Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС),
при участии представителей:
ГБДОУ детский сад N 128 Выборгского района Санкт-Петербурга (далее - Заказчик);
в отсутствие представителей:
Администрации Выборгского района Санкт-Петербурга (далее - Уполномоченный орган), уведомленного о заседании Комиссии УФАС;
ООО "СЕВЕРНАЯ СТОЛИЦА" (далее - Заявитель) уведомленного о заседании Комиссии УФАС;
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 15362-ЭП/21 от 06.05.2021) на действия Уполномоченного органа, Заказчика при определении исполнителя путем проведения конкурса с ограниченным участием в электронной форме на оказание услуг по организации питания для государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад N128 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей Выборгского района Санкт-Петербурга (извещение N 0172200004621000072) (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса с ограниченным участием в электронной форме размещено 15.03.2021 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0172200004621000072.
Начальная (максимальная) цена контракта - 27 655 903,71 рубля
В жалобе Заявитель указал на неправомерные действия Заказчика, выразившиеся, по его мнению, в установлении ненадлежащего порядка оценки в рамках нестоимостного критерия "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации", критерия "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки".
Представитель Заказчика в ходе заседания Комиссии УФАС пояснил, что не согласен с доводами жалобы и ходатайствовал признать жалобу необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей сторон, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства:
1. Согласно ч. 4 ст. 56.1 Закона о контрактной системе, при проведении конкурса с ограниченным участием в электронной форме применяются положения Закона о контрактной системе о проведении открытого конкурса в электронной форме с учетом особенностей, определенных ст. 56.1 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать, в том числе критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с Законом о контрактной системе.
Согласно ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 (далее - Правила).
В соответствии с п. 3 Правил "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями Правил оценки, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках участников закупки, которые не были отклонены.
Согласно пп. "б" п. 4 Правил в целях Правил для оценки заявок заказчик устанавливает в документации о закупке, в том числе нестоимостной критерий "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (далее - квалификация).
В соответствии с п. 10 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Согласно п. 27 Правил показателями нестоимостного критерия оценки квалификация могут быть следующие показатели (с учетом особенностей, предусмотренных пунктами 27(1) и 27(4) Правил):
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
В соответствии с п. 11 Правил для оценки заявок по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Таким образом, положениями законодательства о контрактной системе предусмотрено, что порядок оценки по показателю, устанавливаемому в конкурсной документации, должен содержать:
- предмет оценки, позволяющий определить исчерпывающий перечень сведений, подлежащих оценке конкурсной комиссией и, соответственно, подлежащих представлению участниками закупки в своих заявках для получения оценки по данному критерию (показателю);
- зависимость (формула расчета количества баллов или шкала оценки) между количеством присваиваемых баллов и представляемыми сведениями по данному критерию (показателю) в случае, если возможна количественная оценка представляемых сведений;
- инструкцию по заполнению заявки, позволяющую определить, какие именно сведения подлежат описанию и представлению участниками закупки для оценки конкурсной комиссией.
Заказчиком для оценки заявок по критерию "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" в пункте 16.4 раздела 16 конкурсной документации установлен показатель "Деловая репутация участника закупки", предметом которого является значение индекса деловой репутации участника закупки.
В рамках показателя "Деловая репутация участника конкурса" критерия "Квалификация участников закупки в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" для определения значения индекса деловой репутации участника закупки установлены следующие факторы:
1) фактор "История", характеризующий продолжительность присутствия (нахождения) участника закупки на рынке по своему профилю экономической деятельности (Х1);
2) фактор "Средства", зависящий от обеспеченности участника закупки материальными ресурсами, необходимыми для поставки товара, выполнения работ, оказания услуг (Х2);
3) фактор "Кадры", характеризующий наличие у участника закупки руководителей и квалифицированных специалистов (Х3);
4) фактор "Имидж", характеризующий восприятие участника закупки клиентами и обществом в целом (Х4).
