Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее - Мордовское УФАС России, Управление) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
в присутствии представителей:
Автономной некоммерческой образовательной организации дополнительного профессионального образования "Высшая школа закупок" - _, действующего на основании доверенности N 5 от 20.04.2021 года со сроком действия три года;
Администрации Главы Республики Мордовия - _, действующего на основании доверенности N 01-15/305 от 20.05.2021 года со сроком действия три года; - _, действующей на основании доверенности N 01-15/304 от 20.05.2021 года со сроком действия три года; - _, действующей на основании доверенности N 01-15/306 от 20.05.2021 года со сроком действия три года;
Государственного казенного учреждения Республики Мордовия "Региональный центр организации закупок" - _, действующего на основании доверенности б/н от 08.06.2020 года со сроком действия один год,
рассмотрев 20 мая 2021 года в дистанционном режиме посредством видеоконференц-связи жалобу Автономной некоммерческой образовательной организации дополнительного профессионального образования "Высшая школа закупок" (далее - АНОО ДПО "Высшая школа закупок", Заявитель) на действия Администрации Главы Республики Мордовия (далее - Заказчик), государственного казенного учреждения Республики Мордовия "Региональный центр организации закупок" (далее - Уполномоченное учреждение) при проведении открытого конкурса в электронной форме N 0809500000321000610 на оказание услуг по проведению курсов повышения квалификации государственных гражданских и муниципальных служащих по 18-часовой дополнительной образовательной программе "Функции подразделений кадровых служб органов государственной власти и местного самоуправления по профилактике коррупционных и иных правонарушений" (далее - Конкурс), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.30 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Мордовское УФАС России 14.05.2021 года поступила жалоба от Заявителя на действия Заказчика.
Уведомлением Мордовского УФАС России от 18.05.2021 года N 347 рассмотрение жалобы назначено на 20.05.2021 года в 12 часов 00 минут.
В адреса подателя жалобы, заказчика, уполномоченного учреждения и оператора электронной площадки было направлено уведомление о содержании жалобы с информацией о месте и времени ее рассмотрения.
Кроме того, уведомление от 18.05.2021 года N 347 о назначении дела N 013/06/54.3-261/2021 к рассмотрению размещено в единой информационной системе в сфере закупок в сети интернет по адресу: http://zakupki.gov.ru и доступно для всеобщего ознакомления.
Мордовским УФАС России до рассмотрения обращения по существу письмом N1181 от 20.05.2021 года сторонам по делу было направлено приглашение на участие в видеоконференции (далее - ВКС), а также идентификатор (ID) сеанса ВКС, инструкция участника web-видеоконференции.
Изучив материалы дела, проанализировав содержание жалобы Заявителя, возражений Заказчика, Уполномоченного учреждения, исследовав имеющиеся в деле доказательства, в результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия Мордовского УФАС России установила следующее.
Извещение N 0809500000321000610 и документация о проведении Конкурса размещены Уполномоченным учреждением по заявке Заказчика на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 13.04.2021 12:31 (MSK (UTC+3) Москва, стандартное время) (Изменение извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме от 29.04.2021 NИИ2 в ред. N3 - 29.04.2021 19:16 (МСК)).
Начальная (максимальная) цена контракта: 133 242,00 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок: 24.05.2021 09:00.
Дата и время рассмотрения и оценки первых частей заявок: 25.05.2021 10:10.
Код бюджетной классификации: 80007058910080130244; 80007058910080250244.
В соответствии с частью 1 статьи 105 Закона о контрактной системе любой участник закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации имеет право обжаловать в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
В жалобе Заявитель указывает на нарушение Заказчиком требований законодательства о контрактной системе, в связи с установлением в конкурсной документации порядка оценки заявок не позволяющего выявить лучшее условие исполнение контракта, поскольку в конкурсной документации Зказчиком не соблюдены принципы формирования порядка оценки, а именно "шаги" шкалы оценки не позволяют определить соразмерную зависимось представленных участником сведений с привоенным баллом. Кроме того, по мнению Заявителя Заказчиком неправомерно установлены показатели об обеспеченности участника конкурса трудовыми ресурсами.
Согласно представленным в порядке части 2 статьи 106 Закона о контрактной системе возражениям (вх.N 2585 от 19.05.2021 года) Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Проанализировав содержание жалобы Заявителя, возражений Заказчика, Уполномоченного учреждения, исследовав имеющиеся в деле доказательства, Комиссия Мордовского УФАС России установила следующее.
В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение Заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно части 5 статьи 24 Закона о контрактной системе, заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями настоящей главы. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.
