Резолютивная часть решения оглашена "26" мая 2021 года.
В полном объеме решение изготовлено "28" мая 2021 года.
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Калужского УФАС России в составе:
|
при участии посредством видеоконференцсвязи: представителя ИП <_> <_> (паспорт, доверенность), в отсутствии надлежащим образом уведомленного о дате и времени рассмотрения жалобы представителя ГБУЗ Калужской области "Калужский областной клинический онкологический диспансер",
рассмотрев жалобу N040/06/45-499/2021 ИП <_> по существу, установила:
21.05.2021 г. в адрес Калужского УФАС России поступила жалоба ИП <_> на действия заказчика - ГБУЗ Калужской области "Калужский областной клинический онкологический диспансер" при заключении контракта по результатам проведения электронного аукциона (номер извещения на официальном сайте 0137200001221001426), предметом которого является поставка изделий медицинского назначения (набор клапанов для эндоскопов OLYMPUS).
ИП <_> полагает, что заказчик - ГБУЗ Калужской области "Калужский областной клинический онкологический диспансер", в нарушение требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон от 05.04.2013 N44-ФЗ) незаконно признал ИП уклонившимся от заключения контракта.
Заказчиком представлены пояснения по существу доводов жалобы ИП <_>, в которых указанно, что доводы названной жалобы являются необоснованными, а действия заказчика основаны на положениях Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
Изучив представленные документы, с учетом доводов сторон, руководствуясь Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ, проведя внеплановую проверку в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, Комиссия Калужского УФАС России приходит к следующему.
1. 12.04.2021 г. на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru; далее также официальный сайт, ЕИС) опубликовано извещение N0137200001221001426, предметом которого является поставка изделий медицинского назначения (набор клапанов для эндоскопов OLYMPUS) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена контракта, согласно извещению о проведении аукциона, составляла 1 850 000,00 рублей.
В соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона от 22.04.2021 N0137200001221001426-5, победителем аукциона был признан ИП <_>, с предложенной ценой контракта 1 739 000,00 рублей.
18.05.2021 г. Заказчиком составлен протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта от 18.05.2021 NППУ1, которым установлено, что ИП <_> приложил документ по обеспечению исполнения контракта (Банковскую гарантию) не соответствующую статьи 45 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
2. Порядок заключения контракта по результатам электронной процедуры урегулирован статьей 83.2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, которой установлено, в том числе следующее:
- по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем электронной процедуры, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с иным участником этой процедуры, заявка которого на участие в этой процедуре признана соответствующей требованиям, установленным документацией и (или) извещением о закупке (часть 1 статьи 83.2 указанного Федерального закона);
- в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанных в части 12 статьи 54.7, части 8 статьи 69, части 8 статьи 82.4, части 23 статьи 83.1 настоящего Федерального закона протоколов заказчик размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения в проект контракта, прилагаемый к документации или извещению о закупке, цены контракта, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт, либо предложения о цене за право заключения контракта в случае, предусмотренном частью 23 статьи 68 настоящего Федерального закона, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), информации, предусмотренной пунктом 2 части 4 статьи 54.4, пунктом 7 части 9 статьи 83.1 настоящего Федерального закона, указанных в заявке, окончательном предложении участника электронной процедуры (часть 2 статьи 83.2 указанного Федерального закона);
- в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронной процедуры подписывает усиленной электронной подписью указанный проект контракта, размещает на электронной площадке подписанный проект контракта и документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта, если данное требование установлено в извещении и (или) документации о закупке, либо размещает протокол разногласий, предусмотренный частью 4 настоящей статьи. В случае, если при проведении открытого конкурса в электронной форме, конкурса с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапного конкурса в электронной форме или электронного аукциона цена контракта снижена на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта, победитель соответствующей электронной процедуры одновременно предоставляет обеспечение исполнения контракта в соответствии с частью 1 статьи 37 настоящего Федерального закона, обеспечение исполнения контракта или информацию, предусмотренные частью 2 статьи 37 настоящего Федерального закона, а также обоснование цены контракта в соответствии с частью 9 статьи 37 настоящего Федерального закона при заключении контракта на поставку товара, необходимого для нормального жизнеобеспечения (продовольствия, средств для скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи в экстренной или неотложной форме, лекарственных средств, топлива) (часть 3 статьи 83.2 указанного Федерального закона);