В свою очередь, в рамках показателя "Деловая репутация участника конкурса" критерия "Квалификация участников закупки в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" субфактор Х1.1 "Количество лет на рынке" фактора "История" определяется следующим образом:
Количество лет на рынке в годах |
Менее 3 |
От 3 (включительно) до 5 (включительно) |
От 6 (включительно) до 8 (включительно) |
9 и более |
Значение субфактора Х1.1 без учета коэффициента значимости субфактора |
0 |
20 |
60 |
100 |
Значение субфактора Х1.1 с учетом коэффициента значимости субфактора |
0 |
20 |
60 |
100 |
Значение субфактора Х1.1 с учетом коэффициента значимости фактора Х1 |
0 |
2 |
6 |
10 |
В рамках показателя "Деловая репутация участника конкурса" критерия "Квалификация участников закупки в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" по субфактору "Количество лет на рынке" фактора "История" для подтверждения количества лет на рынке участнику закупки необходимо предоставить следующие документы (их копии): свидетельства о присвоении основного государственного регистрационного номера и свидетельства о присвоении идентификационного налогового номера, или лист записи единого государственного реестра юридических лиц/индивидуальных предпринимателей; не менее одного контракта (договора), аналогичного объекту закупки настоящего конкурса, заключенного за каждый прошедший календарный год беспрерывной работы и документов, подтверждающих полное исполнение представленных контрактов (договоров); иные документы в соответствии с требованиями настоящего пункта конкурсной документации.
Таким образом, по субфактору "Количество лет на рынке" фактора "История" показателя "Деловая репутация участника конкурса" в конкурсной документации установлена шкала оценки заявок в соответствии с п. 11, п. 29 Правил, предполагающая однозначное начисление баллов пропорционально представленным сведениям в заявках участников.
Комиссия УФАС отмечает, что Закон о контрактной системе, а также Правила не ограничивают право Заказчика самостоятельно формировать перечень документов и информации, подтверждающих наличие у участника конкурса соответствующей деловой репутации, а непредставление документов и сведений по показателю "Деловая репутация" не влечет за собой отклонение заявки участника, следовательно в рассматриваемом случае Комиссия УФАС не усматривает в действиях Заказчика признаков нарушения Закона о контрактной системе.
2. Согласно ч. 4 ст. 56.1 Закона о контрактной системе, при проведении конкурса с ограниченным участием в электронной форме применяются положения Закона о контрактной системе о проведении открытого конкурса в электронной форме с учетом особенностей, определенных ст. 56.1 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать, в том числе критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с Законом о контрактной системе.
Согласно ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правилами.
В соответствии с п. 3 Правил "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями Правил оценки, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках участников закупки, которые не были отклонены.
Согласно пп. "б" п. 4 Правил в целях Правил для оценки заявок заказчик устанавливает в документации о закупке, в том числе нестоимостной критерий "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (далее - квалификация).
В соответствии с п. 10 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Согласно п. 27 Правил показателями нестоимостного критерия оценки квалификация могут быть следующие показатели (с учетом особенностей, предусмотренных пунктами 27(1) и 27(4) Правил):
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
В соответствии с п. 11 Правил для оценки заявок по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Таким образом, положениями законодательства о контрактной системе предусмотрено, что порядок оценки по показателю, устанавливаемому в конкурсной документации, должен содержать:
- предмет оценки, позволяющий определить исчерпывающий перечень сведений, подлежащих оценке конкурсной комиссией и, соответственно, подлежащих представлению участниками закупки в своих заявках для получения оценки по данному критерию (показателю);
- зависимость (формула расчета количества баллов или шкала оценки) между количеством присваиваемых баллов и представляемыми сведениями по данному критерию (показателю) в случае, если возможна количественная оценка представляемых сведений;
- инструкцию по заполнению заявки, позволяющую определить, какие именно сведения подлежат описанию и представлению участниками закупки для оценки конкурсной комиссией.
Заказчиком для оценки заявок по критерию "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" в пункте 16.4 раздела 16 конкурсной документации установлен показатель "Деловая репутация участника закупки", предметом которого является значение индекса деловой репутации участника закупки.
В рамках показателя "Деловая репутация участника конкурса" критерия "Квалификация участников закупки в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" для определения значения индекса деловой репутации участника закупки установлены следующие факторы:
1) фактор "История", характеризующий продолжительность присутствия (нахождения) участника закупки на рынке по своему профилю экономической деятельности (Х1);
2) фактор "Средства", зависящий от обеспеченности участника закупки материальными ресурсами, необходимыми для поставки товара, выполнения работ, оказания услуг (Х2);
3) фактор "Кадры", характеризующий наличие у участника закупки руководителей и квалифицированных специалистов (Х3);
4) фактор "Имидж", характеризующий восприятие участника закупки клиентами и обществом в целом (Х4).
В свою очередь, в рамках субфактора "Обеспеченность материально-техническими ресурсами" фактора "Средства" показателя "Деловая репутация участника конкурса" критерия "Квалификация участников закупки в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" оценивается наличие у участника закупки материально-технической базы.
