Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по контролю в сфере закупок в составе: <__..> (далее - Комиссия Коми УФАС России), созданная на основании приказа Коми УФАС России 22.10.2020 N 219 "О создании постоянно действующей комиссии по проведению внеплановых проверок осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", провела внеплановую проверку на предмет соблюдения государственным бюджетным учреждением здравоохранения Республики Коми "Сыктывкарская городская поликлиника N 3" (далее - ГБУЗ РК "СГП N3") требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) при осуществлении электронного аукциона "Поставка химических реактивов", извещение N 0307300001721000014, в части описания объекта указанной закупки.
УСТАНОВИЛА:
Прокуратурой Республики Коми в адрес Коми УФАС России письмом от 26.04.2021 N 7р-2021 (вх. N 1926 от 29.04.2021) представлено обращение общества с ограниченной ответственностью "Эталон-Мед" (ООО "Эталон-Мед") от 19.04.2021 N 028/1 о нарушении при осуществлении учреждениями здравоохранения Республики Коми антимонопольного законодательства, законодательства о закупках для государственных нужд при заключении и исполнении государственных контрактов с обществом с ограниченной ответственностью "Элда".
ООО "Эталон-Мед" указывает, что документация о закупке в соответствии с требованиями установленными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товаров, работы, услуги, установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, также значения показателей, которые не могут изменяться. При этом, заказчики на предварительном этапе, при подготовке документации о закупке довольно часто используют материалы, предоставляемые потенциальными поставщиками (исполнителями).
Так, по мнению ООО "Эталон-Мед", материалы, подготовленные для заказчиков компанией ООО "Элда", носят не объективный характер, искажают описание объекта закупки, что приводит к введению в заблуждение как заказчиков, так и потенциальных участников закупки.
Обращено внимание, что по итогам осуществленной ГБУЗ РК "СГП N 3" закупки путем проведения электронного аукциона "Поставка химических реактивов", извещение N 0307300001721000014, между ГБУЗ РК "СГП N 3" и ООО "Элда" 24.02.2021 заключен договор N ЭА-014 на поставку химических реактивов.
Согласно позициям 15-18 Приложения N 1 к Договору (Спецификация) Поставщику необходимо поставить: "Вирус гепатита В поверхностный антиген ИВД, набор, иммуноферментный анализ (ИФА)", "Вирус гепатита С антитела класса иммуноглобулин G (IgG)/IgМ ИВД, набор, иммуноферментный анализ (ИФА)", "Вирус гепатита С общие антитела ИВД, набор, иммуноферментный анализ (ИФА)" необходимые для использования с биохимическим анализатором BS-200Е, имеющимся в наличии у заказчика.
По утверждению ООО "Эталон-Мед" биохимический анализатор BS-200Е не способен производить данный вид анализов, а именно производить иммуноферментный анализ для подтверждения наличия HBsAg, иммуноглобулинов классов G и М к индивидуальным белкам вируса гепатита C, определения антител класса иммуноглобулин G (lgG) иммуноглобулин M (IgM) вирусу гепатита С (Hepatitis C).
Таким образом, описание и группировка объекта закупки не дает иным участникам закупки возможности принятия участия в такой закупке, поскольку при подаче заявки участник фактически принимает оферту и обязан поставить товар на условиях и в соответствии с документацией о закупке.
Указывает, что несмотря на присутствие ложных (не существующих) показателей, продукция по договору N Э-014 от 24.02.2021 была поставлена ООО "Элда" и принята ГБУЗ РК "СГП N 3".
1. В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 99 Закон о контрактной системе контроль в сфере закупок, за исключением контроля, предусмотренного частями 5, 8 и 10 настоящей статьи, с учетом части 4 настоящей статьи осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
Согласно пунктам 5, 7 части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль, в том числе, в отношении: соблюдения предусмотренных настоящим Федеральным законом требований к исполнению, изменению контракта, а также соблюдения условий контракта, в том числе в части соответствия поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги условиям контракта; соответствия использования поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги целям осуществления закупки.
В соответствии с пунктом 2 части 9 статьи 99 Закона о контрактной системе контроль в сфере закупок в соответствии с частью 8 настоящей статьи осуществляется в соответствии с порядком, предусмотренным бюджетным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, в целях установления законности составления и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в отношении расходов, связанных с осуществлением закупок, достоверности учета таких расходов и отчетности в соответствии с настоящим Федеральным законом, Бюджетным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе, органом государственного финансового контроля, являющимся органом (должностными лицами) исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в отношении закупок для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 1 раздела III Положения о Министерстве финансов Республики Коми, утвержденного Постановлением Правительства РК от 30.12.2011 N 649 (далее - Положение), Министерство финансов Республики Коми (далее - Министерство) является органом исполнительной власти Республики Коми, осуществляющим формирование и реализацию государственной налоговой и бюджетной политики Республики Коми, нормативное правовое регулирование и государственное управление в установленной сфере деятельности, управление государственным долгом Республики Коми, регулирование контрактной системы в сфере закупок, координацию деятельности министерств и иных органов исполнительной власти Республики Коми в данных сферах, а также является уполномоченным органом исполнительной власти Республики Коми на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Республики Коми и муниципальных нужд муниципальных образований, находящихся на территории Республики Коми.
