Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
Администрации Петроградского района Санкт-Петербурга (далее - Уполномоченный орган):
ООО "Внештрейдсервис ЛТД" (далее - Заявитель):
в отсутствие представителей:
СПБ ГБУ "Спортивная школа олимпийского резерва по парусному спорту "Крестовский Остров" (далее - Заказчик), уведомленного о заседании Комиссии УФАС;
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. 16201-ЭП/21 от 17.05.2021) на действия аукционной комиссии Уполномоченного органа при определении поставщика путем проведения электронного аукциона на поставку спортивного оборудования для Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения "Спортивная школа олимпийского резерва по парусному спорту "Крестовский остров" в 2021 г. (извещение номер 0172200003821000039) (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 30.04.2021 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0172200003821000039. Начальная (максимальная) цена контракта - 30 624 633,30 рублей.
В жалобе ООО "Внештрейдсервис ЛТД" указывает на неправомерные действия аукционной комиссии Уполномоченного органа, выразившиеся, по мнению Заявителя, в неправомерном отказе ему в допуске к участию в электронном аукционе по результатам рассмотрения первых частей заявок.
Согласно представленным в порядке ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе возражениям Уполномоченный орган с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей сторон, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
В соответствии с ч. 1 ст. 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
Отказ в допуске к участию в электронном аукционе по иным основаниям в соответствии с ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе не допускается.
Согласно ч.ч. 6 и 7 ст. 67 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия оформляет протокол рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, подписываемый всеми присутствующими на заседании аукционной комиссии ее членами не позднее даты окончания срока рассмотрения данных заявок. Указанный протокол должен содержать информацию:
1) об идентификационных номерах заявок на участие в таком аукционе;
2) о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, которой присвоен соответствующий идентификационный номер, к участию в таком аукционе и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе с обоснованием этого решения, в том числе с указанием положений документации о таком аукционе, которым не соответствует заявка на участие в нем, положений заявки на участие в таком аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией о нем;
3) о решении каждого члена аукционной комиссии в отношении каждого участника такого аукциона о допуске к участию в нем и о признании его участником или об отказе в допуске к участию в таком аукционе;
4) о наличии среди предложений участников закупки, признанных участниками электронного аукциона, предложений о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если условия, запреты, ограничения допуска товаров, работ, услуг установлены заказчиком в документации об электронном аукционе в соответствии со ст. 14 Закона о контрактной системе.
Вышеуказанный протокол не позднее даты окончания срока рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе направляется заказчиком оператору электронной площадки и размещается в единой информационной системе.
В силу ч. 5.1 ст. 106 Закона о контрактной системе представление информации и документов, предусмотренных ч. 5 настоящей статьи, не требуется в случае их размещения в соответствии с настоящим Федеральным законом на официальном сайте. При этом, если информация и документы, предусмотренные ч. 5 настоящей статьи и размещенные на официальном сайте, не соответствуют информации и документам, составленным в ходе определения поставщика (подрядчика, исполнителя) или аккредитации участника закупки на электронной площадке, специализированной электронной площадке, приоритет имеют информация и документы, размещенные на официальном сайте.
Протокол рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе размещен Заказчиком в Единой информационной системе 13.05.2021 в 13 часов 40 минуты.
Согласно сведениям названного протокола, Заявителю отказано в допуске к участию в электронном аукционе в соответствии с п.п. 1 и 2 ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе по следующим основаниям:
"1.1 В заявке участника для товара N10 "Швертбот класса "Оптимист" у показателя "Толщина шверта (за исключением фасок)" указано значение: "15 мм", при этом в Приложении N2 для данного товара установлено требование: "не меньше 14 мм и не больше 15 мм" - данный случай является иным, не описанным в инструкции.
В заявке участника для товара N10 "Швертбот класса "Оптимист" у показателя "Ширина шверта" указано значение: "285 мм", при этом в Приложении N2 для данного товара установлено требование: 285 +/- 5 мм - данный случай является иным, не описанным в инструкции.
В заявке участника для товара N10 "Швертбот класса "Оптимист" у показателя "Центр тяжести шверта в сборе со стопорящими рейками" указано значение: "520 мм от нижней кромки", при этом в Приложении N2 для данного товара установлено требование: не ближе 520 мм от нижней кромки - данный случай является иным, не описанным в инструкции.