Согласно пункту 16.4 раздела 16 конкурсной документации в рамках показателя "Деловая репутация участника конкурса" критерия "Квалификация участников закупки в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" по субфактору "Обеспеченность материально-техническими ресурсами" фактора "Средства" для подтверждения наличия в аренде (лизинге) транспортных средств, холодильного или весоизмерительного оборудования участнику закупки также необходимо предоставить копии договора(-ов) аренды (лизинга) соответствующего(-их) материально-технического(-их) ресурса(-ов), с приложением акта приема-передачи соответствующего(-их) материально-технического(-их) ресурса(-ов) от арендодателя участнику закупки (арендатору), содержащим сведения, позволяющие определенно установить имущество, переданное арендатору в качестве объекта аренды (лизинга). При этом, срок действия договора (-ов) аренды соответствующего (-их) материально-технического(-их) ресурса(-ов) должен покрывать весь срок исполнения контракта, на право заключения которого проводится настоящий конкурс.
Комиссия УФАС отмечает, что Закон о контрактной системе, а также Правила не ограничивают право Заказчика самостоятельно формировать перечень документов и информации, подтверждающих наличие у участника конкурса соответствующей деловой репутации, а непредставление документов и сведений по показателю "Деловая репутация" не влечет за собой отклонение заявки участника, следовательно в рассматриваемом случае Комиссия УФАС не усматривает в действиях Заказчика признаков нарушения Закона о контрактной системе.
3. Согласно ч. 4 ст. 56.1 Закона о контрактной системе, при проведении конкурса с ограниченным участием в электронной форме применяются положения Закона о контрактной системе о проведении открытого конкурса в электронной форме с учетом особенностей, определенных ст. 56.1 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать, в том числе критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с Законом о контрактной системе.
Согласно ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правилами.
В соответствии с п. 3 Правил "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями Правил оценки, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках участников закупки, которые не были отклонены.
Согласно пп. "б" п. 4 Правил в целях Правил для оценки заявок заказчик устанавливает в документации о закупке, в том числе нестоимостной критерий "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (далее - квалификация).
В соответствии с п. 10 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Согласно п. 27 Правил показателями нестоимостного критерия оценки квалификация могут быть следующие показатели (с учетом особенностей, предусмотренных пунктами 27(1) и 27(4) Правил):
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
В соответствии с п. 11 Правил для оценки заявок по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Заказчиком для оценки заявок по критерию "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" в пункте 16.4 раздела 16 конкурсной документации установлен показатель "Деловая репутация участника закупки", предметом которого является значение индекса деловой репутации участника закупки.
В рамках показателя "Деловая репутация участника конкурса" критерия "Квалификация участников закупки в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" для определения значения индекса деловой репутации участника закупки установлены следующие факторы:
1) фактор "История", характеризующий продолжительность присутствия (нахождения) участника закупки на рынке по своему профилю экономической деятельности (Х1);
2) фактор "Средства", зависящий от обеспеченности участника закупки материальными ресурсами, необходимыми для поставки товара, выполнения работ, оказания услуг (Х2);
3) фактор "Кадры", характеризующий наличие у участника закупки руководителей и квалифицированных специалистов (Х3);
4) фактор "Имидж", характеризующий восприятие участника закупки клиентами и обществом в целом (Х4).
В доводах жалобы Заявитель указывает на несоответствие установленного в рамках показателя "Деловая репутация участника закупки" критерия "Квалификация участников закупки в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" субфактора "Органы управления" фактора "Кадры" требованиям п. 8 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе.
Положениями законодательства о контрактной системе предусмотрена оценка заявок по показателю "деловая репутация участника закупки", следовательно, в случае использования такого показателя, конкурсная документация должна содержать:
- предмет оценки, позволяющий определить исчерпывающий перечень сведений, подлежащих оценке конкурсной комиссией и, соответственно, подлежащих представлению участниками закупки в своих заявках для получения оценки по данному критерию (показателю);
- зависимость (формула расчета количества баллов или шкала оценки) между количеством присваиваемых баллов и представляемыми сведениями по данному критерию (показателю) в случае, если возможна количественная оценка представляемых сведений;
- инструкцию по заполнению заявки, позволяющую определить, какие именно сведения подлежат описанию и представлению участниками закупки для оценки конкурсной комиссией.
По смыслу приведенных положений, в случае, если возможна количественная оценка представляемых сведений участниками закупки, между такими сведениями и количеством присваемых баллов должна быть зависимость, которая определяется посредством необходимой формулы или шкалы и выражается в их взаимном соотношении друг с другом, а именно: определенное количество присваемых баллов соответствует определенному показателю, в свою очередь, возможное количественное изменение показателя оценки обязательно должно изменять количество присваемых баллов в соответствии с предусмотренными п. 11 Правил интервалами их изменений или используемой формулой.
