Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское УФАС России) (далее - Комиссия) в составе:
председателя Комиссии - заместителя руководителя Крымского УФАС России И.Р. Хасанова,
членов Комиссии:
главного государственного эксперта отдела контроля закупок Крымского УФАС России А.М. Крыловой,
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок Крымского УФАС России Т.С. Демченко,
при участии посредством видеоконференц-связи представителей интересов:
- ГБУЗ РК "Симферопольская клиническая больница скорой медицинской помощи N6" (далее - Заказчик) - И.В. Еременко (по доверенности),
- ООО "Стрикта" (далее - Заявитель) - на заседание Комиссии не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы посредством видеоконференц-связи уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев посредством системы видеоконференц-связи жалобу Заявителя на действия Заказчика (Уполномоченного органа, комиссии Заказчика) при проведении закупки "Иглы, катетеры, шприцы" (извещение NN0375200002221000075) (далее - Закупка), в соответствии со статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в результате внеплановой проверки, проведенной в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, пунктом 3.30 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 19.11.2014 N727/14, зарегистрированного в Министерстве юстиции Российской Федерации 27.02.2015 за N36262 (далее - Административный регламент от 19.11.2014 N727/14),
УСТАНОВИЛА:
В Крымское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика (комиссии Заказчика) при проведении Закупки.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, утвердившего документацию о Закупке с нарушением требований Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы Заявителя Комиссией установлено следующее.
Согласно части 1 статьи 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В силу части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.
Как следует из пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно жалобе Заявителя:
"В позиции номер 13 "шприцы сменные для инжекторов для автоматического инжектора NEMOTO." и 3 "Устройство инфузионное одноразового использования со встроенным трехходовым краном" технического задания аукционной документации установлены требования к товару, которые позволяют поставить товар ТОЛЬКО иностранного производства, а именно, товар "Регистрационное удостоверение: N ФСЗ 2011/11233 от 12.12.2011, производитель: Coeur, Inc.
Поиск информации о подобных товарах в сети "Интернет", в реестре зарегистрированных медицинских изделий и в едином реестре государственных и муниципальных контрактов подтвердил, ОБ ОТСУТСТВИЕ ТОВАРОВ РОССИЙСКИХ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ.
Установленные требование в указанной позиции могут свидетельствовать о возможном сговоре участника закупки и заказчика, так как они влекут за собой умышленное ограничение конкуренции и не позволяют добросовестным поставщикам участвовать в определении поставщика.
В данном случае имеет место не описание объективных потребностей лечебного учреждения, а описание конкретного товара.
В описании объекта закупки установлены уникальные требования, аналогов которым на рынке не представлено.
Описывая свои потребности, Заказчик не должен включать требования, ограничивающие количество участников закупки, следовательно, должен иметь представление о наличии или отсутствии каких-либо аналогов запрашиваемых товаров.
В соответствии со сложившейся практикой Федеральной антимонопольной службы, описание характеристик, не соответствующих не одному товару или товару единственного производителя свидетельствует о явном ограничении количества участников закупки и, следовательно, ограничении конкуренции.
Кроме того, заказчик одновременно установил ограничение в соответствии с Постановление N 102, которое ограничивает поставку иностранного товара, и одновременно требует товар, который не производится на территории РФ.
В случае необходимости приобретения такого товара, мы считаем, что заказчик должны был купить его отдельной закупкой, что бы не ограничивать участников закупки с товаром Российского происхождения"
Пунктом 3 Технического задания установлены требования к характеристикам "Катетер для периферических сосудов" (КТРУ 32.50.13.110-00004593), а не указанный в составе жалобы "Устройство инфузионное одноразового использования со встроенным трехходовым краном", которое не содержится в Техническом задании, в связи с чем данная информация не рассматривалась Комиссией Крымского УФАС России.