- в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронной процедуры, с которым заключается контракт, в случае наличия разногласий по проекту контракта, размещенному в соответствии с частью 2 настоящей статьи, размещает на электронной площадке протокол разногласий, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя электронной процедуры. Указанный протокол может быть размещен на электронной площадке в отношении соответствующего контракта не более чем один раз. При этом победитель электронной процедуры, с которым заключается контракт, указывает в протоколе разногласий замечания к положениям проекта контракта, не соответствующим документации и (или) извещению о закупке и своей заявке на участие в электронной процедуре, с указанием соответствующих положений данных документов (часть 4 статьи 83.2 указанного Федерального закона);
- в течение трех рабочих дней с даты размещения победителем электронной процедуры на электронной площадке в соответствии с частью 4 настоящей статьи протокола разногласий заказчик рассматривает протокол разногласий и без своей подписи размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы доработанный проект контракта либо повторно размещает в единой информационной системе и на электронной площадке проект контракта с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания победителя электронной процедуры. При этом размещение в единой информационной системе и на электронной площадке заказчиком проекта контракта с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания победителя допускается при условии, что такой победитель разместил на электронной площадке протокол разногласий в соответствии с частью 4 настоящей статьи (часть 5 статьи 83.2 указанного Федерального закона);
- победитель электронной процедуры (за исключением победителя, предусмотренного частью 14 настоящей статьи) признается заказчиком уклонившимся от заключения контракта в случае, если в сроки, предусмотренные настоящей статьей, он не направил заказчику проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени такого победителя, или не направил протокол разногласий, предусмотренный частью 4 настоящей статьи, или не исполнил требования, предусмотренные статьей 37 настоящего Федерального закона (в случае снижения при проведении электронного аукциона или конкурса цены контракта на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта). При этом заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем признания победителя электронной процедуры уклонившимся от заключения контракта, составляет и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы протокол о признании такого победителя уклонившимся от заключения контракта, содержащий информацию о месте и времени его составления, о победителе, признанном уклонившимся от заключения контракта, о факте, являющемся основанием для такого признания, а также реквизиты документов, подтверждающих этот факт (часть 13 статьи 83.2 указанного Федерального закона).
Согласно частям 4,5 статьи 96 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом.
3. Согласно доводам жалобы ИП <_>, Заказчик неправомерно признал банковскую гарантию несоответствующей требованиям закона.
Вместе с тем, в ходе рассмотрения жалобы по существу, Комиссия Калужского УФАС России установила следующее.
Норма части 6 статьи 45 Закона о контрактной системе предусматривает обязанность заказчика отказать в принятии банковской гарантии в случае ее несоответствия требованиям закона.
3.1 Согласно письменным пояснениям Заказчика, банковская гарантия в абзаце 11 и 12 содержит условие: "Гарант имеет право приостановить осуществление платежа в пользу Бенефициара, если он имеет право полагать, что:
- какой-либо на срок до 7 (семь) календарных дней из представленных ему документов является недостоверным;
- обстоятельство, на случай возникновения которого, настоящая гарантия обеспечивала интересы Бенефициара, не возникло;
- основное обязательство Принципала, обеспеченное настоящей гарантией, недействительно;
- исполнение по основному обязательству Принципала принято Бенефициаром без каких-либо возражений.
В случае приостановления платежа Гарант обязан уведомить Бенефициара и Принципала о причинах и сроке приостановления платежа незамедлительно".
