Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу ООО "Эвотрейд" (вх. N 008413) (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ ПК "Пермская краевая клиническая больница" при проведении электронного аукциона на оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту эндоскопического медицинского оборудования (изв. N 0356200002021000441) (далее - Аукцион, Закупка),
УСТАНОВИЛА:
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), нарушены действиями Заказчика.
Уведомлением Пермского УФАС России (от 20.05.2021 N 006054-21) рассмотрение жалобы было назначено на 24.05.2021 в 11:30 ч.
В ходе заседания Комиссии объявлен перерыв до 26.05.2021 с целью анализа доводов жалобы, аукционной документации и принятия решения. После перерыва рассмотрение жалобы продолжено Комиссией в прежнем составе без вызова сторон.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о контрактной системе, в соответствии Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, установлено следующее.
Согласно извещению N 0356200002021000441 ГБУЗ ПК "ПЕРМСКАЯ КРАЕВАЯ КЛИНИЧЕСКАЯ БОЛЬНИЦА" (далее - Заказчик) проводится аукцион в электронной форме на оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту эндоскопического медицинского оборудования.
В соответствии с извещением и документацией о проведении аукциона в электронной форме:
1) извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 05.05.2021 г.
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - аукцион в электронной форме;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 2 970 000,00 руб.;
4) дата окончания подачи заявок - 27.05.2021 г.
Заявитель жалобы считает, что Заказчиком, в нарушение требований ГОСТ Р 57501-2017 в техническом задании не указана информация об идентификации запасных частей. Также Заявитель указывает, что п. 6.2, 6.3 установлены ограничивающие конкуренцию требования к порядку оказания услуги.
Согласно ч. 1 ст. 59 Закона о контрактной системе, под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В соответствии с п. 1, 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги; требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, первая часть заявки на участие в электронном аукционе, за исключением случая, предусмотренного частью 3.1 настоящей статьи, должна содержать:
1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:
а) наименование страны происхождения товара;
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
Первая часть заявки на участие в электронном аукционе, предусмотренная частью 3 настоящей статьи, может содержать эскиз, рисунок, чертеж, фотографию, иное изображение товара, на поставку которого заключается контракт (ч. 4 ст. 66 Закона о контрактной системе).
Согласно ч. 6.1 ст. 66 Закона о контрактной системе, в случае установления недостоверности информации, содержащейся в документах, представленных участником электронного аукциона в соответствии с частями 3, 5, 8.2 настоящей статьи, аукционная комиссия обязана отстранить такого участника от участия в электронном аукционе на любом этапе его проведения.
В силу п.п. 1-3 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, в том числе, следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;
3) описание объекта закупки может включать в себя спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работы, тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии.
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В силу ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе, не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Согласно п. 2, 3 раздела 5 информационной карты аукционной документации, объектом закупки является Оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту эндоскопического медицинского оборудования. Подробное описание объекта закупки указано в Приложении 2 "Техническое задание (Спецификация)", в Приложении 3 "Проект контракта"
Заявитель жалобы указывает, что 08.06.2017 Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии введен в действие "ГОСТ Р 57501-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Техническое обслуживание медицинских изделий. Требования для государственных закупок", устанавливающий основные требования, которые должны содержаться в технических заданиях (ТЗ) для государственных закупок в части технического обслуживания (ТО) медицинских изделий (МИ).
Согласно п. 5.6.2.3 ГОСТ Р 57501-2017, в подразделе, содержащем требования к ремонту МИ, приводят:
При наличии требований по поставке запасных частей для проведения ремонта в пункте приводят требования:
- к идентификации запасной части (наименование, каталожный или иной идентификатор, согласно технической и эксплуатационной документации изготовителя (производителя)).
Заявитель жалобы указывает, что в нарушение указанного положения, техническое задание не содержит идентификаторы запасных частей.
