Комиссия Московского областного УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Управление, Комиссия),
рассмотрев жалобу ООО "МЕДИКАЛ СЕРВИС" (далее - Заявитель) на действия (бездействие) Муниципального казенного учреждения "Комитет по благоустройству городского округа Серпухов" (далее - Заказчик), Муниципального казённого учреждения "Управление муниципального заказа Администрации городского округа Серпухов Московской области" (далее - Уполномоченное учреждение) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения АО "ЕЭТП" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на комплексное благоустройство и ремонт дворовых территорий, расположенных по адресам: Московская обл., г.о. Серпухов, г. Серпухов, ул. Космонавтов д.24, 24а, 26; с. Липицы д. 30, 31, 32, 46 (извещение N 0848300053221000227 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт)) (далее - Аукцион) и в результате осуществления внеплановой проверки в части доводов жалобы Заявителя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) в части доводов жалобы Заявителя и в соответствии с Административным регламентом утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Уполномоченным учреждением, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, утвердившего документацию об Аукционе в противоречие положениям Закона о контрактной системе.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией об Аукционе, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) начальная (максимальная) цена контракта - 29 334 184,87 руб.;
2) дата окончания подачи заявок - 20.05.2021.
1. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком в документации об Аукционе неправомерно не установлены ограничения на допуск радиотехнической продукции, происходящей из иностранных государств, установленные в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 878).
В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок
Согласно части 4 статьи 14 Закона о контрактной системе федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
Пунктом 2 Постановления N 878 установлен Перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Перечень).
Пунктом 4 Постановления N 878 установлено, что ограничение на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, не устанавливается, если в реестре отсутствует радиоэлектронная продукция, соответствующая тому же классу (функциональному назначению) радиоэлектронной продукции, планируемой к закупке, и (или) радиоэлектронная продукция, включенная в реестр, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемой к закупке радиоэлектронной продукции.
Согласно пункту 5 Постановления N 878, подтверждением случая, установленного пунктом 4 настоящего постановления, является обоснование невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, подготовленное заказчиком в соответствии с Порядком подготовки обоснования невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным настоящим постановлением, и размещенное заказчиком в единой информационной системе в сфере закупок одновременно с размещением извещения об осуществлении закупки.
Кроме того, согласно пункту 7 Постановления N 878 предметом одного контракта (одного лота) не может быть радиоэлектронная продукция, включенная в перечень и не включенная в него.
Согласно извещению о проведении Аукциона, объектом закупки является: "Комплексное благоустройство и ремонт дворовых территорий, расположенных по адресам: Московская обл., г.о. Серпухов, г. Серпухов, ул. Космонавтов д.24, 24а, 26; с. Липицы д. 30, 31, 32, 46".
Приложением N 1 к муниципальному контракту документации об Аукционе установлены требования к техническим характеристикам товаров, поставляемых при выполнении работ, в том числе, например: "Светильник светодиодный к кронштейну для светильников ГОСТ 14254-2015 ГОСТ 14255-69 ГОСТ IEC 61140-2012 ГОСТ 12.2.007.0-75 ГОСТ Р 54350-2015", относящийся к коду ОКПД2 27.4 "Оборудование электрическое осветительное", включенному в Перечень, установленный в соответствии с Постановлением N 878.
При этом, Заказчиком в документации об Аукционе не установлены ограничения, предусмотренные Постановлением N 878, а также не размещено обоснование невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика в части не установления ограничений в соответствии с Постановлением N 878 противоречат положениям Закона о контрактной системе.
Следовательно, довод жалобы Заявителя является обоснованным.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика нарушают часть 3 статьи 14 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что 12.05.2021 Заказчиком были внесены изменения в положения документации об Аукционе в части довода жалобы Заявителя.
2. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком в Приложении N 1 к муниципальному контракту документации об Аукционе ненадлежащим образом установлены требования к характеристикам товаров.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.
