Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
Комитет по государственному заказу Санкт-Петербурга (далее - Уполномоченный орган);
СПб ГКУ "ФКСР" (далее - Заказчик);
в отсутствие представителей:
ООО "Алеста" (далее - Заявитель) надлежащим образом извещенных о времени и месте заседания Комиссии УФАС,
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 16596-ЭП/21 от 19.05.2021) на действия Заказчика при определении поставщика путем проведения конкурса с ограниченным участием в электронной форме на выполнение работ по проектированию строительства спортивно-оздоровительной базы с приспособлением для современного использования объекта культурного наследия на земельном участке по адресу: Санкт-Петербург, Приморское шоссе, д. 597 (извещение N 0172200002521000077) (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса размещено 08.04.2021 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0172200002521000077. Начальная (максимальная) цена контракта - 68 466 497,40 рублей.
В жалобе ООО "Алеста" указывает на неправомерные действия Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, в:
- в установлении ненадлежащего порядка оценки заявок на участие в конкурсе.
Согласно представленным в порядке ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе возражениям Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей сторон, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
1. В силу ч. 1 ст. 56.1 Закона о контрактной системе, под конкурсом с ограниченным участием в электронной форме понимается конкурс, при проведении которого информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса и конкурсной документации, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, победитель такого конкурса определяется из числа участников закупки, соответствующих предъявленным к участникам закупки единым требованиям и дополнительным требованиям.
В соответствии с ч. 4 ст. 56.1 Закона о контрактной системе, При проведении конкурса с ограниченным участием в электронной форме применяются положения настоящего Федерального закона о проведении открытого конкурса в электронной форме с учетом особенностей, определенных настоящей статьей.
Согласно п. 8 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе, конкурсная документация должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе, для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе, порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом, согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Исходя из совокупности положений п. 8 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе, а также пункта 3 Правил, конкурсная документация должна содержать порядок оценки заявок, который объективно позволяет выявить лучшие условия исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены. Порядок оценки должен позволять выявить лучшее предложение об условиях исполнения контракта с учетом зависимости между количеством присваиваемых баллов и представляемыми участниками закупки сведениями по соответствующему показателю.
В соответствии с п. 11 Правил, для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
Сумма величин значимости показателей критерия оценки должна составлять 100 процентов.
Согласно п. 27 Правил оценки заявок, показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть следующие показатели (с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 27(1) настоящих Правил):
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
Таким образом, положениями законодательства о контрактной системе предусмотрена оценка заявок по показателю "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок", следовательно, в случае использования такого показателя, конкурсная документация должна содержать: зависимость (формула расчета количества баллов или шкала оценки) между количеством присваиваемых баллов и представляемыми сведениями по данному критерию (показателю) в случае, если возможна количественная оценка представляемых сведений;
Анализ конкурсной документации показал, что она содержит в том числе следующие условия:
"15.10.2.2. Показатель "Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами".
Коэффициент значимости показателя: 0,70
В рамках установленного показателя:
1. Оценивается количество штатных сотрудников, привлеченных по трудовым договорам, специалистов с высшим образованием из перечня направлений подготовки, утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 6 ноября 2020 г. N 672/пр (по квалификации: архитектор, инженер, бакалавр, магистр).
