Комиссия Московского областного УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Управление, Комиссия),
рассмотрев жалобу ООО "АТРИДА" (далее - Заявитель) на действия (бездействие) Муниципального бюджетного учреждения Раменского муниципального района "Содержание и благоустройство" (далее - Заказчик), Муниципального казенного учреждения "Центр закупок" муниципального образования Раменский муниципальный район Московской области (далее - Уполномоченное учреждение) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения ООО "РТС-ТЕНДЕР" (далее - Оператор электронной площадки) открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по устройству электросетевого хозяйства, систем наружного освещения в рамках реализации проекта "Светлый город" по адресу: Московская область, Раменский г.о., г. Раменское, улица 100-й Свирской Дивизии (извещение N 0848300051621000318 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт)) (далее - Конкурс) и в результате осуществления внеплановой проверки в части доводов жалобы Заявителя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в соответствии с Административным регламентом утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Уполномоченным учреждением, Оператором электронной площадки Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, установившего положения Конкурсной документации в противоречие нормам Закона о контрактной системе.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) начальная (максимальная) цена контракта - 12 807 194,44 руб.;
2) дата окончания подачи заявок - 11.05.2021;
3) дата подачи окончательных предложений - 13.05.2021.
1. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком представлен ответ на запрос о разъяснении положений Конкурсной документации, изменяющий ее суть.
В соответствии с частью 7 статьи 54.3 Закона о контрактной системе, любой участник открытого конкурса в электронной форме, зарегистрированный в единой информационной системе и аккредитованный на электронной площадке, вправе направить оператору электронной площадки с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки, на которой планируется проведение такого открытого конкурса в электронной форме, запрос о даче разъяснений положений конкурсной документации. При этом участник открытого конкурса в электронной форме вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений конкурсной документации в отношении одного открытого конкурса в электронной форме. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику без указания сведений об участнике закупки, направившем данный запрос.
Частью 8 статьи 54.3 Закона о контрактной системе установлено, что в течение двух рабочих дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 7 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений конкурсной документации с указанием предмета запроса при условии, что указанный запрос поступил к заказчику не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме.
Согласно части 9 статьи 54.3 Закона о контрактной системе, разъяснения положений конкурсной документации не должны изменять ее суть.
Заказчику от Оператора электронной площадки поступил запрос о разъяснении положения Конкурсной документации.
В ответ на запрос разъяснений положений Конкурсной документации от 29.04.2021 N1 Заказчиком на Официальном сайте размещено, в том числе, следующее:
"Содержание запроса на разъяснение положений документации об открытом конкурсе в электронной форме:
Уважаемый Заказчик!
Согласно пунктам 2.1.1, 2.1.2, 2.1.3 Раздела Х "Критерии оценки заявок (окончательных предложений) на участие в конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок оценки заявок (окончательных предложений) на участие в конкурсе" Заказчиком будут оцениваться _успешно исполненные участником государственные и/или муниципальные контракты и/или гражданско-правовые договоры, заключенные по результатам проведенных торгов/закупок в соответствии с Федеральными законами от 05.04.2013 N 44-ФЗ, от 18.07.2011 N 223-ФЗ.
Прошу уточнить:
1. Что означает в данном контексте слово "успешно"?
2. Будут ли учитываться и оцениваться приложенные договоры, сведения о которых содержатся в ЕИС, но заключены в порядке субподряда в целях исполнения контрактов, заключенных по результатам проведенных торгов/закупок в соответствии с Федеральными законами от 05.04.2013 N 44-ФЗ, от 18.07.2011 N 223-ФЗ?
Разъяснения положений документации об открытом конкурсе в электронной форме:
Уважаемый участник открытого конкурса в электронной форме!
В ответ на Ваш запрос сообщаем следующее:
1. "_успешно исполненные участником_" - то есть приложенные в составе заявки контракты(договоры) должны быть исполнены.
2. Договоры, которые заключены в порядке субподряда в целях исполнения контрактов, заключенных по результатам проведенных торгов/закупок в соответствии с Федеральными законами от 05.04.2013 N 44-ФЗ, от 18.07.2011 N 223-ФЗ, не будут учитываться, т.к. данные договоры не относятся к "..государственные и/или муниципальные контракты и/или гражданско-правовые договоры, заключенные по результатам проведенных торгов/закупок в соответствии с Федеральными законами от 05.04.2013 N 44-ФЗ, от 18.07.2011 N 223-ФЗ"".
Изучив документы и сведения, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные разъяснения положений Конкурсной документации не противоречат положениям Закона о контрактной системе.
