Комиссия Московского областного УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Управление, Комиссия),
рассмотрев жалобу ИП Матвеева Дмитрия Николаевича (далее - Заявитель) на действия (бездействие) Муниципального бюджетного учреждения городского округа Химки "Аварийно-спасательная служба" (далее - Заказчик), Муниципального казенного учреждения "Управление централизации закупок" (далее - Уполномоченное учреждение) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения АО "ЭТС" (далее - Оператор электронной площадки) открытого конкурса в электронной форме на оказание в 2021 году услуг по содержанию и техническому обслуживанию пожарных пирсов, подъездных путей и мест забора воды пожарными автомобилями на территории городского округа Химки для нужд МБУ "ХимСпас" (извещение N 0848300044521000087 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт)) (далее - Конкурс) и в результате осуществления внеплановой проверки в части доводов жалобы Заявителя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в соответствии с Административным регламентом утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Уполномоченным учреждением, Оператором электронной площадки Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, утвердившего положения Конкурсной документации в противоречие нормам Закона о контрактной системе.
В соответствии с извещением о проведении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Конкурса размещено на Официальном сайте - 20.04.2021;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 9 400 000,00 рублей;
3) дата окончания подачи заявок - 14.05.2021.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 54.3 Конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе Конкурсная документация должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 2 статьи 54.5 Закона о контрактной системе Конкурсной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок, документов и информации, предусмотренных частью 11 статьи 24.1 Закона о контрактной системе, принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком конкурсе требованиям, установленным конкурсной документацией, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей.
Согласно части 6 статьи 54.7 Закона о контрактной системе Конкурсная комиссия осуществляет оценку вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, в отношении которых принято решение о соответствии требованиям, установленным конкурсной документацией, для выявления победителя такого конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации и относящихся ко второй части заявки (при установлении этих критериев в конкурсной документации).
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом, согласно пункту 3 Правил "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 27 Правил установлено, что Показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть следующие показатели:
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
1. Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком в Конкурсной документации ненадлежащим образом установлен порядок оценки заявок участников закупки по показателям "Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами" предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг" и "Деловая репутация участника закупки".
В Критериях оценки заявок на участие в Конкурсе в рамках нестоимостного критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом договора, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (далее - "Квалификация участников закупки") по показателю "Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами" предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг" установлено, в том числе, следующее:
"По вышеуказанному показателю предметом оценки является количество сотрудников.
Подтверждением наличия у участника открытого конкурса специалистов предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг, является предоставление участником настоящего конкурса документа:
- копия штатного расписания или выписка из штатного расписания, заверенная печатью (при наличии) и подписью участника настоящего конкурса и или привлекаемых к исполнению на основании гражданско-правовых договоров.
Не представление в составе заявки на участие в конкурсе такого документа не является основанием для отказа в допуске к участию в конкурсе, однако при оценке по настоящему показателю учитываются только те сведения, заявленные участниками закупки, которые подтверждены документально в составе заявки на участие в конкурсе".
При этом, Комиссия приходит к выводу о неправомерности положений порядка оценки заявок по показателю "Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами" предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг", в виду того, что порядок оценки по указанному показателю не позволяет выявить лучшее предложение об условиях исполнения контракта в связи с отсутствием предмета оценки, позволяющего определить перечень специалистов, подлежащих оценке Конкурсной комиссией и, соответственно, подлежащих представлению участниками закупки в своих заявках для получения оценки.
Кроме того, представление сведений о количестве состоящих в штате участника закупки специалистов, исключает возможность привлекать специалистов на основании заключаемых с ними договоров гражданско-правового характера на оказание услуг.
В Критериях оценки заявок на участие в Конкурсе в рамках нестоимостного критерия "Квалификация участников закупки" по показателю "Деловая репутация участника закупки" установлено, в том числе, следующее:
"Оценивается предложение участника о количестве положительных отзывов, в том числе благодарности, грамоты, благодарственные письма за последние три года, до даты окончания срока подачи заявок на участие в настоящем конкурсе участником закупки.
Подтверждается копиями положительных отзывов (в том числе благодарностей, грамот, благодарственных писем).
При этом представленные документы должны быть в виде неповторяющихся, полно читаемых копий, на которых видны необходимые подписи.
Максимальное значение по предложению присваивается участнику, представившему в составе заявки сведения о максимальном количестве положительных отзывов".
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что по показателю "Деловая репутация участника закупки" не представляется возможным выявить лучшее предложение об условиях исполнения контракта, так как в Критериях оценки заявок участников закупки не установлено минимальное и максимальное количественные значения оценки положительных отзывов, что вводит участников закупки в заблуждение и противоречит положениям Закона о контрактной системе.
Следовательно, доводы жалобы Заявителя являются обоснованными.
Таким образом, действия Заказчика в части установления ненадлежащим образом порядка оценки заявок участников закупки нарушают пункт 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком в Конкурсной документации ненадлежащим образом установлен порядок оценки заявок участников закупки по показателю "Опыт участника по успешному выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема".
В Критериях оценки заявок на участие в Конкурсе в рамках нестоимостного критерия "Квалификация участников закупки" по показателю "Опыт участника по успешному выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема" установлен, в том числе, следующий порядок оценки заявок:
"Оценивается наличие у участника закупки опыта (оценивается количество представленных контрактов/договоров) по успешному оказанию услуг по тематике по содержанию и техническому обслуживанию водоемов.
