Комиссия Московского областного УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Управление, Комиссия),
рассмотрев жалобу ООО "Ситистройинвест" (далее - Заявитель) на действия (бездействие) Федерального казенного учреждения "Российский государственный архив кинофотодокументов" (далее - Заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения АО "ЕЭТП" (далее - Оператор электронной площадки) открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по строительству лабораторного корпуса федерального казенного учреждения "Российский государственный архив кинофотодокументов" (РГАКФД) по адресу: Московская область, г. Красногорск, ул. Речная, д. 1 (извещение N 0348100055821000003 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт)) (далее - Конкурс) и в результате осуществления внеплановой проверки в части доводов жалобы Заявителя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в соответствии с Административным регламентом утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступила жалоба Заявителя на действия Конкурсной комиссии при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Конкурсной комиссии, неправомерно признавшей заявку Заявителя не соответствующей требованиям Конкурсной документации.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Конкурса размещено 25.03.2021;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 418 020 200, 00 руб.;
3) на участие в Конкурсе подано 2 заявки от участников закупки;
4) к участию в Конкурсе допущены 2 заявки от участников закупки;
5) по итогам рассмотрения вторых частей 1 заявка участника закупки признана соответствующей требованиям Конкурсной документации.
Согласно доводу жалобы Заявителя, Конкурсной комиссией неправомерно принято решение о несоответствии заявки Заявителя требованиям Конкурсной документации и Закону о контрактной системе.
В соответствии с частью 3 статьи 54.7 Закона о контрактной системе конкурсной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок, документов и информации, предусмотренных частью 11 статьи 24.1 Закона о контрактной системе, принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком конкурсе требованиям, установленным конкурсной документацией, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей.
В соответствии с частью 4 статьи 54.7 Закона о контрактной системе заявка на участие в открытом конкурсе в электронной форме признается не соответствующей требованиям, установленным конкурсной документацией:
1) в случае непредставления документов и информации, предусмотренных пунктами 1 - 3, 7 части 6 статьи 54.4 Закона о контрактной системе, либо несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным конкурсной документацией;
2) в случае наличия в документах и информации, предусмотренных частью 11 статьи 24.1, частями 4 и 6 статьи 54.4 Закона о контрактной системе, недостоверной информации на дату и время рассмотрения вторых частей заявок на участие в таком конкурсе;
3) в случае несоответствия участника такого конкурса требованиям, установленным конкурсной документацией в соответствии с частью 1, частями 1.1 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе;
4) в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе;
5) в случае непредставления документов, предусмотренных пунктом 5 части 6 статьи 54.4 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки товаров, работ, услуг, в отношении которых установлен запрет, предусмотренный статьей 14 Закона о контрактной системе.
Согласно протоколу рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме от 23.04.2021 N ПРОII1 заявка Заявителя признана несоответствующей требованиям Конкурсной документации по следующим основаниям:
"В связи с отказом в принятии банковских гарантий от 14.04.2021 г. N 9991-4R1/503331 от 15.04.2021 г. N483329-БГ/21, представленных участником в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме и учитывая положения части 1 статьи 27, пунктов 1 и 11 части 1 статьи 31, части 6 статьи 44, части 6 статьи 45 Закона о контрактной системе, заявка участника отклоняется на основании пункта 3 части 4 статьи 54.7 Закона о контрактной системе по причине несоответствия участника закупки требованиям части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе ввиду того, что законодательством Российской Федерации к участникам закупок предъявлено требование об обеспечении заявок, участник является не предоставившим надлежащее обеспечение заявки.
1. п. 3 ч. 4 ст. 54.7 44-ФЗ - несоответствие участника конкурса требованиям, установленным конкурсной документацией в соответствии с ч. 1, ч.ч. 1.1 и 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31.
