Резолютивная часть решения оглашена 27 мая 2021 года
Решение в полном объеме изготовлено 27 мая 2021 года
Комиссия Оренбургского УФАС России по контролю в сфере осуществления закупок (далее по тексту - Комиссия Оренбургского УФАС России) в составе:
Председателя Комиссии:., Членов комиссии:.;
рассмотрение жалобы осуществлялось посредством видеоконференцсвязи в присутствии:
представителя администрации муниципального образования Красноярский поссовет Кваркенского района Оренбургской области - (по доверенности),
представители Государственного казенного учреждения Оренбургской области "Центр организации закупок" на рассмотрение жалобы не явились, о дате, времени и месте рассмотрения уведомлены, ходатайств не заявляли,
представители ООО "Джули" на рассмотрение жалобы не явились, о дате, времени и месте рассмотрения уведомлены, ходатайств не заявляли,
рассмотрев жалобу ООО "Джули" на действия администрации муниципального образования Красноярский поссовет Кваркенского района Оренбургской области при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по ремонту улично-дорожной сети по пер. Почтовый от ул. Советская до ул. Торговая в п. Красноярский Кваркенского района Оренбургской области (380 метров); Ремонт улично-дорожной сети по ул. Первомайская от дома N 5 до пер. Почтовый в п. Красноярский Кваркенского района Оренбургской области (530 метров); Ремонт улично-дорожной сети по ул. Транспортная от дома N 1 до перекрестка ул. Целинная и ул. Транспортная в п. Красноярский Кваркенского района Оренбургской области (200 метров); Ремонт улично-дорожной сети по ул. Торговая от дома N19 до ул. Советская в п. Красноярский Кваркенского района Оренбургской области (820 метров) (номер извещения N 0853500000321002470),
УСТАНОВИЛА:
20.05.2021 г. в Оренбургское УФАС России поступила жалоба ООО "Джули" (далее - Заявитель) на действия администрации муниципального образования Красноярский поссовет Кваркенского района Оренбургской области (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по ремонту улично-дорожной сети по пер. Почтовый от ул. Советская до ул. Торговая в п. Красноярский Кваркенского района Оренбургской области (380 метров); Ремонт улично-дорожной сети по ул. Первомайская от дома N 5 до пер. Почтовый в п. Красноярский Кваркенского района Оренбургской области (530 метров); Ремонт улично-дорожной сети по ул. Транспортная от дома N 1 до перекрестка ул. Целинная и ул. Транспортная в п. Красноярский Кваркенского района Оренбургской области (200 метров); Ремонт улично-дорожной сети по ул. Торговая от дома N19 до ул. Советская в п. Красноярский Кваркенского района Оренбургской области (820 метров) (номер извещения N 0853500000321002470) (далее - Закупка).
В связи с поступившей жалобой, в порядке ч. 7 ст.106 Федерального закона РФ от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Заказчику, оператору электронной площадки выставлено требование о приостановлении осуществления закупки в части заключения контракта до рассмотрения жалобы по существу.
Заявитель в жалобе утверждает, что по критерию оценки заявок "Опыт участника по успешному выполнению работ, сопоставимого с предметом контракта характера и объема" установлены требования, которые ограничивают конкуренцию, а именно:
1) неправомерно установлено требование, что для оценки заявок не будут учитываться контракты (договоры), по которым имеется информация о применении штрафных санкций в отношении Исполнителя/Подрядчика (участника закупки) (неустойки (штрафы, пени));
2) неправомерно установлено требование, что цена каждого исполненного контракта / договора должна быть не менее НМЦК;
3) неправомерно установлено требование, что оценке подлежат контракты/договоры, которые исполнены не ранее чем за 3 года до даты окончания подачи заявок на участие в конкурсе.