Между тем, согласно того же пункта ГОСТ Р 57501-2017, в том случае, если при заключении договора невозможно определить точный объем закупки запасных частей и расходных материалов, а также объем ремонтных работ, может быть предусмотрена возможность закупки за единицу продукции согласно Закона о контрактной системе. В этом случае в ТЗ должны содержаться указания по порядку организации и проведения ремонтных работ и закупки запасных частей и расходных материалов, а в приложениях к ТЗ должны быть приведены:
- перечень запасных частей и расходных материалов, замена которых может проводиться в рамках ремонтных работ, включающий характеристики запасных частей и расходных материалов и указание на МИ, для ремонта которых они применяются;
- перечень выполняемых работ, включающий описание ремонтных работ и указание на МИ, для ремонта которых данные работы проводятся.
В рассматриваемом случае, при осуществлении закупки Заказчиком не определяется точный объем закупки запасных частей и расходных материалов, а также объем ремонтных работ, в виду невозможности их определения. Закупка производится Заказчиком за единицу продукции, что следует из п. 2.1, 2.2 Проекта контракта.
При этом, перечень запасных частей и расходных материалов, а также перечень выполняемых работ указаны Заказчиком в техническом задании, соответственно, в приложении N 3 и приложении N 1 к техническому заданию.
Таким образом, довод жалобы о не указании информация об идентификации запасных частей, признается Комиссией необоснованным.
В части довода жалобы об установлении ограничивающих конкуренцию требований к порядку оказания услуги, Комиссией установлено следующее.
Согласно п. 6.2 Технического задания, техническое диагностирование выполняется неограниченное количество раз в течение срока действия договора; прибытие специалиста Исполнителя - в течение 1 часа с момента получения заявки от Заказчика, направленной по средствам различных видов связи (телефон, и (или) факс, и (или) е-mail).
Согласно п. 6.3 Технического задания, техническое обслуживание проводится 1 раз в квартал; прибытие специалиста Исполнителя - в течение 1 часа с момента получения заявки от Заказчика, направленной по средствам различных видов связи (телефон, и (или) факс, и (или) е-mail).
Комиссия приходит к выводу, что указанные требования к сроку, в течении которого должно быть обеспечено прибытие специалиста, является избыточным и неразумным, для выполнения которого исполнителю необходимо, фактически, постоянно находиться в непосредственной близости от места оказания услуг.
Так, к примеру, установленными приложением Б к ГОСТ Р 57501-2017 примерам требований к техническому обслуживанию медицинских изделий, а именно, пунктом Б.6.2.1, предлагается исчислять срок реагирования исполнителя по заявке заказчика в рабочих днях.
Комиссия отмечает, что указанный пример носит демонстрационный характер и не может быть использован как типовой при составлении ТЗ. Однако установление срока реагирования в 1 час с момента получения заявки заказчика, являющегося объективно неразумным и избыточным, квалифицируется Комиссией как включение в описание объекта закупки требований к работам, услугам, влекущим ограничение количества участников закупки, что не допускается в силу п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Заказчиком не приведено обоснования необходимости установления такого сжатого срока при периодическом техническом обслуживании медицинских изделий, не связанным с выходом их из строя, что и является объектом закупки.
Допущенное Заказчиком нарушение привело к тому, что на участие в аукционе поступило лишь 2 заявки.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о нарушении Заказчиком п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, при утверждении аукционной документации.
Следовательно, в данной части доводы жалобы признаются Комиссией обоснованными.
В указанных действиях (бездействии) Заказчика имеются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.1 ст. 7.30 КоАП РФ.
В этой связи, с целью устранение выявленного нарушения, Комиссией принято решение о выдаче предписания, направленного на внесение изменений в аукционную документацию, в части установления разумного срока реагирования по заявке заказчика, исходя из его потребности.
Руководствуясь статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Эвотрейд" (вх. N 008413) на действия ГБУЗ ПК "Пермская краевая клиническая больница" при проведении электронного аукциона на оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту эндоскопического медицинского оборудования (изв. N 0356200002021000441) обоснованной в части 2 довода жалобы;
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушение требований п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе;
3. Выдать предписание, направленное на устранение выявленных нарушений;
4. Передать материалы настоящей жалобы должностному лицу Пермского УФАС России для принятия решения о привлечении Заказчика, Уполномоченного органа и должностных лиц к административной ответственности за допущенные нарушения Закона о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 26 мая 2021 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.05.2021