Таблица N3
Наименование показателя |
N п/п |
Значение показателя |
Шкала оценки в баллах |
"Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами" (величина значимости показателя: 70%) |
1 |
Несоответствие пп. 2-6 настоящей Таблицы либо сведения отсутствуют/не представлены |
0 |
2 |
Наличие 18 и более специалистов* |
15 |
|
3 |
Наличие 36 и более специалистов*, в том числе: - не менее 4 специалистов, прошедших обучение по программе, предусматривающей подготовку специалистов с использованием технологий BIM - (процесс, основанный на использовании интеллектуальных 3D-моделей) ***; или - не менее 2 специалиста, имеющих диплом о высшем образовании или диплом о переподготовке государственного образца по проектированию с использованием технологии информационного моделирования (BIM-моделирование)**; |
30 |
|
4 |
Наличие 54 и более специалистов*, в том числе: - не менее 1 специалиста, имеющих диплом о высшем образовании или диплом о переподготовке государственного образца по проектированию с использованием технологии информационного моделирования (BIM-моделирование)**;
- не менее 6 специалистов, прошедших обучение по программе, предусматривающей подготовку специалистов с использованием технологий BIM - (процесс, основанный на использовании интеллектуальных 3D-моделей) ***;
- не менее 5 специалистов, сведения о которых включены в национальный реестр специалистов в области инженерных изысканий и (или) архитектурно-строительного проектирования (НОПРИЗ)****. |
45 |
|
5 |
Наличие 72 и более специалистов*, в том числе: - не менее 2 специалиста, имеющих диплом о высшем образовании или диплом о переподготовке государственного образца по проектированию с использованием технологии информационного моделирования (BIM-моделирование)**;
- не менее 8 специалистов, прошедших обучение по программе, предусматривающей подготовку специалистов с использованием технологий BIM - (процесс, основанный на использовании интеллектуальных 3D-моделей) ***;
- не менее 10 специалистов, сведения о которых включены в национальный реестр специалистов в области инженерных изысканий и (или) архитектурно-строительного проектирования (НОПРИЗ)****. |
60 |
|
6 |
Наличие 90 и более специалистов*, в том числе: - не менее 3 специалистов, имеющих диплом о высшем образовании или диплом о переподготовке государственного образца по проектированию с использованием технологии информационного моделирования (BIM-моделирование)**;
- не менее 10 специалистов, прошедших обучение по программе, предусматривающей подготовку специалистов с использованием технологий BIM - (процесс, основанный на использовании интеллектуальных 3D-моделей) ***;
- не менее 15 специалистов, сведения о которых включены в национальный реестр специалистов в области инженерных изысканий и (или) архитектурно-строительного проектирования (НОПРИЗ)****. |
75 |
Для подтверждения наличия сотрудника, участнику закупки необходимо предоставить копии следующих документов:
- трудовой книжки или трудового договора, подтверждающего факт трудовых отношений между участником закупки и сотрудником;
* документы, подтверждающие наличие высшего образования (дипломов о высшем профессиональном образовании);
** документы, подтверждающих наличие высшего образования или профессиональной переподготовки (дипломов о высшем профессиональном образовании или дипломов о профессиональной переподготовке государственного образца) по проектированию с использованием технологии информационного моделирования (BIM-моделирование);
*** сертификат (свидетельство), удостоверение о повышении квалификации и иные документы, подтверждающие прохождение обучения по программе, предусматривающей подготовку специалистов с использованием технологий BIM;
**** документы, подтверждающие включение сведений о специалисте в Национальный реестр специалистов в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования НОПРИЗ (копии уведомлений НОПРИЗ о включении сведений о специалисте).
В случае непредставления сведений по показателю "Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами" участнику закупки присваивается 0 баллов.
При этом отсутствие этих документов не является основанием для признания заявки на участие в конкурсе с ограниченным участием в электронной форме, не соответствующей требованиям документации о таком конкурсе."
Из приведенных положений следует, что к оценке будут приниматься сведения о специалистах, которые имеют высшее образование по проектированию с использованием технологии информационного моделирования (BIM-моделирование), которые поименованы в соответствии с Приказом Минстроя России от 06.11.2020 N 672/пр "Об утверждении перечня направлений подготовки, специальностей в области строительства, получение высшего образования по которым необходимо для специалистов по организации инженерных изысканий, специалистов по организации архитектурно-строительного проектирования, специалистов по организации строительства" (далее - Приказ), в утверждённом перечне направлений подготовки, специальностей в области строительства, получение высшего образования по которым необходимо для специалистов по организации инженерных изысканий, специалистов по организации архитектурно-строительного проектирования, специалистов по организации строительства.
Анализ Приказа показал, что в перечне отсутствует направление подготовки по проектированию с использованием технологии информационного моделирования (BIM-моделирование).
