Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское УФАС России) (далее - Комиссия) в составе:
председателя Комиссии - заместителя руководителя Крымского УФАС России И.Р. Хасанова,
членов Комиссии:
заместителя начальника отдела контроля закупок Крымского УФАС России Т.Д. Аблаевой,
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок Крымского УФАС России Т.С. Демченко,
при участии посредством видеоконференц-связи представителей интересов:
- Администрация города Феодосии Республики Крым (далее - Уполномоченный орган) - на заседание Комиссии не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы посредством видеоконференц-связи уведомлены надлежащим образом,
- Муниципальное казенное учреждение "Управление городского хозяйства и природопользования администрации города Феодосии Республики Крым" (далее - Заказчик) - на заседание Комиссии не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы посредством видеоконференц-связи уведомлены надлежащим образом,
- ООО "Научно-технический центр "ПОБЕДА" (далее - Заявитель) - на заседание Комиссии не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы посредством видеоконференц-связи уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев посредством системы видеоконференц-связи жалобу Заявителя на действия Заказчика (Уполномоченного органа, комиссии Заказчика) при проведении закупки "Выполнение работ по разработке схемы газоснабжения муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым" (извещение NN0175300034121000091) (далее - Закупка), в соответствии со статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в результате внеплановой проверки, проведенной в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, пунктом 3.30 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 19.11.2014 N727/14, зарегистрированного в Министерстве юстиции Российской Федерации 27.02.2015 за N36262 (далее - Административный регламент от 19.11.2014 N727/14),
УСТАНОВИЛА:
В Крымское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, утвердившего документацию о Закупке с нарушением требований Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы Комиссия установила следующее.
Согласно первому доводу Заявителя, Заказчиком неправомерно установлено требование к опыту участника закупки по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема в качестве подрядчика исключительно в рамках Закона о контрактной системе и Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" от 18.07.2011 N 223-ФЗ (далее - Закон о закупках).
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе, конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает критерии, в том числе, квалификацию участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе определен порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
В силу части 1 Постановления Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении правил оценок заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Постановление N 1085), утверждены Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее Правила).
Согласно подпункту "б" пункта 4 Правил заказчик устанавливает в документации о закупке критерии, характеризующиеся, в том числе как нестоимостные критерии оценки, такие как квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с пунктом 10 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Согласно пункту 11 Правил для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
В соответствии с пунктом 27 Правил показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть:
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
Следовательно, одним из показателей, раскрывающим нестоимостной критерий "квалификация участников закупки" является опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема.
Пунктом 2.1 раздела III. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЗАЯВОК НА УЧАСТИЕ В ОТКРЫТОМ КОНКУРСЕ В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ, ИХ СОДЕРЖАНИЕ И ЗНАЧИМОСТЬ, ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ И ОЦЕНКИ ЗАЯВОК НА УЧАСТИЕ В ОТКРЫТОМ КОНКУРСЕ СРЕДИ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА, СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫХ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ документации Закупке установлен нестоимостной критерий "Опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема":
"Значимость показателя составляет - 100 %;
Коэффициент значимости показателя критерия - 1.
Опытом участника по успешному выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера является наличие заключенных и исполненных участником закупки контрактов (договоров) (в количественном выражении) по оказанию услуг (выполнению работ) по разработке, актуализации (корректировке) схем инженерных коммуникаций муниципальных образований Российской Федерации за период с 01.01.2018 г. (дата заключения контракта (договора) на оказание услуг, выполнение работ) до даты окончания срока подачи заявок, с ценой каждого контракта (договора) не менее 10% от начальной максимальной цены открытого конкурса в электронной форме. К оценке принимаются контракты (договоры), заключенные с участником закупки в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", или заключенные в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц". Учитываться будут контракты, информация о которых отражена на официальном сайте ЕИС в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).
Предложения участников закупки в обязательном порядке подтверждаются следующими документами:
- копия (копии) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора(ов) на выполнение работ (оказание услуг);
- акт(ы) сдачи-приемки выполненных работ (оказанных услуг) подтверждающий(ие) исполнение контракта(ов), договора(ов) на выполнение работ (оказание услуг) сопоставимого характера.
- перечень контрактов участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема (Приложение N1 к критериям оценки заявок).
Копии указанных документов должны быть представлены в полном объеме со всеми приложениями, являющимися их неотъемлемой частью. При этом представленные документы должны быть в виде неповторяющихся, полно читаемых копий, на которых видны необходимые подписи и печати.