В силу подпункта 70д) пункта 9 раздела III Положения для реализации задач, указанных в разделе II настоящего Положения, Министерство исполняет государственные функции, в том числе, осуществляет внутренний государственный финансовый контроль, в том числе, контроль в отношении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Республики Коми, предусмотренный частью 8 статьи 99 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Заказчиком указанной выше закупки является ГБУЗ РК "СГП N 3". Источник финансирования закупки: средства бюджетного учреждения за счет средств Фонда обязательного медицинского страхования.
Таким образом, в части рассмотрения довода ООО "Эталон-Мед", касающегося исполнения сторонами договора N ЭА-014 от 24.02.2021, копия обращения общества направлена Коми УФАС России письмом от 30.04.2021 N 04-07/3129 по подведомственности в адрес Министерства финансов Республики Коми, о чем ООО "Эталон-Мед" уведомлено письмом от 30.04.2021 N 04-07/3140.
2. Согласно пункту 2а части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку, на основании получения информации о признаках нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, в том числе:
- заявления, сообщения физического лица, юридического лица либо осуществляющих общественный контроль общественного объединения или объединения юридических лиц, в которых указывается на наличие признаков нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок.
В связи с чем, Коми УФАС России принято решение о проведении внеплановой проверки на предмет соблюдения ГБУЗ РК "СГП N3" требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок при осуществлении электронного аукциона "Поставка химических реактивов", извещение N 0307300001721000014, в части описания объекта указанной закупки.
ООО "Эталон-Мед", ГБУЗ РК "СГП N 3", ООО "РТС-тендер" надлежащим образом о дате, времени и месте проведения внеплановой проверки извещены.
В соответствии с пунктом 28 Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденных Постановлением Правительства от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила) внеплановая проверка осуществлена контрольным органом без проведения заседания комиссии антимонопольного органа (без явки сторон).
3. Комиссия Коми УФАС России в ходе проведения внеплановой проверки пришла к нижеследующим выводам.
Заказчиком закупки путем проведения электронного аукциона явилось ГБУЗ РК "СГП N 3".
Объект закупки - "Поставка химических реактивов".
Начальная (максимальная) цена контракта составила 934 183,80 рублей.
Источник финансирования закупки: средства бюджетного учреждения за счет средств фонда обязательного медицинского страхования Республики Коми.
Извещение о проведении электронного аукциона, документация об электронном аукционе размещены на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - официальный сайт, ЕИС) - 01.02.2021.
4. В силу частей 1, 2 статьи 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
По пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться в том числе следующим правилом: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Раздел III "Наименование и описание объекта закупки (Техническое задание)" документации об электронном аукционе (далее - Техническое задание) содержит описание, требуемых заказчику, химических реактивов.
Согласно пунктам 15-18 Технического задания, оспариваемых Заявителем, Заказчику требуются наборы реагентов для анализаторов серии BS.
N п/п |
Наименование товара |
Код по КТРУ |
Характеристика |
Ед. изм. |
Кол-во |
15 |
Вирус гепатита В поверхностный антиген ИВД, набор, иммуноферментный анализ (ИФА) |
21.20.23.110-00001492 |
Количество выполняемых тестов: 192 (шт) Назначение: Для анализаторов открытого типа Метод: "сэндвич" вариант ИФА, одностадийный. Формат планшета: разборный. Количество* лунок, используемых для внесения контролей при использовании целого планшета: не более 5. Чувствительность* не более 0,05 МЕ/мл. Образец для анализа: сыворотка крови, плазма крови, препараты крови (иммуноглобулины, интерфероны, криопреципитат, альбумин). Количество* образца для анализа: не более 100 мкл. Объемное равенство контролей и образцов. Суммарное время* инкубации: не более 1 ч. 20 мин. Количество* вариантов проведения ИФА не менее четырех. Предназначен для использования с биохимическим анализатором BS-200E, имеющимся в наличии у Заказчика. |
набор |
40 |
16 |
Вирус гепатита С антитела класса иммуноглобулин G (IgG)/IgМ ИВД, набор, иммуноферментный анализ (ИФА) |
21.20.23.110-00007766 |
Набор реагентов и других связанных с ними материалов, предназначенный для качественного и/или количественного определения антител класса иммуноглобулин G (IgG) и иммуноглобулин M (IgM) к вирусу гепатита C (Hepatitis C) в клиническом образце методом иммуноферментного анализа (ИФА) Метод: "сэндвич" вариант ИФА, двухстадийный . Формат планшета: разборный. Количество определений: 192. Количество* лунок, используемых для внесения контролей при использовании целого планшета: не более 4. Чувствительность 100%. Образец для анализа: сыворотка крови, плазма крови, препараты крови (иммуноглобулины, интерфероны, криопреципитат, альбумин). Количество* образца для анализа: не более 40 мкл. Объемное равенство контролей и образцов. Суммарное время* инкубации: не более 1 ч. 30 мин. Количество* вариантов проведения ИФА не менее двух. Предназначен для использования с биохимическим анализатором BS-200E, имеющимся в наличии у Заказчика. |
