Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии, заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Золиной Г.В.,
Членов комиссии:
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Вишневской Е.В.,
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Рошевского С.И.
специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Карпель Б.Ш.
В присутствии представителей:
от заказчика - Лебедева О.Г.,
от уполномоченного органа - Дворяткин А.В.,
от ООО "Весна" - представитель не присутсвовал
УСТАНОВИЛА:
В Ставропольское УФАС России поступила жалоба ООО "Весна" действия заказчика - ГБУ СК "СТАВАВТОДОР", уполномоченного органа - Комитета Ставропольского края по государственным закупкам по факту осуществления закупки путем проведения аукциона в электронной форме N 0121200004721000390 "Поставка инертных материалов для обеспечения нужд Александровского, Труновского филиалов ГБУ СК "Стававтодор".
Заявитель обжалует действия заказчика в части закупки.
Представитель заказчика пояснил:
Все процедуры по осуществлению вышеуказанной закупки были проведены в соответствии с требованиями Закона. Действия заказчика соответствуют требованиям действующего законодательства РФ о контрактной системе.
Комиссия, выслушав доводы сторон, проанализировав имеющиеся в деле документы, проведя в соответствии со ст. 99 Закона внеплановую проверку закупки установила:
В доводах жалоба ООО "Весна" заявитель указывает следующее:
"_В п. 2.2.1 Раздела 2, Требования к участникам конкурса в электронной форме сказано:
1) Соответствие участника закупки требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки: (пункт 1 части 1 статьи 31 Федерального закона): не установлено.
Согласно ч.1 ст. 31 Закона о контрактной системе "При осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: 1) соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки". Хотелось бы отметить, что в ч.1 ст. 31 говорится об обязательных требованиях к участникам закупки, но Заказчик, нарушает закон объявляя первое же требование "не установленным", т.е. не требующим соответствия.
Считаем, что отсутствие обязательных требований в документации недопустимо. При составлении допущена фундаментальная ошибка, соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работ оказание услуг, являющихся объектом закупки, говорит о том, что участник закупки должен обладать правами в соответствии с законодательством РФ осуществлять вид деятельности, являющийся объектом закупки. В ч.1 ст. 49 Гражданского кодекса РФ не двусмысленно сказано, что юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительном документе, и нести связанные с этой деятельностью обязанности. В ч. 3 ст. 49 Гражданского кодекса РФ говориться о том, что правоспособность юридического лица возникает с момента внесения его в единый государственный реестр юридических лиц. А согласно п. п), ч. 1 ст.5 Федерального закона N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в едином государственном реестре юридических лиц должны содержаться следующие сведения и документы о юридическом лице _ коды по Общему классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД)_, из чего делаем вывод, что при регистрации юридического лица (или при внесении изменений) виды экономической деятельности на основании которых данное лицо ведет свою деятельность и в отношении которых может иметь гражданские права и связанные с этой деятельностью обязанности должны быть обязательно включены в ЕГРЮЛ. В противном случае обладание гражданскими правами и связанными с деятельностью обязанностями не наступают, а следовательно, осуществлять деятельность не указанную в ЕГРЮЛ юридическое лицо не имеет никакого законного права_".
Рассмотрев доводы жалобы ООО "Весна", Комиссией установлено следующее:
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 7 Закона о контрактной системе, открытость и прозрачность информации, указанной в части 1 настоящей статьи, обеспечиваются, в частности, путем ее размещения в единой информационной системе, информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Статья 33 Закона о контрактной системе предписывает заказчику при описании в документации о закупке объекта закупки руководствоваться правилами, изложенными в указанной статье.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчику предписано использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Довод заявителя о том, что, участник закупки должен соответствовать требованиям установленным п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона N44-ФЗ несостоятельны, так как для осуществления такого вида деятельности как поставка инертных материалов не требуются специальные разрешения, соответственно заказчику не представлялось возможным конкретизировать, каким документом участник подтверждает соответствие вышеуказанному требованию. Данное обстоятельство вытекает из норм, регламентирующих содержание аукционной документации.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона N44-ФЗ в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.
Государственная лицензия, членство в саморегулируемой организации, обязательная аккредитация, разрешение правообладателя - данные требования устанавливаться, когда того требует законодательство. Правила установлены п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона N44-ФЗ, ч. 3 п. 1 ст. 49 ГК РФ. Виды деятельности, на которые нужна лицензия, либо выписка с реестровой записью из реестра лицензий перечислены в Федеральном законе от 04.05.2011 N99-ФЗ.
Предметом данного контракта является поставка товара. Законом N44-ФЗ и законодательством не установлено дополнительных требований к специальным разращениям, лицензиям и т.д.
Более того на рассмотрении, комиссией установлено, что прямо в законе не указано требование о том, что юридическое лицо должно осуществлять свою деятельность именно по тем кодам ОКВЭД, которые содержаться строго в ЕГРЮЛ.
Таким образом, мнение заявителя жалобы, о том, что юридическое лицо осуществлять деятельность не указанную в ЕГРЮЛ не имеет право - является несостоятельным и не соответствует требованиям как и Закона N44-ФЗ в частичности, так и действующего законодательства РФ в целом.
Согласно части 3 статьи 421 ГК РФ стороны могут заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами (смешанный договор). К отношениям сторон по смешанному договору применяются в соответствующих частях правила о договорах, элементы которых содержатся в смешанном договоре, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа смешанного договора.
В соответствии с пунктом 1 статьи 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (пункт 4 статьи 421 ГК РФ).
Из пункта 1 статьи 425 ГК РФ следует, что договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения.
В силу пункта 1 статьи 525 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) поставка товаров для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основе государственного или муниципального контракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных или муниципальных нужд.
Согласно пункта 2 статьи 525 ГК РФ к отношениям по поставке товаров для государственных или муниципальных нужд применяются правила о договоре поставки (статьи 506 - 522), если иное не предусмотрено правилами ГК РФ.
Согласно статье 506 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК) по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
Согласно статье 516 ГК РФ покупатель оплачивает поставляемые товары с соблюдением порядка и формы расчетов, предусмотренных договором поставки.
Правоотношения сторон по размещению заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд регулируются Федеральным законом N 44-ФЗ.
При таких обстоятельствах, Комиссией Ставропольского УФАС России по контролю в сфере закупок в действиях заказчика - ГБУ СК "СТАВАВТОДОР", уполномоченного органа - Комитета Ставропольского края по государственным закупкам по факту осуществления закупки путем проведения аукциона в электронной форме N 0121200004721000390 "Поставка инертных материалов для обеспечения нужд Александровского, Труновского филиалов ГБУ СК "Стававтодор" нарушения требований Закона N 44-ФЗ не установлены.
Комиссия, руководствуясь ст. 99, ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Весна" действия заказчика - ГБУ СК "СТАВАВТОДОР", уполномоченного органа - Комитета Ставропольского края по государственным закупкам по факту осуществления закупки путем проведения аукциона в электронной формеN 0121200004721000390 "Поставка инертных материалов для обеспечения нужд Александровского, Труновского филиалов ГБУ СК "Стававтодор" - необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии Г. В. Золина
С. И. Рошевский
Члены комиссии
Е. В. Вишневская
Б. Ш. Карпель
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 24 мая 2021 г. N 026/06/64-1214/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.05.2021