Резолютивная часть решения оглашена 20.05.2021
Комиссия Владимирского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
на основании части 8 статьи 106 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок) и Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - административный регламент) рассмотрела жалобу общества с ограниченной ответственностью "Научно-Технический центр Системинвест" (г. Москва) на положения документации электронного аукциона на оказание услуг по доработке автоматизированной информационной системы "Семья" для нужд Департамента образования Владимирской области, включая установку, настройку и техническое сопровождение на срок 1 год (извещение N 0128200000121003060), в открытом заседании, в присутствии представителей заказчика - Департамента образования Владимирской области, заявителя - ООО "НТЦ Системинвест"
В ходе рассмотрения дела о нарушении законодательства в сфере закупок N 033/06/33-463/2021 Комиссия Владимирского УФАС России,
УСТАНОВИЛА:
Во Владимирское УФАС России поступила жалоба ООО "Научно-Технический центр Системинвест" (далее - заявитель) на положения документации о проведении электронного аукциона на оказание услуг по доработке автоматизированной информационной системы "Семья" для нужд Департамента образования Владимирской области, включая установку, настройку и техническое сопровождение на срок 1 год (извещение N 0128200000121003060).
По мнению заявителя, аукционная документация составлена с нарушениями требований частей 1,2 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
В частности в пункте 5.1 Технического задания - Назначение системы (Приложение N 2 к Информационной карте) имеется требование "ведение учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих сохраненные жилые помещения". Между тем, действующим российским законодательством (в частности Жилищным кодексом РФ, Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ) термин "сохраненные жилые помещения" не предусмотрен.
Кроме того, в аукционной документации отсутствуют сведения о использующейся (дорабатываемой) для нужд заказчика АИС "Семья", в частности сведений о языке программирования, перечне подсистем и наименовании функций для каждой подсистемы, структуре базы данных, о перечне объектов, которые используют данную автоматизированную систему. Также отсутствуют сведения о функциональных подсистемах которые требуют доработки. Также отсутствует перечень проектной и рабочей документации на дорабатываемую систему.
Также по ряду позиций технического задания аукционной документации (например по пунктам 5.1, 6.2, 6.1.4.2, 6.4.2.1, 6.4.3, 6.4.4.4, 8.1) не представляется возможным определить требования заказчика к выполняемым услугам. В ответах на запросы разъяснений положений аукционной документации заказчик указывает "Согласно п.п.8.1 п.8 в рамках выполнения работ Исполнитель должен провести детализацию и конкретизацию тех или иных положений ТЗ и согласовать с Заказчиком".
Позиция заявителя подтверждается также практикой Ставропольского УФАС России по закупке 0121200004720000427.
На основании изложенного, заявитель просит признать жалобу обоснованной, выдать предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Представители заказчика по существу жалобы пояснили следующее.
В соответствии с Семейным кодексом РФ (статьи 148, 155.3) к правам детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей относится, в том числе сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением. Таким образом, при передаче ребенка, оставшегося без попечения родителей, в семью или в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, органом опеки и попечительства принимается акт о сохранении права ребенка на жилое помещение, которое хранится в личном деле ребенка, с целью обеспечения защиты имущественных прав ребенка, оставшихся без попечения родителей.
Согласно статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Постановлением администрации Владимирской области от 15.03.2021 N 120 утверждено Положение об осуществлении контроля за исполнением органами местного самоуправления переданных государственных полномочий Владимирской области по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних граждан, в том числе контроля за обеспечением использования и сохранности жилых помещений, нанимателями или членами семьи нанимателей по договорам социального найма или собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечения надлежащего санитарного и технического состояния жилых помещений, а также осуществления контроля за распоряжением ими.
В целях осуществления контроля Департаментом образования Владимирской области осуществляется сбор, обобщение и анализ сведений о жилых помещениях детей-сирот, нанимателями или членами семьи нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.
Таким образом, используемое понятие "ведение учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих сохраненные жилые помещения" характеризует ситуацию, связанную с сохранением права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилые помещения и не противоречит действующему законодательству.
В техническое задание аукционной документации 30.04.2021 были внесены изменения, уточняющие характеристики услуги. В пункте 4.5 Технического задания "Особые условия" указаны номера закупок, по которым была разработана система, требующая доработки, в рамках закупки N 0128200000121003060.