В заявке участника для товара N10 "Швертбот класса "Оптимист" у показателя "Румпель съёмный и крепится к рулю двумя металлическими болтами диаметром" указано значение: "5 мм", при этом в Приложении N2 для данного товара установлено требование: 5 (+/- 1.5) мм - данный случай является иным, не описанным в инструкции.
В заявке участника для товара N10 "Швертбот класса "Оптимист" у показателя "Диаметр мачты" указано значение: "45 мм", при этом в Приложении N2 для данного товара установлено требование: 45 мм +/- 0,5 мм - данный случай является иным, не описанным в инструкции.
Согласно инструкции: При установлении требований по показателям четвертого вида в требованиях к значению показателя товара используются слова слова/словосочетания "должен", "должна", "должно", "должны", "должна быть", "должно быть", "должны быть" вне зависимости от применения формулировок (данное правило является приоритетным над другими положениями настоящей инструкции), которые описаны в настоящей инструкции или иные случаи, которые не описаны в настоящей инструкции. В данном случае значение показателя представляется в соответствии с установленными требованиями без изменений и без использования слов/словосочетаний "должен", "должна", "должно", "должны", "должна быть", "должно быть", "должны быть".
1.2 В заявке участника для товара N10 "Швертбот класса "Оптимист" у показателя "Полная длина шверта" указано значение: "1067 мм", при этом в Приложении N2 для данного товара установлено требование: должна быть 1067 +/- 5 мм - в данном случае в требованиях к значению показателя используется словосочетание "должна быть".
В заявке участника для товара N10 "Швертбот класса "Оптимист" у показателя "Длина румпеля и удлинителя в сборе" указано значение: "1200 мм", при этом в Приложении N2 для данного товара установлено требование: не должна быть более 1200 мм - в данном случае в требованиях к значению показателя используется словосочетание "должна быть".
В заявке участника для товара N10 "Швертбот класса "Оптимист" у показателя "Полная длина мачты" указано значение: "2350 мм", при этом в Приложении N2 для данного товара установлено требование: "должна быть не более 2350 мм - в данном случае в требованиях к значению показателя используется словосочетание "должна быть".
В заявке участника для товара N10 "Швертбот класса "Оптимист" у показателя "Толщина руля (исключая фаски)" указано значение: "15 мм", при этом в Приложении N2 для данного товара установлено требование: должна быть не менее 14 мм и не более 15 мм - в данном случае в требованиях к значению показателя используется словосочетание "должна быть".
В заявке участника для товара N10 "Швертбот класса "Оптимист" у показателя "Толщина тела паруса" указано значение: "0,15 мм", при этом в Приложении N2 для данного товара установлено требование: должна быть не менее 0,15 мм - в данном случае в требованиях к значению показателя используется словосочетание "должна быть".
Согласно инструкции: При установлении требований по показателям четвертого вида в требованиях к значению показателя товара используются слова слова/словосочетания "должен", "должна", "должно", "должны", "должна быть", "должно быть", "должны быть" вне зависимости от применения формулировок (данное правило является приоритетным над другими положениями настоящей инструкции), которые описаны в настоящей инструкции или иные случаи, которые не описаны в настоящей инструкции. В данном случае значение показателя представляется в соответствии с установленными требованиями без изменений и без использования слов/словосочетаний "должен", "должна", "должно", "должны", "должна быть", "должно быть", "должны быть".
2. В заявке участника для товара N10 "Швертбот класса "Оптимист" отсутствует значение для показателя "В пределах ограничений, как длина, так и ширина шверта не должны меняться". Согласно инструкции: Наименование показателя товара отделены от требования к значению показателя знаком двоеточие ":". В Приложении N2 для данного товара установлен показатель и требование к значению показателя следующим образом: "В пределах ограничений, как длина, так и ширина шверта не должны меняться: более чем на 3 мм", где "более чем на 3 мм" является требованием к значению показатели. При этом в заявке участника для данного товара указано следующее: "В пределах ограничений, как длина, так и ширина шверта не меняется". Таким образом, участником не предоставлено значение показателя в составе заявки в соответствии с установленным Заказчиком требованием в Приложении N2".
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе, за исключением случая, предусмотренного частью 3.1 настоящей статьи, должна содержать:
1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:
а) наименование страны происхождения товара;
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
Документацией об аукционе предусмотрены следующие требования к составу первой части заявки:
"17.5. Первая часть заявки должна содержать:
17.5.1. Согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
17.5.2. Наименование страны происхождения товара;
17.5.3. Конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе".