При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе установлено, что требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
В Приложении N 1 к муниципальному контракту документации об Аукционе Заказчиком установлены требования к характеристикам товаров, например, такие как: для товара "Детский игровой комплекс ГОСТ Р 52169-2012 ГОСТ Р 52168-2012" по показателю "Декоративные фанерные элементы" установлено значение "Водостойкая фанера марки ФСФ толщиной не менее 15 мм, все углы закругленные", для товара "Качалка на пружине ГОСТ Р 52169-2012 ГОСТ 3916.1-2018 ГОСТ 10704-91 ГОСТ 1145-80" по показателю "Исполнение шурупов под ручку вспомогательную" установлено значение "2;3;4", по показателю "Диаметр шурупов под ручку вспомогательную" установлено значение "2.5;3.0;3.5", по показателю "Длина шурупов под ручку вспомогательную" установлено значение "р30;25;20;16".
При этом, участникам закупки не представляется возможным указать достоверные значения требуемых Заказчиком в документации об Аукционе показателей, так как участник закупки не обязан иметь в наличии товар на момент подачи заявки на участие в Аукционе, следовательно, требование к их указанию в составе заявки является избыточным требованием, что нарушает правило объективного характера описания объекта закупки.
Комиссия приходит к выводу, что требования к содержанию заявки, инструкция, содержащаяся в документации об Аукционе, устанавливают требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, не предусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе конкретные показатели компонентного состава, сведения о химическом составе таких товаров, а также необходимо предоставить сведения о результатах испытаний таких товаров. Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар для представления подробных сведений о компонентном составе, результате испытаний, а также результатов использования таких товаров.
Следовательно, доводы жалобы Заявителя является обоснованным.
Аналогичным образом Заказчиком в Приложении N 1 к муниципальному контракту документации об Аукционе установлены требования к характеристикам иных товаров.
На основании изложенного Комиссия приходит к выводу о том, что вышеуказанные действия Заказчика нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что 12.05.2021 Заказчиком были внесены изменения в положения документации об Аукционе в части довода жалобы Заявителя.
3. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком на Официальном сайте неправомерно размещено Приложение N 1 к муниципальному контракту документации об Аукционе в формате "doc", не позволяющее осуществлять поиск, копирование и заполнение заявки на участие в Аукционе.
В соответствии с частью 2 статьи 65 Закона о контрактной системе документация об Аукционе должна быть доступна для ознакомления в единой информационной системе без взимания платы.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Закона о контрактной системе в целях информационного обеспечения контрактной системы в сфере закупок создается и ведется единая информационная система.
В соответствии с частью 4 статьи 4 Закона о контрактной системе информация, содержащаяся в единой информационной системе, является общедоступной и предоставляется безвозмездно. Сведения, составляющие государственную тайну, в единой информационной системе не размещаются.
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о контрактной системе информация, содержащаяся в единой информационной системе, размещается на официальном сайте.
Постановлением от 23.12.2015 N 1414 "О порядке функционирования единой информационной системы в сфере закупок" утверждены Правила функционирования единой информационной системы в сфере закупок (далее - Правила).
Согласно подпунктам "а", "л", "м" пункта 14 Правил технологические (технические и программные) средства официального сайта должны обеспечивать круглосуточную непрерывную, за исключением перерывов на регламентные и технологические работы, доступность информации и документов, размещенных на официальном сайте, для получения, ознакомления и использования пользователями официального сайта, а также для автоматической обработки иными информационными системами в соответствии с требованиями по обеспечению устойчивости функционирования информационных систем общего пользования, предусмотренными постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 424 "Об особенностях подключения федеральных государственных информационных систем к информационно-телекоммуникационным сетям"; возможность поиска пользователями официального сайта текстовой информации и документов, размещенных на официальном сайте, по их реквизитам, наименованию, по фрагментам текста, за исключением возможности поиска текстовой информации в документах, сформированных в виде электронного образа документа, а также возможность получения запрашиваемых информации и документов; возможность поиска и получения информации и документов, размещенных на официальном сайте, средствами автоматизированного сбора данных в сети "Интернет", в том числе поисковыми системами.
В соответствии с пунктом 3 Приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 16.11.2009 N 470 "О Требованиях к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения пользования официальными сайтами федеральных органов исполнительной власти", информация в виде текста размещается на официальном сайте в формате, обеспечивающем возможность поиска и копирования фрагментов текста средствами веб-обозревателя ("гипертекстовый формат").
На заседании Комиссии установлено, что Приложение N 1 к муниципальному контракту документации об Аукционе, размещенное Заказчиком на Официальном сайте в формате "doc", позволяет осуществлять поиск и копирование произвольного фрагмента текста, что не ограничивает количество участников закупки и не противоречит положениям Закона о контрактной системе.
