Резолютивная часть решения оглашена 27 мая 2021 года
Решение в полном объеме изготовлено 27 мая 2021 года
Комиссия Оренбургского УФАС России по контролю в сфере осуществления закупок (далее по тексту - Комиссия Оренбургского УФАС России) в составе:
Председателя Комиссии:. Членов комиссии:;
Рассмотрение жалобы осуществлялось посредством видеоконференцсвязи в присутствии:
представителя ООО "завод "Мосштамп" -. по доверенности,
представители аппарата Губернатора и Правительства Оренбургской области, Государственного казенного учреждения Оренбургской области "Центр организации закупок" на рассмотрение не явились, направив запрашиваемые документы и письменные пояснения по существу в адрес Комиссии,
рассмотрев жалобу ООО "завод "Мосштамп" на действия аппарата Губернатора и Правительства Оренбургской области при проведении открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по изготовлению памятных знаков в рамках проведения мероприятий, посвященных празднованию 76-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов ( номер извещения N 0853500000321003748),
УСТАНОВИЛА:
20.05.2021 г. в Оренбургское УФАС России поступила жалоба ООО "завод "Мосштамп" (далее - Заявитель) на действия аппарата Губернатора и Правительства Оренбургской области (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по изготовлению памятных знаков в рамках проведения мероприятий, посвященных празднованию 76-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов (номер извещения N 0853500000321003748) (далее - Закупка).
В связи с поступившей жалобой, в порядке ч. 7 ст.106 Федерального закона РФ от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Заказчику, оператору электронной площадки выставлено требование о приостановлении осуществления закупки в части заключения контракта до рассмотрения жалобы по существу.
Из жалобы следует, что критерии оценки установлены Заказчиком в нарушение требований Закона о контрактной системе, Постановления Правительства РФ N 1085.
Из письменных пояснений Заказчика и представленных им документов Комиссией установлено, что по состоянию на 27.05.2021 г. закупка на оказание услуг по изготовлению памятных знаков в рамках проведения мероприятий, посвященных празднованию 76-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов (номер извещения N 0853500000321003748) отменена, в ходе процедуры закупки заявки от потенциальных участников не поступали, протоколы не оформлялись, контракт не заключен.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с ч. 3 ст.99 Закона о контрактной системе, внеплановой проверки, Комиссия Оренбургского УФАС России, проанализировав представленные документы, пришла к следующим выводам:
30.04.2021 г. на официальном сайте Российской Федерации (единая информационная система) для размещения информации о размещении закупок в сети Интернет www.zakupki.gov.ru и на электронной площадке было размещено извещение и документация о проведении открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по изготовлению памятных знаков в рамках проведения мероприятий, посвященных празднованию 76-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов (номер извещения N 0853500000321003748),
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 20 013 300,00 рублей.
Конкурсная документация утверждена Заказчиком.
В соответствии с ч. 1 ст. 54.1 Закона о контрактной системе под открытым конкурсом в электронной форме понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме и конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.
Под открытым конкурсом в электронной форме понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме и конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования (часть 1 статьи 54.1 Закона о контрактной системе).
Частью 1 статьи 54.2 Закона о контрактной системе предусмотрено, что извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме размещается заказчиком в единой информационной системе не менее чем за пятнадцать рабочих дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком конкурсе.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе, конкурсная документация, наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать предусмотренные статьей 54.4 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса в электронной форме, к составу заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме, и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки или ограничения доступа к участию в открытом конкурсе в электронной форме.
Пунктом 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе установлено, что конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с Законом о контрактной системе.
Согласно ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе, для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно части 4 статьи 32 Закона о контрактной системе в документации о закупке заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта. Не указанные в документации о закупке критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.
Согласно ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе, порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
Согласно п. 3 Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 (далее - Правила), "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Подпунктом "б" пункта 4 Правил оценки установлено, что для проведения оценки заказчик в документации о закупке устанавливает стоимостные и нестоимостные критерии оценки. К нестоимостным критериям оценки относится, в том числе, квалификация участников закупки, в частности, наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Порядок рассмотрения и оценки заявок, критерии оценки заявок на участие в Конкурсе установлены в п. 42 к Информационной карты.
