Резолютивная часть решения оглашена 24 мая 2021 года
Решение в полном объеме изготовлено 24 мая 2021 года
Комиссия Оренбургского УФАС России по контролю в сфере осуществления закупок (далее по тексту - Комиссия Оренбургского УФАС России) в составе:
Председателя Комиссии: Быховца И.А., Членов Комиссии: Дусаева Д.К., Абдуллиной Р.Р.;
Рассмотрение осуществлялось посредством видеоконференцсвязи в присутствии:
Представителя ООО "Боимика" -. по доверенности,
представителя Министерства образования Оренбургской области-. по доверенности;
представителя Уполномоченного органа ГКУ "Центр организации закупок" -. по доверенности,
рассмотрев жалобу ООО "Биомика" на действия Министерства образования Оренбургской области при проведении электронного аукциона "56-2021-нр51690 на поставку оборудования по созданию и функционированию в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах, центров образования естественно-научной и технологической направленностей в рамках федерального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование" (номер извещения N 0853500000321003694),
УСТАНОВИЛА:
17.05.2021 г. в Оренбургское УФАС России поступила жалоба ООО "Биомика" (далее - Заявитель) на действия Министерства образования Оренбургской области (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона "56-2021-нр51690 на поставку оборудования по созданию и функционированию в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах, центров образования естественно-научной и технологической направленностей в рамках федерального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование" (номер извещения N 0853500000321003694) (далее - аукцион).
В связи с поступившей жалобой, в порядке ч. 7 ст.106 Федерального закона РФ от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Заказчику, оператору электронной площадки выставлено требование о приостановлении осуществления закупки в части заключения контракта до рассмотрения жалобы по существу.
Представитель Заявителя доводы жалобы поддержал в полном объеме. Из доводов жалобы следует, что Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе ненадлежащим образом составлено Обоснование, регламентируемое Постановлением 878, а также неправомерно не установлено ограничение на допуск радиоэлектронной продукции в соответствии с Постановлением N 878, что, по мнению Заявителя, напрямую затрагивает его права и законные интересы как потенциального участника закупки. Просил признать жалобу обоснованной.
Из объяснений представителей Заказчика и Уполномоченного органа следует, что электронный аукцион опубликованный 29.04.2021, размещен с целью приобретения средств обучения и воспитания для обновления материально-технической базы общеобразовательных организаций, расположенных в сельской местности и малых городах, центров образования естественно-научной и технологической направленностей в рамках федерального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование". Перечень оборудования, предполагаемого к закупке, сформирован на основании распоряжения Минпросвещения России от 12.01.2021 N Р-6 "Об утверждении методических рекомендаций по созданию и функционированию в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах, центров образования естественно-научной и технологической направленностей" (далее - Рекомендации) и согласованного с федеральным государственным автономным образовательным учреждением дополнительного профессионального образования "Академии реализации государственной политики и профессионального развития работников образования Министерства просвещения Российской Федерации" инфраструктурного листа, (прилагается). Министерство просвещения Российской Федерации и Правительство Оренбургской области заключили Соглашение о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджету Оренбургской области на реализацию федерального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование" в рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" 25 декабря 2020 г. N 073-09-2021-171, в том числе для реализации регионального проекта, расходных материалов, средств обучения и воспитания в целях создания непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников для обеспечения реализации федерального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование", приобретение оборудования за счет субсидии из федерального бюджета и софинансирования за счет бюджета субъекта Российской Федерации (прилагается). Указанные рекомендации направлены на обеспечение единых организационных и методических условий создания и общих подходов к функционированию в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах, центров образования естественно-научной и технологической направленностей "Точка роста", в целях обеспечения реализации федерального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование", в том числе установления требований к результатам использования субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результата федерального проекта. Также приведенные в Рекомендациях требования являются минимальными, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации при реализации мероприятий по созданию и функционированию в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах, центров образования естественно-научной и технологической направленностей "Точка роста" вправе обеспечивать требования, превышающие установленные Рекомендациями. В дополнительные требования включены исключительно минимальные требования Рекомендаций и согласованного инфраструктурного листа, так же обращают внимание, что требования к диагонали экрана закреплены в санитарных правилах СП 2.4.3648-20 "Санитарно- эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи". В обоснование невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд указаны товар "Ноутбук" с указанием несоответствия. В связи с чем, жалобу просят признать необоснованной.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о контрактной системе, внеплановой проверки, Комиссия Оренбургского УФАС России, проанализировав представленные документы, пришла к следующим выводам:
29.04.2021 г. на официальном сайте Российской Федерации (единая информационная система) для размещения информации о размещении закупок в сети Интернет www.zakupki.gov.ru и на электронной площадке было размещено извещение и документация об аукционе "56-2021-нр51690 на поставку оборудования по созданию и функционированию в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах, центров образования естественно-научной и технологической направленностей в рамках федерального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование" (номер извещения N 0853500000321003694).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 14 076 914,88 рублей.