Частью 3 статьи 45 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, установлено, что в случае, предусмотренном извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, проектом контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в банковскую гарантию включается условие о праве заказчика на бесспорное списание денежных средств со счета гаранта, если гарантом в срок не более чем пять рабочих дней не исполнено требование заказчика об уплате денежной суммы по банковской гарантии, направленное до окончания срока действия банковской гарантии.
Таким образом, указанные положения банковской гарантии не соответствуют части 3 статьи 45 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, исходя из которой Гарант должен уплатить денежные средства по банковской гарантии в срок не более чем пять рабочих дней.
3.2 Пунктом 11.5 проекта контракта установлено, что "в банковскую гарантию должно быть включено условие о праве заказчика на бесспорное списание денежных средств со счета Гаранта, если Гарантом в срок не более чем пять рабочих дней не исполнено требование Заказчика об уплате денежной суммы по банковской гарантии, направленное до окончания срока действия банковской гарантии".
Представленная банковская гарантия содержит указанное выше право Заказчика, изложенное следующим образом: "В случае, если Гарантом в срок не более чем 5 (пять) рабочих дней с даты получения требования Бенефициара (не включая эту дату) не исполнено требование платежа по настоящей Гарантии, направленное до окончания срока действия Гарантии, Гарант предоставляет Бенефициару право на бесспорное списание причитающихся Бенефициару денежных средств со счета Гаранта. Указанное условие возникает у Бенефициара только в случае, если условие о включении в банковскую гарантию права на бесспорное списание причитающихся Бенефициару денежных средств со счета Гаранта было предусмотрено извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, проектом Контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)".
Таким образом, заказчик имеет право направить требование до окончания срока действия гарантии, банк обязан будет исполнить требование, даже если оно будет получено банком по истечении срока действия гарантии.
Вместе с тем абзац 17 представленной банковской гарантии содержит следующее условие:
"Настоящая банковская гарантия вступает в силу с 01.05.2021, действует по 30.09.2021 и прекращается, а Гарант освобождается от всех своих обязательств по Гарантии, если требования Бенефициара были представлены Гаранту до этой даты или на эту дату".
Указанные условия банковской гарантии ограничивают право заказчика на направление требования об осуществлении денежной выплаты до окончания срока действия гарантии.
3.3 Представленная банковская гарантия в абзаце 6 содержит условие следующего содержания: "Требование платежа по банковской гарантии должно быть представлено в письменной форме заказным письмом с уведомлением о вручении по следующему адресу: 117997, город Москва, улица Вавилова, дом 19, либо в форме электронного документа".
Согласно письменным пояснениям заказчика, заказчик имеет право направить требование платежа по банковской гарантии в письменной форме только лишь заказным письмом с уведомлением. Действующим законодательством РФ не установлена обязанность заказчика о направлении требования платежа по банковской гарантии вышеуказанным способом. Помимо этого в данном условии отсутствует электронный адрес, в случае направления требования платежа по банковской гарантии в форме электронного документа.
Вместе с тем, Комиссия Калужского УФАС России установила, что банковская гарантия содержит адрес электронной почты sberbank@sberbank.ru. Законодательством не предусмотрены специальные условия об указании в банковской гарантии адреса, по которому необходимо направлять требования о гарантии.
Таким образом, ввиду отсутствия указания банком специального адреса электронной почты, заказчик мог реализовать свое право на направление требования по гарантии в форме электронного документа по электронной почте банка sberbank@sberbank.ru.
Вместе с тем, отказ заказчика в данной части не повлиял на принятие заказчиком правомерного решения о несоответствия банковской гарантии ИП <_> статьи 45 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
Частью 5 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, в случае непредоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта.
На основании вышеизложенного, Комиссия Калужского УФАС России приходит к выводу о необоснованности доводов жалобы заявителя.
С учетом всех изложенных обстоятельств, установленных в ходе рассмотрения жалобы, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, Комиссия Калужского УФАС России решила:
Признать жалобу ИП <_> необоснованной.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
<_> |
<_> |
<_> |
<_> |
<_> |
<_> |
<_> |
<_> |
<_> |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калужской области от 28 мая 2021 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.05.2021