Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
СПб ГБУЗ "Стоматологическая поликлиника N 4" (далее - Заказчик);
ООО "Сибирский Тендер" (далее - Заявитель),
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. 15838-ЭП/21 от 12.05.2021) на действия Заказчика при определении поставщика путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по текущему ремонту помещений в здании ГБУЗ "Стоматология поликлиника N4" Выборгского района Санкт-Петербурга, по адресу: СПб, Костромской пр., д. 57, корп. 1 в 2021 году (извещение N 0372200122721000019) (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 05.05.2021 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200122721000019. Начальная (максимальная) цена контракта - 1 425 627,10 рублей.
В жалобе ООО "Сибирский Тендер" указывает на неправомерные действия Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, в нарушении правил описания объекта закупки.
Заказчик с доводами жалобы не согласны и считают ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей сторон, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
1. Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
Согласно ч. 6 ст. 68 Закона о контрактной системе установлен порядок проведения электронного аукциона, в соответствии с котором величина снижения начальной (максимальной) цены контракта (далее - "шаг аукциона") составляет от 0,5 процента до 5 процентов начальной (максимальной) цены контракта.
В п.6.2.4. Документации Заказчиком установлен следующий порядок подачи ценовых предложений в ходе проведения аукциона: Величина снижения начальной (максимальной) цены контракта (далее - "шаг аукциона") составляет от 0,5 процента до 5 процентов начальной (максимальной) цены контракта, но не менее чем сто рублей.
На заседании Комиссии УФАС Заказчик пояснил, что изменением, внесенным Федеральным законом от 31.12.2017 г. N 504-ФЗ с 01.07.2018 г., вводилось минимальное ограничение "шага аукциона" - 100 рублей, но это минимальное ограничение исключено изменением, внесенным Федеральным законом от 01.05.2019 г. N 71-ФЗ с 01.07.2019 г.
Указание Заказчиком в п. 6.2.4. аукционной документации формулировки "но не менее чем сто рублей" является технической ошибкой.
В связи с чем, Комиссия УФАС приходит к выводу, что вышеуказанное требование документации об аукционе не корреспондирует с ч. 6 ст. 68 Закона о контрактной системе, а данный довод жалобы является обоснованным.
2. В Документации Заказчиком установлен следующий срок выполнения работ:
Сроки поставки товара, завершения работы, оказания услуги:
Работы проводятся с 01.07.2021 года по 31.07.2021 года в действующем медицинском учреждении.
В Техническом задании Заказчиком установлено:
Срок выполнения работ: 31 (Тридцать один) календарный день в соответствии с графиком выполнения работ (Приложение N 4).
В Приложении N4 установлен следующий график выполнения работ:
График выполнения ремонтных работ
N п/п |
Наименование работ |
Сроки начала и окончания работ |
||||||
Календарные дни | ||||||||
1-3 день |
4 день |
5-7 день |
8-9 день |
10-11 день |
12-14 день |
15 день |
||
1. |
Отбивка штукатурки со стен и потолков |
Х |
|
|
|
|
|
|
2. |
Грунтовка поверхностей |
|
Х |
|
|
|
|
|
3. |
Штукатурка по сетке |
|
|
Х |
|
|
|
|
4. |
Ремонт кирпичной кладки |
|
|
|
Х |
|
|
|
5. |
Ремонт штукатурки |
|
|
|
|
Х |
|
|
6. |
Окраска фасада |
|
|
|
|
|
Х |
|
7. |
Погрузка и вывоз мусора |
|
|
|
|
|
|
Х |
Заявитель считает, что наличие данной противоречивой информации на момент подачи заявки не позволяет точно определить в какой срок необходимо выполнить работы - в течении 15 календарных дней или в течении 31 календарного дня, что не позволяет принять решение об участии в настоящем аукционе.
Заказчик пояснил следующее:
В п. 3.2. Технического задания установлен срок выполнения работ: 31 (Тридцать один) календарный день в соответствии с графиком выполнения работ (Приложение N4).
В п. 3.3. Технического задания указано окончание выполнения работ: не позднее 31.07.2021 г.
В п. 3.2. Технического задания также отмечено, что начало выполнения работ - в течение 1 (Одного) рабочего дня с момента подписания Акта приема-передачи Объекта для выполнения работ.
Акт приема-передачи Объекта для выполнения работ должен быть подписан... в течение 1 (Одного) рабочего дня с момента подписания настоящего Контракта.
Аналогичные положения указаны в п. 3.1. Контракта.
Пункт 2 Информационной карты аукциона содержит следующую формулировку: "Работы проводятся с 01.07.2021 года по 31.07.2021 года в действующем медицинском учреждении". То есть однозначно очевидно, что работы должна быть закончены не позднее 31.07.2021 г. и выполняться в течение 31 (Тридцати одного) календарного месяца.