Согласно пояснениям Заказчика, оспариваемые требования определены Заказчиком исходя из собственных потребностей и представлений о сопоставимых характеристиках деятельности хозяйствующих субъектов в целях выбора наиболее квалифицированного и опытного исполнителя работ, и не направлены на ограничение количества участников закупки, не предрешают исход торгов. Критерии и балльная система оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе являются едиными для всех участников конкурса и не свидетельствуют о создании преимущественных условий одному из хозяйствующих субъектов. Требование о предельном сроке, ранее которого опыт участника по исполнению контракта не учитывается, установлен Заказчиком, исходя из своих потребностей и понимания сопоставимости и актуальности опыта в выполнении конкретных работ. Заказчик просил признать жалобу необоснованной, более подробно изложили свою позицию в письменных пояснениях.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с ч. 3 ст.99 Закона о контрактной системе, внеплановой проверки, Комиссия Оренбургского УФАС России, проанализировав представленные документы, пришла к следующим выводам:
01.04.2021 г. на официальном сайте Российской Федерации (единая информационная система) для размещения информации о размещении закупок в сети Интернет www.zakupki.gov.ru и на электронной площадке было размещено извещение и документация о проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по ремонту улично-дорожной сети по пер. Почтовый от ул. Советская до ул. Торговая в п. Красноярский Кваркенского района Оренбургской области (380 метров); Ремонт улично-дорожной сети по ул. Первомайская от дома N 5 до пер. Почтовый в п. Красноярский Кваркенского района Оренбургской области (530 метров); Ремонт улично-дорожной сети по ул. Транспортная от дома N 1 до перекрестка ул. Целинная и ул. Транспортная в п. Красноярский Кваркенского района Оренбургской области (200 метров); Ремонт улично-дорожной сети по ул. Торговая от дома N19 до ул. Советская в п. Красноярский Кваркенского района Оренбургской области (820 метров) (номер извещения N 0853500000321002470).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 5 499 965,39 рублей.
Аукционная документация утверждена Заказчиком.
В силу части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать предусмотренные статьей 54.4 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса в электронной форме, к составу заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе в электронной форме.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с Законом о контрактной системе.
Согласно части 2 статьи 54.4 Закона о контрактной системе заявка на участие в открытом конкурсе в электронной форме состоит из двух частей и предложения участника открытого конкурса в электронной форме о цене контракта.
Пунктом 6 части 6 статьи 54.4 Закона о контрактной системе установлено, что вторая часть заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме должна содержать документы, подтверждающие квалификацию участника открытого конкурса в электронной форме. При этом отсутствие этих документов не является основанием для признания заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме, не соответствующей требованиям документации о таком конкурсе.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: цена контракта и квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в целях выявления лучших из предложенных условий исполнения контракта при проведении закупки, а также предельные величины значимости каждого критерия оценки заявки определен Правилами оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденными постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 г. N 1085 "Об утверждении правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд" (далее - Постановление N 1085).
Пунктом 2 Правил Постановления N 1085 установлено, что настоящие правила применяются в отношении всех закупок, за исключением закупок, осуществляемых путем проведения аукциона, запроса котировок, у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Подпунктом "б" пункта 4 Постановления N 1085 предусмотрено, что для оценки заявок (предложений) заказчик устанавливает в документации о закупке такой критерий оценки, как квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно подпункту "б" пункта 27 Постановления N 1085 показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" может быть опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема.
Согласно пункту 27 (2) Постановления N 1085 в случае осуществления закупки, по результатам которой заключается контракт, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта), проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, а также контракт, предусмотренный частями 16 (если контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства), 16.1 статьи 34 и частью 56 статьи 112 Закона о контрактной системе, по нестоимостному критерию оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" в документации о закупке устанавливается один или несколько следующих показателей:
а) общая стоимость исполненных контрактов (договоров);
б) общее количество исполненных контрактов (договоров);
в) наибольшая цена одного из исполненных контрактов (договоров).
