Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское УФАС России) (далее - Комиссия) в составе:
председателя Комиссии - заместителя руководителя Крымского УФАС России И.Р.Хасанова,
членов Комиссии:
заместителя начальника отдела контроля закупок Крымского УФАС России Т.Д. Аблаевой,
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок Крымского УФАС России Т.С. Демченко,
при участии посредством видеоконференц-связи представителей интересов:
- ГБПОУ РК "Керченский политехнический колледж" (далее - Заказчик) - Л.Н. Перевалова (по доверенности),
- ООО ГК "Бастион" (далее - Заявитель) - О.П. Рублева (по доверенности),
рассмотрев посредством системы видеоконференц-связи жалобу Заявителя на действия Заказчика (Уполномоченного органа, комиссии Заказчика) при проведении закупки "Услуги частной охраны (выставление поста охраны)" (извещение N0375200048121000001) (далее - Закупка), в соответствии со статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в результате внеплановой проверки, проведенной в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, пунктом 3.30 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 19.11.2014 N727/14, зарегистрированного в Министерстве юстиции Российской Федерации 27.02.2015 за N36262 (далее - Административный регламент от 19.11.2014 N727/14),
УСТАНОВИЛА:
В Крымское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, утвердившего документацию о Закупке с нарушением требований Закона о контрактной системе.
Представитель Заказчика не согласилась с доводами Заявителя и сообщила, что при проведении Закупки Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы Комиссия установила следующее.
Из содержания жалобы следует:
"Ознакомившись с аукционной документацией ООО ГК "Бастион" считает, что требования, предъявляемые к Исполнителю в части предоставления в составе заявки, короткоствольное нарезное огнестрельное оружие МР-71, ведет к ограничению конкуренции, поскольку участник предложивший наибольшую цену Договора и предоставив в составе заявки оружие марки МР-71 имеет больший шанс на победу, чем участник предложивший меньшую цену договора, но не представивший документы на оружие, либо данному участнику нужно уменьшить свою цену на 24%.
Между тем, не понятно на каком основании Заказчик в своей документации прописал требования к предоставлению документов на оружие именно марки МР-71"
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 14 статьи 54.7 Закона о контрактной системе победителем открытого конкурса в электронной форме признается его участник, который предложил лучшие условия исполнения контракта на основе критериев, указанных в конкурсной документации, и заявке на участие в открытом конкурсе в электронной форме которого присвоен первый номер.
Согласно части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
Согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Пунктом 7 Информационной карты документации о Закупке установлены следующие критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме:
7.1 |
Порядок рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме производится в соответствии со статьей 54.5. Федерального закона. Порядок рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме производится в соответствии со статьей 54.7. Федерального закона. Критерии оценки (показатели, содержание, значимость, порядок оценки) и оценка заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме (далее - заявки) производится в соответствии с постановлением Правительства от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила оценки заявок). Победителем открытого конкурса в электронной форме признается участник открытого конкурса в электронной форме, который предложил лучшие условия исполнения контракта на основе критериев, указанных в конкурсной документации, и заявке на участие в открытом конкурсе в электронной форме которого присвоен первый номер. В случае, если в нескольких заявках на участие в открытом конкурсе в электронной форме содержатся одинаковые условия исполнения контракта, меньший порядковый номер присваивается заявке на участие в открытом конкурсе в электронной форме, которая поступила ранее других заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, содержащих такие же условия. Для оценки заявок устанавливаются следующие критерии оценки заявок: |
||
7.2 |
N п/п |
Наименование критерия, показателя |
Значение критерия, показателя (%, баллы) |
|
|
Стоимостные критерии |
|
|
1. |
Цена контракта |
60% (100 баллов) |
|
|
Нестоимостные критерии |
|
|
2. |
Квалификация участника закупки |
40% (100 баллов) |
|
2.1. |
Наличие у участника закупки материальных ресурсов, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании. Оценивается количество единиц короткоствольного нарезного огнестрельного оружия МР-71. Подтверждается копией разрешения на хранение и использование оружия и патронов к нему, с приложением списка номерного учета оружия с указанием вида, модели, калибра, серии, номера каждой единицы оружия, разрешенного к хранению и использованию. При этом, все документы (страницы документа (ов)) должны быть представлены в виде неповторяющихся, полночитаемых копий, на которых видны необходимые сведения, подписи и печати. Отсутствие в заявке на участие в открытом конкурсе указанных выше документов не является основанием для признания заявки не соответствующей требованиям Федерального закона N 44-ФЗ. При непредоставлении, указанных документов, участник закупки получает по данному показателю - 0 баллов. |
60 баллов |
|
2.2. |
Квалификация трудовых ресурсов участника закупки, предлагаемых для оказания услуг Оценивается количество специалистов - частных охранников, имеющих действующее удостоверение частного охранника, личную карточку охранника, акт о результатах проведения периодической проверки на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением оружия и специальных средств, частных охранников и работников юридических лиц с особыми уставными задачами. Одна единица специалиста - частного охранника подтверждается в совокупности: копией действующего удостоверения частного охранника, копией личной карточки охранника и копией акта периодической проверки на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением оружия и специальных средств, частных охранников и работников юридических лиц с особыми уставными задачами (Приложение N 5 к Положению о проведении органами внутренних дел Российской Федерации периодических проверок частных охранников и работников юридических лиц с особыми уставными задачами на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и специальных средств). При этом, все документы (страницы документа (ов)) должны быть представлены в виде неповторяющихся, полночитаемых копий, на которых видны необходимые сведения, подписи и печати. Отсутствие в заявке на участие в открытом конкурсе указанных выше документов не является основанием для признания заявки не соответствующей требованиям Федерального закона N 44-ФЗ. При непредоставлении, указанных документов, участник закупки получает по данному показателю - 0 баллов. |
30 баллов |
|
2.3 |
Обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственного или арендованного или принадлежащего ему на ином законном основании технологического оборудования, необходимого для оказания услуг Оценивается количество арочных (рамочных) металлодетекторов Подтверждается копией и/или копиями документов, подтверждающих право владения, пользования и факт передачи арочных (рамочных) металлодетекторов участнику закупки. При этом, все документы (страницы документа (ов)) должны быть представлены в виде неповторяющихся, полночитаемых копий, на которых видны необходимые сведения, подписи и печати. Отсутствие в заявке на участие в открытом конкурсе указанных выше документов не является основанием для признания заявки не соответствующей требованиям Федерального закона N 44-ФЗ. При непредоставлении, указанных документов, участник закупки получает по данному показателю - 0 баллов. |
10 баллов |
При оценке заявки по критерию "Наличие у участника закупки материальных ресурсов, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании" оценивается количество единиц короткоствольного нарезного огнестрельного оружия МР-71.
