Комиссия Московского областного УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Управление, Комиссия),
рассмотрев жалобу ООО "Рамкейт" (далее - Заявитель) на действия (бездействие) Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Московской области "Московский областной госпиталь для ветеранов войн" (далее - Заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения ООО "РТС-тендер" (далее - Оператор электронной площадки) конкурса с ограниченным участием в электронной форме на поставку продуктов питания ЛОТ 11 для нужд государственного бюджетного учреждения здравоохранения Московской области "Московский областной госпиталь для ветеранов войн" на 2-е полугодие 2021 года (извещение N 0348200002921000019 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт)) (далее - Конкурс) и в результате осуществления внеплановой проверки в части доводов жалобы Заявителя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в соответствии с Административным регламентом утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Конкурса.
По мнению Заявителя его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, утвердившим Конкурсную документацию в противоречие положениям Закона о контрактной системе.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) начальная (максимальная) цена контракта - 789 489,00 руб.;
2) дата окончания подачи заявок - 11.05.2021.
1. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком в Техническом задании Конкурсной документации ненадлежащим образом установлены требования к техническим характеристикам товаров.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 года N 145 утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила).
В пункте 4 Правил использования каталога установлено, что Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога с указанной в ней даты начала обязательного применения.
Согласно пункту 5 Правил использования каталога Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев, предусмотренных Правилами.
В соответствии с пунктом 6 Правил использования каталога в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Заказчиком в Приложении N 2 "Требования к качеству, техническим характеристикам товара, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам и упаковке товара" Технического задания Конкурсной документации (далее - Приложение N2) установлены дополнительные характеристики к поставляемым товарам, не предусмотренные позициями Каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - КТРУ).
В Приложении N 2 к Техническому заданию Конкурсной документации, Заказчиком для товара "Сок томатный" установлено значение "Объем потребительской упаковки должен быть не более 1 л".
При этом, Заказчиком в составе Конкурсной документации не размещено надлежащее обоснование необходимости применения дополнительных характеристик поставляемых товаров.
Кроме того, упаковка не является качественной, функциональной, технической характеристикой товара.
Изучив положения Приложения N 2 к техническому заданию Конкурсной документации, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика в части установления дополнительных характеристик к товарам, не предусмотренных позициями КТРУ, противоречат положениям Постановления Правительства РФ от 08.02.2017 года N 145, а также положениям Закона о контрактной системе.
Следовательно, довод жалобы Заявителя является обоснованным.
Таким образом, действия Заказчика в части ненадлежащего установления требований к техническим характеристикам товаров нарушают пункт 1 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Согласно пункту 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе Конкурсная документация должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом, согласно пункту 3 Правил "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
В соответствии с пунктом 27 Правил показателями нестоимостного критерия оценки "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть:
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком в Конкурсной документации ненадлежащим образом установлен порядок оценки заявок участников закупки по показателю "Деловая репутация участника закупки".
В Критериях оценки заявок участников закупки по показателю "Деловая репутация участника закупки" нестоимостного критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" установлено, в том числе следующее:
"В рамках критерия оценивается количество у участника закупки рекомендаций, благодарственных писем, грамот и т.п., выданных Заказчиками в связи с исполнением Контрактов/Договоров на оказание услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов, заключенных в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и/или Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", которые исполнялись в период с 01.01.2019 года до момента окончания срока подачи заявок и исполнение которых завершено к моменту окончания срока подачи заявок. При этом, указанных контракты должны быть исполнены без применения к участнику закупки штрафных санкций (пени, штрафы). Сведения о предоставленных договорах должны содержаться в реестре контрактов, заключенных в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", либо в реестре договоров, заключенных по результатам закупок в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Предоставленные сведения подтверждаются:
1. Заполненной формой: форма "Предложение по показателю деловая репутация участника закупки", установленной в Приложении N 1 к критериям оценки заявок.
2. Копии рекомендаций, благодарственных писем, грамот и т.п., выданных в связи с исполнением Контрактов/Договоров, указанных в форме "Предложение по показателю деловая репутация участника закупки". Документы должны быть предоставлены в виде читаемых, полноразмерных, неповторяющихся копий, содержащих наименование Заказчика, выдавшего соответствующий документ, должность, фамилию и инициалы подписавшего лица, его подпись, печать Заказчика, а также номер договора/контракта и дату его заключения.
