Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское УФАС России) (далее - Комиссия) в составе:
председателя Комиссии - заместителя руководителя Крымского УФАС России И.Р.Хасанова,
членов Комиссии:
заместителя начальника отдела контроля закупок Крымского УФАС России Т.Д. Аблаевой,
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок Крымского УФАС России Т.С. Демченко,
при участии посредством видеоконференц-связи представителей интересов:
- ГБУЗ РК "Симферопольский клинический родильный дом N2" (далее - Заказчик) - Н.В. Ткаченко (по доверенности),
- ООО "СТРОЙМОСТ" (далее - Заявитель) - А.С. Аншуков (по доверенности),
рассмотрев посредством системы видеоконференц-связи жалобу Заявителя на действия Заказчика (Уполномоченного органа, комиссии Заказчика) при проведении закупки "Поставка расходных материалов для нужд ГБУЗ РК "Симферопольский КРД N 2"" (извещение N0375200001521000015) (далее - Закупка), в соответствии со статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в результате внеплановой проверки, проведенной в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, пунктом 3.30 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 19.11.2014 N727/14, зарегистрированного в Министерстве юстиции Российской Федерации 27.02.2015 за N36262 (далее - Административный регламент от 19.11.2014 N727/14),
УСТАНОВИЛА:
В Крымское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, утвердившего документацию о Закупке с нарушением требований Закона о контрактной системе.
Представитель Заказчика не согласилась с доводом Заявителя и сообщила, что при проведении Закупки Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы Комиссия установила следующее.
Согласно первому доводу Заявителя, Заказчик неправомерно разместил ответ на запрос разъяснений положений документации после окончания срока подачи заявок.
Согласно части 1 статьи 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно пункту 6 статьи 42 Закона о контрактной системе Заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, при этом в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, в том числе информация о сроках, месте и порядке подачи заявок участников закупке.
В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
Согласно части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
22.04.2021 на официальном сайте единой информационной системы было размещено извещение о проведении электронного аукциона на поставку расходных материалов для нужд ГБУЗ РК "Симферопольский КРД N2" (N0375200001521000015) и документация о Закупке.
27.04.2021 Заказчиком было принято решение о внесении изменений в документацию о проведении электронного аукциона (продление срока подачи заявок до 11.05.2021) в связи с подписанием и опубликованием Указа Президента РФ от 23.04.2021 N 242 "Об установлении на территории Российской Федерации нерабочих дней в мае 2021 г." (далее - Указ).
Пунктом 4 раздела 1 ИНФОРМАЦИЯ О СРОКАХ ПРОВЕДЕНИЯ АУКЦИОНА В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ документации о Закупке установлено:
"Дата начала предоставления разъяснений положений документации об аукционе "22" апреля 2021 года;
дата окончания предоставления разъяснений положений документации об аукционе до "10" мая 2021 года до 17:00, в случае, если запрос поступил не позднее "08" мая 2021 года"
05.05.2021 в адрес Заказчика был направлен запрос на разъяснения положений документации. Заказчик опубликовал ответ только 11.05.2021 в 16:11 - уже после окончания срока подачи заявок (11.05.2021 08:00 - окончания срока подачи заявок).
Вместе с тем, в силу статьи 193 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
В соответствии с Указом с 4 по 7 мая 2021 г. установлены нерабочие дни.
В связи с изданием Указа, Министерством финансов Российской Федерации издано письмо от 27.04.2021 N 24-01-07/32282 "Об осуществлении закупок в нерабочие дни" (далее - Письмо).
Таким образом, Заказчику необходимо было учесть вышеуказанные обстоятельства при установлении даты окончания предоставления разъяснений положений документации об аукционе. Действия Заказчика нарушают права и законные интересы участников Закупки и влекут нарушение части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе.
В связи с тем, что указанные нарушения на результат определения поставщика (подрядчика) не повлияли, Комиссией принято решение предписание по данному нарушению не выдавать.
Согласно второму доводу Заявителя, Заказчиком выбран неверный код ОКПД2 при размещении Закупки:
"В описании объекта закупки Заказчиком допущены нарушения. В ответе на запрос Заказчик не смог предоставить внятного ответа.
Заказчиком нарушены требования, предусмотренные Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 февраля 2015 г. N 102.
Согласно статьи 23 Закона о контрактной системе, Заказчика обязан указывать идентификационный код закупки. В свою очередь, ИКЗ, в соответствии с Приказом Минфина России от 10 апреля 2019 г. N 55н "Об утверждении Порядка формирования идентификационного кода закупки", должен содержать ОКПД2.