В связи с отказом в принятии банковских гарантий от 14.04.2021 г. N 9991-4R1/503331 и от 15.04.2021 г. N 483329-БГ/21, представленных участником в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме и учитывая положения части 1 статьи 27, пунктов 1 и 11 части 1 статьи 31, части 6 статьи 44, части 6 статьи 45 Закона о контрактной системе, заявка участника отклоняется на основании пункта 3 части 4 статьи 54.7 Закона о контрактной системе по причине несоответствия участника закупки требованиям части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе ввиду того, что законодательством Российской Федерации к участникам закупок предъявлено требование об обеспечении заявок, участник является не предоставившим надлежащее обеспечение заявки.
В соответствии с ч. 7 ст. 45 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Заказчик отказал в принятии банковской гарантии от 14.04.2021 г. N 9991 -4R1/503331, выданной ПАО "БАНК УРАЛСИБ" в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме N 0348100055821000003 на выполнение работ по строительству лабораторного корпуса в связи с тем, что банковская гарантия содержит информацию о Принципале ЗАО "МНК-ГРУП" ИНН 7810802206, ОГРН 1107847321823, адрес места нахождения: 196128, г. Санкт-Петербург, ул. Варшавская, д. 5А, литер АВ, корпус 16, помещение 2Н, коми. 2, в то время как участником открытого конкурса в электронной форме является ООО "СИТИСТРОЙИНВЕСТ" ИНН 7715906886, ОГРН 1127746149640, адрес места нахождения: 105062, г. Москва, ул. Покровка, д. 48, стр.1, эт. 4, пом. II, коми.5. Таким образом, представленная банковская гарантия не обеспечивает обязательства ООО "СИТИСТРОЙИНВЕСТ" ИНН 7715906886.
В соответствии с ч. 7 ст. 45 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Заказчик отказал в принятии банковской гарантии от 15.04.2021 г. N 483329-БГ/21, выданной ПАО АКБ "Металлинвестбанк" в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме N 0348100055821000003 на выполнение работ по строительству лабораторного корпуса в связи с нижеизложенным.
Согласно ч. 1 ст. 44 Закона о контрактной системе Заказчик обязан установить требование к обеспечению заявок на участие в конкурсах и аукционах при условии, что начальная (максимальная) цена контракта превышает пять миллионов рублей, если Правительством Российской Федерации не установлено иное. Часть 2 статьи 44 Закона о контрактной системе устанавливает, что обеспечение заявки на участие в конкурсе или аукционе может предоставляться участником закупки в виде денежных средств или банковской гарантии. Выбор способа обеспечения заявки на участие в конкурсе или аукционе осуществляется участником закупки. В силу пункта 2 части 2 статьи 45 Закона о контрактной системе банковская гарантия должна быть безотзывной и должна содержать в числе прочего обязательства принципала, надлежащее исполнение которых обеспечивается банковской гарантией. Аналогичное требование содержится в части 4 статьи 368 ГК РФ и в пункте 28 Информационной карты открытого конкурса в электронной форме. Согласно части 1 статьи 83.2 Закона о контрактной системе по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем электронной процедуры, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с иным участником этой процедуры, заявка которого на участие в этой процедуре признана соответствующей требованиям, установленным документацией и (или) извещением о закупке. В соответствии с положениями части 3 статьи 83.2 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронной процедуры подписывает усиленной электронной подписью указанный проект контракта, размещает на электронной площадке подписанный проект контракта и документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения
Из системного толкования норм Закона о контрактной системе следует, что обязательствами победителя закупки является подписание проекта контракта и предоставление обеспечения исполнения контракта. Именно надлежащее исполнение вышеуказанных обязательств и должна обеспечивать банковская гарантия, представленная в качестве обеспечения заявки.
Из содержания банковской гарантии от 15.04.2021 г. N 483329-БГ/21, выданной ПАО АКБ "Металлинвестбанк", не следует какие именно обязательства обеспечивает представленная банковская гарантия, что противоречит положениям части 2 статьи 45 Закона о контрактной системе.
В конкурсной документации установлено следующее требование к банковской гарантии: "Банковская гарантия должна содержать обязанность гаранта уплатить заказчику неустойку в размере 0,1 процента денежной суммы, подлежащей уплате, за каждый день просрочки".
