Резолютивная часть решения объявлена 12.05.2021 года
Решение в полном объеме изготовлено 17.05.2021 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее - Тывинское УФАС России) по контролю в сфере закупок в составе:
Председатель Комиссии: "_" - руководитель Тывинского УФАС России,
Члены Комиссии:
"_" - специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
"_" - специалист 1 разряда отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти,
при участии в рассмотрении жалобы в здании Тывинского УФАС России:
от муниципального заказчика - Департамента городского хозяйства Мэрии города Кызыла:
- "_", действующая на основании доверенности от 11.05.2021 года N 04-18-21/1015,
- "_", действующая на основании доверенности от 11.05.2021 года N 04-18-21/1013,
от подателя жалобы - индивидуального предпринимателя "_" (далее - ИП "_"):
- "_", действующая на основании доверенности от 12.05.2021 года N 1,
в отсутствии надлежащим образом извещенного представителя уполномоченного органа - Мэрии города Кызыла,
рассмотрев жалобу (вх. N 2114 от 28.04.2021 года) ИП "_" на положения документации электронного аукциона N 0312300017321000056 "Оказание услуг по отлову, транспортировке и содержанию животных без владельцев на территории муниципального образования города Кызыла", начальная (максимальная) цена контракта: 2 370 000,00 рублей, и в результате осуществления внеплановой документарной проверки на основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
Жалоба подготовлена в соответствии с требованиями и в сроки, установленные статьей 105 Закона о контрактной системе. В связи с чем, жалоба была принята Тывинским УФАС России к рассмотрению.
Тывинским УФАС России в адрес уполномоченного органа, муниципального заказчика, оператора электронной торговой площадки и подателя жалобы были направлены уведомления о содержании жалобы, сообщение о месте и времени ее рассмотрения.
Согласно письменным доводам жалобы ИП "_" заказчиком (уполномоченным органом) в документации об электронном аукционе N 0312300017321000056 неправомерно установлено требование о содержании отловленных животных без владельцев в пунктах временного передержки животных. Кроме того, в техническом задании аукционной документации указаны утратившие силу с 1 января 2021 года ветеринарно-санитарные правила сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденные Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации от 4 декабря 1995 года N 13-7-2/469.
Также, заказчиком ненадлежащим образом сформирована начальная (максимальная) цена контракта, что вводит участников закупки в заблуждение.
В ходе рассмотрения жалобы представитель заявителя поддержала доводы, изложенные в жалобе.
Представитель муниципального заказчика пояснила, что при формировании документации об электронном аукционе N 0312300017321000056 был использован ГОСТ 57014-2016, а при обосновании начальной (максимальной) цены контракта использовался метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка).
Рассмотрев жалобу, выслушав доводы лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, и проведя внеплановую документарную проверку электронного аукциона N 0312300017321000056 "Оказание услуг по отлову, транспортировке и содержанию животных без владельцев на территории муниципального образования города Кызыла" Комиссия Тывинского УФАС России приходит к следующему.
21.04.2021 года уполномоченным органом - Мэрией города Кызыла на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0312300017321000056 "Оказание услуг по отлову, транспортировке и содержанию животных без владельцев на территории муниципального образования города Кызыла", начальная (максимальная) цена контракта: 2 370 000,00 рублей.
Постановлением Мэрии г. Кызыла от 31.12.2013 г. N 1833 "О централизации закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд городского округа "Город Кызыл Республики Тыва" (далее - Постановление Мэрии г. Кызыла N 1833) определен порядок взаимодействия муниципальных заказчиков и бюджетных учреждений городского округа "Город Кызыл Республики Тыва", осуществляющих закупки товаров, работ, услуг для муниципальных нужд городского округа "Город Кызыл Республики Тыва" (далее соответственно - заказчики, закупки), с мэрией города Кызыла (далее - уполномоченный орган), при осуществлении закупок в соответствии Законом о контрактной системе.
Согласно подпункту 6 пункта 3 главы 2 Постановления Мэрии г. Кызыла N 1833 уполномоченный орган на основании поданной заказчиками заявки формирует извещение об осуществлении закупки, документацию о закупке, утверждает документацию о закупке, за исключением описания объекта закупки, проекта контракта (договора), критериев оценки заявок на участие в конкурсе, наличия ограничений (запретов, преимуществ), единых и дополнительных требований к участникам закупки и размещает закупку в единой информационной системе в течение трех рабочих дней.