набор |
40 |
17 |
Вирус гепатита С общие антитела ИВД, набор, иммуноферментный анализ (ИФА) |
21.20.23.110-00008471 |
Количество выполняемых тестов: 24 (шт) Назначение: Для ручной постановки анализа и/или работы на анализаторах открытого типа. Предназначен для использования с биохимическим анализатором BS-200E, имеющимся в наличии у Заказчика. Набор реагентов для иммуноферментного выявления иммуноглобулинов классов G и M к индивидуальным белкам вируса гепатита С Метод: "сэндвич" вариант ИФА, двухстадийный. Формат планшета: разборный. Количество* лунок, используемых для внесения контролей при использовании целого планшета: не более 8. Чувствительность 100%. Образец для анализа: сыворотка крови, плазма крови. Количество* образца для анализа: не более 160 мкл. Объемное равенство контролей и образцов. Суммарное время* инкубации: не более 1 ч. 30 мин. |
набор |
7 |
18 |
Вирус гепатита В поверхностный антиген ИВД, набор, иммуноферментный анализ (ИФА) |
21.20.23.110-00001499 |
Количество выполняемых тестов: 48 (шт) Назначение: Для анализаторов открытого типа Предназначен для использования с биохимическим анализатором BS-200E, имеющимся в наличии у Заказчика. Набор реагентов для иммуноферментного подтверждения наличия HBsAg Метод: "сэндвич" вариант ИФА, конкурентный, одностадийный. Формат планшета: разборный. Количество* лунок, используемых для внесения контролей при использовании целого планшета: не более 8. Чувствительность* не более 0,05 МЕ/мл. Образец для анализа: сыворотка крови, плазма крови; Количество* образца для анализа: не более 200 мкл. Объемное равенство контролей и образцов. Суммарное время* инкубации не более 1 ч. 20 мин. |
набор |
15 |
Комиссия Коми УФАС России отмечает, что Закон о контрактной системе позволяет заказчику, руководствуясь своими потребностями, определять предмет закупки, его количественные и качественные характеристики, в необходимой степени детализировать его.
Из системного толкования статьи 33 Закона о контрактной системе следует, что законодательство о контрактной системе в сфере закупок допускает самостоятельное формирование заказчиком своего заказа, исходя из потребностей последнего, при описании товара заказчик вправе определить требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам товара, которые соответствуют потребностям заказчика с учетом специфики его деятельности и обеспечивают эффективное использование бюджетных средств.
По мнению Комиссии Коми УФАС России, при описании объекта закупки заказчики должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, чтобы, с одной стороны, не нарушать требования законодательства о контрактной системе, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.
По общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, а также, если такое имеет место быть в силу действующего законодательства, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
По пункту 4 статьи 3 Закона о контрактной системе участник закупки - любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении юридических лиц (далее - офшорная компания), или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя
Согласно статье 506 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору поставки поставщик - продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
Предметом рассмотрения электронного аукциона является право на заключение договора на поставку товара, а не на изготовление предмета закупки, поэтому участником закупки может выступать любое юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, в том числе не являющиеся производителями требуемого к поставке товара, готовое поставить товар, отвечающим требованиям документации об электронном аукционе и удовлетворяющий потребностям заказчика.
Довод заявителя о том, что биохимический анализатор BS-200Е не способен производить требуемые Заказчику анализы, а именно производить иммуноферментный анализ для подтверждения наличия HBsAg, иммуноглобулинов классов G и М к индивидуальным белкам вируса гепатита C, определения антител класса иммуноглобулин G (lgG) иммуноглобулин M (IgM) вирусу гепатита С (Hepatitis C), Комиссией Коми УФАС России оценен быть не может, поскольку осуществить проверку соответствия поставленного товара требованиям документации об электронном аукционе возможно лишь после получения товара заказчиком.
Таким образом, Комиссия Коми УФАС России считает, что описание объекта закупки в том виде, в котором оно изложено в документации об электронном аукционе не противоречит пункту 1 части 1, части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.
С учетом всех вышеизложенных обстоятельств, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Коми УФАС России
РЕШИЛА:
В действиях ГБУЗ РК "СГП N 3" нарушений требований Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона "Поставка химических реактивов", в части описания объекта закупки, не установлено.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии <__..>
Члены Комиссии <__...>
<___>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми от 24 мая 2021 г. N 04-07/3813
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.05.2021