Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия),
рассмотрев жалобу ООО "НПО Фаворит" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ ПК "Городская клиническая больница N 2 имени Федора Христофоровича Граля" (далее - Заказчик), Министерство по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края (далее - Уполномоченный орган) при проведении конкурса с ограниченным участием в электронной форме на оказание услуг по организации питания в учреждении здравоохранения (изв. N 0156200009921000175) (далее - Конкурс),
УСТАНОВИЛА:
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках), нарушены действиями Заказчика, Уполномоченного органа.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, установлено следующее.
Согласно извещению N 0156200009921000175 Уполномоченным органом проводился конкурс с ограниченным участием в электронной форме на оказание услуг по организации питания в учреждении здравоохранения.
В соответствии с извещением о проведении открытого конкурса в электронной форме, конкурсной документацией:
1) извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 01.04.2021 г.
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - конкурс с ограниченным участием в электронной форме;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 37 570 656,85 руб.;
4) дата окончания подачи заявок - 20.05.2021 г.
По мнению Заявителя критерии оценки заявок, установленные Заказчиком, Уполномоченным органом создают преимущественное положение определенным хозяйствующим субъектам, не соответствуют требованиям Закона о закупках.
В соответствии с ч.1 ст.56.1 Закона о закупках под конкурсом с ограниченным участием в электронной форме понимается конкурс, при проведении которого информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса и конкурсной документации, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, победитель такого конкурса определяется из числа участников закупки, соответствующих предъявленным к участникам закупки единым требованиям и дополнительным требованиям.
Согласно ч. 4 ст. 56.1 Закона о закупках при проведении конкурса с ограниченным участием в электронной форме применяются положения настоящего Федерального закона о проведении открытого конкурса в электронной форме с учетом особенностей, определенных настоящей статьей.
Согласно ч.5 ст.56.1 Закона о закупках в отношении участников конкурса с ограниченным участием в электронной форме наряду с требованиями, установленными частью 1, частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона, предъявляются дополнительные требования, установленные в соответствии с частью 2 статьи 31 настоящего Федерального закона. При этом дополнительные требования не могут использоваться в качестве критерия оценки заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием в электронной форме.
В соответствии с ч.6 ст. 56.1 Закона о закупках извещение о проведении конкурса с ограниченным участием в электронной форме и конкурсная документация наряду с информацией, предусмотренной статьями 54.2 и 54.3 настоящего Федерального закона, должны содержать указание на установленные в соответствии с частью 5 настоящей статьи дополнительные требования к участникам закупки.
В соответствии с п.4 ч.1 ст.54.3 Закона о закупках, помимо информации, указанной в извещении, конкурсная документация должна содержать предусмотренные статьей 54.4 настоящего Федерального закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса в электронной форме, к составу заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе в электронной форме.
Требования к составу заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме определены ч.4, ч.6 ст.54.4 Закона о закупках. Аналогичные требования установлены Заказчиком в п.п. 2,3 раздела 8 конкурсной документации.
При этом Законом о закупках установлено, что отсутствие документов, подтверждающих квалификацию участника открытого конкурса в электронной форме, не является основанием для признания заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме не соответствующей требованиям документации о таком конкурсе (п.6 ч.6 ст.54.4 Закона о закупках).
Аналогичные положения указаны Заказчиком в п.3 раздела 8 документации.
Кроме этого, согласно п. 8 ч.1 ст.54.3 Закона о закупках, документация содержит критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В силу ч.1 ст.32 3акона о закупках, для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно ч.4 ст.32 Закона о закупках, в документации о закупке заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта. Не указанные в документации о закупке критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.
В соответствии с ч.5 ст.32 Закона о закупках, сумма величин значимости всех критериев, предусмотренных настоящей статьей, составляет сто процентов. Величина значимости критерия, указанного в пункте 2 части 1 настоящей статьи, не должна превышать величину значимости критерия, указанного в пункте 1 части 1 настоящей статьи.
Согласно ч.8 ст. 32 Закона о закупках порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
Такой порядок установлен Правилами оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 г. N 1085 (далее - Правила).
В п.1 Правил установлено, что настоящие Правила определяют порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в целях выявления лучших из предложенных условий исполнения контракта при проведении закупки, а также предельные величины значимости каждого критерия оценки заявок, окончательных предложений участников закупки.
Согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В силу пункта 10 Правил в конкурсной документации в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
На основании пункта 11 указанных правил для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Для каждого показателя критерия оценки устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Таким образом, в установленном порядке оценки должна четко прослеживаться зависимость между предложением участника, оценкой его заявки в целях выявления лучшего условия исполнения контракта.
Критерии оценки заявок участников закупки, порядок их оценки установлены в Приложении 1 конкурсной документации.
При этом согласно ч.1 ст.8 Закона о закупках контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В ч.2 ст.8 Закона о закупках установлено, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Уполномоченным органом, Заказчиком установлены следующие критерии оценки:
"Цена договора" - значимость критерия - 60%. "Квалификация участников конкурса" - значимость критерия - 40%. В рамках последнего критерия установлены следующие показатели:
2.1. |
Наличие у участника конкурса в штате медицинской сестры диетической (С1i) |
Коэффициент значимости = 0,35 |
Предмет оценки - наличие у Участника конкурса в штате медицинской сестры диетической (далее - сотрудник).