Аукционная документация утверждена Заказчиком.
Согласно ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Согласно части 1 статьи 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем; к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования; проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором (часть 1 статьи 59 Закона о контрактной системе).
В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.
В силу ч. 4 ст. 14 Закона о контрактной системе Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
Согласно п. 10 ст. 42 Закона о контрактной системе заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, следующая информация:
10) информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами в случае, если данные условия, запреты и ограничения установлены заказчиком в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд_" (далее - Постановление N 878) утверждены правила формирования и ведения единого реестра российской радиоэлектронной продукции (далее - правила), перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - перечень).
Пунктом 2 Постановления N 878 установлен перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Пунктом 4 Постановления N 878 установлено, что ограничение на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, не устанавливается, если в реестре отсутствует радиоэлектронная продукция, соответствующая тому же классу (функциональному назначению) радиоэлектронной продукции, планируемой к закупке, и (или) радиоэлектронная продукция, включенная в реестр, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемой к закупке радиоэлектронной продукции.
Пунктом 5 Постановления N 878 установлено, что подтверждением случая, установленного пунктом 4, является обоснование невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Обоснование), подготовленное Заказчиком в соответствии с порядком подготовки обоснования невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Порядок), утвержденным Постановлением N 878, и размещенное заказчиком в ЕИС одновременно с размещением извещения об осуществлении закупки.
Пунктом 2 Порядка установлено, что Обоснование подготавливается Заказчиком при осуществлении закупки радиоэлектронной продукции в следующих случаях:
а) в реестре отсутствуют сведения о радиоэлектронной продукции, соответствующей тому же классу (функциональному назначению) радиоэлектронной продукции, что и радиоэлектронная продукция, планируемая к закупке;
б) радиоэлектронная продукция, включенная в реестр и соответствующая тому же классу радиоэлектронной продукции, что и радиоэлектронная продукция, планируемая к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемой к закупке радиоэлектронной продукции.
Пунктом 3 Порядка установлено, что Обоснование должно содержать указание на:
а) обстоятельство, предусмотренное подпунктом "а" или "б" пункта 2 Порядка;
б) класс (классы) радиоэлектронной продукции (функционального назначения), которому (которым) должна соответствовать радиоэлектронная продукция, являющаяся объектом закупки;
в) требования к функциональным, техническим и эксплуатационным характеристикам радиоэлектронной продукции, являющейся объектом закупки, установленные заказчиком, с указанием класса (классов), которому (которым) должна соответствовать радиоэлектронная продукция;
г) функциональные, технические и (или) эксплуатационные характеристики (в том числе их параметры), по которым радиоэлектронная продукция, сведения о которой включены в реестр, не соответствует установленным заказчиком требованиям к радиоэлектронной продукции, являющейся объектом закупки, по каждому наименованию радиоэлектронной продукции (с указанием названия радиоэлектронной продукции), сведения о котором включены в реестр и которое соответствует тому же классу радиоэлектронной продукции, что и радиоэлектронная продукция, являющаяся объектом закупки (только для закупки в случае, предусмотренном подпунктом "б" пункта 2 Порядка).
Таким образом, законодательством Российской Федерации предусмотрен исчерпывающий перечень основания для неприменения N 878:
- отсутствие требуемой радиоэлектронной продукции в реестре;
- имеющаяся в реестре радиоэлектронная продукция по каким-либо характеристикам не удовлетворяет заказчика.
При этом, заказчик обязан подготовить обоснование невозможности соблюдения соответствующего ограничения. Такое обоснование невозможности соблюдения ограничения должно включать:
- обстоятельство невозможности применения (отсутствие продукции в реестре или ее несоответствие требованиям заказчика);
- требования, установленные заказчиком к характеристикам продукции;
- характеристики, по которым включенная в реестр продукция, не соответствует требованиям заказчика;
- класс радиоэлектронной продукции.