Этот вывод следует и из содержания п. 29 Правил, предписывающего, что для использования в целях оценки заявок (предложений) шкалы оценки заказчик в документации о закупке должен установить количество баллов, присуждаемое за определенное значение критерия оценки (показателя), предложенное участником закупки. В случае если используется несколько показателей, значение, определенное в соответствии со шкалой оценки, должно быть скорректировано с учетом коэффициента значимости показателя.
Введение заказчиком такого коэффициента означает, что количество баллов, присуждаемое за определенное значение критерия оценки (показателя), предложенное участником закупки, будет увеличено или уменьшено по условиям выбора лучшего предложения конкурса на размер коэффициента. Такая корректировка будет иметь пропорциональный, то есть соразмерный, характер, обусловленный результатами арифметического, а не произвольного вычисления.
Право заказчика самостоятельно определить в конкурсной документации используемые для оценки нестоимостные критерии оценки (показатели) и предусмотреть формулу расчета количества баллов или шкалу оценки, по смыслу приведенных выше норм Закона о контрактной системе и Правил, не только не допускает, а напротив, предполагает, что в конкурсной документации, кроме иного, должна быть указана соответствующая зависимость между количеством присваиваемых баллов и представляемыми участниками закупки сведениями по упоминаемым критериям в случае, если возможна количественная оценка представляемых сведений.
Иной подход не отвечал бы самой цели Закона о контрактной системе, предусмотренной в его ст. 1 (повышение эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечение гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок), и, как следствие, не обеспечивал выявление объективно лучшего условия исполнения контракта и допускал неэффективное использование денежных средств, затрачиваемых для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Конкурсной документацией в оспариваемой части предусмотрен следующий порядок оценки:
"В рамках показателя "Деловая репутация участника конкурса" критерия "Квалификация участников закупки в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" по фактору "Кадры" применяются следующие субфакторы: Х3.1 - "Органы управления", Х3.2 - "Среднее звено".
В рамках показателя "Деловая репутация участника конкурса" критерия "Квалификация участников закупки в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" коэффициент значимости субфактора "Органы управления" фактора "Кадры" равен "0,10", а коэффициент значимости субфактора "Среднее звено" фактора "Кадры" равен "0,90".
В рамках показателя "Деловая репутация участника конкурса" критерия "Квалификация участников закупки в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" значение субфактора Х3.1 характеризует уровень образования и стаж работы в должности в организации (у участника закупки) руководителей организации (генерального директора и главного бухгалтера) и определяется следующим образом:
Таблица "Определение числового значения за образование и стаж работы одного сотрудника":
Образование\Стаж работы |
менее 6 месяцев |
От 6 месяцев (включительно) до 11 месяцев (включительно) |
12 месяцев и более |
Отсутствие средне-специального образования и отсутствие высшего образования |
0 |
20 |
40 |
Наличие средне-специального образования и отсутствие высшего образования |
5 |
25 |
45 |
Наличие высшего образования и отсутствие или наличие средне-специального образования |
10 |
30 |
50 |
Таблица "Определение значения субфактора Х3.1 без учета коэффициента значимости субфактора"*(1):
Числовое значение за образование и стаж работы генерального директора\ Числовое значение за образование и стаж работы главного бухгалтера |
50 |
45 |
40 |
30 |
25 |
20 |
10 |
5 |
0 |
50 |
100 |
95 |
90 |
80 |
75 |
70 |
60 |
55 |
50 |
45 |
95 |
90 |
85 |
75 |
70 |
65 |
55 |
50 |
45 |
40 |
90 |
85 |
80 |
70 |
65 |
60 |
50 |
45 |
40 |
30 |
80 |
75 |
70 |
60 |
55 |
50 |
40 |
35 |
30 |
25 |
75 |
70 |
65 |
55 |
50 |
45 |
35 |
30 |
25 |
20 |
70 |
65 |
60 |
50 |
45 |
40 |
30 |
25 |
20 |
10 |
60 |
55 |
50 |
40 |
35 |
30 |
20 |
15 |
10 |
5 |
55 |
50 |
45 |
35 |
30 |
25 |
15 |
10 |
5 |
0 |
50 |
45 |
40 |
30 |
25 |
20 |
10 |
5 |
0 |
_В рамках показателя "Деловая репутация участника конкурса" критерия "Квалификация участников закупки в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" по субфактору "Органы управления" фактора "Кадры" в случае, если обязанности главного бухгалтера исполняет генеральный директор, то числовое значение за образование и стаж работы главного бухгалтера равно 0".
В силу п. 1 ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон о бухгалтерском учете) субъекты малого предпринимательства вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность.