В абз. 5 п. 3 банковской гарантии, представленной ООО "СИТИСТРОЙИНВЕСТ", содержится следующее условие: "...Гарант обязуется уплатить неустойку Бенефициару в размере 0,1 процента от суммы, подлежащей уплате за каждый день просрочки".
В п. 3 ч. 2 ст. 45 Закона о контрактной системе указано уточнение, выделенное знаками "запятая", которое определяет, от какой суммы рассчитывается неустойка, а именно от суммы "..., подлежащей уплате, ...".
Таким образом, отсутствие такого уточнения в банковской гарантии приводит к изменению смысла формулировки таким образом, что по условиям банковской гарантии размер неустойки рассчитывается от неопределенной суммы подлежащей уплате за каждый день просрочки.
Согласно п. "а" "Дополнительных требований к банковской гарантии, используемой для целей Федерального закона "О контрактной системе...", утв. Постановлением Правительства РФ от 08.11.2013 г. N1005, установлено требование об обязательном закреплении в банковской гарантии "права заказчика по передаче права требования по банковской гарантии при перемене заказчика в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с предварительным извещением об этом гаранта".
Формулировка п.7 банковской гарантии не соответствует требованиям п. "а" "Дополнительных требований к банковской гарантии, используемой для целей Федерального закона "О контрактной системе...", утв. Постановлением Правительства РФ от 08.11.2013 г. N1005, поскольку в ней не установлено право заказчика по передаче права требования по банковской гарантии при перемене заказчика в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Таким образом, банковская гарантия представленная участником закупки не соответствует требованиям конкурсной документации".
Изучив банковскую гарантию представленную в составе заявки Заявителя, Комиссия приходит к выводу, что банковская гарантия не соответствует требованиям Конкурсной документации и положениям Закона о контрактной системе.
С учетом изложенного, Комиссия приходит к выводу, что действия Конкурсной комиссии, принявшей решение о несоответствии заявки Заявителя требованиям Конкурсной документации и Закона о контрактной системе, не противоречат положениям Закона о контрактной системе.
Следовательно, довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать предусмотренные статьей 54.4 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса в электронной форме, к составу заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе в электронной форме.
Согласно части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Частью 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) установлено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено ГрК РФ.
В соответствии с положениями ГрК РФ минимальный размер взноса в компенсационный фонд возмещения вреда должен быть сформирован в соответствии с требованиями части 10 или 12 статьи 55.16 ГрК РФ, минимальный размер взноса участника закупки в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств должен быть сформирован в соответствии с требованиями части 11 или 13 статьи 55.16 ГрК РФ.
Заказчиком в пункте 16 информационной карты Конкурсной документации установлено, в том числе следующее: участник открытого конкурса в электронной форме должен быть членом СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства. СРО, в которой состоит участник, должна иметь компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств. Совокупный размер обязательств участника открытого конкурса в электронной форме по контрактам (договорам), которые заключены с использованием конкурентных способов, не должен превышать уровень ответственности участника по компенсационному фонду обеспечения договорных обязательств. Саморегулируемая организация должна быть зарегистрирована в том же субъекте, что и участник".
Комиссия приходит к выводу, что установление требования о том, что "Саморегулируемая организация должна быть зарегистрирована в том же субъекте, что и участник" ограничивает количество участников закупки и противоречит требованиям Закона о контрактной системе.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком, в Конкурсной документации ненадлежащим образом установлено требование к участникам закупки о предоставлении в составе заявки на участие в Конкурсе выписки из реестра членов СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика нарушают части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса об административных правонарушениях.
При этом, указанное нарушение не повлияло на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Ситистройинвест" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
3. Не выдавать Заказчику, Конкурсной комиссии, Оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела от 12.05.2021 N 50/06/16642эп/21 по выявленным нарушениям Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу Управления для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 12 мая 2021 г. N 50/06/16642эп/21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.05.2021