Резолютивная часть решения объявлена 24.05.2021 года.
Решение в полном объеме изготовлено 26.05.2021 года.
Комиссия Липецкого УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на территории Липецкой области
рассмотрев жалобу индивидуального предпринимателя ... на положения документации об электронном аукционе на поставку емкость-контейнеров для сбора острого инструментария (реестровый номер 0346300003621000033) (далее - электронный аукцион),
У С Т А Н О В И Л А:
В Липецкое УФАС России 18.05.2021 поступила жалоба индивидуального предпринимателя ... на положения документации об электронном аукционе (заказчик - ГУЗ "Липецкая городская поликлиника N7").
Жалоба подготовлена в соответствии с требованиями статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и подана в срок, установленный ст.105 Закона о контрактной системе. В связи с этим, жалоба была принята Липецким УФАС России к рассмотрению.
Жалоба и сведения о времени и месте ее рассмотрения размещены Липецким УФАС России на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru в разделе "Жалобы".
Заявитель, заказчик, уведомленные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения жалобы, своих представителей не направили.
На заседании комиссии велась аудиозапись заседания.
В своей жалобе заявитель указывает, что заказчиком не были выполнены требования ст.14 Закона о контрактной системе относительно установления в документации ограничений допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, предусмотренные Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 N617 (далее также- Постановление N617), ввиду применения им ненадлежащего кода ОКПД 2 -32.50.50.190, не позволяющего установить данные ограничения.
Заказчик направил письменное мнение по доводу жалобы.
Рассмотрев жалобу и приложенные к ней материалы, а также другие документы (копии), представленные сторонами, проведя внеплановую проверку на основании Приказа Липецкого УФАС России от 19.05.2020 N249, Комиссия Липецкого УФАС России установила следующее.
Документация об электронном аукционе на поставку емкость-контейнеров для сбора острого инструментария и извещение (реестровый номер 0346300003621000033) размещены на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru (далее- ЕИС).
Объектом закупки является поставка емкость-контейнеров для сбора острого инструментария.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 115 144,00 руб.
Согласно части 1 статьи 14 Закона о контрактной системе, при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.
Частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе установлено, что в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения, указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения, указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 30 апреля 2020 г. N617 "Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" утвержден перечень отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - перечень).
При этом, в соответствии с п.4 Постановление N617, ограничения, установленные настоящим постановлением, распространяются на товары, включенные в Перечень, в том числе, поставляемые заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг.
Как установлено Комиссией Липецкого УФАС России, заказчиком осуществляется закупка емкость-контейнеров для сбора острого инструментария с позицией КТРУ: 32.50.50.190-00001194 "Емкость для сбора колюще-режущих медицинских отходов (является медицинским изделием)".
При этом, установлено, что данные товары не включены в утвержденный Постановлением N617 перечень отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Следовательно, информация об установлении соответствующих ограничений не должна быть указана в извещении о проведении рассматриваемого электронного аукциона, в аукционной документации.
Более того, как следует из представленных заказчиком письменных пояснений, учреждение заказчика является самостоятельной медицинской организацией, оказывающей первичную медико-санитарную помощь населению. Медицинские отходы, образующиеся в медучреждении по санитарным правилам классифицируются по степени и характеру воздействия. Все мероприятия по обороту медицинских отходов до их вывоза организуются силами учреждения, где они образовались. Для сбора и временного хранения на территории учреждения используется герметичная тара, которая имеет цветовое обозначение, дополнительную маркировку со следующей информацией: класс, вес, количество, состав. В качестве емкостей используются контейнеры или закрывающиеся пакеты. Гибкая тара не допустима для использования, поскольку наличие в ней острых остатков (шприцы, битое стекло) способны нарушить герметичность. Контейнеры располагаются в процедурных, операционных, лабораториях и пр. для сбора колюще-режущих отходов (игл, наконечников от скальпеля, скарификаторов, вскрытых ампул и т.д.).
Следовательно, заказчик, при описании объекта закупки, требуемого к поставке, исходил из собственных потребностей.
Кроме того, в силу положений п.175. СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", для сбора острых медицинских отходов класса Б организацией должны использоваться одноразовые непрокалываемые влагостойкие емкости (контейнеры), которые должны иметь плотно прилегающую крышку, исключающую возможность самопроизвольного вскрытия.