В соответствии с частью 1 статьи 54.1 Закона о контрактной системе под открытым конкурсом в электронной форме понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается Заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого Конкурса в электронной форме и конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого Конкурса в электронной форме, должна содержать, в том числе, критерии оценки заявок на участие в открытом Конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
Согласно пункту 3 Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 г. N 1085 (далее - Постановление N 1085), "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями Постановления N 1085, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В силу пункта 4 Правил для оценки заявок (предложений) заказчик устанавливает в документации о закупке следующие критерии оценки:
а) характеризующиеся как стоимостные критерии оценки:
цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги;
расходы на эксплуатацию и ремонт товаров (объектов), использование результатов работ;
стоимость жизненного цикла товара (объекта), созданного в результате выполнения работы в случаях, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил (далее - стоимость жизненного цикла);
предложение о сумме соответствующих расходов заказчика, которые заказчик осуществит или понесет по энергосервисному контракту;
б) характеризующиеся как нестоимостные критерии оценки:
качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно пункту 10, 11 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов. Сумма величин значимости показателей критерия оценки должна составлять 100 процентов. Значимость критериев оценки должна устанавливаться в зависимости от закупаемых товаров, работ, услуг в соответствии с предельными величинами значимости критериев оценки согласно приложению.
В силу пункта 27 Правил показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть следующие показатели (с учетом особенностей, предусмотренных пунктами 27(1) и 27(4) настоящих Правил):
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
Как указывалось выше, в соответствии с извещением о проведении Конкурса, положениями конкурсной документации, объектом закупки является оказание услуг по проведению курсов повышения квалификации государственных гражданских и муниципальных служащих по 18-часовой дополнительной образовательной программе "Функции подразделений кадровых служб органов государственной власти и местного самоуправления по профилактике коррупционных и иных правонарушений".
Согласно разделу 2 конкурсной документации требования, установленные заказчиком к функциональным, техническим и качественным характеристикам объекта закупки указаны в разделе 2 "Технического задания" конкурсной документации.
Так в Техническом задании, в том числе указано следующее: "цель обучения - изучение актуальных изменений законодательства (2020 - 2021 гг.) в сфере деятельности подразделений кадровых служб по профилактике и предупреждению коррупции и иных правонарушений в органах государственной власти и местного самоуправления. Общее количество обучающихся - 53 чел. (две группы обучения). Общий объем аудиторных занятий не менее 18 часов, из них объем лекционных занятий не должен превышать 30 процентов, остальное учебное время - практические и семинарские занятия, деловые игры, круглые столы и другие активные формы обучения. Занятия проводятся с отрывом от государственной (муниципальной) службы. Место обучения - г. Саранск. Помещения, в которых должно быть обеспечены надлежащие условия для обучения слушателей, представляются Исполнителем самостоятельно. В случае неблагоприятной санитарно-эпидемиологической обстановки в Республике Мордовия оказание образовательных услуг осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. По окончании курсов повышения квалификации проводится итоговая аттестация, по результатам которой выдаются удостоверения о повышении квалификации установленного образца".
Согласно Конкурсной документации Заказчиком установлены следующие критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме:
1. Цена контракта, значимость 40%.
2. Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки, значимость 15%.
3. Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации, значимость 45%.
При этом, по критерию "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" установлены показатели критерия, одним из которых является - привлечение для проведения аудиторных занятий практических работников государтственных органов (органов местного самоуправления) (в процентах от общего числа преподавателей):
3.3. Опыт участника по оказанию услуг (опыт проведения профессиональной переподготовки и (или) курсов повышения квалификации государственных гражданских и (или) муниципальных служащих)
Количество часов проведения профессиональной переподготовки и (или) курсов повышения квалификации государственных гражданских и (или) муниципальных служащих не ограничено.
Прилагаются копии государственных (муниципальных) контрактов (договоров).
|
а) участник закупки не представил копии государственных (муниципальных) контрактов (договоров) по организации и проведению профессиональной переподготовки и (или) курсов повышения квалификации) государственных гражданских и (или) муниципальных служащих - 0 баллов;
|
25 |
б) участник закупки представил копии государственных (муниципальных) контрактов (договоров) по организации и проведению профессиональной переподготовки и (или) курсов повышения квалификации) государственных гражданских и (или) муниципальных служащих за период менее 10 лет. (Копия государственного (муниципального) контракта (договора) предоставляется за каждый год) - 50 баллов; | ||
в) участник закупки представил копии государственных (муниципальных) контрактов (договоров) по организации и проведению профессиональной переподготовки и (или) курсов повышения квалификации) государственных гражданских и (или) муниципальных служащих за период 10 лет и более. (Копия государственного (муниципального) контракта (договора) предоставляется за каждый год) -100 баллов; | ||
3.4. Привлечение для проведения аудиторных занятий практических работников государственных органов (органов местного самоуправления) (в процентах от общего числа преподавателей)
Данный критерий отражается в предложении участника или может быть приложена дополнительная профессиональная программа обучения, в которой отражается данный критерий. Если предложение участника не содержит информации по данному критерию или не приложена дополнительная профессиональная программа обучения, то участнику закупки по данному критерию ставится - 0 баллов.
|
а) для проведения аудиторных занятий не привлекаются практические работники государственных органов (органов местного самоуправления) - 0 баллов; |
25 |
б) практические работники государственных органов (органов местного самоуправления), составляют до 50% от общего числа преподавателей. - 50 баллов; | ||
в) практические работники государственных органов (органов местного самоуправления), составляют 50% и более от общего числа преподавателей. - 100 баллов; |
Как указано в жалобе, по мнению Заявителя по показателю "квалификация трудовых ресурсов" подлежит оценке только состав имеющихся у образовательнй отранизации педагогических работников, с которыми заключены трудовые договоры, также Зказчиком не соблюдены принципы формирования порядка оценки, а именно "шаги" шкалы оценки не позволяют определить соразмерную зависимось представленных участником Конкурса сведений с привоенным баллом.