При оценке по данному критерию не будут учтены сведения, в отношении которых не предоставлены какие-либо из вышеперечисленных документов, либо если документы не читаемы, либо если они не соответствуют требованиям, указанным в п. 2, либо в случае, если в отношении какого-либо отзыва не будет предоставлена информации в форме "Предложение по показателю деловая репутация участника закупки", а также в случае, если будет установлено несоответствие предоставленной информации, содержащейся в ЕИС. Непредставление вышеуказанных документов не является основанием для отклонения заявки участника.
Заказчик оставляет за собой право провести проверку достоверности представленных участником сведения закупки".
ПРЕДЛОЖЕНИЕ ПО ПОКАЗАТЕЛЮ "ДЕЛОВАЯ РЕПУТАЦИЯ УЧАСТНИКА ЗАКУПКИ"
N |
Наименование учреждения, выдавшего документ, ИНН, контактное лицо, контактный тел., e-mail. |
Дата и номер контракта/ договора |
N реестровой записи в реестре контрактов/ договоров |
Предмет контракта/ договора |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
При этом, требование о наличии копий рекомендаций, благодарственных писем, грамот и т.п, с указанием наименования учреждения, выдавшего документ, ИНН, контактное лицо, контактный тел., e-mail ограничивает количество участников закупки и не соответствует положениям Закона о контрактной системе.
Кроме того, порядок оценки по показателю "Деловая репутация участника закупки" не позволяет выявить лучшее предложение об условиях исполнения контракта, так как в рамках одного показателя оценка производится одновременно на основании представленных копий рекомендаций, благодарственных писем, грамот и т.п. и сведений о контракте (договоре), что ограничивает количество участников закупки и противоречит положениям Закона о контрактной системе.
Следовательно, довод жалобы Заявителя является обоснованным.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика нарушают пункт 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. В Критериях оценки заявок участников закупки по показателю "Опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема" нестоимостного критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" установлено, в том числе следующее:
"В рамках показателя оценивается соответствующий опыт участника по поставке продуктов питания и/или оказания услуг по организации питания для нужд учреждений.
Комиссией будет оцениваться общая сумма исполненных участником закупки контрактов и/или договоров на поставку продуктов питания и/или оказания услуг по организации питания для нужд учреждений, сведения о которых содержатся в реестре контрактов и/или реестре договоров, размещенных в Единой информационной системе, исчисляемая в рублях. Учитываются только контракты и/или договоры которые исполнялись в период с 01.01.2019 года до момента окончания срока подачи заявок и исполнение которых завершено к моменту окончания срока подачи заявок со стоимостью контракта/договора более 1 000 000 руб. Сведения о предоставленных договорах должны содержаться в реестре контрактов, заключенных в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", либо в реестре договоров, заключенных по результатам закупок в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц". При этом, указанные контракты (договоры) должны быть исполнены без применения к участнику закупки штрафных санкций (пени, штрафы). Оценке не подлежат контракты и/или договора, сведения о которых содержатся в реестре контрактов и/или реестре договоров, размещенных в Единой информационной системе, поставка и/или оказание услуг, по которым продолжается (контракты и/или договора являются незавершенными). Так же оценке не подлежат контракты и/или договора, сведения о которых не содержатся в реестре контрактов и/или договоров, размещенных в Единой информационной системе".
Комиссия отмечает, что требование по показателю "Опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема" об отсутствии применения мер ответственности за неисполнение (ненадлежащее исполнение) обязательств не позволяет участникам закупки получить максимальное количество баллов, поскольку применение штрафа, пеней за нарушение условий контракта (договора), представленного участником к оценке, не является надлежащим подтверждением отсутствия у участника закупки соответствующего опыта.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу о нарушении действиями Заказчика пункта 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Рамкейт" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пунктов 1, 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Конкурсной комиссии, Оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела от 17.05.2021 N 050/06/18005эп/2021 по выявленным нарушениям Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу Управления для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 17 мая 2021 г. N 050/06/18005эп/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.05.2021