Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей:
СПб ГКУ "Городской мониторинговый центр" (далее - Заказчик):
ООО "КЛЕВЕРТЕНДЕР" (далее - Заявитель):
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 15617-ЭП/21 от 11.05.2021) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации для строительства технической инфраструктуры фотовидеофиксации на перекрестках в Центральном районе Санкт-Петербурга (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 30.04.2021 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200238821000010. Начальная (максимальная) цена контракта - 23 692 585, 09 рублей.
В жалобе Заявитель обжалует действия Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования Закона о контрактной системе и выразившиеся:
- в установлении непредусмотренных Законом о контрактной системе требований к участникам закупки;
- в нарушении сроков размещения информации о закупке.
Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной по основаниям, изложенным в письменных пояснениях на жалобу.
Ознакомившись с представленными документами и сведениями, а также информацией, размещенной в ЕИС, Комиссия УФАС приходит к следующим выводам.
1. Согласно ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные требования к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов.
Дополнительные требования к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг установлены Постановлением N 99, согласно которому при проведении закупки работ, связанных с объектами культурного наследия, заказчик обязан установить дополнительные требования к участникам закупки в соответствии пунктами 1, 1.1, 1.2 приложения N 1 к Постановлению N 99.
В силу части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе, в случае установления Правительством Российской Федерации дополнительных требований к участникам закупок заказчик при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязан устанавливать такие дополнительные требования.
Во исполнение части 4 статьи 31, ч. 3 статьи 64 Закона о контрактной системе на основании требований, предусмотренных частью 2 статьи 31 Закона N 44-ФЗ, пунктом 1 (1) Приложения N 1 к Постановлению N 99, Заказчиком установлено дополнительное требование к участникам электронного аукциона о наличии за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, при которых затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта культурного наследия, либо одного контракта (договора), заключенного в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" или Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, при которых не затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта культурного наследия. При этом стоимость такого одного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
Так, при наличии в документации о закупке видов работ по сохранению объектов культурного наследия, неустановление дополнительных требований к участникам закупки в соответствии с Постановлением N 99 противоречит части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно части 1 статьи 40 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон N 73-ФЗ) сохранение объекта культурного наследия - направленные на обеспечение физической сохранности объекта культурного наследия ремонтно-реставрационные работы, в том числе консервация объекта культурного наследия, ремонт памятника, реставрация памятника или ансамбля, приспособление объекта культурного наследия для современного использования, а также научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научно-методическое руководство, технический и авторский надзор.
Согласно части 6 статьи 45 Закона N 73-ФЗ, к проведению работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия допускаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Объектом настоящей закупки является выполнение соответствующих работ, в том числе, в отношении зданий и сооружений, находящихся по адресам:
N п/п |
Адрес |
1 |
3 |
1 |
Санкт-Петербург, Центральный район, пересечение Невского пр. и ул. Большая Конюшенная |
2 |
Санкт-Петербург, Центральный район, пересечение Невского пр. и ул. Малая Садовая |
3 |
Санкт-Петербург, Центральный район, пересечение Невского пр. и пл. Восстания |
4 |
Санкт-Петербург, Центральный район, пересечение Невского пр. и ул. Марата |
5 |
Санкт-Петербург, Центральный район, пересечение Невского пр. и ул. Думской |
6 |
Санкт-Петербург, Центральный район, пересечение Невского пр. и Литейного пр. |
7 |
Санкт-Петербург, Центральный район, пересечение Невского пр. и наб. канала Грибоедова |
Здания и сооружения, расположенные по указанным адресам в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2001 N 527 "О перечне объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, находящихся в г. Санкт-Петербурге", являются объектами культурного наследия федерального значения.
Сведения об указанных объектах включены в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (выписка во вложении).
Исходя из позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 8 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного 28.06.2017, невключение дополнительных требований в документацию нарушает принципы открытости, прозрачности проведения закупок, вводит в заблуждение потенциальных участников закупки относительно соответствия их требованиям заказчика. При этом возможность привлечения иных лиц (субподрядчиков) для исполнения государственного (муниципального) контракта не исключает необходимость наличия действующей лицензии у участников закупки.
Учитывая, что в силу части 1 статьи 40 Закона N 73-ФЗ, выполнение проектных и изыскательских работ в рамках объекта культурного наследия является мерами, направленными на обеспечение физической сохранности и сохранения историко- культурной ценности объекта культурного наследия федерального значения, Заказчику вменена обязанность по установлению дополнительных требований к участникам закупки при формировании извещения о проведении аукциона.
Таким образом, Комиссия УФАС приходит к выводу о правомерности установления Заказчиком дополнительных требований к участникам рассматриваемой закупки.
2. В силу ч. 3 ст. 63 Закона о контрактной системе, Заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Согласно ч. 2 ст. 63 Закона о контрактной системе, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает триста миллионов рублей либо начальная (максимальная) цена контракта на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства не превышает двух миллиардов рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за семь дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Согласно ч. 1 ст. 65 Закона о контрактной системе, в случае проведения электронного аукциона заказчик размещает в единой информационной системе документацию о таком аукционе в сроки, указанные в частях 2 и 3 статьи 63 настоящего Федерального закона, одновременно с размещением извещения о проведении такого аукциона.
Из содержания извещения и документации об аукционе следует, что начальная максимальная цена рассматриваемой закупки составляет 23 692 585,09 рублей. Следовательно, в данном случае Заказчик обязан разместить извещение о проведении закупки не менее чем за семь дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Комиссия УФАС отмечает, что в рассматриваемом случае учитываются как рабочие, так и выходные дни.
Согласно ст. 190 ГК РФ, установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами.
Ст. 191 ГК определено, что течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
В силу ст. 193 ГК РФ, если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
Из содержания информации, размещенной в ЕИС, следует, что извещение рассматриваемой закупки опубликовано Заказчиком 30.04.2021.
Согласно извещению о проведении аукциона, Заказчиком определена следующая дата окончания подачи заявок: 11.05.2021.
В связи с чем, Комиссия УФАС приходит к выводу о соблюдении Заказчиком требований к сроку размещения извещения и документации об аукционе, предусмотренных ч. 2 ст. 63 и ч. 1 ст. 65 Закона о контрактной системе.
Учитывая изложенное, Комиссия УФАС находит доводы Заявителя необоснованными.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 2, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "КЛЕВЕРТЕНДЕР" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 18 мая 2021 г. N 44-2214/21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.05.2021