рассмотрев 20 мая 2021 года жалобу ООО "*" (далее - Заявитель) на действия * (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона N 0309300032121000002 на выполнение работ по объекту капитального строительства: "Детский сад на 250 мест в городском округе Саранск" (далее - Аукцион) и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.30 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Мордовское УФАС России 14 мая 2021 года поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика.
Уведомлением Мордовского УФАС России о назначении дела N 013/06/34-269/2021 о нарушении законодательства в сфере закупок от 18 мая 2021 года N 349 рассмотрение жалобы назначено на 20 мая 2021 года в 15 часов 30 минут.
Изучив материалы дела, проанализировав содержание жалобы Заявителя, действия Заказчика, исследовав имеющиеся в деле доказательства, Комиссия Мордовского УФАС России установила следующее.
Извещение и документация о проведении Аукциона размещены на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 08.05.2021 г.
Начальная (максимальная) цена контракта: 163 116 013,00 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок: 17.05.2021 09:00.
Дата и время проведения Аукциона: 17.05.2021 13:00.
КБК: 9110701032P252320414.
По мнению Заявителя, в проекте муниципального контракта аукционной документации Заказчика в нарушение требований Закона о контрактной системе не применены типовые условия контрактов, утвержденные приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 14.01.2020 N 9/пр "Об утверждении типовых условий контрактов на выполнение работ по строительству (реконструкции) объекта капитального строительства и информационной карты типовых условий контракта" (далее - Приказ Минстроя России от 14.01.2020 N 9/пр).
Согласно части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Частью 11 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что для осуществления заказчиками закупок федеральные органы исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии "Р", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", осуществляющие нормативно-правовое регулирование в соответствующей сфере деятельности, разрабатывают и утверждают типовые контракты, типовые условия контрактов, которые размещаются в единой информационной системе и составляют библиотеку типовых контрактов, типовых условий контрактов. В случае отсутствия таких типовых контрактов, типовых условий контрактов соответствующие типовые контракты, типовые условия контрактов могут быть разработаны и утверждены федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок. Порядок разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, а также случаи и условия их применения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Порядок разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, а также случаи и условия их применения (далее - Типовые условия контрактов) утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 02.07.2014 N 606 "О порядке разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, а также о случаях и условиях их применения" (далее - Постановление N 606).
Пунктом 15 Постановления N 606 установлено, что типовые контракты, типовые условия контрактов подлежат применению в случаях, если извещения об осуществлении закупок размещены в единой информационной системе в сфере закупок (приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом направлены) или если контракт с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в случаях, не предусматривающих размещения в единой информационной системе извещения о закупке у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), заключается по истечении 30 календарных дней после дня размещения типового контракта, типовых условий контракта в единой информационной системе в сфере закупок, но не ранее дня вступления в силу нормативного правового акта ответственного органа, утверждающего типовой контракт, типовые условия контракта.
Типовые условия государственного или муниципального контракта, предметом которого является выполнение работ по строительству (реконструкции) объекта капитального строительства утверждены Приказом Минстроя России от 14.01.2020 N 9/пр. Начало действия указанного приказа 26.03.2020.
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона и документацией об Аукционе объектом закупки является выполнение работ по объекту капитального строительства: "Детский сад на 250 мест в городском округе Саранск".
Извещение о проведении аукциона размещено в ЕИС 08.05.2021.
Таким образом, применение Типовых условий контрактов, утвержденных Приказом Минстроя России от 14.01.2020 N 9/пр, является для Заказчика обязательным.
В пункте 5.1 раздела 5 "Условия о приемке и оплате выполненных работ" приложения N 1 к Приказу Минстроя России от 14.01.2020 N 9/пр установлено, что приемка и оплата выполненных работ, в том числе их отдельных этапов, осуществляется на основании первичных учетных документов, подтверждающих их выполнение, составленных после завершения выполнения конструктивных решений (элементов), комплексов (видов) работ (этапов работ) на основании сметы контракта, графика выполнения строительно-монтажных работ и графика оплаты выполненных работ (при наличии), условиями контракта, в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Согласно пункту 5.2 раздела 5 "Условия о приемке и оплате выполненных работ" приложения N 1 к Приказу Минстроя России от 14.01.2020 N 9/пр при приемке выполненных работ для подтверждения объемов и качества фактически выполненных подрядных работ по конструктивным решениям (элементам) и (или) комплексам (видам) работ, включенным в смету контракта, подрядчик представляет комплект первичных учетных документов, который определяется контрактом, а также исполнительную документацию.
