Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
Администрация Центрального района Санкт-Петербурга (далее-Уполномоченный орган):;
ИП Казакова Д.В. (далее - Заявитель):;
в отсутствие представителей ГБУ ИМЦ Центрального района СПб (далее - Заказчик) уведомленных о заседании Комиссии УФАС;
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 16098-ЭП/21 от 14.05.2021) на действия аукционной комиссии Уполномоченного органа, Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на поставку компьютерной техники и оборудования для нужд ГБУ ИМЦ Центрального района СПб (извещение номер 0172200002720000092) (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 25.03.2021 на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru, номер извещения N 0172200002720000092.
Начальная (максимальная) цена контракта - 8 257 000,00 рублей.
В жалобе ИП Казаков Д.В. указывает на неправомерные действия аукционной комиссии Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, в неправомерном допуске заявки ООО "ПЕТРООФИС" (идентификационный номер заявки 1535019) к участию в аукционе по результатам рассмотрения первых частей заявок.
В силу п. 3.32 Административного регламента по ходатайству лиц, участвующих в рассмотрении жалобы и проведении внеплановой проверки, либо по собственной инициативе, в том числе для выяснения обстоятельств, имеющих значение для принятия решения, в заседании комиссии может быть объявлен перерыв. При объявлении перерыва лицам, присутствующим на заседании Комиссии, объявляется о дате, времени и месте продолжения заседания Комиссии. Письменное уведомление о месте, дате и времени рассмотрения жалобы после перерыва не направляется. При объявлении перерыва срок рассмотрения жалобы не приостанавливается и не продлевается.
После окончания перерыва заседание Комиссии продолжается с момента, на котором заседание было прервано. В случае если после окончания перерыва изменился состав Комиссии, то рассмотрение жалобы и проведение внеплановой проверки начинается заново.
21.05.2021 Комиссией УФАС принято решение об объявлении перерыва в заседании, после которого рассмотрение жалобы продолжалось в прежнем составе Комиссии УФАС.
Из письменных возражений следует, что Уполномоченный орган не согласен с доводами жалобы и считает их необоснованными.
Информация, изложенная в жалобе, представленные документы, пояснения сторон подтверждают следующие обстоятельства.
В соответствии с ч. 1 ст. 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В силу ч.1 ст. 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
Согласно ч.ч. 6 и 7 ст. 67 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия оформляет протокол рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, подписываемый всеми присутствующими на заседании аукционной комиссии ее членами не позднее даты окончания срока рассмотрения данных заявок. Указанный протокол должен содержать информацию:
1) об идентификационных номерах заявок на участие в таком аукционе;
2) о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, которой присвоен соответствующий идентификационный номер, к участию в таком аукционе и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе с обоснованием этого решения, в том числе с указанием положений документации о таком аукционе, которым не соответствует заявка на участие в нем, положений заявки на участие в таком аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией о нем;
3) о решении каждого члена аукционной комиссии в отношении каждого участника такого аукциона о допуске к участию в нем и о признании его участником или об отказе в допуске к участию в таком аукционе;
4) о наличии среди предложений участников закупки, признанных участниками электронного аукциона, предложений о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если условия, запреты, ограничения допуска товаров, работ, услуг установлены заказчиком в документации об электронном аукционе в соответствии со ст. 14 Закона о контрактной системе.
Вышеуказанный протокол не позднее даты окончания срока рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе направляется заказчиком оператору электронной площадки и размещается в единой информационной системе.
Согласно сведениям протокола рассмотрения первых частей заявок от 26.04.2021 N0172200002720000092-7, Заявка с идентификационным номером 1535019 (далее-Участник) по решению членов аукционной комиссии Заказчика допущена и признана участником электронного аукциона.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе, за исключением случая, предусмотренного ч. 3.1 настоящей статьи, должна содержать:
1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:
а) наименование страны происхождения товара;
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Требования к значениям показателей (характеристик) товара, товара поставляемого при выполнении закупаемых работ, оказания услуги, позволяющие определить соответствие установленным заказчиком требованиям установлены Заказчиком в Приложении N2 к документации об аукционе.