Согласно подпункту 6 пункта 4 главы 2 Постановления Мэрии г. Кызыла N 1833 заказчики в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок разрабатывают и утверждают описание объекта закупки, критерии оценки и величины их значимости в целях применения для оценки заявок на участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей), проекта контракта (договора), устанавливают требования к участникам закупки, к товару (работе, услуги), принимают решение о предоставлении преимуществ для учреждений и предприятий уголовно-исполнительной системы, организаций инвалидов и их размер в отношении предлагаемой ими цены контракта, устанавливают размер и порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок на участие в закупке, а также условия банковской гарантии (если такой способ обеспечения заявок применим в соответствии с Федеральным законом), размер обеспечения исполнения контракта, требования к такому обеспечению, порядок предоставления такого обеспечения, (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 Федерального закона), а также информация о банковском сопровождении контракта в соответствии со статьей 35 Федерального закона.
Таким образом, разработка и утверждение описания объекта закупки является обязательством муниципального заказчика - Департамента городского хозяйства Мэрии города Кызыла.
1. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами, а именно использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Из буквального толкования названных положений следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного закона, при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара, выполнение работ, оказание услуг именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.
Таким образом, при формировании технического задания заказчику в рамках закона представлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности, но в соответствии с требованиями действующего законодательства.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 27.12.2018 N 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об ответственном обращении с животными) отношения в области обращения с животными регулируются настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 16 Закона об ответственном обращении с животными приюты для животных создаются в целях осуществления деятельности по содержанию животных, в том числе животных без владельцев, животных, от права собственности на которых владельцы отказались. Приюты для животных размещаются в специально предназначенных для этого зданиях, строениях, сооружениях.
Частью 5 статьи 16 Закона об ответственном обращении с животными предусмотрено, что в приютах для животных может осуществляться деятельность по временному содержанию (размещению) домашних животных по соглашению с их владельцами, а также деятельность по оказанию ветеринарных и иных услуг.
В силу части 5 статьи 18 Закона об ответственном обращении с животными содержание отловленных животных без владельцев в местах и пунктах временного содержания животных, не являющихся приютами для животных, не допускается.
ГОСТ Р 57014-2016 распространяется на услуги по временному содержанию непродуктивных животных, оказываемые юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, за исключением услуг в местах постоянного проживания животных.
Пунктом 6 ГОСТ Р 57014-2016 установлены требования к приему непродуктивных животных в зоогостиницу или в передержку.
Так, согласно пункту 6.1 ГОСТ Р 57014-2016 прием животных для временного содержания осуществляется на основании заключенного договора. Договор заключается с владельцем или уполномоченным им лицом согласно нотариально заверенной доверенности. Договор должен содержать все условия приема, содержания и возврата животного, установленные локальными актами зоогостиницы или передержки, а также информацию о принимаемом животном, включая вид, породу, окрас, сведения о прививках и обработках, режим дня, режим и норму питания, поведенческую характеристику.
Вместе с тем, указанный ГОСТ начал свое действие с 01.01.2017 года. Вместе с тем, Закон об ответственном обращении с животными вступил в силу 27.12.2018 года, то есть позже чем ГОСТ Р 57014-2016. Кроме того, Закон об ответственном обращении с животными имеет более высокую юридическую силу, чем ГОСТ.
Согласно извещению о проведении электронного аукциона N 0312300017321000056 объектом закупки является оказание услуг по отлову, транспортировке и содержанию животных без владельцев на территории муниципального образования города Кызыла.
На основании изложенного следует, что ГОСТ Р 57014-2016 предусматривает прием животных для временного содержания на основании договора, заключенного с владельцем или уполномоченным им лицом согласно нотариально заверенной доверенности. Напротив, Закон об ответственном обращении с животными не содержит положений о содержании отловленных животных без владельцев в пунктах временной передержки.
При этом в подпункте 3 пункта 1.5. технического задания (описания объекта закупки) документации об электронном аукционе N 0312300017321000056 предусмотрено, что деятельность по обращению с животными должна осуществляться в соответствии с нормативными правовыми актами в области обращения с животными, охраны окружающей среды, ветеринарии, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе в соответствии с Федеральным законом от 27.12.2018 г. N 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Пунктом 1.4. технического задания (описания объекта закупки) аукционной документации установлено, что мероприятия при осуществлении деятельности по обращению с животными (далее-услуги (работы) включают в себя (данные требования не являются исчерпывающими):
2) услуги (работы), оказываемые (выполняемые) в приюте, включая:
а) содержание животных в приюте или пункте временной передержки животных с соблюдением общих требований к содержанию животных, определенных статьей 9 Федерального закона "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и пунктом 3.1. Технического задания, в соответствии с частью 7 статьи 16 Федерального закона "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и с разделом 3 Технического задания;
г) размещение в приюте или пункте временной передержки животных и содержание в нем животных, которые не могут быть возвращены на прежние места их обитания, до момента передачи таких животных новым владельцам или наступления естественной смерти таких животных.