Согласно п. 42 Заказчиком установлено следующее:
Критерии оценки заявок на участие в конкурсе на оказание услуг по изготовлению памятных знаков в рамках проведения мероприятий, посвященных празднованию 76-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов,
их содержание и значимость
Критерии оценки заявок на участие в конкурсе и величины их значимости
N п/п |
Критерии оценки |
Величина значимости критерия, % |
Коэффициент значимости (КЗ) |
1. |
Цена контракта |
60 |
0,6 |
|
Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации |
40 |
0,4 |
Порядок и методика оценки заявок на участие в конкурсе
1. Цена контракта
Количество баллов, присуждаемых по критерию оценки "цена контракта" (), определяется по формуле:
а) в случае если ,
,
где:
- предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;
- минимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки;
б) в случае если ,
,
где - максимальное предложение из предложений по критерию, сделанных участниками закупки.
Для расчета рейтинга по критерию оценки "Цена контракта", рейтинг, присуждаемый заявке, умножается на соответствующую указанному критерию значимость. Величина значимости критерия оценки "Цена контракта" составляет 60 процентов.
2. Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации
N п/п |
Показатель |
Предельно необходимое максимальное значение (Кпред) |
Коэффициент значимости показателя (КЗ) |
1. |
Опыт участника по успешному оказанию услуг/выполнению работ по изготовлению и/или поставки нагрудных знаков и/или знаков отличия и/или медалей и/или иной наградной продукции за последние 7 лет для органов исполнительной власти Оренбургской области или муниципальных образований Оренбургской области Оценка заявок по данному показателю осуществляется на основании представленных участниками закупки копий государственных контрактов с копиями актов оказанных услуг и/или иных документов, подтверждающих оказание услуг/выполнение работ по изготовлению нагрудных знаков и/или знаков отличия и/или медалей и/или иной наградной продукции. Если участник закупки не представил документы по показателю "Опыт участника по успешному оказанию услуг/выполнению работ по изготовлению нагрудных знаков и/или знаков отличия и/или медалей и/или иной наградной продукции за последние 7 лет для органов исполнительной власти Оренбургской области или муниципальных образований Оренбургской области", то по данному показателю ему присваивается 0 баллов. |
6 контрактов |
0,6 |
2. |
Деловая репутация участника закупки. Оценка заявок по данному показателю осуществляется на основании представленных участниками закупки копий благодарственных писем и/или почетных грамот и/или дипломов за достижения в области изготовления наградной продукции и/или в области полиграфической деятельности - шт. Если участник закупки не представил документы по показателю "Деловая репутация участника закупки", то по данному показателю ему присваивается 0 баллов. |
5 штук |
0,2 |
3. |
Деловая репутация участника закупки. Оценка заявок по данному показателю осуществляется на основании представленных участниками закупки копий благодарственных писем от органов исполнительной власти Оренбургской области или муниципальных образований Оренбургской области - шт. Если участник закупки не представил документы по показателю "Деловая репутация участника закупки", то по данному показателю ему присваивается 0 баллов. |
2 штук |
0,2 |
Для расчета рейтинга по критерию оценки "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации", сумма рейтингов показателей, присуждаемых заявке, умножается на соответствующую указанному критерию значимость. Величина значимости критерия оценки составляет 40 процентов.
В соответствии с п. 27 Правил показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть:
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
Согласно пункту 28 Правил оценки такая оценка заявок (предложений) по данному критерию оценки производится в случае установления в документации о закупке в соответствии с пунктом 10 Правил показателей, раскрывающих содержание соответствующего критерия оценки, с указанием (при необходимости) предельно необходимого заказчику минимального или максимального значения, предусмотренного абзацем вторым пункта 11 Правил.