Подтверждаются представлением следующих документов:
- копий исполненных контрактов (договоров) на оказание услуг (выполнение работ);
- копии актов приемки оказания услуг (выполнения работ), подтверждающих исполнение соответствующих контрактов (договоров), в которых указан фактический срок выполнения работ (оказания услуг) и их окончательная стоимость (при расчете учитывается стоимость, соответствующая стоимости указанной в положительном заключении).
Один представленный контракт (договор) и акт сдачи-приемки оказанных услуг, будут считаться подтверждением одного ранее реализованного контракта (договора). Контракт (договор) в отсутствие акта сдачи-приемки услуг, не будет считаться подтверждением опыта участника конкурса.
Представленные акты приемки оказанных услуг в отсутствие копий контрактов (договоров) и документов, подтверждающих факт исполнения контракта (договора) не будут учитываться при оценке.
В отсутствии копий актов приемки оказанных услуг, документов, подтверждающих факт исполнения контракта (договора) данный контракт (договор) считается не исполненным, и не будет учитываться при оценке.
Заказчиком не будут учитываться предложения, если:
- не представлены требуемые сведения и информация;
- не представлены документы, подтверждающие представленные сведения.
Порядок оценки заявок по показателю:
Заявка участника с наибольшим количеством представленных контрактов/договоров по оказанию услуг (выполнению работ):
- оценивается максимальным количеством баллов с учетом коэффициента значимости (КЗ)".
Изучив Критерии оценки заявок на участие в Конкурсе, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанный порядок оценки заявок по показателю "Опыт участника по успешному выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема" не противоречит положениям Закона о контрактной системе.
Следовательно, довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком в Техническом задании Конкурсной документации ненадлежащим образом установлены требования к поставщику (подрядчику, исполнителю), а также объем, условия и сроки оказания услуг.
В Техническом задании Конкурсной документации Заказчиком установлено, в том числе, следующее:
"Пожарный водоем - это гидротехническое сооружение, предназначенное для хранения воды на цели наружного пожаротушения. Пожарный водоем входит в комплекс сооружений пожарного водоснабжения. Пожарные водоемы создаются на промышленных объектах и в населенных пунктах, которые не оборудованы централизованной системой подачи воды.
4. Объем Услуг, ед. измерения указаны в Таблице N 1 настоящего Технического задания, место оказание Услуг указаны в Таблице N 2 настоящего Технического задания.
5. Сроки оказания Услуг: с момента заключения контракта по 31 декабря 2021 г. включительно
ТаблицаN1
N п/п |
Наименование услуг |
Ед. изм. |
Количество |
В зимнее время | |||
1 |
Очистка подъездов к площадками (пирсами) от автомобильных дорог для свободного подъезда и установки пожарных автомобилей , шириной не менее |
м |
6 |
2 |
Очистка площадок (пирсов) для свободной установки пожарных автомобилей , размером не менее |
м |
12х12 |
3 |
Погрузка при автомобильных перевозках снега с погрузкой экскаваторами емкостью ковша, не более |
м |
0,5 |
4 |
Перевозка снега автомобилями бортовыми грузоподъемностью до 10 т. на расстояние, не более с последующей утилизацией |
км |
60 |
5 |
Подготовит майны в местах забора воды пожарными автомобилями, не менее |
м |
1х1 |
6 |
Поддерживать толщину льда в майне, не более |
см |
2 |
В летнее время | |||
7 |
Очистка площадок (пирсов) и поддержание их в рабочем состоянии для свободной установки пожарных автомобилей, не менее |
м |
12 х12 |
8 |
Очистка подъездных путей к площадкам (пирсам) и поддержание их в рабочем состоянии для свободного проезда пожарных автомобилей, шириной не менее |
м |
6 |
9 |
Очистка акватории в местах забора воды пожарными автомобилями от водорослей и посторонних предметов, не менее |
м |
2 х 2 |
10 |
Производить покос травы по периметру подъездов с площадками (пирсами), не менее |
м |
2 |
11 |
Производит уборку мусора по периметру подъездов с площадками (пирсами) с последующей утилизацией, не менее |
м |
2 |
6. Условия оказания Услуг.
Подрядчик обязан соблюдать сроки оказания Услуг, указанные в задании Заказчика, выполнять Услуги в соответствии с требованиями, предъявляемыми законодательством к данным видам Услуг.
Сроки оказания Услуг учитывают работу в выходные и праздничные дни, а также неблагоприятные погодные условия (осадки). При оставлении места оказания Услуг или невозможности по каким-либо причинам его продолжения в обязательном порядке о причинах ставится в известность ответственный представитель Заказчика".
Изучив Конкурсную документацию, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные положения Технического задания Конкурсной документации не ограничивают количество участников закупки и не противоречат положениям Закона о контрактной системе.
Следовательно, доводы жалобы Заявителя не нашли своего подтверждения.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Матвеева Дмитрия Николаевича частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного учреждения нарушение пункта 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Уполномоченному учреждению, Конкурсной комиссии, Оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела от 11.05.2021 N 050/06/105-1250/2021 по выявленным нарушениям Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу Управления для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 11 мая 2021 г. N 050/06/105-1250/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.05.2021