В соответствии с ч. 3 ст. 7 Закона о бухгалтерском учете руководитель экономического субъекта, который в соответствии с настоящим Федеральным законом вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, может принять ведение бухгалтерского учета на себя.
При этом порядком оценки установлено, что в случае, если обязанности главного бухгалтера исполняет генеральный директор, то числовое значение за образование и стаж работы главного бухгалтера будет оценено в 0 баллов. Данные условия порядка оценки не способствуют выявлению лучших условий исполнения контракта, помимо этого, Заказчиком однозначно не установлен критерий стажа работы в организации (одной или нескольких), следовательно, Комиссия УФАС находит признаки нарушения п. 8 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе.
В ходе заседания Комиссии УФАС представитель Заказчика должным образом не смог возразить касательно отсутствия в этом условии механизма выявления лучших условий исполнения контракта на право которого проводится данный конкурс. Следовательно, данный довод жалобы является обоснованным.
4. Согласно ч. 4 ст. 56.1 Закона о контрактной системе, при проведении конкурса с ограниченным участием в электронной форме применяются положения Закона о контрактной системе о проведении открытого конкурса в электронной форме с учетом особенностей, определенных ст. 56.1 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать, в том числе критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с Законом о контрактной системе.
Согласно ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правилами.
В соответствии с п. 3 Правил "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями Правил оценки, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках участников закупки, которые не были отклонены.
Согласно пп. "б" п. 4 Правил в целях Правил для оценки заявок заказчик устанавливает в документации о закупке, в том числе нестоимостной критерий "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (далее - квалификация).
В соответствии с п. 10 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Согласно п. 27 Правил показателями нестоимостного критерия оценки квалификация могут быть следующие показатели (с учетом особенностей, предусмотренных пунктами 27(1) и 27(4) Правил):
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
В соответствии с п. 11 Правил для оценки заявок по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Таким образом, положениями законодательства о контрактной системе предусмотрено, что порядок оценки по показателю, устанавливаемому в конкурсной документации, должен содержать:
- предмет оценки, позволяющий определить исчерпывающий перечень сведений, подлежащих оценке конкурсной комиссией и, соответственно, подлежащих представлению участниками закупки в своих заявках для получения оценки по данному критерию (показателю);
- зависимость (формула расчета количества баллов или шкала оценки) между количеством присваиваемых баллов и представляемыми сведениями по данному критерию (показателю) в случае, если возможна количественная оценка представляемых сведений;
- инструкцию по заполнению заявки, позволяющую определить, какие именно сведения подлежат описанию и представлению участниками закупки для оценки конкурсной комиссией.
Заказчиком для оценки заявок по критерию "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" в пункте 16.4 раздела 16 конкурсной документации установлен показатель "Деловая репутация участника закупки", предметом которого является значение индекса деловой репутации участника закупки.
В рамках показателя "Деловая репутация участника конкурса" критерия "Квалификация участников закупки в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" для определения значения индекса деловой репутации участника закупки установлены следующие факторы:
1) фактор "История", характеризующий продолжительность присутствия (нахождения) участника закупки на рынке по своему профилю экономической деятельности (Х1);
2) фактор "Средства", зависящий от обеспеченности участника закупки материальными ресурсами, необходимыми для поставки товара, выполнения работ, оказания услуг (Х2);
3) фактор "Кадры", характеризующий наличие у участника закупки руководителей и квалифицированных специалистов (Х3);
4) фактор "Имидж", характеризующий восприятие участника закупки клиентами и обществом в целом (Х4).
В свою очередь, в рамках субфактора "Благодарности" фактора "Имидж" показателя "Деловая репутация участника конкурса" критерия "Квалификация участников закупки в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" оценивается наличие положительных отзывов/благодарственных писем, выданных по результатам надлежаще исполненных контрактов (договоров) на оказание услуг по организации питания за период с 01.01.2019 по дату окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе, в соответствии со шкалой оценки по указанному субфактору, установленной в п. 16.4 раздела 16 конкурсной документации.
Комиссия УФАС отмечает, что Закон о контрактной системе, а также Правила не ограничивают право Заказчика самостоятельно формировать перечень документов и информации, подтверждающих наличие у участника конкурса соответствующей деловой репутации, а непредставление документов и сведений по показателю "Деловая репутация" не влечет за собой отклонение заявки участника, следовательно в рассматриваемом случае Комиссия УФАС не усматривает в действиях Заказчика признаков нарушения Закона о контрактной системе.