На заседани Комиссси представители Заказчика относительно предмета жалобы пояснили, что исполнителем к оказанию услуг курсов повышения квалификации могут привлекаться не только педагогические работники, с которыми заключены трудовые договоры, но и практические работники государственных органов власти (органов местного самоправления). Привлечение практических работников государственных органов власти (органов местного самоправления) может осуществляться на договорной или безвозмездной основе в соответствии с частью 2 статьи 14 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N79-ФЗ "О государтственной гражданской службе Российской Федерации", статьей 39 Положения о порядке осуществления профессионального разватия государственных гражданских служащих Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации N 68 от 21 февраля 2019 года. Шкала предельных величин значимости показателей оценки установлена Заказчиком в соответствии с постановлением Правительства Россиской Федерации от 28 ноября 2013 г. N 1085, при этом представители Заказчика отметили, что законодательством о контрактной системе не установлено требований к интервалам изменений шкалы. Основная функция критерия оценки заключается в том, чтобы обеспечить Заказчику возможность из общего числа участников выбрать то лицо, которое максимально будет соответствовать потребностям Заказчика.
Комиссия Мордовского УФАС России проанализировав положения конкурсной документации, установила, что предусмотренные в документации критерии и порядок их оценки не препятствуют участию в конкурсе, не предрешают исход закупки, не создают преимущества конкретному лицу, а в данной ситуации направлены, прежде всего, на определение победителя конкурса - лица, наиболее соответствующего потребностям заказчика при оказании услуг по объекту закупки. Невозможность отдельных участников закупок по каким-либо причинам конкурировать с иными участниками рынка не является поводом учитывать данные обстоятельства заказчиком при формировании заявки на закупку и установлении критериев оценки заявок, поскольку иное фактически бы противоречило состязательному характеру участия в конкурсе.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 28.12.2010 N 11017/10 по делу N А06-6611/2009, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников аукциона, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение договора которым в наибольшей степени будет отвечать потребностям заказчика и целям эффективного использования денежных средств в условиях добросовестной конкуренции.
Законодатель наделил заказчика правом самостоятельно устанавливать требования к претендентам, к составу их заявок и определять перечень документов, представляемых претендентами для подтверждения их соответствия установленным в документации требованиям, руководствуясь собственными потребностями.
Установленнный Заказчиком нестоимостной критерий квалификации участников закупки не является единственным в документации, из чего следует, что оценка заявок будет проводится из совокупности всех критериев, установленных заказчиком в конкурсной документации.
Установлено, что конкурсная документация не содержит такого основания для отказа в допуске к участию в проводимом Конкурсе как отсутствие опыта оказания услуг по предмету закупки. Отсутствие опыта работы не является основанием для отстранения участника закупки от участия в определении поставщика (исполнителя). В рассматриваемом случае закупка проводится посредством открытого Конкурса в электронной форме, при котором победителем объявляется участник, предложивший лучшие условия исполнения контракта, что определяется на стадии оценки, а не при подаче заявок. Возможность проиграть в конкурсе, не набрав нужное количество баллов не может расцениваться как ограничение доступа к хозяйственной деятельности, иное документально не доказано.
Кроме того, на заседание Комиссии Мордовского УФАС России Заявитель не предоставил подтверждение, что оспариваемые критерии ограничили конкуренцию, либо не позволили кому-либо из участников подать заявку на участие в открытом конкурсе.
Исходя из вышеизложенного Комиссия Мордовского УФАС России приходит к выводу, что указанные Заказчиком нестомостные критерии и порядок оценки в конкурсной документации не выходят за рамки требований действующего законодательства о контратной системе и утвержденых постановлением Правительства Россиской Федерации от 28 ноября 2013 г. N 1085 Правил оценки заявок, в связи с чем доводы жалобы Заявителя признаются необоснованными.
На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 2, частью 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
Признать жалобу АНОО ДПО "В_." на действия Администрации Главы Республики Мордовия, государственного казенного учреждения Республики Мордовия "Региональный центр организации закупок" при проведении открытого конкурса в электронной форме N 0809500000321000610 на оказание услуг по проведению курсов повышения квалификации государственных гражданских и муниципальных служащих по 18-часовой дополнительной образовательной программе "Функции подразделений кадровых служб органов государственной власти и местного самоуправления по профилактике коррупционных и иных правонарушений" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Председатель Комиссии: _.
Члены Комиссии: _.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия от 20 мая 2021 г. N 013/06/54.3-261/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.05.2021