Согласно пункту 27 (3) Постановления N 1085 для оценки заявок (предложений) по показателям, предусмотренным пунктом 27 (2) настоящих Правил, в документации о закупке устанавливается и учитывается при оценке один или несколько следующих видов контрактов (договоров):
а) контракты (договоры), предусматривающие выполнение работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия, относящихся к виду объекта капитального строительства, выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу которого является объектом закупки. К таким видам объектов капитального строительства относятся:
объекты капитального строительства (за исключением линейных объектов);
линейные объекты капитального строительства;
особо опасные, технически сложные и уникальные объекты капитального строительства;
объекты культурного наследия;
б) контракты (договоры), соответствующие виду контракта, заключаемого по результатам закупки. К таким видам контрактов (договоров) относятся:
контракт, предусмотренный частью 16 статьи 34 Федерального закона (если контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта объекта капитального строительства соответствующего вида);
контракт, предусмотренный частью 16.1 статьи 34 Федерального закона (в отношении предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта объекта капитального строительства соответствующего вида);
контракт, предусмотренный частью 56 статьи 112 Федерального закона (в отношении предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта объекта капитального строительства соответствующего вида);
контракт, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта объекта капитального строительства соответствующего вида;
контракт, предметом которого является проведение работ по сохранению объектов культурного наследия.
Из вышеизложенных положений законодательства следует, что заказчик устанавливает в конкурсной документации, наряду со стоимостным критерием, требование к участнику закупки о наличии у последнего необходимой квалификации, измеряемой, опытом выполнения работ, связанных с предметом контракта, то есть сопоставимых по характеру и объему с работами, являющимися предметом контракта, подлежащего заключению по результатам закупки.
Предметом закупки является ремонт улично-дорожной сети по пер. Почтовый от ул. Советская до ул. Торговая в п. Красноярский Кваркенского района Оренбургской области (380 метров); Ремонт улично-дорожной сети по ул. Первомайская от дома N 5 до пер. Почтовый в п. Красноярский Кваркенского района Оренбургской области (530 метров); Ремонт улично-дорожной сети по ул. Транспортная от дома N 1 до перекрестка ул. Целинная и ул. Транспортная в п. Красноярский Кваркенского района Оренбургской области (200 метров); Ремонт улично-дорожной сети по ул. Торговая от дома N19 до ул. Советская в п. Красноярский Кваркенского района Оренбургской области (820 метров).
Согласно конкурсной документации Заказчиком, помимо прочего, установлено, что
"При оценке заявок и присвоении баллов по настоящему показателю не учитываются:
- контракты (договоры) в отношении объектов, не являющихся объектами по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту автомобильных дорог;
- государственные (муниципальные) контракты (договоры), по которым в ЕИС имеется информация о применении штрафных санкций в отношении Исполнителя (участника закупки) (неустойки (штрафы, пени))_"
Комиссия Оренбургского УФАС России считает, требование об отсутствии мер гражданско-правовой ответственности, примененных к участнику, и стоимостном цензе контрактов, принимаемых к оценке, Комиссия Оренбургского УФАС России оценивает следующим образом.
Оспариваемые требования определены Заказчиком исходя из собственных потребностей и представлений о сопоставимых характеристиках деятельности хозяйствующих субъектов в целях выбора наиболее квалифицированного и опытного исполнителя работ, и не направлен на ограничение количества участников закупки, не предрешает исход торгов. Критерии и балльная система оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе являются едиными для всех участников конкурса и не свидетельствуют о создании преимущественных условий одному из хозяйствующих субъектов.
Заказчик в письменных пояснениях указал, что согласно п. 27 Постановления N 1085 Заказчик устанавливает критерий "опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема". Размер НМЦК является сопоставимым, поскольку не превышает НМЦК. Кроме того, отсутствуют какие-либо нормативные акты, регламентирующие размеры минимальной цены контракта / договора.