Представитель Заявителя в ходе заседания пояснил, что размещенное Заказчиком Обоснование не соответствует требованиям Порядка, поскольку Заказчиком исследованы не все позиции товара, содержащиеся в реестре радиоэлектронной продукции (далее - Реестр). По мнению Заявителя, согласно размещенному Обоснованию, Заказчиком исследованы только 6 товаров с наименованием "Ноутбук", в то время как в Реестре содержится информация о 8 таких товарах по наименованию или более 13-ти по коду позиции КТРУ "Ноутбук - 26.20.11.110-00000140". Заявитель полагает, что отсутствие хотя бы одного наименования в Обосновании, является нарушением требований действующего законодательства о контрактной системе.
На заседании Комиссии представители Заказчика, Уполномоченного органа пояснили, что ограничение на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, не установлено, поскольку в реестре отсутствует радиоэлектронная продукция, соответствующая тому же классу (функциональному назначению) радиоэлектронной продукции, планируемой к закупке, а также технические и функциональные характеристики товара, размещенного в Реестре, Заказчику не подходили. В связи с чем, Заказчиком размещено в ЕИС в составе документации об Аукционе Обоснование, регламентированное Постановлением N 878.
Комиссией Оренбургского УФАС России в ходе рассмотрения установлено, что Заказчиком на основании требований п. 2-3 Порядка, размещено в составе документации об аукционе - "Обоснование невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Из указанного Обоснования следует, что:
"_1. Обстоятельство, обуславливающее невозможность соблюдения ограничения:
Подпункт "б" пункта 2 Порядка подготовки обоснования невозможности соблюдения запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2019 N 878, а именно: радиоэлектронная продукция, включенная в реестр и соответствующая тому же классу радиоэлектронной продукции, что и радиоэлектронная продукция, планируемая к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемой к закупке радиоэлектронной продукции.
2. Класс (классы) радиоэлектронной продукции (функционального назначения), которому (которым) должна соответствовать радиоэлектронная продукция, являющаяся объектом закупки:
Радиоэлектронная продукция_"
N п/п |
Класс (классы), которому (которым) должна соответствовать радиоэлектронная продукция |
Наименование товара, являющиеся объектом закупки |
Требования к функциональным, техническим и эксплуатационным характеристикам радиоэлектронной продукции, являющиеся объектом закупки, установленные Заказчиком. |
Наименование радиоэлектронной продукции (с указанием названия радиоэлектронной продукции), сведения о которой включены в реестр и которое соответствует тому же классу радиоэлектронной продукции, что и радиоэлектронная продукция, являющаяся объектом закупки |
Функциональные, технические и (или) эксплуатационные характеристики (в том числе их параметры), по которым радиоэлектронная продукция, сведения о которой включены в реестр, не соответствует установленным заказчиком требованиям к радиоэлектронной продукции, являющейся объектом закупки |
1. |
Радиоэлектронная продукция |
Ноутбук |
Указаны в Техническом задании
|
Указано в приложенном к обоснованию файле "Единый реестр российской радиоэлектронной продукции" |
радиоэлектронная продукция, включенная в реестр и соответствующая тому же классу радиоэлектронной продукции, что и радиоэлектронная продукция, планируемая к закупке, по своим техническим и эксплуатационным характеристикам не соответствует планируемой к закупке радиоэлектронной продукции. |
Ноутбук-трансформер Aquarius Cmp NS183 РЭ-2320/20 |
Размер диагонали: 11.6 Дюйм Объем SSD накопителя: 128 (Гбайт) Общий объем установленной оперативной памяти: 4 (Гбайт) Форм-фактор: Ноутбук-трансформер |
||||
Машина портативная персональная электронно-вычислительная Aquarius CMP NS685U R11 РЭ-2229/20 |
Время автономной работы от батареи: до 6 (ч) . Емкость батареи: 33 (Вт.ч) . |
||||
Машина портативная персональная электронно-вычислительная Aquarius CMP NS585 R3X, где X - любая цифра от 0 до 9, обозначающая модельный ряд РЭ-2743/20 |
Вес: 2.6 (кг) |
||||
Ноутбуки DEPO VIP C1X, где Х не более 5 символов (буквы от A до Z, и/или цифры от 0 до 9, и/или знак "_", и/или знак "-", и/или пробел) или их отсутствие, обозначающие размер, тип экрана, типа процессора, поколение модели РЭ-2248/20 |
Количество встроенных в корпус портов USB 3.2 Gen 1 (USB 3.1 Gen 1, USB 3.0): 1 (шт). Вес: 2.14 (кг) |
||||
Планшетный компьютер Kraftway KW10T |
Диагональ 10.1" |
||||
