки специалистов, исключает возможность привлекать специалистов на основании заключаемых с ними договоров гражданско-правового характера на оказание услуг.
В Критериях оценки заявок на участие в Конкурсе в рамках нестоимостного критерия "Квалификация участников закупки" по показателю "Деловая репутация участника закупки" установлено, в том числе, следующее:
"Оценивается предложение участника о количестве положительных отзывов, в том числе благодарности, грамоты, благодарственные письма за последние три года, до даты окончания срока подачи заявок на участие в настоящем конкурсе участником закупки.
Подтверждается копиями положительных отзывов (в том числе благодарностей, грамот, благодарственных писем).
При этом представленные документы должны быть в виде неповторяющихся, полно читаемых копий, на которых видны необходимые подписи.
Максимальное значение по предложению присваивается участнику, представившему в составе заявки сведения о максимальном количестве положительных отзывов".
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что по показателю "Деловая репутация участника закупки" не представляется возможным выявить лучшее предложение об условиях исполнения контракта, так как в Критериях оценки заявок участников закупки не установлено минимальное и максимальное количественные значения оценки положительных отзывов, что вводит участников закупки в заблуждение и противоречит положениям Закона о контрактной системе.
Следовательно, доводы жалобы Заявителя являются обоснованными.
Таким образом, действия Заказчика в части установления ненадлежащим образом порядка оценки заявок участников закупки нарушают пункт 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком в Конкурсной документации ненадлежащим образом установлен порядок оценки заявок участников закупки по показателю "Опыт участника по успешному выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема".
В Критериях оценки заявок на участие в Конкурсе в рамках нестоимостного критерия "Квалификация участников закупки" по показателю "Опыт участника по успешному выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема" установлен, в том числе, следующий порядок оценки заявок:
"Оценивается наличие у участника закупки опыта (оценивается количество представленных контрактов/договоров) по успешному оказанию услуг по тематике по содержанию и техническому обслуживанию водоемов.
Подтверждаются представлением следующих документов:
- копий исполненных контрактов (договоров) на оказание услуг (выполнение работ);
- копии актов приемки оказания услуг (выполнения работ), подтверждающих исполнение соответствующих контрактов (договоров), в которых указан фактический срок выполнения работ (оказания услуг) и их окончательная стоимость (при расчете учитывается стоимость, соответствующая стоимости указанной в положительном заключении).
Один представленный контракт (договор) и акт сдачи-приемки оказанных услуг, будут считаться подтверждением одного ранее реализованного контракта (договора). Контракт (договор) в отсутствие акта сдачи-приемки услуг, не будет считаться подтверждением опыта участника конкурса.
Представленные акты приемки оказанных услуг в отсутствие копий контрактов (договоров) и документов, подтверждающих факт исполнения контракта (договора) не будут учитываться при оценке.
В отсутствии копий актов приемки оказанных услуг, документов, подтверждающих факт исполнения контракта (договора) данный контракт (договор) считается не исполненным, и не будет учитываться при оценке.
Заказчиком не будут учитываться предложения, если:
- не представлены требуемые сведения и информация;
- не представлены документы, подтверждающие представленные сведения.
Порядок оценки заявок по показателю:
Заявка участника с наибольшим количеством представленных контрактов/договоров по оказанию услуг (выполнению работ):
- оценивается максимальным количеством баллов с учетом коэффициента значимости (КЗ)".
Изучив Критерии оценки заявок на участие в Конкурсе, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанный порядок оценки заявок по показателю "Опыт участника по успешному выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема" не противоречит положениям Закона о контрактной системе.
Следовательно, довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком в Техническом задании Конкурсной документации ненадлежащим образом установлены требования к поставщику (подрядчику, исполнителю).
В соответствии с Техническим заданием Конкурсной документации Заказчиком установлено, в том числе, следующее: "Наличие допусков СРО на выполнение гидротехнических работ".
Вместе с тем, согласно извещению об проведении Конкурса, объектом закупки является оказание в 2021 году услуг по санитарной очистке пожарных водоемов на территории городского округа Химки механизированным способом для нужд МБУ "ХимСпас".
Представитель Заказчика на заседании Комиссии представил письменные пояснения, согласно которым: "Требование, установленное в П.7.2 "Наличие допусков СРО на выполнение гидротехнических работ" указано по технической ошибке, и оно учитываться не будет".
Изучив документы и сведения, представленные на заседание Комиссии, Комиссия приходит к выводу, что установление в Техническом задании Конкурсной документации требования о наличии у исполнителя допуска СРО на выполнение гидротехнических работ ограничивает количество участников закупки и противоречит положениям Закона о контрактной системе.
Кроме того, в Техническом задании Конкурсной документации Заказчиком установлено, в том числе, следующее:
"Услуги должны быть выполнены в соответствии с действующими ГОСТ, СНиП, СаНПиН с учетом режимов регулирования в границах отведенного участка с соблюдением Правил санитарного содержания территорий, организации уборки, обеспечения чистоты и порядка, а также в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации и Московской области, нормативно-правовых документов, норм и правил, регламентирующих данную сферу, в том числе: СНиП 33-01-2003 "Гидротехнические сооружения. Основные положения".
При этом, на заседании Комиссии установлено, что СНиП 33-01-2003 "Гидротехнические сооружения. Основные положения" недействующей редакции.
На основании изложенного Комиссия приходит к выводу, что установление вышеуказанного требования к поставщику (подрядчику, исполнителю) вводит участников закупки в заблуждение и противоречит положениям Закона о контрактной системе.
Следовательно, доводы жалобы Заявителя являются обоснованными.
Таким образом, действия Заказчика нарушают пункт 1 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком в Техническом задании Конкурсной документации ненадлежащим образом установлены требования к поставщику (подрядчику, исполнителю), а также объем, условия и сроки оказания услуг.