Требование к минимальному размеру цены контракта/договора в данном случае обусловлено тем, что расчет баллов производится по количеству исполненных контрактов, а не по общей сумме контрактов. В тоже время размер НМЦК более 5 млн. руб. является значимым и Заказчик исходил из принципа выбора Подрядчика, имеющего опыт исполнения аналогичных по объёму контрактов. Также при неустановлении минимального размера цены контракта или установлении не значительного размера теряется состязательный характер участия в конкурсе, поскольку может сложиться ситуация, когда один участник предоставит 1 контракт на 5 млн. руб., другой участник - 10 контрактов по 500 тысяч рублей. Суммарно опыт участников одинаков, но второй получит количество баллов в 10 раз больше, чем первый.
Согласно пояснениям Заказчика, требование о предельном сроке, ранее которого опыт участника по исполнению контракта не учитывается, установлен Заказчиком, исходя из своих потребностей и понимания сопоставимости и актуальности опыта в выполнении конкретных работ.
Заявитель указал в жалобе, что, по его мнению, опыт за последние 5 лет будет равно отвечать потребностям Заказчика и справедливо оценивать опыт участника, позволяя при этом определить лучшие условия исполнения контракта. Однако, мнение Заявителя не подкреплено законодательными нормами. Ни одном нормативном акте не указано, за какой период Заказчик имеет право требовать исполненные контракты / договоры.
Таким образом, Комиссия Оренбургского УФАС России приходит к выводу, что срок 2018-2020 гг., что составляет три года, является достаточным и объективным для оценки опыта участников Закупки, не ограничивает круг участников закупки.
Комиссией Оренбургского УФАС России принято во внимание, что Заявителем не представлено ни одного исполненного контракта, который не может быть принят конкурсной комиссией к оценке по причине наличия в документации оспариваемого требования. Из изложенного следует, что Комиссия Оренбургского УФАС России не может заключить, что права ООО "ДЖУЛИ" нарушены действиями Заказчика, утвердившего установленный порядок оценки заявок.
Также Комиссия Оренбургского УФАС России отмечает, что вне зависимости от наличия у участника закупки опыта успешного выполнения работ сопоставимого характера и объема, а также документов, подтверждающих наличие такого опыта и соответствующих конкурсной документации, такой участник сможет подать заявку на участие в открытом конкурсе и его заявка будет рассмотрена и оценена конкурсной комиссией.
Как указано в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 27.02.2020 г. N 307-ЭС 19-21226 по делу N А44-6018/2018 "основная функция критерия оценки заключается в том, чтобы обеспечить заказчику возможность из общего числа участников выбрать то лицо, которое будет максимально соответствовать потребностям публично-правового образования в качественном и своевременном выполнении работ, учитывая специфику объекта закупки".
Установление Заказчиком критериев оценки не является обязательным условием для участия в проведении процедуры закупки, не может служить основанием для отклонения заявки участника, а выступает лишь критерием оценки участника, в то время как к участию в закупке могло быть допущено любое лицо независимо от наличия документов, подтверждающий конкретный критерий.
Таким образом, доказательств ущемления прав участников закупки, свидетельствующих об ограничении конкуренции, Заявителем не представлено.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 99, ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Оренбургского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Джули" на действия администрации муниципального образования Красноярский поссовет Кваркенского района Оренбургской области при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по ремонту улично-дорожной сети по пер. Почтовый от ул. Советская до ул. Торговая в п. Красноярский Кваркенского района Оренбургской области (380 метров); Ремонт улично-дорожной сети по ул. Первомайская от дома N 5 до пер. Почтовый в п. Красноярский Кваркенского района Оренбургской области (530 метров); Ремонт улично-дорожной сети по ул. Транспортная от дома N 1 до перекрестка ул. Целинная и ул. Транспортная в п. Красноярский Кваркенского района Оренбургской области (200 метров); Ремонт улично-дорожной сети по ул. Торговая от дома N19 до ул. Советская в п. Красноярский Кваркенского района Оренбургской области (820 метров) (номер извещения N 0853500000321002470) необоснованной.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение 3-х месяцев
Председатель комиссии: |
|
Члены комиссии |
|
|
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области от 27 мая 2021 г. N 056/06/54.1-540/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.05.2021