В разработанном заказчиком техническом задании в основном отражаются качественные характеристики объекта закупки. На стадии разработки технического задания невозможно определить конкретные показатели или диапазоны, поэтому заказчик разработал свои требованиям в форме, которая описывает его потребности. В техническом задании прописан алгоритм взаимодействия Исполнителя и Заказчика, который не говорит об изменениях тех или иных показателей, а только о том, что в процессе технического проектирования будет необходима детализация и конкретизация тех или иных положений, что не противоречит действующему законодательству о закупках.
На основании изложенного, представители заказчика просят признать жалобу необоснованной.
Заслушав мнения сторон, изучив представленные документы, исследовав доказательства сторон в рамках внеплановой проверки, проведенной в соответствии с пунктом 1 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В соответствии со статьями 148, 155.3 Семейного кодекса РФ дети, находящиеся под опекой (попечительством), имеют право на сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением, а при отсутствии жилого помещения имеют право на получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством. Дети, оставшиеся без попечения родителей и находящиеся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением либо, если отсутствует жилое помещение, получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.
В пункте 5.1 Технического задания - Назначение системы (Приложение N 2 к Информационной карте) имеется требование "ведение учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих сохраненные жилые помещения".
Комиссия полагает, что установленный заказчиком показатель "ведение учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих сохраненные жилые помещения" не противоречит требованиям действующего законодательства и не вводит потенциальных участников закупки в заблуждение. Указанный довод жалобы является необоснованным.
Предметом закупки является оказание услуг по доработке автоматизированной информационной системы "Семья" для нужд Департамента образования Владимирской области, включая установку, настройку и техническое сопровождение на срок 1 год.
Комиссия полагает, что в нарушение требований частей 1, 2 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок в аукционной документации отсутствует информация о дорабатываемой для нужд заказчика АИС "Семья", в частности отсутствуют сведения о языке программирования, перечне подсистем и наименовании функций для каждой подсистемы, структуре базы данных, о перечне объектов, которые используют данную автоматизированную систему; сведения о функциональных подсистемах которые требуют доработки. Также отсутствует перечень проектной и рабочей документации на дорабатываемую систему. Указанный довод жалобы является обоснованным.
Кроме того, как следует из пояснений заказчика на стадии разработки технического задания невозможно определить конкретные показатели или диапазоны по позициям, оспариваемым заявителем, поэтому заказчик разработал свои требованиям в форме, которая описывает его потребности. В техническом задании прописан алгоритм взаимодействия Исполнителя и Заказчика, который не говорит об изменениях тех или иных показателей, а только о том, что в процессе технического проектирования будет необходима детализация и конкретизация тех или иных положений, что не противоречит действующему законодательству о закупках.
Вместе с тем, Комиссия полагает, что в нарушение требований частей 1,2 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок заказчиком не определен перечень обязательных для заполнения полей по всем приведенным в техническом задании аукционной документации таблицам, также по показателю "Взаимосвязи между подсистемами Системы" не определен исчерпывающий перечень информации, который должен передаваться между уровнями системы. В данной части аукционная документация нуждается в корректировке и доработке.
Кроме того, в результате проведенной внеплановой проверки, Комиссией установлено, что в пункте 3 "Сроки выполнения работ" Технического задания аукционной документации и в Таблице 7 "Требования к составу, работ, результатам, срокам и этапам их выполнение" заказчиком установлены противоречивые сроки оказания услуг.
В соответствии с частью 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в сфере закупок в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
06.05.2021 АО ИВЦ ИНСОФТ был подан запрос на разъяснение положений аукционной документации. Однако в нарушение требований части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в сфере закупок, по состоянию на 09.00 13.05.2021 заказчиком ответ на вышеуказанный запрос о разъяснении положений аукционной документации размещен не был.
На основании изложенного, руководствуясь частями 8 статьи 106, пунктом 3 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Владимирского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Научно-Технический центр Системинвест" (г.Москва) на положения документации о проведении электронного аукциона на оказание услуг по доработке автоматизированной информационной системы "Семья" для нужд департамента образования Владимирской области, включая установку, настройку и техническое сопровождение на срок 1 год (извещение N 0128200000121003060) частично обоснованной (в части доводов о несоответствии ряда позиций технического задания аукционной документации требованиям частей 1,2 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок)
2. Признать заказчика нарушившим требования пункта 1 части 1, части 2 статьи 33, части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в сфере закупок
3. Вынести в отношении заказчика, аукционной комиссии, оператора электронной площадки предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
4. Передать материалы настоящего дела о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок уполномоченному должностному лицу Владимирского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства в отношении виновных лиц.
Настоящее решение вступает в законную силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 20 мая 2021 г. N 033/06/33-463/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.05.2021