Резолютивная часть решения оглашена 20.05.2021.
Решение в полном объеме изготовлено 25.05.2021.
Комиссия Липецкого УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на территории Липецкой области (далее - Комиссия; Комиссия Липецкого УФАС России)
рассмотрев жалобу ООО "Гемодженикс" на действия аукционной комиссии уполномоченного учреждения при рассмотрении вторых частей заявок, заказчика при заключении контракта по итогам электронного аукциона N 21 - ЭА1 - 140: наборы для донорской крови, четырехкамерные (реестровый номер 0846500000621000131) (далее - электронный аукцион), а также другие документы (копии), представленные сторонами, заслушав мнение представителей сторон, а также проведя внеплановую проверку в соответствии со ст.99 Закона о контрактной системе и на основании приказа Липецкого УФАС России N 245 от 18.05.2021,
У С Т А Н О В И Л А:
В адрес Липецкого УФАС России 13.05.2021 поступила жалоба ООО "Гемодженикс" на действия аукционной комиссии уполномоченного учреждения областного казенного учреждения "Управление по размещению госзаказа Липецкой области (далее - уполномоченное учреждение) при рассмотрении вторых частей заявок, а также заказчика государственного учреждения здравоохранения "Липецкая областная станция переливания крови" (далее - заказчик) при заключении контракта.
Жалоба подготовлена в соответствии с требованиями статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и подана в срок, установленный ст. 105 Закона о контрактной системе. В связи с этим жалоба была принята Липецким УФАС России к рассмотрению.
Жалоба и сведения о времени и месте ее рассмотрения размещены Липецким УФАС России на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru в разделе "жалобы".
Рассмотрение жалобы назначено на 19.05.2021 в 11:40. Однако в связи с возникшей необходимостью выяснения дополнительных обстоятельств по делу в заседании Комиссии объявлен перерыв до 09:00 час. 20.05.2021.
Представитель заявителя по доводу жалобы пояснил, что при размещении проекта контракта заказчик снизил цену контракта на 15%, применив преференции, предусмотренные Приказом Минфина России N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Приказ N 126н), что в данном случае неправомерно. Представитель заявителя добавил, что заявитель полагает, что аукционная комиссия не проверила вторую часть заявки, с предложением поставки товара, страной происхождения которого является государство - член Евразийского экономического союза, на надлежащее содержание и оформление документов, предусмотренных Постановлением Правительства РФ N 102 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 102). Также, представитель заявителя обратил внимание на то, что в такой заявке участником должен быть указан товарный знак.
Документация об электронном аукционе и извещение о проведении электронного аукциона размещены заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 10 066 700,00 руб.
Рассматриваемый электронный аукцион является централизованной закупкой, проводимой уполномоченным учреждением в интересах заказчика.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе, в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства РФ устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства РФ предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством РФ.
Таким образом, законодатель определил Закон о контрактной системе как общую норму и установил, что дополнительные ограничения могут быть установлены подзаконными нормативными актами.
Объектом закупки являются наборы для донорской крови, четырехкамерные, которым согласно позиции КТРУ 32.50.13.190-00584 соответствует код ОКПД 2 32.50.13.190.
Данный вид медицинского изделия включен в Перечень N 2, утвержденный Постановлением N 102, а также указан в приложении N 1 к Приказу N126н.
На основании изложенного, заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона, аукционной документации установлены ограничения и условия допуска товаров, происходящих из иностранных государств, предусмотренные Постановлением N 102, Приказом N 126н.
В силу подпункта "б" пункта 2 Постановления N 102, для целей осуществления закупок отдельных видов медицинских изделий, включенных в перечень N 1 или перечень N 2, заказчик отклоняет все заявки (окончательные предложения), содержащие предложения о поставке отдельных видов указанных медицинских изделий, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 заявок (окончательных предложений), удовлетворяющих требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке, которые одновременно:
содержат предложения о поставке указанных медицинских изделий, страной происхождения которых являются только государства - члены Евразийского экономического союза;
не содержат предложений о поставке одного и того же вида медицинского изделия одного производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующую признакам, предусмотренным статьей 9 Федерального закона "О защите конкуренции", при сопоставлении этих заявок (окончательных предложений);
содержат предложения о поставке указанных медицинских изделий, процентная доля стоимости использованных материалов (сырья) иностранного происхождения в цене конечной продукции которых соответствует указанной в показателе локализации собственного производства медицинских изделий;
содержат предложения о поставке указанных медицинских изделий, на производство которых имеется документ, подтверждающий соответствие собственного производства требованиям ГОСТ ISO 13485-2017 "Межгосударственный стандарт. Изделия медицинские. Системы менеджмента качества. Требования для целей регулирования".
