Резолютивная часть оглашена
21.05.2021 г. г. Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (Самарское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Самарского УФАС) в составе:
рассмотрев в порядке, установленном статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок), Административным регламентом по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд утвержденным Приказом ФАС России от 19 ноября 2014 г. N 727/14, жалобу ООО "Техмедторг" на положения аукционной документации при проведении электронного аукциона на поставку медицинских изделий для ГБУЗ "Самарская областная клиническая больница им. В.Д. Середавина" (извещение N 0142200001321008808, начальная (максимальная) цена контракта - 387 660,00 рублей),
в присутствии представителей:
УСТАНОВИЛА:
В Самарское УФАС России поступила жалоба ООО "Техмедторг" на положения аукционной документации при проведении электронного аукциона на поставку медицинских изделий для ГБУЗ "Самарская областная клиническая больница им. В.Д. Середавина" (извещение N 0142200001321008808, начальная (максимальная) цена контракта - 387 660,00 рублей),
Согласно доводам жалобы ООО "Техмедторг" следует:
- Заказчиком нарушены положения ст.33 Закона о контрактной системе (правила описания объекта закупки), описание объекта закупки не соответствуют требованиям положений Постановления Правительства РФ от 08.02.2017 N145.
Заявитель просит признать жалобу обоснованной, внести изменение в документацию.
Представители Заказчика и Уполномоченного органа против доводов Заявителя возражали, просили в удовлетворении жалобы отказать, представили письменные пояснения.
Изучив материалы жалобы, письменные пояснения, документацию об электронном аукционе, проведя в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок внеплановую проверку, Комиссия Самарского УФАС России установила следующее.
Согласно п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе в сфере закупок в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В соответствии с ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Системное толкование вышеуказанных норм права указывает, на то, что Заказчик вправе сам определять такие требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам товара, которые соответствуют его потребностям с учетом специфики его деятельности, и обеспечивают эффективное использование бюджетных средств, но не способствуют ограничению количества участников закупки. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки, уточнить его характеристики, поскольку потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении соответствующих требований. В частности, при описании товара заказчик вправе указывать качественные параметры объекта закупки, которые являются определяющими для него. Заказчик не лишен возможности более точно и четко указывать требования к закупаемому товару, в том числе к необходимым параметрам товара, отвечающим потребностям заказчика.
Действующее законодательство о контрактной системе РФ не ограничивает право заказчика приобретать товары, работы и услуги в соответствии со своими нуждами и спецификой деятельности. Заказчик не имеет возможность установить требования к техническим, качественным характеристикам товара, которые удовлетворяли бы всех возможных участников закупок для государственных и муниципальных нужд. При этом Закон о контрактной системе не обязывает Заказчика при определении характеристик поставляемого товара в аукционной документации устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, маркам товара.
Требования, установленные техническим заданием, документацией об аукционе в электронной форме сформированы в соответствии с действующим законодательством РФ и потребностями заказчика. Конкретные технические характеристики и параметры, не имеющие аналогов, заказчиком не установлены, а также отсутствуют указания на конкретные модели изделий, товарный знак или иные индивидуализирующие сведения о закупаемом товаре.
Заявитель, в своей жалобе указывает, что Заказчиком были указаны избыточные требования (механические органы управления; включение/выключение устройства с использованием органов управления на лицевой (передней) панели ЭКС; габариты размера оборудования) к оборудованию, не оказывающие влияния на качество оказания медицинской помощи, что не соответствует действительности.
В соответствии с пунктом 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила) Заказчиком использована информация, включенная в позицию 26.60.14.110-00014 (Электрокардиостимулятор внешний, инвазивный) с указанием следующей информации: наименование товара, единица измерения количества товара, описание товара без ее видоизменения.
Пунктом 6 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд установлено: в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога). При этом, указанные Правила не содержат требования о наличии соответствующего научно подтвержденного обоснования. При этом Постановление N145 также не устанавливает никаких требований к форме и содержанию такого обоснования, в связи с чем, обоснованием приведено в техническом задании в свободной форме и в объеме, достаточным для понимания причин приобретения оборудования именно с такими характеристиками.
В рамках реализации полномочий, предусмотренных пунктами 5, 6 Правил использования КТРУ и ст. 33 Закона о контрактной системе, при описании объекта закупки на основании предоставленного права, Заказчиком были указаны характеристики товара в дополнение к характеристикам, установленным в позиции КТРУ: 26.60.14.110-00014, которые отвечают потребностям Заказчика.
В соответствии с пунктами 5 и 6 Правил, Заказчиком, было так же включено обоснование необходимости использования такой информации по каждой дополнительной функциональной, технической, качественной, эксплуатационной характеристике товара.
В отношении включенной в описании объекта закупки характеристики "Механические органы управления" поясняем следующее:
Механические органы управления (поворотные регуляторы) менее подвержены статическому электричеству и более устойчивы к механическим воздействиям, чем пленочные и сенсорные кнопки управления, что обеспечивает больший срок эксплуатации оборудования, и соответственно, влечет экономию бюджетных средств в части необходимости выполнения ремонта оборудования или замены (закупки) нового оборудования.