Кроме того, для подтверждения наличия сотрудника, участнику закупки необходимо предоставить копии трудовых книжек или трудовых договоров, подтверждающих факт трудовых отношений между участником закупки и сотрудником.
При этом в случае если участник закупки представляет сведения о наличии специалистов, работающих по совместительству, привлеченных на основании гражданско-правового договора, то конкурсная комиссия, основываясь на требованиях документации не примет к оценке такого сотрудника.
Вместе с тем, Комиссия УФАС приходит к выводу, что Заказчиком, Уполномоченным органом в Конкурсной документации установлен ненадлежащий порядок оценки, поскольку порядок присвоения баллов по показателю "Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами" не является равнозначным в отношении специалистов, находящихся в штате участника закупки и/или привлекаемых на основании гражданско-правового договора и соответствующих специалистов, работающих по совместительству.
Учитывая изложенное, вышеуказанные действия Заказчика, Уполномоченного органа нарушают пункт 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Заявитель обжалует требования Уполномоченного органа, Заказчика о наличии у участников закупки опыта исполнения контрактов/договоров на разработку проектной документации с использованием технологии информационного моделирования.
Комиссия УФАС отмечает, что в силу положений Закона о контрактной системе, Заказчик наделен правом самостоятельно определять содержание нестоимостных критериев исходя из максимального удовлетворения своих потребностей.
В соответствии с пунктом 15.10.2.1. документации установлен показатель "Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема" и порядок оценки.
"Коэффициент значимости показателя - 0,30.
Под успешно выполненными участником закупки работами сопоставимого характера и объема в настоящей конкурсной документации понимаются выполненные участником закупки работы в качестве генерального проектировщика по разработке проектной и рабочей документации на строительство/реконструкцию/ объектов капитального строительства, подтвержденные копиями исполненных за последние 3 года до даты окончания подачи заявок на участие в конкурсе контрактов/договоров со всеми приложениями (все страницы контракта/договора, с приложениями), копиями дополнительных соглашений к указанным контрактам/договорам (при наличии), а также копиями актов сдачи-приемки проектной документации (либо иного документа, предусмотренного положениями контракта/договора о приемке выполненных работ, подтверждающего факт сдачи и приемки выполненных работ).
Оцениваются исполненные контракты (договоры), заключённые по результатам конкурентных закупок в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ, Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ.
Присвоение баллов по показателю "Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема" определяется по Таблице N2:
Таблица N2
Наименование показателя |
Значение показателя |
Шкала оценки в баллах |
"Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема" (величина значимости показателя: 30%) |
Отсутствие опыта выполнения работ (при отсутствии информации по данному показателю или при отсутствии подтверждающих информацию необходимых документов) |
0 |
Наличие опыта выполнения работ по одному контракту/договору |
25 |
|
Наличие опыта выполнения работ по двум контрактам/договорам или Наличие опыта выполнения работ по одному контракту/договору с использованием технологии информационного моделирования |
50 |
|
Наличие опыта выполнения работ по трем контрактам/договорам или Наличие опыта выполнения работ по двум контрактам/договорам, в том числе не менее одного контракта/договора с использованием технологии информационного моделирования |
75 |
|
Наличие опыта выполнения работ по трем контрактам/договорам, в том числе не менее одного контракта/договора с использованием технологии информационного моделирования |
100 |
Сведения по критерию "Квалификация участника конкурса" предоставляются участником путем заполнения рекомендуемой формы "Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема" (Приложение N5 к конкурсной документации).
Сведения, указанные в рекомендуемой форме "Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема", должны подтверждаться:
- копиями контрактов/договоров со всеми приложениями (все страницы контракта/договора, с приложениями), а также копиями дополнительных соглашений к указанным контрактам/договорам (при наличии);
- копиями актов сдачи-приемки проектной документации (либо иного документа, предусмотренного положениями контракта/договора о приемке выполненных работ, подтверждающего факт сдачи и приемки выполненных работ) по заявленным контрактам/договорам;
- копиями положительных заключений государственной экспертизы проектной документации.