1. Заказчиком по товарной позиции N5 "Интерактивный комплект" установлено следующее требование: "Настройка изображения (документ-камера) должно быть цвет (R / G / В) и регулировка яркости, коррекция гаммы, оттенок, экспозиция, регулировка резкости и регулировка усиления".
В инструкции по заполнению заявок не предусмотрено порядка предоставления значения показателя в случае, если требования к значению показателя установлены с помощью фигурных скобок "(...)".
При это инструкция содержит следующее: "4.30. При указании значений показателей товаров, по которым установлены требования к показателям товаров, которые не могут рассматриваться согласно инструкции по заполнению первой части заявки как требование к максимальному и/или минимальному значению показателей товаров или как требование к вариантам значений показателей товаров, участник закупки указывает значение показателя товара без изменений".
В заявке Участника по спорному требованию представлены следующие сведения: "Настройка изображения (документ-камера) цвет (R / G / В) и регулировка яркости, коррекция гаммы, оттенок, экспозиция, регулировка резкости и регулировка усиления".
Следовательно, при описании рассматриваемой товарной позиции участник закупки действовал согласно положению инструкции и указал значение, соответствующее требованиям документации.
2. Заказчиком по товарной позиции N8 "Широкоформатный принтер" установлено следующее требование: "Потребляемая мощность (при работе) должно быть не более 52 Вт".
В соответствии с положениями инструкции: "Установление требования только к минимальному или только к максимальному значению показателя потребляемой мощности, означает, что участник не в праве предоставлять в составе первой части заявки на участие, значение отличное от указанного в требованиях".
А также: "4.28. При указании значений показателей товаров, по которым установлены требования к показателям товаров, значения которых не могут изменяться, в первой части заявки на участие в электронном аукционе, установленные заказчиком значения должны быть указаны без изменений, со всеми словами, словосочетаниями, символами, указанными в требованиях к значению показателя ("не менее, "не более", "или" и т.д.). Положения об указании показателей в неизменном виде приоритетны над всеми остальными положениями, кроме положений 4.29-4.30".
В заявке Участника по спорному требованию представлены следующие сведения: "Потребляемая мощность (при работе) не более 52 Вт".
Следовательно, при описании рассматриваемой товарной позиции участник закупки действовал согласно положению инструкции и указал значение, соответствующее требованиям документации.
3. Заказчиком по товарной позиции N3 "Тележка" установлено следующее требование: "Внутри корпуса должны быть размещены две выдвижные полки, которые снабжены перегородками и предназначены для хранения не менее 15 и не более 25 штук ноутбуков\планшетов".
В соответствии с положениями инструкции: "4.9. Комбинации требований, указанных в пи. 4.1-4.4. настоящей инструкции, в том числе с использованием союза и, использованы Заказчиком при установлении требований к минимальному и (или) максимальному значению показателя, в данном случае участник закупки должен представить тип показателя, описанный в п.3.2.1 настоящей инструкции, с учетом положений пп.4.1-4.4. настоящей инструкции."
"3.2.1. По показателям, к значениям которых в документации установлены требования о предоставлении одного конкретного значения, наименование показателя и единицы измерения (при наличии) представляются в строгом соответствии с установленными требованиями, при этом значение показателя представляется в виде одного конкретного значения, с учетом характеристик поставляемого товара, при выполнении закупаемых работ, а также положений настоящей инструкции."
Пункты 4.3 и 4.4 описывают, как представлять требования при использовании словосочетаний "не более", "не менее".
"4.3. Слова: предельно, предельная, предельное, предельные; словосочетания: не более, не выше; символы: не>, < в комбинации с формулировками должно быть, должен быть, должна быть, должны быть - использованы Заказчиком при установлении требований к максимальному значению показателя, в данном случае участник закупки должен представить значение равное или менее установленного в требованиях, без использования вышеуказанных слов, словосочетаний, символов, если положениями настоящей инструкции не предусмотрено иное.