Необходимость предоставления вышеперечисленных документов предусмотрена для целей ограничений допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, установленных постановлением.
Проанализировав документацию об электронном аукционе установлено, что пп. 19, 20.1 содержат требование о предоставлении участниками закупки в составе второй части заявки, обязательных документов и информации, предусмотренных подпунктом "б" пункта 2 Постановления N 102.
Исходя из анализа заявок, поданных на участие в электронном аукционе, Комиссия установила, что совокупность условий, предусмотренных Постановлением N 102 не выполняется (в данном случае отсутствует 2 заявки с предложением товаров производства товаров, страной происхождения которых являются государства - члены евразийского экономического союза). В данном случае одна заявка участника закупки (идентификационный номер 160) содержала предложение товара, страной происхождения которого является Россия.
Таким образом, в данном случае отсутствует совокупность условий, которая позволяла бы применять в рассматриваемой закупке положения Постановления N 102, и, следовательно, аукционной комиссии не требуется рассматривать документы, представленные участниками во вторых частях заявках, на соответствие подпункта "б" пункта 2 указанного Постановления.
Согласно пункту 2.1 Постановления N 102 в случае если заявка (окончательное предложение), которая содержит предложение о поставке медицинских изделий, включенных в перечень N 1 или перечень N 2 и происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), не отклоняется в соответствии с установленными настоящим постановлением ограничениями, применяются условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, установленные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Приказом N 126н установлены условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, допускаемых на территорию Российской Федерации для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Пунктом 1.6. Приказа N 126н, установлено, что подтверждением страны происхождения товаров является указание (декларирование) участником закупки в заявке в соответствии с Федеральным законом наименования страны происхождения товара.
Следует отметить, что Приказом N 126н не установлены требования о предоставлении определенного документа в качестве декларации о стране происхождения товара, указание участником закупки в заявке наименования страны происхождения товара является декларированием страны происхождения товара (письмо Минфина России от 18.01.2019 N 24-01-07/2281).
Таким образом, положения Приказа N 126н, не требуют каких-либо иных документов, подтверждающих страну происхождения товара.
Необходимость указания участником закупки в заявке на участие в электронном аукционе страны происхождения товара также установлена пунктами 18 и 21 аукционной документации.
В силу пункта 1.1 Приказа N 126н при проведении конкурса, аукциона, запроса котировок, запроса предложений преимущества в отношении цены контракта в размере 15 процентов в отношении товаров, указанных в приложении N 1 в соответствии с подпунктами 1.2 и 1.3 пункта 1 настоящего приказа предоставляются участникам закупки, заявки (окончательные предложения) которых признаны соответствующими требованиям документации о закупке, извещения о проведении запроса котировок и содержат исключительно предложения о поставке товаров, происходящих из государств - членов Евразийского экономического союза.
В соответствии с подпунктом "а" п. 1.3 Приказа N 126н при проведении аукциона контракт заключается по цене сниженной на 15 процентов в отношении товаров, указанных в приложении N 1 от предложенной победителем аукциона в случае, если заявка такого победителя содержит предложение о поставке товаров, указанных в Приложениях, страной происхождения хотя бы одного из которых является иностранное государство (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза).
Проанализировав заявку победителя электронного аукциона (идентификационный номер 44) установлено, что им предложен товар, страной происхождения которого является иностранное государство - Китай. Следовательно в рассматриваемом случае при заключении контракта у заказчика имелись основания применения положения подпункта "а" п. 1.3 Приказа N 126н.
Кроме того, единственная заявка участника закупки (идентификационный номер 160), содержащая предложение всех товаров, странной происхождения которых является Россия содержала указание на производителя товара, а также наименование товара (товарный знак) - ОАО "Синтез","Гемасин",
Руководствуясь ст.ст. 99, 105, 106 Закона о контрактной системе, административным регламентом ФАС России по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14), Комиссия
Р Е Ш И Л А:
Признать жалобу ООО "Гемодженикс" на действия аукционной комиссии уполномоченного учреждения при рассмотрении вторых частей заявок, заказчика при заключении контракта по итогам электронного аукциона N 21 - ЭА1 - 140: наборы для донорской крови, четырехкамерные (реестровый номер 0846500000621000131) необоснованной.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области от 20 мая 2021 г. N 048/06/105-692/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.05.2021