Следовательно, довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения.
4. Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком в Приложении N 1 к муниципальному контракту документации об Аукционе установлены требования к характеристикам товаров, ограничивающие количество участников закупки.
В Приложении N 1 к муниципальному контракту документации об Аукционе Заказчиком установлены требования к характеристикам товаров, например, такие как: для товара "Качели-балансир ГОСТ Р 52169-2012" по показателю "Опорный узел перекладины балансира" установлено значение "выполнен из двух подшипниковых опор и подвижной оси из трубы диаметром от 26 мм, равному круглой трубе основания балансира", для товара "Деревянные качели двойные без подвесов в комплекте (тип 1) ГОСТ Р 52169-2012 ГОСТ Р 52167-2012 ГОСТ 24454-80 ГОСТ 18288-87" по показателю "Столбы" установлено значение "Выполнены - из клееного бруса; из клееных брусков", "Ширина - 75;100;125;150", "Толщина - 150;125;100;75;60", для товара "Информационная стойка ГОСТ 3916.1-2018 ГОСТ 10704-91 ГОСТ Р ИСО 15072- 2013 ГОСТ ISO 4032-2014" по показателю "Особенности конструкции" установлено значение "[все углы фанеры закругленные, фанера окрашена двухкомпонентной краской, специально предназначенной для применения на детских площадках, стойкой к сложным погодным условиям, истиранию, устойчивой к воздействию ультрафиолета и влаги, по типоразмеру крепеж соответствует друг другу]", по показателю "Болты с резьбой до головки" установлено значение "М8; М10; М12", по показателю "Гайки" установлено значение "М10; М12; М8", для товара "Детский городок" по показателю "фанера перил" установлено значение "однородная;комбинированная", для товара "шпон фанеры перил из пород дерева" установлено значение "лиственных; хвойных", по показателю "Материал наружных слоев фанеры" установлено значение "Сосна; лиственница; ель; пихта; кедр; береза, ольха; клен; ильм; бук; осина; тополь; липа", для товара "Лавочка со спинкой (тип 2) ГОСТ 24454-80 ГОСТ 18288-87" по показателю "Высота" установлено значение "700", по показателю "Высота бетонирования стоек" установлено значение "
600", для товара "Игровой комплекс" по показателю "Типы оборудования для защиты детей от падения с платформ" установлено значение "ограждения; ударопоглощающее покрытие, перила; не применяется; ударопоглощающее покрытие, ограждения".
Изучив положения документации об Аукционе, Комиссия приходит к выводу, что установление подобным образом требований к характеристикам товаров не ограничивает количество участников закупки и не противоречит положениям Закона о контрактной системе.
Следовательно, доводы жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения.
5. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком в документации об Аукционе ненадлежащим образом установлена инструкция по заполнению заявок участников закупки.
В Приложении N 1 к муниципальному контракту документации об Аукционе Заказчиком установлены требования к характеристикам товаров, например, такие как: для товара "Игровой комплекс" по показателю "Цвет пластиковых заглушек" установлено значение "Серый или коричневый или бежевый или синий или красный или зеленый или желтый и белый".
При этом, в инструкции по заполнению заявок участников закупки установлено, в том числе, следующее:
"В случае, если значения или диапазоны значений параметра указаны с использованием символа "запятая", союза "и", - участнику закупки необходимо предоставить все значения показателя или все диапазоны значений, указанных через данные символ, союз.
В случае, если значения или диапазоны значений параметра указаны с использованием символа "точка с запятой", союза "или", - участнику закупки необходимо предоставить одно из указанных значений или диапазонов значений, указанных через данный символ".
Изучив положения инструкции по заполнению заявок на участие в Аукционе, Комиссия приходит к выводу, что установление подобным образом положений инструкций не ограничивает количество участников закупки и не противоречит положениям Закона о контрактной системе.
Следовательно, довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "МЕДИКАЛ СЕРВИС" частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного учреждения нарушение части 3 статьи 14, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику, Уполномоченному учреждению, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений Закона о контрактной системе не выдавать.
4. Передать материалы дела от 13.05.2021 N 050/06/105-1289/2021 по выявленным нарушениям Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу Управления для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 13 мая 2021 г. N 050/06/105-1289/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.05.2021