В графике выполнения ремонтных работ (Приложение N2) к проекту Контракта изначально указаны ориентировочные сроки, в которые должны проводиться отдельные работы - примерное количество календарных дней. Таким образом, работы могут быть завершены ранее, в течение 15 (Пятнадцати) календарных дней, однако Заказчик должен уложиться в срок 31 (Тридцать один) календарный день.
В п. 5.2.2. проекта Контракта установлено, что Подрядчик обязан "...завершить работы в сроки, установленные в разделе 3 настоящего Контракта".
Позднее в связи с запросом N 1388867 от 11.05.2021 г. был размещен ответ на запрос, в пункте 2 которого даны разъяснения, что срок выполнения работ - 31 (Тридцать один) календарный день. Приложение N2 к проекту Контракта предложено читать в новой редакции, приложением к ответу на запрос является отредактированный график выполнения ремонтных работ.
На основании изложенного, Комиссия УФАС приходит к выводу, что довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.
Согласно п.п. 1 и 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Заказчики обязаны использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать:
1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:
а) наименование страны происхождения товара;
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
Требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных ч.ч. 3 или 3.1 и 5 настоящей статьи документов и информации, не допускается (ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе).
Исходя из буквального толкования ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе следует, что участникам вменена обязанность предоставлять конкретные показатели товаров исключительно в случае их непосредственной поставки, но не использования при выполнении работ, что так же однозначно следует из следующего положения: "при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг должна содержать наименование страны происхождения товара, конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии)", при этом отождествление Заказчиком понятий "товара поставляемого Заказчику при выполнении работ" (в ред. Закона о контрактной системе от 27.12.2019 N 44-ФЗ) и "используемого при выполнении работ" (п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе в ред. от 29.06.2018) очевидно неправомерно, поскольку действующей редакцией Закона о контрактной системе однозначно установлено, что участникам вменена обязанность предоставления конкретных показателей товаров исключительно в случае их поставки Заказчику.
Согласно подпункта 3.1.3 части I Документации об электронном аукционе Первая часть заявки должна содержать:
1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар:
а) наименование страны происхождения товара.
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
При указании конкретных показателей поставляемого товара или товара, используемого для выполнения работы, оказания услуги, участник закупки вправе воспользоваться формой "Сведения о функциональных, технических и качественных, эксплуатационных характеристиках объекта закупки" приведенным в техническом задании документации об аукционе и порядком ее заполнения:
Порядок предоставления информации о конкретных показателях приведен в подпункте 3.1.3 части I Документации об аукционе.
По мнению Комиссии УФАС, Заказчик при проведении закупки работ, услуг не вправе требовать предоставления в составе заявки конкретных показателей товара, соответствующих значениям, установленным в документации о закупке, указание на товарный знак (при наличии), если:
1) товар не передается заказчику по товарной накладной или акту передачи;
2) товар не принимается к бухгалтерскому учету заказчика в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете";
3) товаром являются строительные и расходные материалы, моющие средства и т.п., используемые при выполнении работ, оказании услуг, без которых невозможно выполнить (оказать) такую работу (услугу).
Аналогичная позиция отражена в письме ФАС России от 25.06.2020 N ИА/53616/20 "По вопросу установления требований к составу заявки (поставляемый, используемый товар)"
Дополнительно следует отметить, что сами по себе требования к качественным характеристикам товара (поставляемому и используемому) устанавливаются заказчиком в соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе и Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" как для соблюдения интересов Заказчика путем обеспечения возможности осуществления проверки качества товара и надлежащего исполнения подрядчиком/исполнителем обязательств по контракту, так и для соблюдения прав и интересов участников закупки, которые могут оценить и рассчитать свои возможности для надлежащего выполнения работ и добросовестного исполнения обязательств по контракту.
Документацией об аукционе помимо требований к функциональным, техническим, качественным и эксплуатационным характеристикам товаров, предусмотрены условия о количестве товаров, сроках их поставки, стоимости товаров и о порядке их приемки.
В доводах жалобы не дана оценка указанным положениям документации об аукционе, не принято во внимание, что договор носит признаки смешанного договора, Заказчиком определено количество поставляемого товара, что является существенным условием договора поставки.