Правовую основу частной охранной деятельности составляет, в том числе Закон РФ от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" (статья 2 указанного закона).
Согласно статье 16 Закона РФ N 2487-1 в ходе осуществления частной охранной деятельности разрешается применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие только в случаях и порядке, предусмотренных Законом РФ N 2487-1. Виды, типы, модели, количество огнестрельного оружия и патронов к нему, порядок их приобретения и обращения, а также виды и модели специальных средств, порядок их приобретения, учета, хранения и ношения регламентируются Правительством Российской Федерации. Норма обеспечения служебным огнестрельным оружием определяется с учетом потребности в нем, связанной с оказанием охранных услуг, и не может быть более одной единицы на двух частных охранников.
Перечень видов вооружения охранников, нормы обеспечения частных охранных организаций оружием и патронами и правила оказания охранных услуг в виде вооруженной охраны имущества установлены Постановлением правительства РФ от 23.06.2011 N 498 "О некоторых вопросах осуществления частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности".
Так, в соответствии с приложением N 3 названного постановления в перечень вооружения частных охранников входят:
1. Сертифицированные в установленном порядке в качестве служебного оружия:
а) огнестрельное гладкоствольное и нарезное короткоствольное оружие отечественного производства;
б) огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие отечественного производства;
в) огнестрельное оружие ограниченного поражения отечественного производства.
2. Сертифицированные в установленном порядке в качестве гражданского оружия:
а) огнестрельное оружие ограниченного поражения отечественного производства;
б) газовые пистолеты и револьверы отечественного производства;
в) механические распылители, аэрозольные и другие устройства, снаряженные слезоточивыми веществами, разрешенными к применению компетентным федеральным органом исполнительной власти;
г) электрошоковые устройства и искровые разрядники отечественного производства, имеющие выходные параметры, соответствующие требованиям государственных стандартов Российской Федерации и нормам Минздрава России.
3. Сертифицированные в установленном порядке:
а) патроны к служебному оружию отечественного производства;
б) патроны к гражданскому оружию травматического, газового и светозвукового действия, соответствующие нормам Минздрава России.
Из вышеуказанных правовых норм следует, что законодатель устанавливает перечень возможных видов вооружения охранников и нормы обеспечения в зависимости от вида оружия, при этом, право выбора конкретного вида и типа оружия (из перечня, установленного Постановлением) при оказании охранных услуг принадлежит охранной организации, а не субъектам охраны (заказчикам). При этом, из Постановления следует равноценность и равноприменимость оружия, установленного законодателем в таком перечне.
Проанализировав вышеуказанные требования, предъявляемые к Исполнителю в части предоставления в составе заявки короткоствольное нарезное огнестрельное оружие МР-71противоречат нормам, установленным пунктом 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной систем.
Кроме того, Комиссия отмечает, что указанные нарушения противоречат принципу обеспечения конкуренции, закрепленному в статье 8 Закона о контрактной системе, согласно которой, в том числе, запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Ограничение конкуренции состоит в том, что охранная организация с учетом установленных лимитов вооружения охранников исходя из своей штатной численности и потребности не имеет возможности и не должна получать в пользование конкретное оружие под конкретную закупку охранных услуг. Это вызвано длительностью процессов по получению в пользование или приобретению в собственность огнестрельного оружия в соответствии с установленными регламентами. В связи с чем различные охранные организации на основании своих разрешений на хранение и использование оружия имеют в пользование различные виды и типы оружия по количеству.
Ввиду изложенного Комиссия приходит к выводу, что в действиях Заказчика усматривается нарушение пункта 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе.
Представитель Заказчика на заседании комиссии также не смогла пояснить, каким образом учет при оценке заявок по критерию "Наличие у участника закупки материальных ресурсов" исключительно короткоствольного нарезного огнестрельного оружия МР-71 поможет выявить лучшие условия исполнения контракта.
На основании изложенного, руководствуясь частью 15, 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, Административным регламентом от 19.11.2014 N727/14, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Заявителя обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе.
3. Выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии И.Р. Хасанов
Члены Комиссии: Т.С. Демченко
Т.Д. Аблаева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю от 19 мая 2021 г. N 082/06/106-837/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.05.2021