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.
Согласно п.п. 1 и 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Заказчики обязаны использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
При формировании технического задания заказчику в рамках закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
Требования к товарам установлены Заказчиком в Приложении N 2 "Требования к значениям показателей (характеристик) товара, или эквивалентности предлагаемого к поставке товара, позволяющего определит соответствие потребностям заказчика" к документации об аукционе.
В отношении товара по позиции 10 "Швертбот класса "Оптимист" Заказчиком установлены, в том числе, следующие требования: "Швертбот класса "Оптимист", конструкция, материалы и технологии изготовления корпуса, рангоута, шверта, руля и паруса соответствуют: правилам международного класса "Оптимист". Полная длина шверта: должна быть 1067 +/- 5 мм. Длина румпеля и удлинителя в сборе: не должна быть более 1200 мм. Полная длина мачты: должна быть не более 2350 мм. Толщина руля (исключая фаски): должна быть не менее 14 мм и не более 15 мм. Толщина тела паруса: должна быть не менее 0,15 мм".
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Действующим законодательством о контрактной системе не установлено четких критериев и требований к инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе.
Указывая минимальные, максимальные значения показателей товаров, а также значения показателей товаров, которые не могут изменяться, заказчик тем самым определяет требования к содержанию первых частей заявок. При этом заказчик должен учитывать запрет, установленный п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе на установление требований к содержанию заявок, ограничивающих круг участников, а также необходимость разработки инструкции, позволяющей заполнить первую часть заявки в соответствии с потребностями заказчика.
В целях обеспечения возможности участникам закупки надлежащим образом заполнить заявку и указать требуемые показатели заказчик устанавливает в документации о закупке инструкцию по заполнению заявок, в которой целесообразно:
1) указать на раздел и (или) пункт документации о закупке, в котором содержатся показатели, предусмотренные ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, в отношении которых участники закупки делают предложение в своих заявках;
2) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках (в виде одного значения показателя или диапазона значений показателя);
3) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены значения, которые не могут изменяться, и соответственно подлежат указанию участниками закупки в своих заявках без каких-либо изменений;
4) сопоставить требования технических регламентов, стандартов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (далее - Стандарты), с показателями, значения которых подлежат указанию в заявке (в случае установления заказчиком в документации о закупке требования о соответствии таких показателей значениям, установленным Стандартами).
При этом заказчикам надлежит учитывать нормы, установленные ч. 2 ст. 64 Закона о контрактной системе, согласно которым документация об электронном аукционе не может содержать требования к оформлению и форме заявки на участие в таком аукционе.
Соблюдение данных требований и запретов направлено на исключение возможности субъективного восприятия требований заказчика участниками закупки и членами аукционной комиссии.
Инструкция по заполнению первой части установлена Заказчиком в разделе 18 "Инструкция по заполнению типовой формы заявки" документации об аукционе.
Положениями названной инструкции предусмотрены следующие указания:
"Заказчиком установлен порядок описания характеристик товара, предлагаемого к поставке участником закупки:
- по первому виду показателей указывает одно значение показателя, для которого установлено минимальное и (или) максимальное значения;
- по второму виду показателей выбирает одно значение показателя, в отношении которого представлены варианты значений;
- по третьему виду показателей указывает диапазон значений показателя, для которого установлены требования к значению нижней и верхней границы диапазона.
- по четвертому виду показателей указывает значение показателя, установленное заказчиком без изменений.
При установлении требований по показателям четвертого вида в требованиях к значению показателя товара используются слова слова/словосочетания "должен", "должна", "должно", "должны", "должна быть", "должно быть", "должны быть" вне зависимости от применения формулировок (данное правило является приоритетным над другими положениями настоящей инструкции), которые описаны в настоящей инструкции или иные случаи, которые не описаны в настоящей инструкции. В данном случае значение показателя представляется в соответствии с установленными требованиями без изменений и без использования слов/словосочетаний "должен", "должна", "должно", "должны", "должна быть", "должно быть", "должны быть".
С учетом положений инструкции вышеприведенные характеристики надлежало отнести к четвертому виду показателей, следовательно, сведения об их значениях должны быть представлены в неизменном виде без использования слов (словосочетаний) "должен", "должна", "должно", "должны", "должна быть", "должно быть", "должны быть", а именно: "Полная длина шверта: 1067 +/- 5 мм. Длина румпеля и удлинителя в сборе: не более 1200 мм. Полная длина мачты: не более 2350 мм. Толщина руля (исключая фаски): не менее 14 мм и не более 15 мм. Толщина тела паруса: не менее 0,15 мм".