Следовательно, довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком в Конкурсной документации неправомерно не установлено требование к участникам закупки о членстве в саморегулируемой организации.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки. При этом в соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
В соответствии с частями 2, 3 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, а также перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, установленным в части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 14.2 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ, пункту 24 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2009 N 384 к капитальному ремонту относятся такие работы, в процессе которых производится смена изношенных конструкций и деталей зданий и сооружений или замена их на более прочные и экономичные, улучшающие эксплуатационные возможности ремонтируемых объектов, в том числе, замена и (или) восстановление систем инженерно- технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также смена ограждающих строительных конструкций, а именно ветхих оконных и дверных блоков.
Так, согласно части 1 статьи 55.8 ГрК РФ индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, по договору подряда на осуществление сноса, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящим Кодексом.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса объектом закупки является
выполнение работ по устройству электросетевого хозяйства, систем наружного освещения в рамках реализации проекта "Светлый город" по адресу: Московская область, Раменский г.о., г. Раменское, улица 100-й Свирской Дивизии.
В Техническом задании Конкурсной документации установлено, в том числе, следующее:
"2. Код по КОЗ: 03.06.06.08.05: Устройство и капитальный ремонт электросетевого хозяйства, систем наружного освещения.
4.1. Общие требования к выполнению работ
- Подрядчик должен являться членов саморегулируемой организации в области строительства, в случаях, определенных Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ.
Подрядчик должен предоставить в территориальную электросетевую организацию необходимые для оформления предоставления персоналу Подрядчика права работы в действующих электроустановках, в соответствии с Правилами технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных Приказом Минтруда России от 15 декабря 2020 года N 903н, в том числе командировочное предписание на персонал Подрядчика, направляемый для производства работ, а также копию документа (свидетельства саморегулируемой организации о допуске к работам). Для получения права работы в действующих электроустановках Подрядчик должен предоставить соответствующие, документы на весь персонал Подрядчика, автотранспорт и средства механизации".
При этом, на заседании Комиссии установлено, что Заказчиком в Конкурсной документации не установлено требование к участнику закупки о членстве в саморегулируемой организации.
Изучив положения Конкурсной документации, Комиссией установлено, что в рамках исполнения муниципального контракта, заключенного по результатам проведения Конкурса, предусмотрено выполнение работ по капитальному ремонту линейных объектов.
Учитывая, что в рамках исполнения муниципального контракта предусмотрено выполнение работ по капитальному ремонту линейных объектов, Заказчиком неправомерно не установлено требование к участнику закупки о членстве в саморегулируемой организации, в связи с чем, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика противоречат положениям Закона о контрактной системе.
Следовательно, довод жалобы Заявителя является обоснованным.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика нарушают пункт 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Кроме того, согласно части 3 статьи 54.2 Закона о контрактной системе в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме наряду с информацией, предусмотренной статьей 42 настоящего Федерального закона, указываются:
1) адрес электронной площадки в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
2) требования, предъявляемые к участникам открытого конкурса в электронной форме, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками открытого конкурса в электронной форме в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам открытого конкурса в электронной форме в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона;
3) дата и время окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме. При этом указанная дата не может приходиться на нерабочий день;
4) дата и время рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме;
5) дата подачи участниками открытого конкурса в электронной форме окончательных предложений о цене контракта;
6) дата и время рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме.
Согласно сведениям, размещенным на Официальном сайте, дата подачи окончательных предложений - 13.05.2021.
При этом, в соответствии с пунктом 6 части 68 статьи 112 Закона о контрактной системе до 1 января 2024 года в случае осуществления закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства путем проведения открытого конкурса в электронной форме и при включении в описание объекта закупки в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 33 настоящего Федерального закона проектной документации такой конкурс проводится с учетом следующих особенностей: подача окончательных предложений о цене контракта, предусмотренная статьей 54.6 настоящего Федерального закона, не осуществляется
Учитывая, что в рамках исполнения муниципального контракта предусмотрено выполнение работ по капитальному ремонту линейных объектов, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком ненадлежащим образом установлена дата подачи окончательных предложений, что противоречит положениям пункта 6 части 68 статьи 112 Закона о контрактной системе и нарушают требования части 3 статьи 54.2 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "АТРИДА" частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 1 части 1 статьи 31, части 3 статьи 54.2 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику, Уполномоченному учреждению, Конкурсной комиссии, Оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений Закона о контрактной системе не выдавать, так как выдано ранее по делу от 11.05.2021 N 050/06/105-1197/2021.
4. Не передавать материалы дела от 14.05.2021 N 050/06/105-1307/2021 по выявленным нарушениям Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу Управления для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 14 мая 2021 г. N 050/06/105-1307/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.05.2021