4.4. Слова: минимально, минимальная, минимальное, минимальные; словосочетания: не менее, не ниже; символы: не <, >, в комбинации с формулировками должно быть, должен быть, должна быть, должны быть - использованы Заказчиком при установлении требований к минимальному значению показателя, в данном случае участник закупки должен представить значение равное или более установленного в требованиях, без использования вышеуказанных слов, словосочетаний, символов, если положениями настоящей инструкции не предусмотрено иное".
Таким образом, инструкция содержит правила представления сведений при установлении формулировки "не менее и не более", при котором участник должен указать одно конкретное значение.
В заявке Участника по спорному требованию представлены следующие сведения: "Внутри корпуса размещены две выдвижные полки которые снабжены перегородками и предназначены для хранения 20 штук ноутбуков\планшетов".
Следовательно, при описании рассматриваемой товарной позиции участник закупки действовал согласно положению инструкции и указал значение, соответствующее требованиям документации.
4. Заказчиком по товарной позиции N4 "Рабочее место тип 2" установлено следующее требование: "Частота процессора должно быть 2,1-4,1 ГГц".
По мнению Заявителя, к вышеуказанному требованию применимо следующий порядок инструкции, согласно которому Значения формата ": X - Y", (где X, Y - числовые значения), в том числе в комбинации с формулировками должно быть, должен быть, должна быть, должны быть использованы Заказчиком при установлении требований к минимальному и максимальному значению показателя, в данном случае участник закупки должен представить тип показателя, описанный в п.3.2.1, настоящей инструкции. При предоставлении сведений по данному типу показателей, участник закупки представляет значение, находящееся в пределах установленного интервала, при этом указанные значения не являются включенными в обозначенные предельные величины минимальных и максимальных значений".
В рассматриваемом случае в требовании отсутствует знак "двоеточие".
Таким образом, участник закупки должен воспользоваться следующим положением инструкции: "4.30. При указании значений показателей товаров, по которым установлены требования к показателям товаров, которые не могут рассматриваться согласно инструкции по заполнению первой части заявки как требование к максимальному и/или минимальному значению показателей товаров или как требование к вариантам значений показателей товаров, участник закупки указывает значение показателя товара без изменений".
В заявке Участника по спорному требованию представлены следующие сведения: "Частота процессора 2,1-4,1 ГГц".
Следовательно, при описании рассматриваемой товарной позиции участник закупки действовал согласно положению инструкции и указал значение, соответствующее требованиям документации.
5. Заказчиком по товарной позиции N5 "Интерактивный комплект" установлено следующее требование: "Угол обзора экрана панели (интерактивная панель) должно быть не менее 178".
Из приложения N2 к документации об аукционе следует, что показатель "Угол обзора экрана панели (интерактивная панель)" установлен под типом показателя "Показатели, для которых установлены минимальные и (или) максимальные значения, в том числе диапазоны значений, а также показатели для которых установлены неизменные значения".
Из пояснений представителя Уполномоченного органа следует, что Участник закупки воспользовался следующим положением инструкции и представил показатель в неизменном виде: "3.1.2. По показателям, по которым установлены в неизменном виде часть сведений (выбор вариантов значений), наименование показателя и единицы измерения (при наличии) представляются в строгом соответствии с установленными требованиями, при этом значение показателя определятся (выбирается) участником закупки самостоятельно, с учетом характеристик поставляемого товара, при выполнении закупаемых работ, а также положений настоящей инструкцией.".
В заявке Участника по спорному требованию представлены следующие сведения: "Угол обзора экрана панели (интерактивная панель) не менее 178".
Следовательно, при описании рассматриваемой товарной позиции участник закупки действовал согласно положению инструкции и указал значение, соответствующее требованиям документации.
На основании изложенного, Комиссия УФАС приходит к выводу о том, аукционная комиссия Заказчика правомерно признала заявку с идентификационным номером 1535019 соответствующей требованиям аукционной документации по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе.
Следовательно, в действиях аукционной комиссии Заказчика не усматривается нарушения п.2 ч.4 ст.67 Закона о контрактной системе.
В результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе были установлены следующие обстоятельства.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Действующим законодательством о контрактной системе не установлено четких критериев и требований к инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе.
Указывая минимальные, максимальные значения показателей товаров, а также значения показателей товаров, которые не могут изменяться, заказчик тем самым определяет требования к содержанию первых частей заявок. При этом заказчик должен учитывать запрет, установленный п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе на установление требований к содержанию заявок, ограничивающих круг участников, а также необходимость разработки инструкции, позволяющей заполнить первую часть заявки в соответствии с потребностями заказчика.
В целях обеспечения возможности участникам закупки надлежащим образом заполнить заявку и указать требуемые показатели заказчик устанавливает в документации о закупке инструкцию по заполнению заявок, в которой целесообразно:
1) указать на раздел и (или) пункт документации о закупке, в котором содержатся показатели, предусмотренные ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, в отношении которых участники закупки делают предложение в своих заявках;
2) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках (в виде одного значения показателя или диапазона значений показателя);
3) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены значения, которые не могут изменяться, и соответственно подлежат указанию участниками закупки в своих заявках без каких-либо изменений;
4) сопоставить требования технических регламентов, стандартов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (далее - Стандарты), с показателями, значения которых подлежат указанию в заявке (в случае установления заказчиком в документации о закупке требования о соответствии таких показателей значениям, установленным Стандартами).
При этом заказчикам надлежит учитывать нормы, установленные ч. 2 ст. 64 Закона о контрактной системе, согласно которым документация об электронном аукционе не может содержать требования к оформлению и форме заявки на участие в таком аукционе.
Соблюдение данных требований и запретов направлено на исключение возможности субъективного восприятия требований заказчика участниками закупки и членами аукционной комиссии.
Заказчиком по товарной позиции N5 "Интерактивный комплект" установлено следующее требование: "Угол обзора экрана панели (интерактивная панель) должно быть не менее 178".
В соответствии с инструкцией по заполнению заявок: "4.4. Слова: минимально, минимальная, минимальное, минимальные; словосочетания: не менее, не ниже; символы: не <, , в комбинации с формулировками должно быть, должен быть, должна быть, должны быть - использованы Заказчиком при установлении требований к минимальному значению показателя, в данном случае участник закупки должен представить значение равное или более установленного в требованиях, без использования вышеуказанных слов, словосочетаний, символов, если положениями настоящей инструкции не предусмотрено иное.".
Из вышеуказанного порядка инструкции следует, что в рассматриваемой части участники закупки должны предоставить одно конкретное значение.
При этом инструкцией также предусмотрено: "3.1.2. По показателям, по которым установлены в неизменном виде часть сведений (выбор вариантов значений), наименование показателя и единицы измерения (при наличии) представляются в строгом соответствии с установленными требованиями, при этом значение показателя определятся (выбирается) участником закупки самостоятельно, с учетом характеристик поставляемого товара, при выполнении закупаемых работ, а также положений настоящей инструкцией".
Из буквального толкования порядка инструкции и пояснений представителя Уполномоченного органа следует, что участники закупки наделены правом самостоятельно определять, с учетом характеристик поставляемого товара, в отношении каких показателей ими будут предоставляться значения в неизменном виде.
Из установленных требований в Приложение N 2 к документации об аукционе и инструкции по заполнению первой части заявки не представляется однозначно определить, в отношении каких именно показателей Заказчиком установлены требования, которые не могут изменяться, в отношении каких именно показателей участникам требуется предоставить сведения в виде одного значения.
Таким образом, инструкция установлена таким образом, что может повлечь к субъективному толкованию требований аукционной комиссией Заказчика и участниками закупки.
Выявленное в Заказчика нарушение является существенным, что дает основание для выдачи обязательного для исполнения предписания об его устранении путем пересмотра первых частей заявок.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Казаков Д.В. необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, его аукционной комиссии и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений путем пересмотра первых частей заявок на участие в аукционе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении виновных лиц.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 21 мая 2021 г. N 44-2307/21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.05.2021