В Техническом задании Конкурсной документации Заказчиком установлено, в том числе, следующее:
"7.1.Наличие у Исполнителя плавающих мини экскаваторов, пригодных для эксплуатации в тесных условиях водных акваторий, размером установки 2.5 м х 5.5 м и глубиной копания до 2.9 м., либо аналогичных, но не больших размеров из-за особенностей территории.
Проведение санитарной очистки водоемов (глубиной до 5 м) на территории городского округа Химки механизированным способом без спуска воды предусматривает :
9.1. Санитарная очистка заболоченного пруда в мкр. Клязьма-Старбеево ул. Комсомольская д.48 плавающими установками (экскаваторами) с формированием и планировкой берегов под газон. Площадь очистки 1900 м2. Периметр 154 метра.
9.2. Санитарная очистка пруда в мкр. Клязьма - Старбеево у СНТ "Терехово-2" плавающими установками (экскаваторами) с формированием и планировкой берегов под газон. Площадь очистки 1650 м2. Периметр 118 метров.
9.3. Санитарная очистка пруда Мкр. Клязьма-Старбеево ул. Ворошилова, д.4а плавающими установками (экскаваторами) с формированием и планировкой берегов под газон. Площадь очистки 150м2. Периметр 43 метра.
9.4. Санитарная очистка пруда Мкр. Клязьма-Старбеево кв. Свистуха у дома N.22 плавающими установками (экскаваторами) с формированием и планировкой берегов под газон. Площадь очистки 6000м2. Периметр 380 метров.
9.5. Санитарная очистка на пруду мкр. Клязьма-Старбеево кв.Терехово у дома N6бплавающими установками (экскаваторами). Площадь очистки 509-м 2. Периметр 80 метров
9.6. Санитарная очистка на пруду мкр. Клязьма-Старбеево кв.Терехово у дома N77плавающими установками (экскаваторами). Площадь очистки 280-м 2. Периметр 59 метров
9.7. Санитарная очистка на пруду мкр. Клязьма-Старбеево ул. Ворошилова, д.28 плавающими установками (экскаваторами). Площадь очистки 180-м 2. Периметр 48 метров
9.8. Санитарная очистка на пруду мкр. Клязьма-Старбеево ул. Ворошилова, д.79 плавающими установками (экскаваторами). Площадь очистки 4000-м 2. Периметр 280 метров
9.9. Санитарная очистка на пруду мкр. Клязьма-Старбеево кв. Вашутино Между домами 24 и 60 а плавающими установками (экскаваторами). Площадь очистки 2800-м 2. Периметр 220 метров
9.10. Санитарная очистка на пруду мкр. Клязьма-Старбеево кв. Международный у дома 202 плавающими установками (экскаваторами). Площадь очистки 1200-м 2. Периметр 160 метров
9.11.Санитарная очистка на пруду Мкр. Сходня ул. Папанина, д.28/2 плавающими установками (экскаваторами). Площадь очистки 2100 м2. Периметр 162 метра.
9.12.Санитарная очистка на пруду Мкр. Сходня ул. Прудная, д.15 плавающими установками (экскаваторами). Площадь очистки 700 м2. Периметр 94 метра
9.13.Санитарная очистка на пруду Мкр. Сходня - Фирсановка кв. Саврасово у дома N10 плавающими установками (экскаваторами). Площадь очистки 2800м2. Периметр 188 метра
9.14. Санитарная очистка на пруду мкр. Сходня - Фирсановка кв. Саврасово у дома N29 плавающими установками (экскаваторами). Площадь очистки 240м2. Периметр 55 метра
9.15. Санитарная очистка на пруду мкр. Фирсановка ул. Чкалова д.3 плавающими установками (экскаваторами). Площадь очистки 3000м2. Периметр 194 метра
9.16. Санитарная очистка на пруду мкр. Фирсановка ул. ул. Кирова у д.47 и 28 плавающими установками (экскаваторами). Площадь очистки 3000м2. Периметр 194 метра
9.17. Санитарная очистка на пруду мкр. Фирсановка ул. пересечение ул. Герцена д 2а и ул. Лесная д.14 а плавающими установками (экскаваторами). Площадь очистки 1800-м.кв. Периметр 150-м
9.18. Санитарная очистка на пруду мкр. Фирсановка ул. ул. Мцыри д. 98 и ул. Репина плавающими установками (экскаваторами). Площадь очистки 800м2. Периметр 100 метров
9.19. Санитарная очистка на пруду мкр. Фирсановка ул. Глинки, у д. 26-28 плавающими установками (экскаваторами). Площадь очистки 500м2. Периметр 79 метров
9.20. Санитарная очистка на пруду мкр. Фирсановка ул. Матросова и ул. Гастелло плавающими установками (экскаваторами). Площадь очистки 200м2. Периметр 50 метров
9.21. Санитарная очистка на пруду мкр. Новогорск ул. Соколовская ДСК "ЛАД" плавающими установками (экскаваторами). Площадь очистки 3200м2. Периметр 230 метров
10.1.Срок оказания услуг: с момента заключения контракта по 31.12.2021 года".
Изучив Конкурсную документацию, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные положения Технического задания Конкурсной документации не ограничивают количество участников закупки и не противоречат положениям Закона о контрактной системе.
Следовательно, доводы жалобы Заявителя не нашли своего подтверждения.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Матвеева Дмитрия Николаевича частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного учреждения нарушение пунктов 1, 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Уполномоченному учреждению, Конкурсной комиссии, Оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела от 11.05.2021 N 050/06/105-1248/2021 по выявленным нарушениям Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу Управления для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 11 мая 2021 г. N 050/06/105-1248/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.05.2021