Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
с участием представителей ГБДОУ детский сад комбинированного вида N 112 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга (далее - Заказчик):; в присутствии представителей ЗАО "БАЛАМА" (далее - Заявитель):,
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 15664-ЭП/21 от 11.05.2021) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на поставку противогазов и респираторов (извещение N 0372200171821000013) (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 27.04.2021 на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru, номер извещения N 0372200171821000013.
Начальная (максимальная) цена контракта - 176 350, 00 рублей.
ЗАО "БАЛАМА" в жалобе указало на неправомерные действия Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, в:
- нарушении правил описания объекта закупки;
- нарушении порядка разъяснений положений аукционной документации.
Представители Заказчика в ходе заседания Комиссии УФАС просили признать жалобу необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, представленные документы, пояснения Заказчика подтверждают следующие обстоятельства.
1. В соответствии с ч. 1 ст. 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с ч. 3 ст. 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, зарегистрированный в единой информационной системе и аккредитованный на электронной площадке, вправе направить с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
Согласно ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В силу ч. 5 ст. 65 Закона о контрактной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
Анализ извещения об осуществлении закупки показал, что 06.05.2021 Заказчиком размещено "Разъяснение положений документации об электронном аукционе от 06.05.2021 NРД1 Основание: Запрос о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе" следующего содержания:
"Уважаемый участник,
В ответ на Ваш запрос сообщаем следующую информацию:
1)Все указания на товарные знаки, встречающиеся в техническом задании, просим читать с дополнением "или эквивалент". Участник вправе предложить товар с любым товарным знаком, либо с отсутствием товарного знака, соответствующий потребностям Заказчика.
2)По позиции 1 "Противогаз" показатель "Поле зрения требуется 60%." просим читать в редакции "Поле зрения требуется не менее 60%".
3)По позиции 2 "Респиратор" Участник вправе предоставить в составе своей заявки дополнительные сведения, не противоречащие требованиям Заказчика и не ухудшающие свойства требуемого Заказчику товара.
4)Просим Участника обратить внимание, что согласно пункту 5.2 Проекта контракта, Поставщик обязан предоставить Заказчику документы, предусмотренные законом, иными правовыми актами или Контрактом. Упразднённые законодательством РФ документы к предоставлению не требуются. Также обращаем внимание Участников, что при подготовке аукционной документации Заказчик использует утверждённую типовую форму контракта".
Изучив вышеуказанный запрос о разъяснении положений аукционной документации, Комиссия УФАС пришла к выводу, что указанный запрос изменяет суть положений аукционной документации, а соответствующие изменения в её соответствующие разделы не внесены, что противоречит ч. 5 ст. 65 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
Согласно пп. 1 и 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Заказчики обязаны использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающуюся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
При формировании технического задания заказчику в рамках Закона о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам Закона о контрактной системе, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
Таким образом, при осуществлении закупки Заказчик вправе не только выбрать ее предмет, но и обязан определить его и описать в соответствии с нормами Закона о контрактной системе именно таким образом, чтобы участник закупки смог подать заявку на участие в торгах, соответствующую объективным и обоснованным требованиям Заказчика. При этом, Заказчик вправе в необходимой степени детализировать требования к товару, так как Закон о контрактной системе не содержит норм, ограничивающих право Заказчика включать в документацию требования к объекту закупки, которые являются для него значимыми, так и норм, обязывающих Заказчика устанавливать в документации, вопреки его потребностям, такие требования к характеристикам объекта закупки, которые соответствовали бы всем существующим видам товаров.
Требования к поставляемым товарам установлены Заказчиком в Приложении N 2 к Техническому заданию "Требования к значениям показателей (характеристик) товара, позволяющие определить соответствие установленным заказчиком требованиям".
В частности, в отношении товарной позиции N 1 "Противогаз" Заказчиком установлено требование: "Поле зрения требуется 60%".
В силу положений пп. 7 п. 4.4 ТР ТС 019/2011 допускается ограничение поля зрения не более чем на 30 процентов для всех средств индивидуальной защиты данного типа. То есть поле зрения лицевой части должно составлять не менее 70%.
Следовательно, в действиях Заказчика установлено п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
К аналогичным выводам Комиссия УФАС пришла в отношении доводов 1.2, 1.3 и 1.4 жалобы.
Согласно требованиям ТЗ Респиратор предназначен для защиты органов дыхания от всех видов аэрозолей (пыль, дым, туман, смог), пары и газы органического происхождения (растворители, лаки, краски бензин, спирты и др.), пары и газы кислых и неорганических опасных веществ (хлор и хлорсодержащие продукты), пары и газы основных опасных веществ (аммиак, амины)). Класс защиты требуется не ниже FFP2. Упаковка требуется индивидуальная, фольгированная.
Полумаски фильтрующие (респираторы) с дополнительной защитой от газов и паров (циклогексан, хлор, аммиак) входят в область распространения ПНСТ 284-2018.
В силу ч. 5 и п. 9.1 ч. 9 в наименовании и маркировке полумаски (респиратора), обеспечивающей защиту от аэрозолей, должен быть указан класс эффективности фильтрации аэрозолей - FFP1 или FFP2, или FFP3.
Согласно п. 4.2.1 и п. 5.7.1 ПНСТ 284-2018 в наименовании и маркировке полумаски (респиратора), обеспечивающей защиту от аэрозолей с дополнительной защитой от газов и паров (циклогексан, хлор, аммиак), должен быть указан класс эффективности фильтрации аэрозолей - FFP1 или FFP2, или FFP3, а также указана марка фильтрующей эффективности газов и паров (А, В, К - при обеспечении защиты от циклогексана, хлора, аммиака).
Таким образом, требование о необходимости поставки маски с уровнем защиты А,В,Е,К фактически неисполнимо, что противоречит п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Жалоба признана обоснованной.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 8, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ЗАО "БАЛАМА" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 2 ч. 1 ст. 33, ч. 5 ст. 65 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, его аукционной комиссии и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 18 мая 2021 г. N 44-2251/21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.05.2021