Не предоставление таких документов не является основанием для отказа в допуске к участию в конкурсе"
С учетом предмета Закупки (Выполнение работ по разработке схемы газоснабжения муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым) сведений, что указанный критерий может ограничить конкуренцию при проведении данной Закупки заявителем не представлено, в связи с чем довод признается необоснованным.
Согласно второму доводу Заявителя, порядок оценки заявок по закупке, установленный Заказчиком, не соответствует Правилам ввиду неверно установленных предельных величин значимости критериев оценки.
Из письменных пояснений Заказчика следует, что минимальная значимость стоимостных критериев оценки - 30%, максимальная значимость нестоимостных критериев оценки - 70% применена в связи с тем, что при выполнении контракта будут выполнены работы, в том числе, по развитию, обеспечению функционированию муниципальной информационной системы городского округа Феодосия - электронной модели системы газоснабжения городского округа Феодосия с развертыванием интерактивной карты системы газоснабжения.
Комиссия, рассмотрев доводы сторон, положения документации о Закупке, приходит к следующему.
Согласно Правилам, предельные величины значимости критериев оценки заявок в случае выполнения работ, услуг за исключением отдельных видов работ, услуг составляют: стоимостные - 60%, нестоимостные - 40%; в случае исполнения работ по созданию, развитию, обеспечению функционирования и обслуживанию государственных (муниципальных) информационных систем, официальных сайтов государственных (муниципальных) органов, учреждений составляют: стоимостные - 30%, нестоимостные - 70%.
Согласно части 9 статьи 32 Закона о контрактной системе, не допускается использование заказчиком не предусмотренных настоящей статьей критериев или их величин значимости, установленных частью 6 настоящей статьи и в соответствии с частью 8 настоящей статьи, за исключением случая, предусмотренного частью 2 настоящей статьи. В случае невыполнения заказчиком требования настоящей части определение поставщика (подрядчика, исполнителя) может быть признано недействительным по иску участника или участников закупки.
Разделом III. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЗАЯВОК НА УЧАСТИЕ В ОТКРЫТОМ КОНКУРСЕ В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ, ИХ СОДЕРЖАНИЕ И ЗНАЧИМОСТЬ, ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ И ОЦЕНКИ ЗАЯВОК НА УЧАСТИЕ В ОТКРЫТОМ КОНКУРСЕ СРЕДИ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА, СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫХ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ документации о Закупке установлены следующие критерии оценки заявок:
Номер критерия |
Критерии оценки заявок на участие в конкурсе |
Значимость критерия оценки в процентах (К) |
1. |
Стоимостные критерии оценки: Цена контракта |
30 |
2. |
Нестоимостные критерии оценки, в том числе: Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации. Коэффициент значимости критерия - 0,7. |
70 |
Вместе с тем, предметом рассматриваемой закупки является выполнение работ по разработке схемы газоснабжения муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым, Заказчиком установлен код ОКПД 71.12.19.000 "Услуги по инженерно-техническому проектированию прочих объектов". Работы по развитию, обеспечению функционированию муниципальной информационной системы городского округа Феодосия - электронной модели системы газоснабжения городского округа Феодосия с развертыванием интерактивной карты системы газоснабжения не являются основным предметом закупки.
Таким образом, при формировании конкурсной документации заказчиком неверно соотнесен предмет закупки с отдельными видами товаров, работ, услуг, определенных Постановлением N 1085 - работы по созданию, развитию, обеспечению функционирования и обслуживанию государственных (муниципальных) информационных систем, официальных сайтов государственных (муниципальных) органов, учреждений.
При проведении закупки, предметом которого является разработка схем газификации, Заказчик вправе установить следующие предельные величины минимальная значимость стоимостных критериев оценки составляет 60%, максимальная значимость нестоимостных критериев оценки (процентов) - 40%.
Таким образом, в действиях муниципального заказчика имеется нарушение пункта 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе. Данное нарушение повлечет иные результаты торгов, так как фактически оценка поступивших конкурсных заявок (предложении) будет осуществлена по оценочным критериям, не соответствующим требованиям действующего законодательства.
На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 105 Закона о контрактной системе, Административным регламентом от 19.11.2014 N727/14, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Заявителя частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе.
3. Выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии И.Р. Хасанов
Члены Комиссии: Т.Д. Аблаева
Т.С.Демченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю от 19 мая 2021 г. N 082/06/106-832/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.05.2021