В соответствии с пунктом 13 Технического задания документации о Закупке, Заказчиком установлены требования к шприцам общего назначения:
13 |
Шприц общего назначения |
32.50.13.110 |
К поставке необходимо |
|
Шприцы сменные для инжекторов для рентгенконтрастных веществ для автоматического инжектора Nemoto, имеющегося в наличии у заказчика, для внутривенного введения рентгеноконтрастных веществ для кабинета КT: |
|
Требуемое количество |
упак |
1 |
|
|||
Дополнительные характеристики |
|
Набор состоит из: Ёмкость полимерная одноразовая стерильная для рентгенконтрастных веществ объемом 200 мл, удлинительная линия 150 см, аспирационная фильтр-канюля для многократного забора контрастного вещества - 1шт. Характеристики: поликарбонатный плунжер с резиновой манжетой на плунжер с конусообразным верхом; коннектор типа луер-лок для соединения с удлинительной линией. Посадочное место шприца: двухстороннее выпуклое сечение по пять зазубрин на каждой стороне гребня цилиндра. Предельное давление 300 psi (21bar). |
|
|||
Стерилизация |
|
Метод стерилизации указывается участником закупки. |
|
|||
Требования к упаковке |
|
Упаковка - формованный жесткий полимерный лоток с бумажным клапаном, стерильный. В упаковке 50 штук. |
|
Согласно части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ N 102 от 05.02.2015 г. "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N102) утверждены перечень отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Перечень N 1) и перечень медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Перечень N 2).
В части 2 (2) Постановления N102 установлено:
- для целей ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, не могут быть предметом одного контракта (одного лота) медицинские изделия, включенные в перечень N 1 и не включенные в него;
- для целей осуществления закупок медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков, включенных в перечень N 2, не могут быть предметом одного контракта (одного лота) медицинские изделия, включенные в перечень N 2 и не включенные в него.
Пунктом 3 раздела II.IV. СВЕДЕНИЯ ОБ ОГРАНИЧЕНИИ И ЗАПРЕТЕ УЧАСТИЯ В ЭЛЕКТРОННОМ АУКЦИОНЕ документации о Закупке установлено:
1. |
Условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств |
Установлено ОГРАНИЧЕНИЯ: - На указанный в Техническом задание настоящей документации об электронном аукционе объект закупки (товар) установлены ограничения и условия допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с постановлением Правительства РФ от 5 февраля 2015 г. N 102 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (Перечень N1). -Установлены условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, допускаемых на территорию Российской Федерации для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд, указанных в части II "Техническое задание" настоящей документации об электронном аукционе в соответствии с ч. 4 ст.14 Федерального закона 44-ФЗ и приказом Минфина России от 4июня2018 г. N 126н"Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд"; |
По мнению Заявителя, Заказчиком пунктом 13 Технического задания документации о Закупке неправомерно установлены требования к характеристикам товара, подлежащего поставке в рамках исполнения контракта, совокупности которых соответствует продукция исключительно иностранного производства.
В своих возражениях Заказчик согласился с доводом жалобы Заявителя относительно того, что шприцы сменные для инжекторов для рентгенконтрастных веществ для автоматического инжектора Nemoto производятся исключительно иностранными производителями.
Позиция N13 Технического задания документации о Закупке может являться блокирующей ввиду ограниченного круга производителей данной продукции для конкретного медицинского изделия (инжектора Nemoto).
Кроме того, на заседании Комиссии было установлено, что на участие в Закупке было подано 2 заявки, в составе которых по пункту 13 были предложены товары китайского производства.
Объединение в один лот медицинского оборудования общего назначения и Шприцов сменных для инжекторов для рентгенконтрастных веществ для автоматического инжектора Nemoto может привести к ограничению конкуренции и исключает возможность применения Постановления N102.
На основании изложенного, Комиссия Крымского УФАС России приходит к выводу, что действия Заказчика, нарушают статью 8, 33 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного, руководствуясь частью 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Заявителя частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение статьи 8, 33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии И.Р. Хасанов
Члены Комиссии: Т.С. Демченко
А.М. Крылова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю от 25 мая 2021 г. N 082/06/106-882/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.05.2021