Механические органы управления в виде поворотных регуляторов не являются уникальным параметром. В таблице "Таблица со сведениями о зарегистрированных и используемых в лпу РФ внешних наружных кардиостимуляторах с различными вариантами исполнения управления", представленной заявителем жалобы, указаны три зарегистрированных электрокардиостимулятора, имеющие поворотные регуляторы. Таким образом, на рынке присутствуют как минимум три независимых производителя кардиостимуляторов с необходимым для Заказчика исполнением управления.
В отношении включенной в описании объекта закупки характеристики "Включение/выключение устройства с использованием органов управления на лицевой (передней) панели ЭКС" поясняем следующее:
Включение/выключение устройства с использованием органов управления на лицевой (передней) панели ЭКС необходимо для удобства активации устройства в ургентной ситуации при необходимости обеспечения временной стимуляции ЭКС-зависимого пациента.
Кнопкой "включение/выключение" должно активироваться включение/выключение аппарата. Расположение кнопки управления на лицевой (передней) панели ЭКС не является уникальным параметром, и на рынке присутствуют как минимум два независимых производителя кардиостимуляторов с необходимым для Заказчика расположением кнопки. Управление аппаратом будет осуществляться согласно инструкции по применению, разработанной изготовителем.
Что касается параметров габаритов размера оборудования, данные параметры оптимальны для возможности использования при размещении устройства на плече у пациента.
Требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам, эксплуатационным характеристикам товара позволяют обеспечить безопасность для пациентов, нуждающихся в проведении временной электрокардиостимуляции, и избежать опасных осложнений, которые могут быть связаны с невозможностью своевременной и интуитивно-понятной корректировки со стороны медицинского персонала текущей программы электрокардиостимуляции.
Таким образом, при описании объекта закупки, Заказчиком были включены характеристики, исключительно руководствуясь основными целями и задачами ЛПУ. Законом не предусмотрено ограничение по включению в аукционную документацию характеристик, являющихся значимыми для заказчика. Участник закупки не является специалистом в организации оказания медицинского помощи населению и не может оценить потребность заказчиков в той или иной продукции медицинского назначения.
Следует также отметить, что ни одна из заявленных дополнительных характеристик не является уникальной, и на рынке присутствуют как минимум два независимых производителя, неуказанных Заявителем, характеристики которых отвечают требованиям, указанным в техническом задании документации об аукционе. В результате изучения рынка товаров Заказчиком так же было получено несколько коммерческих предложений разных поставщиков о поставке товара, отвечающего потребностям Заказчика.
В соответствии с пунктом 5 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями ст.33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:
а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации N 878, при условии установления в соответствии с указанным Постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств;
Документация об электронном аукционе содержит обоснование невозможности соблюдения ограничений допуска иностранной радиоэлектронной продукции, которое составлено на основании подпункта "а" пункта 2 Порядка подготовки обоснования невозможности соблюдения ограничений на допуск, утв. Постановлением N878, (в связи с отсутствием в реестре сведений о товаре, соответствующем тому же классу (функциональному назначению) радиоэлектронной продукции, что и оборудование, планируемое к закупке).
Приводимая в жалобе ссылка на содержащуюся в Едином реестре российской радиоэлектронной продукции модель ("Вектор-МС") относится к другому классу товаров исходя из того, что имеет электронное управление. Таким образом, "Вектор-МС" относится к классу электронно-управляемых кардиостимуляторов, а Заказчик закупает механически управляемый кардиостимулятор.
Таким образом, в силу того, что в соответствии с пунктом 4 Постановления Правительства РФ N 878 ограничение на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, не устанавливается, поскольку, в реестре отсутствует радиоэлектронная продукция, соответствующая тому же классу (функциональному назначению) радиоэлектронной продукции, планируемой к закупке, установленным заказчиком требованиям к планируемой к закупке радиоэлектронной продукции, Заказчиком были указаны дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями ст.33 Закона о контрактной системе.
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ не содержит положений, ограничивающих право заказчика включать в документацию об аукционе требований к объекту закупки, которые являются для него значимыми, в том числе не содержит положений, обязывающих заказчика устанавливать в документации вопреки его потребностям такие требования к характеристикам объекта закупки, которые соответствовали бы всем существующим видам товаров, работ, услуг.
Утверждение о том, что совокупности технических характеристик, включенных в техническое задание, соответствует оборудование только одного производителя, не соответствует действительности.
Как указано Заказчиком, на рынке товаров представлено как минимум два товара разных производителей, отвечающими потребностям Заказчика. При обосновании начальной (максимальной) цены контракта Заказчиком получено 3 коммерческих предложения.
Доказательств, свидетельствующих о том, что содержащиеся в документации закупки требования создали одному участнику закупки преимущество перед другими, либо являются непреодолимыми для потенциальных участников закупки, а также каким-либо образом необоснованно повлекли за собой ограничение количества участников, Заявителем, вопреки требованиям части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе, представлено не было.
На основании вышеизложенного, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Самарского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Техмедторг" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 26 мая 2021 г. N 427-14860-21/4
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.05.2021