При этом установлено, что для сбора отходов острых медицинских инструментов в емкости, относящихся к промышленному товару, товары с ОКПД 2 указанные заявителем в жалобе (22.22.14.000 - контейнеры для биопроб полимерные, 22.22 - изделия пластмассовые упаковочные, за исключением продукции, предусмотренной разделом "VII. Медицинские изделия", 22.29 - изделия пластмассовые прочие, за исключением продукции, предусмотренной разделом "VII. Медицинские изделия" заказчику не подходят, поскольку необходимо использовать строго специально предназначенные емкости медицинского назначения. В связи с чем, в описании объекта закупки был использован код ОКПД2 - 32.50.50.190-00001194 - Емкость для сбора колюще-режущих медицинских отходов.
Вместе с тем, Комиссия Липецкого УФАС России считает необходимым отметить, что Закон о контрактной системе позволяет заказчику, руководствуясь своими потребностями, определять предмет закупки, его количественные и качественные характеристики, в необходимой степени детализировать его.
Из системного толкования статьи 33 Закона о контрактной системе следует, что законодательство о контрактной системе в сфере закупок допускает самостоятельное формирование заказчиком своего заказа, исходя из потребностей последнего, при описании товара заказчик вправе определить требования к характеристикам товара, которые соответствуют потребностям заказчика с учетом специфики его деятельности и обеспечивают эффективное использование бюджетных средств.
Закон о контрактной системе не содержит норм, ограничивающих право заказчика включать в документацию о закупке требования к объекту закупки, которые являются для него значимыми, равно как и норм, обязывающих заказчика устанавливать в этой документации, вопреки его потребностям, такие требования к характеристикам объекта закупки, которые соответствовали бы всем существующим видам товаров, работ, услуг.
При формировании предмета закупки заказчик не обязан доказывать свою потребность в закупаемом товаре, а участники закупки не вправе в той или иной форме воздействовать на потребность заказчика, также не вправе определять и государственные нужды.
Бесспорных доказательств того, что оспариваемые требования к товару являются несущественными для заказчика, в материалах жалобы отсутствуют, заявителем в Липецкое УФАС России не представлено.
Более того, доказательств, что оспариваемые заявителем положения извещения и документации об электронном аукционе не позволяют участникам закупки надлежащим образом сформировать заявку на участие в закупке, препятствуют каким-либо образом подаче заявки заявителем на участие в закупке, а также доказательства, позволяющие Комиссии Липецкого УФАС России прийти к однозначному мнению об обоснованности доводов жалобы, в Липецком УФАС России отсутствуют, заявителем не представлены.
На основании вышеизложенного, Комиссия Липецкого УФАС России пришла к выводу о необоснованности довода жалобы заявителя.
Боле того, необходимо отметить, что согласно постановлению Правительства РФ от 08.02.2017 N145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила формирования каталога), Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила использования каталога).
При этом, согласно п.4 Правил использования каталога, заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" п.10 Правил формирования каталога, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Между тем, в соответствии с п.п.г) п.10 Правил формирования каталога, в позицию каталога включается информация, содержащая описание товара, работы, услуги, если такое описание сформировано в соответствии с п.13 настоящих Правил.
А в силу п.13 Правил формирования каталога, в описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями ст.33 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" включается в том числе следующая информация: потребительские свойства и иные характеристики товара, работы, услуги, в том числе функциональные, технические, качественные характеристики, эксплуатационные характеристики (при необходимости).
Кроме того, в силу п.5 Правил использования каталога, заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога.
А в соответствии с п.6 Правил использования каталога, в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Более того, согласно п.7 Правил использования каталога, в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями ст.33 Федерального закона. В качестве кода каталога товара, работы, услуги, на которые в каталоге отсутствует соответствующая позиция, указывается код такого товара, работы, услуги согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014.
Исходя из совокупности вышеизложенных положений, при формировании объекта закупки на поставку товара по позициям, предусмотренных каталогом товаров, работ, услуг, заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога, а также обосновывать использование иных, не предусмотренных позицией каталога, характеристик.
Как было установлено Комиссией Липецкого УФАС России описание объекта закупки осуществлено заказчиком с учетом позиций, предусмотренных каталогом товаров, работ, услуг. Доказательств обратного заявителем не представлено.
Более того, заявитель на заседание Комиссии явку представителя не обеспечил, в составе жалобы доказательств, подтверждающих обоснованность довода, не представил.
Руководствуясь ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Липецкого УФАС России
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу индивидуального предпринимателя .... на положения документации об электронном аукционе на поставку емкость-контейнеров для сбора острого инструментария (реестровый номер 0346300003621000033) необоснованной.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области от 24 мая 2021 г. N 048/06/105-697/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.05.2021