При оценке заявок по критерию "Квалификация участника конкурса" будут учитываться сведения только о тех контрактах/договорах, которые будут одновременно подтверждены копиями актов сдачи-приемки проектной документации (либо иного документа, предусмотренного положениями контракта/договора о приемке выполненных работ, подтверждающего факт сдачи и приемки выполненных работ) за последние 3 года до даты окончания подачи заявок на участие в конкурсе.
В случае, если исполнение контракта/договора будет не соответствовать установленному периоду (последние 3 года до даты окончания подачи заявок на участие в конкурсе), и (или) выполненные работы по прилагаемым контрактам/договорам будут не соответствовать иным требованиям, указанным в пункте 15.10.2.1. раздела 15 конкурсной документации, установленным к работам сопоставимого характера и объема, то при оценке заявки по данному показателю стоимость работ по ним учитываться не будет.
При этом отсутствие этих документов не является основанием для признания заявки на участие в конкурсе в электронной форме, не соответствующей требованиям документации о таком конкурсе.
Участнику, не представившему сведения по показателю "Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема", присваивается 0 баллов."
Анализ оспариваемого Заявителем порядка оценки по указанному показателю позволяет прийти к выводу, что указанный порядок в обжалуемой Заявителем части не противоречит требованиям Закона о контрактной системе и направлен на выявление лучшего предложения по исполнению контракта в указанной части.
Комиссия УФАС отмечает, что в силу ч.ч. 1 и 9 ст. 105 Закона о контрактной системе, любой участник закупки имеет право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
К жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Из анализа ч.ч. 1 и 9 ст. 105 Закона о контрактной системе следует, что именно на Заявителя жалобы возложена обязанность по доказыванию обоснованности доводов жалобы с предоставлением соответствующих документов.
Следовательно, бремя доказывания при рассмотрении жалобы в контрольном органе в сфере закупок Законом о контрактной системе возлагается на лицо, подавшее жалобу на соответствующие действия Заказчика в порядке Главы 6 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, на заседание Комиссии УФАС Заявитель не представил в составе своей жалобы доказательств, подтверждающих обоснованность доводов жалобы, в том числе, в части обоснования того, каким образом нарушаются требования законодательства, также подателем жалобы не представлено доказательств, подтверждающих довод Заявителя, что рассматриваемый порядок оценки ограничивает количество участников закупки.
3. В соответствии с ч. 5 ст. 54.4 Закона о контрактной системе, конкурсная комиссия осуществляет оценку первых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме участников закупки, допущенных к участию в таком конкурсе, по критерию, установленному пунктом 3 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона (при установлении этого критерия в конкурсной документации). Оценка заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме не осуществляется в случае признания конкурса не состоявшимся в соответствии с частью 8 настоящей статьи.
В силу ч. 6 ст. 54.7 Закона о контрактной системе, конкурсная комиссия осуществляет оценку вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, в отношении которых принято решение о соответствии требованиям, установленным конкурсной документацией, для выявления победителя такого конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации и относящихся ко второй части заявки (при установлении этих критериев в конкурсной документации). Оценка указанных заявок не осуществляется в случае признания открытого конкурса в электронной форме не состоявшимся в соответствии с частью 9 настоящей статьи.
Комиссия УФАС отмечает, что в соответствии с протоколом подведения итогов конкурса с ограниченным участием в электронной форме от 24.05.2021 NППИ1 на участие в конкурсе была подана единственная заявка, следовательно, в материалах дела отсутствуют сведения, позволяющие утверждать, что выявленные нарушения повлияли на права и законные интересы участников закупки и повлияли на результаты закупки.
Таким образом, Комиссией УФАС в соответствии с п. 3.35 Административного регламента принято решение обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать в связи с отсутствием доказательств того, что выявленные нарушения повлияли на результаты закупки.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 8, 14, 32, 33, 54.3, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Алеста" частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения п. 8 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении выявленного нарушения не выдавать в связи с отсутствием доказательств того, что оно повлияло на результаты закупки.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 25 мая 2021 г. N 44-2404/21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.05.2021