Ноутбук ICL RAYbook SI |
Вес от 2,1 кг Разрешение экрана: Full HD - не соответствует Количество встроенных в корпус портов USB 3.2 Gen 1 (USB 3.1 Gen 1, USB 3.0): 1 (шт). |
Из содержания Обоснования следует, что Заказчик, формируя такое Обоснование, указал следующие виды радиоэлектронной продукции, сведения о которой включены в реестр и которое соответствует тому же классу радиоэлектронной продукции, что и радиоэлектронная продукция, являющаяся объектом закупки:
Ноутбук-трансформер Aquarius Cmp NS183 РЭ-2320/20 |
Машина портативная персональная электронно-вычислительная Aquarius CMP NS685U R11 РЭ-2229/20 |
Машина портативная персональная электронно-вычислительная Aquarius CMP NS585 R3X, где X - любая цифра от 0 до 9, обозначающая модельный ряд РЭ-2743/20 |
Ноутбуки DEPO VIP C1X, где Х не более 5 символов (буквы от A до Z, и/или цифры от 0 до 9, и/или знак "_", и/или знак "-", и/или пробел) или их отсутствие, обозначающие размер, тип экрана, типа процессора, поколение модели РЭ-2248/20 |
Планшетный компьютер Kraftway KW10T |
Ноутбук ICL RAYbook SI |
При этом, Комиссией Оренбургского УФАС России также проанализированы сведения, размещенные в Едином реестре российской радиоэлектронной продукции (по состоянию на 21.05.2021 г.), из содержания которого установлено, что объекту закупки по наименованию "Ноутбук" и по коду позиции "26.20.11.110-00000140" соответствуют, в том числе, следующие товары радиоэлектронной продукции российских производителей:
Порядковый номер реестровой записи |
Наименование радиоэлектронной продукции |
Наименование юридического лица |
РЭ-2745/20 |
Планшетный компьютер Aquarius модели Cmp NS220 |
ООО "ПК Аквариус" |
РЭ-449/21 |
Планшетный компьютер Aquarius модели Cmp NS220 |
ООО "ПК Аквариус" |
РЭ-849/21 |
Ноутбук-трансформер Aquarius Cmp NS483 |
ООО "ПК Аквариус" |
РЭ-2731/20 |
Планшетный ПК по КРПЕ.466219.007ТУ |
АО "Крафтвэй корпорэйшн ПЛС" |
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что, содержащееся в составе извещения, аукционной документации обоснование невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, не соответствует требованиям законодательства, поскольку, данное обоснование не содержит ряд позиций из Реестра, характеристики которых могли бы соответствовать требованиям заказчика. Кроме того, из представленных материалов дела не установлено, что заказчиком предпринимались какие-либо действия, направленные на получение информации о характеристиках продукции в целях подготовки обоснования.
В связи с чем, Комиссия Оренбургского УФАС России приходит к выводу о несоответствии действий заказчика части 3 статьи 14, пункту 10 статьи 42 Закона о контрактной системе, подпункту "г" пункта 3 порядка подготовки обоснования невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 N 878.
Вместе с тем, в ходе заседания Комиссией установлено, что согласно Протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 18.05.2021 N0853500000321003694-1, на участие в аукционе не поступило ни одной заявки, на основании части 16 статьи 66 Закона о контрактной системе электронный аукцион признан несостоявшимся, в связи с чем, Комиссия Оренбургского УФАС России полагает возможным предписание об устранении допущенных нарушений в адрес Заказчика не выдавать.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 99, ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Оренбургского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Биомика" на действия Министерства образования Оренбургской области при проведении электронного аукциона "56-2021-нр51690 на поставку оборудования по созданию и функционированию в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах, центров образования естественно-научной и технологической направленностей в рамках федерального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование" (номер извещения N 0853500000321003694) обоснованной.
2. Признать Министерство образования Оренбургской области нарушившим ч.3 ст. 14, п. 10 ст. 42 Закона о контрактной системе, пп. "г" п. 3 Порядка подготовки обоснования невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 N 878.
3. Предписание об устранении допущенных нарушений Закона о контрактной системе не выдавать.
4. Передать материалы дела должностному лицу для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение 3-х месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии: |
|
Члены комиссии |
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области от 24 мая 2021 г. N 056/06/64-526/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.05.2021