Как видно из материалов дела, в соответствии с пунктом 42 конкурсной документации заказчик для оценки заявок на участие в конкурсе установил следующие критерии: цена контракта (стоимостной критерий оценки), величина значимости критерия составляет 60%, квалификация участника закупки (нестоимостной критерий оценки), величина значимости указанного критерия составила 40%.
В соответствии с указанным пунктом конкурсной документации по критерию оценки - "Квалификация участников закупки" установлены показатели (подкритерии):
- "Опыт участника по успешному оказанию услуг/выполнению работ по изготовлению и/или поставки нагрудных знаков и/или знаков отличия и/или медалей и/или иной наградной продукции за последние 7 лет для органов исполнительной власти Оренбургской области или муниципальных образований Оренбургской области", значимость которого составляет 60%;
- "Деловая репутация участника закупки", значимость которого составляет 20%;
- "Деловая репутация участника закупки", значимость которого составляет 20%.
Как указано в конкурсной документации, для целей расчета настоящего критерия используется следующая информация:
По показателю "Опыт участника_" - оценка заявок осуществляется на основании представленных участниками закупки копий государственных контрактов с копиями актов оказанных услуг и/или иных документов, подтверждающих оказание услуг/выполнение работ по изготовлению нагрудных знаков и/или знаков отличия и/или медалей и/или иной наградной продукции за последние 7 лет для органов исполнительной власти Оренбургской области или муниципальных образований Оренбургской области.
Если участник закупки не представил документы по показателю "Опыт участника по успешному оказанию услуг/выполнению работ по изготовлению нагрудных знаков и/или знаков отличия и/или медалей и/или иной наградной продукции за последние 7 лет для органов исполнительной власти Оренбургской области или муниципальных образований Оренбургской области", то по данному показателю ему присваивается 0 баллов.
По показателю "Деловая репутация участника закупки" - оценка заявок осуществляется на основании представленных участниками закупки копий благодарственных писем и/или почетных грамот и/или дипломов за достижения в области изготовления наградной продукции и/или в области полиграфической деятельности - шт.
Если участник закупки не представил документы по показателю "Деловая репутация участника закупки", то по данному показателю ему присваивается 0 баллов.
По показателю "Деловая репутация участника закупки" - оценка заявок осуществляется на основании представленных участниками закупки копий благодарственных писем от органов исполнительной власти Оренбургской области или муниципальных образований Оренбургской области - шт.
Если участник закупки не представил документы по показателю "Деловая репутация участника закупки", то по данному показателю ему присваивается 0 баллов.
Представитель Заявителя в ходе заседания Комиссии уточнил, что установление Заказчиком нестоимостного критерия по "опыту участника по успешному оказанию услуг по изготовлению наградной продукции за последние 7 лет для органов исполнительной власти Оренбургской области или муниципальных образований Оренбургской области" препятствует ООО "завод Мосштамп" участвовать в настоящем конкурсе, поскольку у Заявителя имеется многолетний опыт исполнения аналогичных государственных контрактов по всей России, при этом, подав заявку на участие в данном конкурсе, Заявитель заранее осведомлен, что по показателю "Опыта" ему как участнику конкурсной комиссией будет присвоено - 0 баллов.
Также по мнению Заявителя, указанное требование, предусматривающее предоставление копий государственных контрактов, исполненных за последние 7 лет исключительно для органов исполнительной власти Оренбургской области или муниципальных образований Оренбургской области, является избыточным для Заказчика, возлагая тем самым на участников конкурса обязанность подтвердить квалификацию только через взаимодействие с органами исполнительной власти Оренбургской области или муниципальных образований Оренбургской области и предоставляя преимущества лишь определенному кругу участников закупки, которые, соответственно, ранее имели опыт такого взаимодействия на территории субъекта.
Заслушав позицию Заявителя, проанализировав письменные пояснения Заказчика и представленную информацию, Комиссия Оренбургского УФАС России приходит к следующему выводу.
На основании ч.1 ст. 1 Закона о контрактной системе, настоящий федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Частью 6 Закона о контрактной системе предусмотрено, что контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.