В доводах жалобы Заявитель утверждает, что у него отсутствовала объективная возможность представить конкретные значения спорных характеристик, не имея товар в наличии.
Однако данные доводы противоречат сведениям первой части заявки Заявителя, поскольку спорные характеристики были отнесены им к первому виду показателей, ввиду чего их значения были представлены в измененном виде, без указания на возможность их дальнейшей корректировки.
Представитель Уполномоченного органа пояснил, что описание объекта закупки сформировано им с учетом требований правил международного класса "Оптимист", утвержденных Международной федерацией парусного спорта (ИСАФ).
Анализ названных правил показал, что в них предусмотрены следующие требования:
"3.3.2.3 Полная длина шверта должна быть 1067 +/- 5 мм_
3.4.2.4 Румпель и удлинитель должны быть длиной каждый не более 750 мм, а их длина в сборе не должна быть более 1200 мм.
3.5.2.4 Полная длина мачты должна быть не более 2350 мм" и т.д.
Таким образом, описание объекта закупки в рассматриваемой части составлено Заказчиком таким образом, что, применяя указания инструкции по заполнению первой части заявки, участники закупки предоставляют сведения о значениях ранее приведенных характеристик в строгом соответствии требованиями правил международного класса "Оптимист".
Анализ первой части заявки Заявителя показал, что по позиции 10 им предложен к поставке товар, с указанием следующих значений спорных показателей: "Полная длина шверта: 1067 мм. Длина румпеля и удлинителя в сборе: 1200 мм. Полная длина мачты: 2350 мм. Толщина руля (исключая фаски): 15 мм. Толщина тела паруса: 0,15 мм".
Таким образом, участником закупки неверно определен вид показателей, ввиду чего предоставлены значения, которые не соответствуют требованиям документации об аукционе, в том числе, в части соблюдения нормативов правил международного класса "Оптимист".
В отношении товара по позиции 10 "Швертбот класса "Оптимист" Заказчиком установлены, в том числе, следующие требования: "Швертбот класса "Оптимист", конструкция, материалы и технологии изготовления корпуса, рангоута, шверта, руля и паруса соответствуют: правилам международного класса "Оптимист". Ширина шверта: 285 +/- 5 мм. Диаметр мачты: 45 мм +/- 0,5 мм".
В доводах жалобы Заявитель утверждает, что у него отсутствовала объективная возможность представить значения спорных характеристик, поскольку положениями инструкции не предусмотрен порядок предоставления такой информации.
Положениями инструкции по заполнению первой части заявки предусмотрены следующие указания:
"Заказчиком установлен порядок описания характеристик товара, предлагаемого к поставке участником закупки:
- по первому виду показателей указывает одно значение показателя, для которого установлено минимальное и (или) максимальное значения;
- по второму виду показателей выбирает одно значение показателя, в отношении которого представлены варианты значений;
- по третьему виду показателей указывает диапазон значений показателя, для которого установлены требования к значению нижней и верхней границы диапазона.
- по четвертому виду показателей указывает значение показателя, установленное заказчиком без изменений.
При установлении требований по показателям четвертого вида в требованиях к значению показателя товара используются слова слова/словосочетания "должен", "должна", "должно", "должны", "должна быть", "должно быть", "должны быть" вне зависимости от применения формулировок (данное правило является приоритетным над другими положениями настоящей инструкции), которые описаны в настоящей инструкции или иные случаи, которые не описаны в настоящей инструкции. В данном случае значение показателя представляется в соответствии с установленными требованиями без изменений и без использования слов/словосочетаний "должен", "должна", "должно", "должны", "должна быть", "должно быть", "должны быть".
Поскольку инструкцией не предусмотрены какие-либо специальные указания о предоставлении значений показателей, при описании которых Заказчиком был использован знак "+/-", их следует отнести к четвертому виду предусмотренных документацией об аукционе показателей, значения которых указываются в неизменном виде.
С учетом положений инструкции сведения о значениях таких показателей должны быть представлены следующим образом: "Ширина шверта: 285 +/- 5 мм. Диаметр мачты: 45 мм +/- 0,5 мм".