5. Согласно ч. 4 ст. 56.1 Закона о контрактной системе, при проведении конкурса с ограниченным участием в электронной форме применяются положения Закона о контрактной системе о проведении открытого конкурса в электронной форме с учетом особенностей, определенных ст. 56.1 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация должна содержать предусмотренные ст. 54.4 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса в электронной форме, к составу заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе в электронной форме.
Согласно п. 8 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе, для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Правилами.
При этом, согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Исходя из совокупности положений п.п. 4 и 8 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе, а также пункта 3 Правил, конкурсная документация должна содержать порядок оценки заявок, который объективно позволяет выявить лучшие условия исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены. Порядок оценки должен позволять выявить лучшее предложение об условиях исполнения контракта с учетом зависимости между количеством присваиваемых баллов и представляемыми участниками закупки сведениями по соответствующему показателю.
В соответствии с п. 11 Правил, для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
Сумма величин значимости показателей критерия оценки должна составлять 100 процентов.
Согласно п. 25 Правил, показателями нестоимостного критерия оценки "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок", в том числе, могут быть:
а) качество товаров (качество работ, качество услуг);
б) функциональные, потребительские свойства товара;
в) соответствие экологическим нормам.
Таким образом, положениями законодательства о контрактной системе предусмотрена оценка заявок по показателю "Качество товаров (качество работ, качество услуг)", следовательно, в случае использования такого показателя, конкурсная документация должна содержать:
- предмет оценки, позволяющий определить исчерпывающий перечень сведений, подлежащих оценке конкурсной комиссией и, соответственно, подлежащих представлению участниками закупки в своих заявках для получения оценки по данному критерию (показателю);
- зависимость (формула расчета количества баллов или шкала оценки) между количеством присваиваемых баллов и представляемыми сведениями по данному критерию (показателю) в случае, если возможна количественная оценка представляемых сведений;
- инструкцию по заполнению заявки, позволяющую определить, какие именно сведения подлежат описанию и представлению участниками закупки для оценки конкурсной комиссией.
Конкурсной документацией в рамках спорного показателя установлен следующий порядок оценки:
"16.5. Оценка заявок по нестоимостному критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки"
Значимость критерия: 30%.
Коэффициент значимости критерия: 0,30.
Для оценки заявок по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" устанавливается следующий показатель:
п/н показателя |
Показатели оценки заявок по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" |
коэффициент значимости показателя (КЗ), целые |
1. |
Качество товаров (качество работ, качество услуг) |
1 |
Для расчета рейтинга заявки (предложения) по показателю, баллы, присуждаемые этой заявке, умножаются на соответствующую указанному показателю значимость.
Рейтинг в баллах, присуждаемый i-ой заявке по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки", определяется по формуле:
НЦБi1 = НЦБi1.1 0,30, где:
НЦБi1.1 - количество баллов, присуждаемых i-ой заявке по показателю "Качество товаров (качество работ, качество услуг)", умноженное на коэффициент значимости показателя.
Максимальное значение показателя составляет 100 баллов.
В рамках показателя "Качество товаров (качество работ, качество услуг)" оценивается предложение участника закупки в отношении качественных характеристик объекта закупки, выраженное в представлении соответствующей информации по каждому блюду, исчерпывающий перечень которых содержится в приложении N 1 к техническому заданию конкурсной документации (далее - Предложение).
Начисление баллов по показателю "Качество товаров (качество работ, качество услуг)" критерия "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" осуществляется по шкале оценки:
N/пп |
Значение показателя |
Количество присуждаемых баллов |
1 |
Наличие Предложения |
100 |
2 |
Отсутствие Предложения |
0 |
В рамках показателя "Качество товаров (качество работ, качество услуг)" критерия "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" под соответствующей информацией понимается следующая информация: наименование блюда, номер рецептуры и наименование сборника рецептур (с указанием года выпуска и автора (под чьей редакцией) блюд, кулинарных изделий, мучных кондитерских и хлебобулочных изделий для предприятий общественного питания, официально изданного на территории РФ, по которым предполагается приготовление соответствующего блюд, либо указание на то, что блюдо предполагается готовить по калькуляционной карте, наименования продуктов, из которых предполагается готовить соответствующее блюдо, нормы расхода продуктов брутто и нетто на одну порцию, вес готового блюда (кулинарного изделия, мучного кондитерского и хлебобулочного изделия), химический состав блюда, а также технология приготовления блюда.
В рамках показателя "Качество товаров (качество работ, качество услуг)" критерия "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" одним и тем же блюдом считаются блюда с одинаковыми наименованием, выходом и всеми иными сведениями, содержащимися в приложении N 1 к техническому заданию конкурсной документации.