Основная функция критерия оценки, установленного Заказчиком в соответствии с требованиями ст. 32 Закона о контрактной системе и Постановления Правительства РФ N 1085 заключается в том, чтобы обеспечить Заказчику возможность из общего числа участников выбрать то лицо, которое будет максимально соответствовать потребностям Заказчика - Аппарата Губернатора и Правительства Оренбургской области в качественном и своевременном выполнении работ, учитывая специфику объекта закупки.
При этом, Комиссия обращает внимание на тот факт, что Заказчик, установив обязанность для потенциальных участников закупки в виде предоставления копий государственных контрактов, исполненных за последние 7 лет исключительно для органов исполнительной власти Оренбургской области или муниципальных образований Оренбургской области, исключил, тем самым, всякую возможность предоставления копий исполненных контрактов участниками конкурса, выполненных ими на территории иных субъектов Российской Федерации по настоящему предмету закупки.
Установление в конкурсной документации указанного показателя и требований к нему в части подтверждения соответствующего опыта может создать условия, при которых победителями в настоящем конкурсе станут определенный круг организаций, имеющий соответствующий опыт на территории Оренбургской области. Иными словами, условия конкурсной документации в части критерия оценки "Квалификация участников конкурса", по нестоимостным критериям изначально предполагали набрать наибольшее количество баллов тому хозяйствующему субъекту, который имел и (или) имеет соответствующий опыт исполнения аналогичных контрактов на территории Оренбургской области, так как за указанный критерий конкурсной комиссией автоматически присваивается 40 баллов.
Таким образом, установление в конкурсной документации в качестве предмета оценки критерия "Квалификация участников конкурса" противоречит части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе, пункту 3 Правил оценки и свидетельствует о нарушении Заказчиком положений части 8 статьи 32, пункта 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
Кроме того, в ходе проведения внеплановой проверки на основании ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, п. 4 Постановления Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг_" Комиссией Оренбургского УФАС России установлено следующее.
Согласно пункту 4 статьи 42, части 5 статьи 63, части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки, документации об аукционе должна содержаться информация об установленных заказчиком ограничениях участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя).
В силу пункта 1 части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 настоящей статьи, путем проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей.
Комиссией в ходе рассмотрения жалобы установлено, что согласно извещению об осуществлении закупки, пункту 6.1 части 1 документации об аукционе заказчиком на основании пункта 1 части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе установлено ограничение участия в определении поставщика только для субъектов малого предпринимательства; социально ориентированных некоммерческих организаций.
При этом, начальная (максимальная) цена рассматриваемой закупки составляет - 20 013 300,00 рублей, то есть больше предельного значения, установленного настоящей статьей.
Таким образом, в действиях Заказчика при размещении информации о закупке N0853500000321003748 также выявлены нарушения п.1 ч.1 ст. 30 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, из представленных Заказчиком пояснений и документов, а также информации, размещенной Заказчиком в открытой части Единой информационной системы по закупке N0853500000321003748 установлено, что на момент рассмотрения жалобы в Оренбургском УФАС России - Заказчиком проведение процедуры определения поставщика отменено, о чем размещено соответствующее извещение от 26.05.2021 NИО1.
В связи с чем, Комиссия полагает возможным предписание об устранении выявленных нарушений в адрес Заказчика не выдавать.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 99, ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Оренбургского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "завод "Мосштамп" на действия аппарата Губернатора и Правительства Оренбургской области при проведении открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по изготовлению памятных знаков в рамках проведения мероприятий, посвященных празднованию 76-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов ( номер извещения N 0853500000321003748) обоснованной.
2. Признать Аппарат Губернатора и Правительства Оренбургской области нарушившим ст.6, ч. 8 ст. 32, п. 8 ч. 1 ст. 54.3, п.1 ч.1 ст. 30 Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении допущенных нарушений Закона о контрактной системе не выдавать.
4. Передать материалы дела должностному лицу Оренбургского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение 3-х месяцев
Председатель комиссии: |
|
Члены комиссии |
|
|
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области от 27 мая 2021 г. N 056/06/54.3-539/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.05.2021