Комиссия УФАС отмечает, что частью 9 ст. 105 Закона о контрактной системе предусмотрено, что к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Следовательно, бремя доказывания при рассмотрении жалобы в контрольном органе в сфере закупок Законом о контрактной системе возлагается на лицо, подавшее жалобу на соответствующие действия Заказчика в порядке Главы 6 Закона о контрактной системе
Вместе с тем, в нарушение ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе подателем жалобы не представлено доказательств, однозначным образом подтверждающих доводы Заявителя о том, что в аукционной документации установлены незаконные требования к составу первой части заявки, в связи с чем Комиссия УФАС приходит к выводу, что данный довод жалобы не находит своего подтверждения.
4. В соответствии с ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать информацию, указанную в извещении о проведении такого аукциона.
Согласно п. 7 ст. 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, размер и порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок на участие в закупке.
Заказчиком в Документации установлены следующие банковские реквизиты для перечисления денежных средств в качестве обеспечения исполнения контракта:
В случае если обеспечение исполнения контракта предоставляется в виде внесения денежных средств, участник электронного аукциона, с которым заключается контракт, перечисляет денежные средства, указанные в пункте 1 настоящего раздела на счет:
ИНН 7802171726, КПП 780201001 СПб ГБУЗ "Стоматологическая поликлиника N4"
Юридический адрес: 194044, СПб, Беловодский пер., д. 1, литера Л
текущий счет 401 028 109 453 700 000 05 в СЕВЕРО - ЗАПАДНОЕ ГУ БАНКА РОССИИ //УФК ПО г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГУ Г., САНКТ-ПЕТЕРБУРГ. Получатель Комитет Финансов Санкт-Петербурга (СПб ГБУЗ "Стоматологическая поликлиника N 4" л/с 0501025), БИК 01 403 01 06
Однако в Извещении установлены иные банковские реквизиты:
Платежные реквизиты для обеспечения исполнения контракта
p/c 40601810200003000000, л/c 0501025, БИК 044030001
Наличие данной противоречивой информации не позволяет точно и достоверно определить на какой счет перечислять денежные средства в качестве обеспечения заявок, что может привести к признанию победителя электронного аукциона уклонившимся от заключения контракта в случае перечисления денег на другой счет и внесению сведений о нем в реестр недобросовестных поставщиков.
В связи с чем, Комиссия УФАС приходит к выводу, что Заказчиком нарушен п. 7 ст. 42 Закона о контрактной системе, а данный довод жалобы является обоснованным.
5. В соответствии с ч. 2.2 ст. 96 Закона о контрактной системе, Заказчик вправе установить в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом требование обеспечения гарантийных обязательств в случае установления требований к таким обязательствам в соответствии с частью 4 статьи 33 настоящего Федерального закона. Размер обеспечения гарантийных обязательств не может превышать десять процентов от начальной (максимальной) цены контракта.
В извещении и Документации Заказчиком установлен следующий размер обеспечения исполнения контракта:
пункт 8.3 части I |
Обеспечение исполнения контракта |
1. Участник электронного аукциона, с которым заключается контракт должен предоставить обеспечение исполнения контракта в сроки и порядке, предусмотренном частью I документации об аукционе и настоящим разделом, в размере 10% начальной (максимальной) цены Контракта, что в рублевом эквиваленте составляет 142 562 (Сто сорок две тысячи пятьсот шестьдесят два) руб. 71 коп., НДС не облагается. |
Однако, в Проекте контракта Заказчиком установлен иной размер обеспечения исполнения контракта:
2.1. Документы, подтверждающие предоставление Подрядчиком обеспечение исполнения Контракта, являются неотъемлемой частью Контракта. Настоящий контракт заключается только после предоставления Подрядчиком обеспечения исполнения Контракта в размере 10% от цены, по которой заключается контракт, за исключением случаев, когда Подрядчиком является казенное учреждение.
В связи с чем, Комиссия УФАС приходит к выводу, что Заказчиком нарушена ч. 2.2 ст. 96 Закона о контрактной системе, а данный довод жалобы является обоснованным.
6. Комиссия УФАС отмечает, что в материалах дела отсутствуют сведения, позволяющие утверждать, что выявленные нарушения повлияли на права и законные интересы участников закупки и повлияли на результаты закупки.
В части остальных доводов Заявителя о возможных нарушениях Заказчиком Закона о контрактной системе, Комиссия УФАС находит жалобу необоснованной.
Таким образом, Комиссией УФАС в соответствии с п. 3.35 Административного регламента принято решение обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать в связи с отсутствием доказательств того, что выявленные нарушения повлияли на результаты закупки.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 2, 8, 19, 33, 59, 64, 99, 105, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Сибирский Тендер" частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение ч. 6 ст. 68, п. 7 ст. 42, ч. 2.2 ст. 96 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении выявленного нарушения не выдавать в связи с отсутствием доказательств того, что оно повлияло на результаты закупки.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 19 мая 2021 г. N 44-2322/21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.05.2021