Правильное отнесение закупаемого товара к конкретному коду ОКПД2 влияет на правильный выбор способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в частности, заказчиком решается вопрос о необходимости проведения электронного аукциона в соответствии с ч. 2 статьи 59 Закона N 44-ФЗ и распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 октября 2013 г. N 2019-р;на необходимость учитывать условия, запреты и ограничения закупок иностранных товаров в соответствии со статьи 14 Закона N 44-ФЗ, Постановлениям Правительства Российской Федерации от 5 февраля 2015 г. N 102, Приказом Минфина России от 4 июня 2018 г. N 126н.
Следовательно, неправильное указание кода ОКПД может повлечь за собой соответствующие нарушения Закона N 44-ФЗ и возникновение административной ответственности в соответствии с ч. 2 статьи 7.29, ч. 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Заказчиком указан неверный код ОКПД2 на позицию 15 ТЗ. В позиции 15 ТЗ описана кассета для плазменного стерилизатора. Кассета является медицинским изделием, содержащим в себе дезинфицирующий агент - пероксид водорода. Такое изделие входит в Перечень Постановления 102:
20.20.14.000 Медицинские изделия, содержащие антисептические и дезинфицирующие препараты
Между тем, остальные позиции ТЗ обладают кодом 32.50.50.190 (расходные материалы для стерилизации), который не включен в Перечень Постановления 102 . Согласно п.2.2 Постановления 102 , для целей ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, не могут быть предметом одного контракта (одного лота) медицинские изделия, включенные в перечень N 1 и не включенные в него;
Следовательно, позиции 15 должна быть исключена из закупки"
На основании части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
В соответствии с частью 2 статьи 24 Закона о контрактной системе конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (электронный аукцион, закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений. С учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом, в электронной форме проводятся открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, электронный аукцион, запрос котировок, запрос предложений (далее также - электронные процедуры), а также в случаях, установленных решением Правительства Российской Федерации, предусмотренным ч. 3 статьи 84.1 Закона о контрактной системе, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс, закрытый аукцион (далее также - закрытые электронные процедуры).
Частью 5 статьи 24 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями Закона о контрактной системе, при этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.
Согласно части 1 статьи 27 Закона о контрактной системе участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) может быть ограничено только в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе.
На основании части 2 статьи 59 Закона о контрактной системе Заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, за исключением случаев закупок товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок, запроса предложений, осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) с учетом требований настоящего Федерального закона. Включение товаров, работ, услуг в указанные перечни осуществляется в случае одновременного выполнения следующих условий:
1) существует возможность сформулировать подробное и точное описание объекта закупки;
2) критерии определения победителя такого аукциона имеют количественную и денежную оценку.
Перечень товаров, работ, услуг, в отношении которых Заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме, утвержден Перечнем.
Таким образом, при избрании способа определения поставщика определяющим фактором является предмет государственного контракта, который, в свою очередь, соотносится с позициями Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008), принятого и введенного в действие приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст.
Позиции 15 Технического задания документации о Закупке "Контейнер со стерилизующим агентом" присвоен код ОКПД2 32.50.50.190 Изделия медицинские, в том числе хирургические, прочие, не включенные в другие группировки.
Заказчик считает выбор данного кода ОКПД2 верным и предоставил следующие пояснения:
В Регистрационных удостоверениях на товары, на которые ссылается в своей жалобе Заявитель (прилагаются) N ФСЗ 210/06764 от 01.07.2013 года на Изделия медицинские для стерилизаторов медицинских СТЕРРАД 50, 100S, 200, NX, 100NX и N ФСЗ 210/072863 от 10.04.2017 года на выданное на Медицинское изделие Стерилизатор плазменный низкотемпературный Reno c принадлежностями, среди прочих расходных материалов, указан контейнер со стерилизующим агентом.
В РУ N ФСЗ 210/072863 от 10.04.2017 года указан код ОКП 94 51 20 - оборудование стерилизационное, что соответствует коду ОКПД2 32.50.12.000 - стерилизаторы хирургические или лабораторные. Коды ОКПД/ОКПД2 для перечисленных в РУ принадлежностей - не указаны.
В РУ N ФСЗ 210/06764 от 01.07.2013 года ОКП 93 9800 - материалы и средства медицинские прочие. Коды ОКПД/ОКПД2 для перечисленных в РУ принадлежностей - не указаны"
Комиссия отмечает, что позиция "Контейнер со стерилизующим агентом" не включена в КТРУ и не может быть привязана к определенному коду ОКПД2, отнесение Заявителем данного медицинского изделия к ОКПД2 20.20.14.000 Медицинские изделия, содержащие антисептические и дезинфицирующие препараты, является субъективной. Контейнер является расходным материалом, без которого выполнение цикла стерилизации невозможно.