В соответствии с пунктом 5.3 раздела 5 "Условия о приемке и оплате выполненных работ" приложения N 1 к Приказу Минстроя России от 14.01.2020 N 9/пр при приемке выполненных работ не осуществляется сопоставление технологии производства фактически выполненных работ, технологиям, принятым при разработке сметных нормативов. Также при приемке выполненных работ не выделяется и не обосновывается стоимость учтенных в цене конструктивных решений (элементов) и (или) комплексов (видов) работ сметы контракта, прочих работ и затрат (в том числе зимнее удорожание, осуществление работ вахтовым методом, командирование рабочих, перебазирование строительно-монтажных организаций), и затрат на строительство титульных временных зданий и сооружений, непредвиденных работ и затрат подрядчика.
Пунктом 5.4 раздела 5 "Условия о приемке и оплате выполненных работ" приложения N 1 к Приказу Минстроя России от 14.01.2020 N 9/пр установлено, что первичным учетным документом, являющимся основанием для оплаты работ, выполненных в соответствии с графиком выполнения строительно-монтажных работ и (или) графиком оплаты выполненных работ, по завершении выполнения соответствующих конструктивных решений (элементов), комплексов (видов) работ, в том числе работ, выполняемых поэтапно, является акт о приемке выполненных работ, оформленный и подписанный в установленном контрактом порядке.
Согласно пункту 5.5 раздела 5 "Условия о приемке и оплате выполненных работ" приложения N 1 к Приказу Минстроя России от 14.01.2020 N 9/пр стоимость выполненного, принятого заказчиком и подлежащего оплате объема работ по конструктивному решению (элементу) и (или) по комплексу (виду) работ, в том числе работ, выполненных поэтапно (CiВР), определяется по формуле (2):
CiВР = Цiед x ViВР, (2)
где:
Цiед - цена единицы i-го конструктивного решения (элемента) и (или) комплекса (вида) работ в смете контракта, руб.;
ViВР - объем выполненных, принятых заказчиком и подлежащих оплате работ по i-му конструктивному решению (элементу) и (или) комплексу (виду) работ в принятых измерителях. Объем подлежащих оплате работ не превышает объем этих работ, включенный в смету контракта.
В соответствии с пунктом 5.6 раздела 5 "Условия о приемке и оплате выполненных работ" приложения N 1 к Приказу Минстроя России от 14.01.2020 N 9/пр стоимость выполненных, принятых заказчиком и подлежащих оплате работ (Свр) определяется суммированием соответствующих показателей по конструктивным решениям (элементам) и (или) комплексам (видам) работ, в том числе работ, выполненных поэтапно, по формуле (3):
При этом, по мнению Заявителя, Типовые условия контрактов, изложенные в разделе 5 "Условия о приемке и оплате выполненных работ" приложения N 1 к Приказу Минстроя России от 14.01.2020 N 9/пр, Заказчиком в проекте контракта документации об Аукционе (далее - Проект контракта) не применены.
Комиссия Мордовского УФАС России, изучив проект муниципального контракта, Типовые условия контрактов, установила, что в проекте муниципального контракта Заказчиком не применены Типовые условия контрактов, изложенные в разделе 5 "Условия о приемке и оплате выполненных работ" приложения N 1 к Приказу Минстроя России от 14.01.2020 N 9/пр.
Учитывая, что Заказчиком в нарушение части 11 статьи 34 Закона о контрактной системе в Проекте контракта не применены Типовые условия контрактов, изложенные в разделе 5 "Условия о приемке и оплате выполненных работ" приложения N 1 к Приказу Минстроя России от 14.01.2020 N 9/пр, Комиссия Мордовского УФАС России приходит к выводу, что Заказчиком нарушены положения Постановления N 606.
Указанное нарушение содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Довод Заявителя признан обоснованным.
Вместе с тем, в ходе проведения внеплановой проверки Комиссией Мордовского УФАС России установлено следующее.
1. Согласно части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Частью 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) установлено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено ГрК РФ.
Вместе с тем в соответствии с положениями ГрК РФ минимальный размер взноса в компенсационный фонд возмещения вреда должен быть сформирован в соответствии с требованиями части 12 статьи 55.16 ГрК РФ, минимальный размер взноса участника закупки в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств должен быть сформирован в соответствии с требованиями части 11 или 13 статьи 55.16 ГрК РФ.
При этом Комиссией Мордовского УФАС России установлено, что Заказчиком в аукционной документации не установлено требование к участникам закупки в части подтверждения у членов саморегулируемой организации взноса в компенсационный фонд возмещения вреда в соответствии с требованиями части 12 статьи 55.16 ГрК РФ.
На основании изложенное, вышеуказанные действия Заказчика, не соответствуют пункту 1 части 1 статьи 31, нарушают часть 3 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
В соответствии с пунктом 3.35 административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент по рассмотрению жалоб) комиссия вправе не выдавать предписание только в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе, которые не повлияли или не могли повлиять на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Вместе с тем, Комиссией Мордовского УФАС России установлено, что допущенное нарушение не повлияло на результаты определения исполнителя (подрядчика) и считает возможным обязательное для исполнения предписание об устранении выявленного нарушения не выдавать, т.к. участником закупки в составе второй части заявки на участие в электронном аукционе представлена действующая выписка из реестра членов саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в соответствии с требованиями части 12 и 13 статьи 55.16 ГрК РФ.