Частью 3 ст. 65 Закона о контрактной системе установлено, что любой участник электронного аукциона, зарегистрированный в единой информационной системе и аккредитованный на электронной площадке, вправе направить с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона.
В случае, если у участника закупки возникли затруднения в восприятии положений инструкции, он вправе направить соответствующий запрос на предоставление разъяснений положений документации об аукционе.
В соответствии с ч.ч. 4-5 ст. 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в ч. 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
В адрес Заказчика поступил запрос о даче разъяснений положений документации, в том числе, следующего содержания:
"_В п.10 "Полная длина шверта: должна быть 1067 +/- 5 мм. Ширина шверта: 285 +/- 5 мм., означает ли это, что при исполнении Договора, Исполнитель указывает длину шверта 1067 +/- 5 мм., а ширину 285 +/- 5 мм. или же потребуются точные размеры в указанных пределах".
11.05.2021 в 16 час 24 минуты на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок Заказчиком размещены соответствующие разъяснения положений документации по поступившему запросу:
"В составе первой части заявки на участие в аукционе участник предоставляет значения в соответствии с инструкцией по предоставлению сведений о конкретных показателях товаров (материалов), установленной в разделе 18 документации, в том числе: При установлении требований по показателям четвертого вида в требованиях к значению показателя товара используются слова слова/словосочетания "должен", "должна", "должно", "должны", "должна быть", "должно быть", "должны быть" вне зависимости от применения формулировок (данное правило является приоритетным над другими положениями настоящей инструкции), которые описаны в настоящей инструкции или иные случаи, которые не описаны в настоящей инструкции. В данном случае значение показателя представляется в соответствии с установленными требованиями без изменений и без использования слов/словосочетаний "должен", "должна", "должно", "должны", "должна быть", "должно быть", "должны быть".
Представленные разъяснения содержат прямое указание на раздел инструкции, который применяется в отношении приведенных в запросе показателей, т.е. по своей сути исключают неопределенность в определении вида показателей, а также порядка предоставления сведений о них.
Анализ правил международного класса "Оптимист", утвержденных Международной федерацией парусного спорта (ИСАФ) показал, что в них предусмотрены следующие требования:
"3.3.2.3 Полная длина шверта должна быть 1067 +/- 5 мм, а ширина 285 +/- 5 мм.
3.5.2.1 Мачта должна быть приблизительно круглая в сечении. Диаметр должен быть 45 мм +/- 0,5 мм".
Таким образом, описание объекта закупки в рассматриваемой части составлено Заказчиком таким образом, что, применяя указания инструкции по заполнению первой части заявки, участники закупки предоставляют сведения о значениях приведенных характеристик в строгом соответствии требованиями правил международного класса "Оптимист".
Анализ первой части заявки Заявителя показал, что по позиции 10 им предложен к поставке товар, с указанием следующих значений спорных показателей: "Ширина шверта: 285 мм. Диаметр мачты: 45 мм 0,5 мм".
Таким образом, участником закупки неверно определен вид показателей, ввиду чего предоставлены значения, которые не соответствуют требованиям документации об аукционе, в том числе, в части соблюдения нормативов правил международного класса "Оптимист".
Заявителем не представлено каких-либо доказательств, позволяющих прийти к выводам об отсутствии у него возможности предоставить значения показателей иным способом, либо доказательств неверного восприятия аукционной комиссией Уполномоченного органа характеристик предлагаемого к поставке товара.
Согласно ч. 1 ст. 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную ч. 3 ст. 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Комиссия УФАС приходит к выводу, что аукционная комиссия Уполномоченного органа имела основания для отказа Заявителю в допуске к участию в электронном аукционе в соответствии с п. 2 ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе, ввиду чего доводы жалобы признаются необоснованными.
В оставшихся доводах жалобы Заявитель обжалует положения документации об аукционе.
Согласно ч. 3 ст. 105 Закона о контрактной системе и п. 3.37 Административного регламента жалоба на положения документации может быть подана участником закупки до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Жалоба Заявителя поступила в Санкт-Петербургское УФАС России 17.05.2021, т.е. после завершения срока подачи заявок, следовательно, данные доводы не могут быть рассмотрены в рамках рассмотрения жалобы.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 8, 33, 59, 64, 66, 67, 99, 105, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Внештрейдсервис ЛТД" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 24 мая 2021 г. N 44-2358/21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.05.2021