В данном случае Пероксид водорода, который находится в сменном контейнере, является стерилизующим веществом, а не препаратом дезинфицирующим либо антисептическим. Расходный материал - контейнер со стерилизующим агентом не применяется для профилактики, диагностики и лечения заболеваний и не является лекарством. Он применяется для стерилизации.
Стерилизация - другой процесс, отличающийся от дезинфекции и антисептического воздействия. Процесс стерилизации в стерилизаторе исключает воздействие либо контакт стерилизующего вещества непосредственно на пациента/больного, он контактирует только с инструментарием и стерилизуемыми изделиями только в камере стерилизатора.
Согласно части 2 статьи 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
В соответствии с частью 9 статьи 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем на заседании Комиссии, а также в составе жалобы Заявителем не представлено документов и сведений, подтверждающих обоснованность указанного довода жалобы, а также свидетельствующих о нарушении Заказчиком положений Закона о контрактной системе.
Согласно третьему доводу жалобы:
"В позиции 15 ТЗ закупается товар единственного производителя специально для плазменного стерилизатора RenosemR. Следовательно, наряду с товарами разных производителей в одном лоте закупается товар единственного производителя, что ограничивает участников аукциона.
Под описание подходят кассеты Reno (https://renosem.com.ru/) для стерилизатора RenosemR. Кассеты от плазменных стерилизаторов других производителей (DGM Sterrad) не подойдут, что подтверждается в ответе Заказчика "Абсолютно все требования, установленные в аукционной документации заказчиком в отношении требуемого к поставке товара, определены исходя из потребностей Заказчика и совместимостью с имеющимся оборудованием_"
Таким образом, предложить можно только кассеты единственного производителя, что является нарушением"
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
В силу части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена названным Федеральным законом.
Из положений норм статьи 33 Закона о контрактной системе следует, что Заказчик вправе определить такие требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам товара, которые соответствуют потребностям заказчика с учетом специфики его деятельности и обеспечивают эффективное использование бюджетных средств.
При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупок, поскольку потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении соответствующих требований.
Таким образом, в зависимости от своих потребностей, заказчик вправе установить требования к качеству, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара и иным характеристикам.
В пункте 15 части 2 "Основные требования к объекту закупки" Раздела IV. ОПИСАНИЕ ОБЪЕКТА ЗАКУПКИ (ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ) документации о Закупке установлены требования к техническим, качественным и функциональным характеристикам товара, которые имеют существенное значение для Заказчика, в том числе следующие характеристики:
15 |
Контейнер со стерилизующим агентом
32.50.50.190 |
Содержание пероксид водорода |
% |
Не более 55 |
|
|
|
упак |
12 |
Использование: |
Кассета/цикл |
Не менее 1/1 |
|
||||||
Количество в упаковке |
кассет |
Не менее 20 |
|
||||||
Стерилизующее средство в кассетах разработано для удобства персонала - безопасность, легкость загрузки и одноразовое предназначение кассеты позволяют максимально упростить процедуру работы со стерилизатором. |
- |
соответствие |
|
||||||
Действующее вещество - пероксид водорода |
- |
соответствие |
|
В своей жалобе Заявитель указывает на то, что совокупности требований технического задания по вышеуказанной позиции соответствует товар единственного производителя - RenosemR.
Заказчик предоставил письменные возражения, согласно которым:
"Сообщаем что в ответе Заказчика нет информации о том, что Кассеты от плазменных стерилизаторов DGM Sterrad не подходят по техническим характеристикам Заказчику. Заявителем не предоставлены характеристики Кассет DGM Sterrad и не указано в части каких именно параметров кассеты DGM Sterrad не соответствуют требованиям Документации. Заявитель не подавал заявку на участие в Аукционе, соответственно Заказчиком, исходя из имеющейся информации, не может быть определено, подходит ли указанный Заявителем товар для нужд Заказчика"
Вместе с тем, Заявителем на заседании Комиссии не представлено документов и сведений, подтверждающих, что в документации о Закупке установлены требования к техническим характеристикам поставляемых в рамках объекта закупки контейнеров со стерилизующим агентом, которым соответствуют товар единственного производителя RenosemR, а также что установленные требования к характеристикам товара в документации о Закупке ограничивает количество участников Закупки и нарушает законные права и интересы Заявителя.
Таким образом, доводы Заявителя на положения документации о Закупке не нашли своего подтверждения.
На основании изложенного, руководствуясь частью 15, 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, Административным регламентом от 19.11.2014 N727/14, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Заявителя частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе.
3. Передать материалы дела должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии И.Р. Хасанов
Члены Комиссии: Т.Д. Аблаева
Т.С. Демченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю от 19 мая 2021 г. N 082/06/106-840/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.05.2021