2. Согласно части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном Аукционе должна содержать информацию, указанную в извещении о проведении электронного Аукциона.
В силу пункта 3 статьи 42 Закона о контрактной системе Заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, информацию об идентификационном коде закупки (далее - ИКЗ), а также при осуществлении закупки в соответствии с частями 4 - 6 статьи 15 Закона о контрактной системе указание на соответствующую часть статьи 15 Закона о контрактной системе, в соответствии с которой осуществляется закупка. При этом при осуществлении закупки в соответствии с частями 5 и 6 статьи 15 Закона о контрактной системе к извещению должны быть приложены копии договоров (соглашений), указанных в данных частях.
В соответствии с частью 1 статьи 23 Федерального закона о контрактной системе идентификационный код закупки указывается в плане-графике, извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), осуществляемом закрытым способом, документации о закупке, в контракте, а также в иных документах, предусмотренных настоящим Федеральным законом. При этом в информации и документах, подлежащих в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, идентификационный код закупки указывается с использованием единой информационной системы.
Частью 2 статьи 23 Федерального закона о контрактной системе установлено, что идентификационный код закупки обеспечивает взаимосвязь документов, указанных в части 1 настоящей статьи.
Комиссией Мордовского УФАС России установлено, что извещение, сформированное с помощью программно-аппаратных средств официального сайта ЕИС, содержит ИКЗ 213132621138313260100100050014120414 однако документация об электронном аукционе, размещенная в ЕИС, содержит ИКЗ 213132621138313260100100050004120414.
Следовательно, ИКЗ указанный в Аукционной документации, в нарушение требований части 1 статьи 23 Закона о контрактной системе, не соответствует ИКЗ, установленному в извещении о проведении электронного Аукциона.
Вышеуказанное нарушение содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
В соответствии с пунктом 3.35 административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент по рассмотрению жалоб) комиссия вправе не выдавать предписание только в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе, которые не повлияли или не могли повлиять на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Учитывая, что выявленное нарушение не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя) Комиссия Мордовского УФАС России считает возможным обязательное для исполнения предписание об устранении выявленного нарушения не выдавать.
3. Согласно пункту 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном Аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого Аукциона, должна содержать порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
Согласно части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, зарегистрированный в единой информационной системе и аккредитованный на электронной площадке, вправе направить с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
В соответствии с частью 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса Заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого Аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком Аукционе.
Согласно документации об электронном Аукционе, размещенной в ЕИС, порядок, даты начала и окончания срока предоставления разъяснений положений документации установлены в пункте 9 Информационной карты, согласно которому:
Разъяснения положений документации об электронном аукционе предоставляются по запросам, поступившим в период с "08" мая 2021 г. по "14" мая 2021 г.
Разъяснения положений документации об электронном аукционе предоставляются с "08" мая 2021 г. по "17" мая 2021 г.
Согласно извещению о проведении электронного аукциона, размещенного в ЕИС, дата и время окончания подачи заявок 17.05.2021 г. 09:00.
Таким образом, учитывая положения части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе, разъяснения положений документации об электронном Аукционе должны предоставляться Заказчиком по запросам, поступившим в период с "08" мая 2021 г. по "13" мая 2021 г. (включительно).
На основании вышеизложенного Комиссия Мордовского УФАС России приходит к выводу, что установленный Заказчиком в пункте 9 Информационной карты срок окончания подачи запросов на разъяснение документации не соответствует пункту 4 статьи 65 Закона о контрактной системе, нарушает пункт 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
В соответствии с пунктом 3.35 административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент по рассмотрению жалоб) комиссия вправе не выдавать предписание только в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе, которые не повлияли или не могли повлиять на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Учитывая, что выявленное нарушение не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), запросы на разъяснение положений аукционной документации в адрес заказчика не поступали, Комиссия Мордовского УФАС России считает возможным обязательное для исполнения предписание об устранении выявленного нарушения не выдавать.
Руководствуясь п.1 ч.15, п.2 ч.22 ст.99, ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Мордовского УФАС России.
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "*" на действия * при проведении электронного аукциона N 0309300032121000002 на выполнение работ по объекту капитального строительства: "Детский сад на 250 мест в городском округе Саранск", обоснованной.
2. Признать действия Заказчика нарушением части 11 статьи 34, пункта 11 части 1, части 3 статьи 64, части 1 статьи 23 Закона о контрактной системе.
3. Выдать обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела должностному лицу для решения вопроса о возбуждении производства об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия от 20 мая 2021 г. N 013/06/34-269/2021 (ключевые темы: документация об электронном аукционе - конструктивные решения - антимонопольный орган - административные регламенты - оператор электронных площадок)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.05.2021