В рамках показателя "Качество товаров (качество работ, качество услуг)" критерия "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" под технологией приготовления блюда понимается информация о технологических процессах приготовления, оформления и подачи блюда (изделия), условиях и сроках реализации блюда.
В рамках показателя "Качество товаров (качество работ, качество услуг)" критерия "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" в Предложении по какому-либо блюду допускаются отличия по химическому составу от химического состава, содержащегося в приложении N 1 к техническому заданию по такому блюду, только в случае наличия в меню, содержащихся в указанном приложении к техническому заданию, технической ошибки (опечатки). При этом, в составе Предложения в таком случае также необходимо указать причину представления сведений о химическом составе, отличных от сведений по такому блюду, указанных в приложении N 1 к техническому заданию, и обоснование невозможности представления сведений о химическом составе строго в соответствии с требованиями приложения N 1 к техническому заданию.
В рамках показателя "Качество товаров (качество работ, качество услуг)" критерия "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" по позиции, подразумевающей поставку готового продукта (например, яблоко, огурец и т.п.) от производителя (поставщика, продавца), в Предложение не вносится информация о технологическом процессе приготовления блюда, если иное не установлено положениями настоящего пункта конкурсной документации.
В рамках показателя "Качество товаров (качество работ, качество услуг)" критерия "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" под весом готового блюда понимается масса одной порции.
В рамках показателя "Качество товаров (качество работ, качество услуг)" критерия "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" под химическим составом блюда понимается количество белков, жиров, углеводов и энергетическая ценность (калорийность) блюда.
В рамках показателя "Качество товаров (качество работ, качество услуг)" критерия "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" по позиции блюда, по которой в приложении N 1 к техническому заданию вместо ссылки на номер рецептуры из соответствующего сборника рецептур имеется ссылка на калькуляционную карту, информация вносится в соответствии с рецептурой исполнителя.
В рамках показателя "Качество товаров (качество работ, качество услуг)" критерия "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" в Предложении по какому-либо блюду химический состав может не соответствовать химическому составу, указанному по такому блюду в сборнике рецептур под номером рецептуры (номеру рецептуры и сборнику рецептур в соответствии с приложением N 1 к техническому заданию), в случае расхождения выхода такого блюда между меню, содержащимися в приложении N 1 к техническому заданию, и сборником рецептур, указанному в приложении N 1 к техническому заданию, по соответствующему номеру рецептуры.
В рамках показателя "Качество товаров (качество работ, качество услуг)" критерия "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" указанные в заявке участника закупки сведения о номере рецептуры и наименовании сборника рецептур (с указанием года выпуска и автора (под чьей редакцией)) блюд, кулинарных изделий, мучных кондитерских и хлебобулочных изделий должны соответствовать требованиям приложения N 1 к техническому заданию по соответствующему блюду в части номера рецептуры и года выпуска сборника рецептур. В случае если по позиции блюда, содержащемуся в приложении N 1 к техническому заданию, вместо ссылки на номер рецептуры из соответствующего сборника рецептур и/или вместо ссылки на номер сборника рецептур имеется ссылка на калькуляционную (технологическую) карту, вместо номера рецептуры и наименования сборника рецептур участник закупки должен указать "калькуляционная карта" или "к/к". В случае если по позиции блюда, содержащемуся в приложении N 1 к техническому заданию, отсутствуют ссылка на номер рецептуры из соответствующего сборника рецептур, номер сборника рецептур и на калькуляционную (технологическую) карту, то участник закупки может указать номер рецептуры и наименование сборника рецептур (с указанием года выпуска и автора (под чьей редакцией)) либо "калькуляционная карта" или "к/к". В случае если по позиции блюда, содержащемуся в приложении N 1 к техническому заданию, отсутствует ссылка на номер рецептуры из соответствующего сборника рецептур, но указан номер сборника рецептур, то участник закупки должен указать наименование соответствующего сборника рецептур (с указанием года выпуска и автора (под чьей редакцией)) и номер рецептуры из такого сборника рецептур.
В рамках показателя "Качество товаров (качество работ, качество услуг)" критерия "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" по позиции, подразумевающей поставку готового продукта (например, яблоко, огурец и т.п.) от производителя (поставщика, продавца), в Предложении также должна содержатся информация о подачи блюда (продукта, изделия), сроках реализации блюда (продукта, изделия).
В рамках показателя "Качество товаров (качество работ, качество услуг)" критерия "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" Предложение не засчитывается конкурсной комиссией в случае, если оно не соответствует требованиям настоящего пункта конкурсной документации.