Таким образом, техническое задание рассматриваемой закупки предоставляет участникам закупки право выбора содержания животных, а именно в приюте или пункте временной передержки животных, что не соответствует требованиям статьи 18 Закона об ответственном обращении с животными
В соответствии с подпунктом 7 пункта 1.5. технического задания (описания объекта закупки) аукционной документации деятельность по обращению с животными должна осуществляться в соответствии с нормативными правовыми актами в области обращения с животными, охраны окружающей среды, ветеринарии, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе в соответствии с ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденным Главным государственным инспектором РФ от 04.12.1995 N13-7-2/469 (далее-Ветеринарно-санитарные правила 04.12.1995 N 13-7-2/469).
Вместе с тем, Ветеринарно-санитарные правила сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов утратили силу с 1 января 2021 года в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 27.07.2020 N 1122.
Таким образом, довод заявителя о неправомерном установлении в техническом задании (описании объекта закупки) аукционной документации формулировки "пункт временной передержки животных" и указании на документ, утративший свою силу, признается обоснованным.
На основании изложенного в действиях муниципального заказчика - Департамента городского хозяйства Мэрии города Кызыла установлено нарушение пункта 2 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, в части ненадлежащего установления в описании объекта закупки (техническом задании) документации электронного аукциона N 0312300017321000056 требования к мероприятиям при осуществлении деятельности по обращению с животными.
Указанные действия муниципального заказчика содержат признаки административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. В ходе изучения второго довода подателя жалобы Комиссией Тывинского УФАС России установлено, что довод жалобы ИП "_", направлен на формирование начальной максимальной цены контракта.
Согласно части 3 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, ФАС России осуществляет контроль в сфере закупок, за исключением контроля, предусмотренного частями 5, 8 и 10 статьи 99 Закона о контрактной системе.
Пунктом 2 части 9 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок установлено, что контроль в сфере закупок в соответствии с частью 8 настоящей статьи осуществляется в соответствии с порядком, предусмотренным бюджетным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, в целях установления законности составления и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в отношении расходов, связанных с осуществлением закупок, достоверности учета таких расходов и отчетности в соответствии с настоящим Федеральным законом, Бюджетным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации органом государственного финансового контроля, являющимся органом (должностными лицами) исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в отношении закупок для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации.
Таким образом, соблюдение заказчиком порядка обоснования начальной (максимальной) цены контракта не относится к полномочиям ФАС России и ее территориальных органов.
В свою очередь, пунктом 3 части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок закреплено, что органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль (за исключением контроля, предусмотренного частью 10 настоящей статьи) в отношении определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги.
На основании изложенного, довод заявителя о том, что обоснование начальной (максимальной) цены контракта сформировано с нарушением требований законодательства о контрактной системе, Комиссией Тывинского УФАС России не рассматривается.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 105, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14, Комиссия Тывинского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу индивидуального предпринимателя "_" обоснованной.
2. Установить в действиях муниципального заказчика - Департамента городского хозяйства Мэрии города Кызыла нарушение пункта 2 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в части ненадлежащего установления в описании объекта закупки (техническом задании) документации электронного аукциона N 0312300017321000056 требования к мероприятиям при осуществлении деятельности по обращению с животными;
3. Рассмотрение довода жалобы индивидуального предпринимателя "_" относительно содержания обоснования начальной (максимальной) контракта в соответствии с пунком 3 части 8 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" не проводить.
4. Выдать уполномоченному органу - Мэрии города Кызыла и аукционной комиссии уполномоченного органа, муниципальному заказчику - Департаменту городского хозяйства Мэрии города Кызыла, оператору электронной торговой площадки - ООО "РТС-тендер" предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
5. Передать материалы жалобы уполномоченному должностному лицу Тывинского УФАС России для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении виновных должностных лиц.
6. В соответствии с частью 8 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" передать материалы жалобы в Службу по финансово-бюджетному надзору Республики Тыва.
Председатель Комиссии |
"_" |
Члены Комиссии |
"_" |
|
"_" |
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва от 17 мая 2021 г. N 017/06/105-109/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.05.2021