Предельно необходимым максимальным значением по данному показателю является наличие у участника конкурса 7 сотрудников (Кпред)
При отсутствии у участника конкурса сотрудников и (или) подтверждающих документов участнику конкурса по данному показателю присваивается 0 баллов. |
2.2. |
Наличие у участника конкурса в штате специалистов, имеющих профильное образование по специальности "Повар" (С2i) |
Коэффициент значимости = 0,35 |
Предмет оценки - наличие у Участника конкурса в штате специалистов, имеющих профильное образование по специальности "Повар" 4 разряда и/или 5 разряда и/или 6 разряда, стаж работы по специальности которого не менее 5 лет (далее - сотрудник).
Предельно необходимым максимальным значением по данному показателю является наличие у участника конкурса 10 сотрудников (Кпред)
При отсутствии у участника конкурса сотрудников и (или) подтверждающих документов участнику конкурса по данному показателю присваивается 0 баллов. |
2.3. |
Наличие у участника конкурса в штате врача-диетолога (С3i) |
Коэффициент значимости = 0,3 |
Предмет оценки - наличие у Участника конкурса в штате врача-диетолога, стаж работы по специальности которого не менее 5 лет (далее - Сотрудник).
Предельно необходимым максимальным значением по данному показателю является наличие у участника конкурса 5 сотрудников (Кпред)
При отсутствии у участника конкурса специалистов и (или) подтверждающих документов участнику конкурса по данному показателю присваивается 0 баллов. |
Заявитель полагает, что указанное количество сотрудников, соответствующей квалификации имеется только у крупных организаций, так как при оказании услуг питания такое количество сотрудников указанных профессий не требуется, что приводит к ограничению конкуренции.
Кроме того, в приложении N1 к ТЗ установлено, что питание производится в соответствии с основным вариантом стандартной диеты и приложено сводное семидневное меню, в соответствии с которым необходимо оказывать услуги. Что свидетельствует об отсутствии необходимости в большом штате сотрудников.
Заявителем также приводятся аналогичные закупки на оказание услуг по предоставлению готового лечебного питания пациентам, где Заказчиками были установлены следующие критерии оценки заявок участников закупки по показателям наличие сотрудников:
- ГБУЗ ПК "Пермская краевая клиническая больница": наличие у участников конкурса в штате медицинской сестры диетической - 2 сотрудника, наличие у участника конкурса в штате врача-диетолога - 2 сотрудника (без указания обязательного стажа работы по специальности) при объеме оказания услуг 365 940 койко-дней;
- ГБУЗ ПК "Краевая больница им. Вагнера Е.А." г. Березники: наличие у участника конкурса в штате медицинской сестры диетической - 3 сотрудника, наличие у участника конкурса в штате врача-диетолога - 2 сотрудника (без указания обязательного стажа работы по специальности) при объеме оказания услуг 365 940 койко-дней.
Как следует из письменных пояснений Заказчика данные критерии были разработаны с учетом необходимости обеспечения исполнителем качественных услуг по организации питания. При этом критерии по количеству сотрудников в штате у участника определяется объемом оказываемых услуг. Так по гражданско-правовому бюджетного учреждения на организацию питания в учреждениях здравоохранения N 0156200009918000556 от 07.12.2018 за период с 07.12.2018 по 31.12.2019 г. исполнителем были оказаны услуги в количестве 149 893 койко-дней.
Таким образом, у Заказчиков, где объем оказываемых услуг превышает рассматриваемую закупку, количество сотрудников в штате меньше, что еще раз подчеркивает отсутствие необходимости в большом штате.
Исходя из изложенного, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком, Уполномоченным органом, установившим требования к количеству сотрудников в штате и к стажу работы по специальности, созданы неравные условия для конкурирующих хозяйствующих субъектов.
При этом Заказчиком надлежащим образом не обоснована и не доказана потребность в наличии упомянутых требований к участникам закупки в целях выявления лучшего условия исполнения контракта.
Исходя из изложенного, Заказчиком, Уполномоченным органом нарушены требования п. 8 ч.1 ст.54.3 Закона о закупках.
В указанных действиях должностных лиц Заказчика, Уполномоченного органа содержатся признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "НПО Фаворит" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ ПК "Городская клиническая больница N 2 имени Федора Христофоровича Граля" (далее - Заказчик), Министерство по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края (далее - Уполномоченный орган) при проведении конкурса с ограниченным участием в электронной форме на оказание услуг по организации питания в учреждении здравоохранения (изв. N 0156200009921000175) обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушение требований п.8 ч.1 ст.54.3 Закона о закупках.
3. В целях устранения выявленного нарушения выдать предписание Конкурсной комиссии, Заказчику, Уполномоченному органу, Оператору электронной площадки.
4. Передать материалы настоящей жалобы должностному лицу Пермского УФАС России для принятия решения о привлечении должностных лиц Заказчика, Уполномоченного органа к административной ответственности за допущенные нарушения Закона о закупках.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 25 мая 2021 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.05.2021