В рамках показателя "Качество товаров (качество работ, качество услуг)" критерия "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" по одному и тому же блюду меню необходимо предоставить соответствующие сведения только один раз. В случае представления соответствующих сведений по одному и тому же блюду несколько раз, но с разными какими-либо соответствующими сведениями, конкурсной комиссией не будут учтены все представленные сведения по такому блюду.
В рамках показателя "Качество товаров (качество работ, качество услуг)" критерия "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" предлагаемое в Предложении соответствующее блюдо должно (представленные сведения по каждому блюду должны) полностью соответствовать всем требованиям, содержащимся в конкурсной документации и приложениях к ней, если иное не установлено положениями настоящего пункта конкурсной документации.
В рамках показателя "Качество товаров (качество работ, качество услуг)" критерия "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" за "Отсутствие Предложения" принимается отсутствие Предложения, содержащего соответствующую информации по каждому блюду, исчерпывающий перечень которых содержится в приложении N 1 к техническому заданию, в соответствии со всеми требованиями настоящего пункта конкурсной документации, либо наличие Предложения, содержащего соответствующую информации по каждому блюду, исчерпывающий перечень которых содержится в приложении N 1 к техническому заданию, не в соответствии со всеми требованиями настоящего пункта конкурсной документации.
В рамках показателя "Качество товаров (качество работ, качество услуг)" критерия "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" наличием Предложения признается представление в составе заявки Предложения, содержащего соответствующую информации по каждому блюду, исчерпывающий перечень которых содержится в приложении N 1 к техническому заданию, в соответствии со всеми требованиями настоящего пункта конкурсной документации."
Следовательно, в п. 16.5 раздела 16 конкурсной документации по критерию "Качество" определен единственный показатель "Качество товаров (качество работ, качество услуг)", указан предмет оценки - предложение участника закупки в отношении качественных характеристик объекта закупки, выраженное в представлении соответствующей информации по каждому блюду, исчерпывающий перечень которых содержится в приложении N 1 к техническому заданию конкурсной документации, определен порядок начисления баллов - установлена шкала оценки предложения в соответствии с требованиями п. 20 Правил.
Кроме того, во исполнение требований п. 4 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе установлена инструкция по подготовке предложения в отношении качества, позволяющая определить, какие именно сведения подлежат описанию и представлению участниками закупки для оценки конкурсной комиссией.
Следовательно, конкурсной документацией установлено однозначное понимание, какое именно предложение в отношении качества считается надлежащим и учитывается при начислении баллов по показателю "Качество товаров (качество работ, качество услуг)". Таким образом, конкурсной документацией не предусмотрено субъективного подхода к оценке заявок участников по показателю.
Кроме того, установленный порядок оценки заявок по показателю однозначно позволяет прозрачно начислить конкретное количество баллов любому участнику закупки вне зависимости от детализации его описания - фактическое представление сведений, соответствующих требованиям п. 16.5 раздела 16 конкурсной документации является безусловным основанием для учета предложения при применении установленной шкалы оценки, при этом переоценка сведений, содержащихся в заявке участника, не предусмотрена конкурсной документацией.
Таким образом, основания полагать, что оспариваемый порядок оценки является субъективным, не способствует определению лучшего условия исполнения контракта, препятствует участию в конкурсе, предрешает исход закупки и создает преимуществ конкретному лицу на момент заседания Комиссии УФАС - отсутствуют, вследствие чего данный довод Жалобы признается необоснованным.
Также, в силу ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Заявитель в нарушение вышеуказанной нормы не представил документальных подтверждений обоснованности доводов всех жалобы, в том числе, в части невозможности подготовки заявки на участие в конкурсе и ограничения количества участников закупки, а также документов и сведений, свидетельствующих о нарушении заказчиком норм Закона о контрактной системе.
6. Комиссия УФАС отмечает, что в материалах дела отсутствуют сведения, позволяющие утверждать, что выявленные нарушения повлияли на права и законные интересы участников закупки и повлияли на результаты закупки.
Таким образом, Комиссией УФАС в соответствии с п. 3.35 Административного регламента принято решение обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать в связи с отсутствием доказательств того, что выявленные нарушения повлияли на результаты закупки.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 8, 32, 54.3, 54.4, 56.1, 99, 105, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Северная столица" частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 8 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений не выдавать в связи с отсутствием доказательств того, что они повлияли на результаты закупки.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
-------------------------------------------
*(1) Определяется как сумма числовых значений за образование и стаж работы генерального директора и главного бухгалтера, определенных в соответствии с таблицей "Определение числового значения за образование и стаж работы одного сотрудника".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 17 мая 2021 г. N 44-2200/21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.05.2021